Проект "Обучение ребенка сотрудничеству со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе"
проект по математике (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sotrudnichestvu.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
структурное подразделение «Детский сад № 41»
ПРОЕКТ
«Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»
Составитель:
Панченко Юлия Игоревна
воспитатель
Краснокамск
2014
Пояснительная записка
Проект «Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»
Автор проекта: Панченко Юлия Игоревна, воспитатель 9 разряда
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Продолжительность проекта: ноябрь – май 2014 г.
Вид проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатель
Цель: обучение навыкам учебного сотрудничества.
Задачи:
- формировать произвольность поведения и обучения детей в разных ситуациях, связанных со сменой партнеров взаимодействия (один – все вместе – в паре);
- научить детей видеть партнера и согласовывать с ним свои действия;
- вырабатывать умение решать конфликтные ситуации;
- способствовать развитию способности договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и друг друга;
- применять необходимые для сотрудничества схемы, знаки, правила, символы как в образовательной, так и в повседневной деятельности.
Актуальность проекта.
Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность ХХI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также положительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Это человек, способный оказать поддержку другому, уважать достоинство окружающих, учитывать взгляды партнеров по общению и, в то же время, умеющий отстоять свою точку зрения, свободно выражая мысли, чувства и предпочтения. Все это является содержанием коммуникативных способностей, формирование которых должно начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста.
В качестве предпосылок к овладению коммуникативными универсальными учебными действиями в младшем школьном возрасте можно выделить социально-коммуникативную компетентность, которая в ряду с другими ключевыми компетентностями (информационной, технологической) рассматривается как результат дошкольного образования. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
В дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками.
Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Необходимость раннего формирования положительного опыта взаимодействия детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать этикет, слушать партнера. Вместе с тем способность к взаимодействию, составляющая основное содержание социально-коммуникативной компетентности, – необходимый компонент самореализации человека его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к обучению в школе.
Формы реализации проекта:
1.Системная образовательная деятельность (НОД по ФЭМП, развитию речи, грамоте, ФЦКМ, ФИЗО).
2.Беседы
3.Игры (дидактические, подвижные, малой подвижности)
4. Деятельность на прогулках
5. Чтение художественной литературы
6.Совместные коллективные работы (художественное творчество)
7.Экскурсия
Предварительный этап:
♦ Беседы: «О дружбе» (в форме театрализованной игры); «Золотые правила дружбы»; «Что такое сотрудничество?».
♦ Чтение литературы: Л. Толстой «Отец и сыновья», Е. Агеенков «Сказка о дружбе», И. Туричин «Дружба». Р. Руднев «Добрая память»; И.Крылов «Лебедь, рак и щука»,Б. Савельев «Настоящий друг», А. Тетивкин «Маруси», Ю. Любимцев «Как лучше», пословицы и поговорки о дружбе, взаимопомощи.
♦ Игры: «Это я! Это я! Это все мои друзья!», «Чепуха», «Раненый товарищ», «Что мы делали», «Человек к человеку».
Основной этап:
Сроки | Содержание |
Ноябрь | Проведение диагностики «Варежки» на выявление навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности. Введение знаков «Я», «ХОР» на занятиях; Обговаривание правил поведения на занятиях; Образование групп по территориальному признаку ( рассаживаются за расставленные столы); Введение правила «Колокольчика» (выполнение заданий за определенное время, заканчивать и начинать по сигналу); Работа со схемой времени (совместно изготовить, отметить основные дела в течение дня картинками-символами); Выполнение заданий (ФЭМП, Грамота) по группам; Введение схемы группы, нахождение реальных предметов, свое место за столами на плане; Игры «Кто позвал?», «Чья ладошка?»; Создание «Портфолио группы»: заполнение – оформление страниц «Портрет группы», «Наши любимые цвета, блюда»; Выбор, обсуждение вариантов как можно отблагодарить друг друга за совместную работу: рукопожатия, объятия, словами, своими знаками-касаниями. |
Декабрь | Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», В. Драгунский «Что я люблю», «…И чего я не люблю». Продолжать работу в группах, со схемами времени и группы. Введение знаков «+», «-» (правильно, согласен – неверно, не согласен с ответом). Учиться договариваться с партнерами, выбирать «говорящего» за всех, приходить к единому ответу. Групповая работа – обсуждение по выяснению предпочтений детей, что любят и чего не любят, оформление листа в портфолио «Что мы любим» и «Что мы не любим» (из индивидуальных рисунков-символов с комментариями воспитателя). Введение способа самооценки своей и групповой деятельности: шкалы «Правильно – красиво», «Правильно – дружно». Игр «3,4,5». Создание «Календаря ожидания Нового года». |
Январь - февраль | Отработка ранее введенных знаков, символов, правил. Показать способы объединения в пару (по разрезным картинкам, геометрическим фигурам, симпатиям, парным картинкам и др.). Новая расстановка столов (буквой П). Организация образовательной и повседневной (выборочно) деятельности в парах: ФЭМП, Грамота, ФИЗО, прогулки, игры. Введение знака «МЫ». Создание коллективной творческой работы «Это – мы!» (плакат для оформления «Островка спокойствия»). Знакомство с играми в парах: «Зеркало, «Попугай», «Замри», «Фоторобот». Заучивание считалок, «мирилок» для решения конфликтных ситуаций. Оформление листов «Что я умею», «Чего я не умею, но хочу научиться». |
Март | Закрепление ранее введенных навыков, умений. Сознательное создание ситуаций столкновений мнений (в организованной образовательной и повседневной деятельности) для выработки правил спора. Беседа «Можно ли жить без драк, ссор, обид?». Чтение психологической сказки «Как ромашки с васильками поссорились» Е. Вишнева. Задание для совместной с родителями деятельности: «Случай, как мне удалось не поссориться» (составление рассказа). Введение знака «?» (учить обращаться к воспитателю с вопросом). Групповые задания с недоопределенными правилами игры «Однорукие», «повтори! Замени! Отличись!». Введение маркеров – смайликов для регулирования пространственных, количественных отношений в повседневной деятельности (игры, рисование, чтение и др.). Страничка портфолио «Что меня радует», «Что меня огорчает». |
Апрель | Экскурсия в школу, к первоклассникам (сравнить их поведение, правила с дошкольниками). Игры «Ателье» (выработка умения обращаться за помощью), «Да и нет не говорить», «Ручеек», «Меняются те, кто…», «Мы – детективы», на ФИЗО – групповое жонглирование. Учиться высказывать свое мнение по различным ситуациям, выслушивать чужое. Чтение литературы: Е. Воробьев «Обрывок провода», Е. Пермяк «Пичугин мост», Н. Носов «На горке». НОД по формированию навыков сотрудничества «Книжкина больница». Создание страницы «Кто чему хочет научиться в школе». |
Май | Игра «Сон – пальма – скунс». Дополнить портфолио фотографиями из жизни группы в рамках реализации проекта, отзывами родителей. Итоговое развлечение. Диагностика «Сапожки» Т. И. Бабаева (определение способности детей вступать в сотрудничество, согласовываться свои действия с действиями партнера). |
Предполагаемый результат:
- сформированы навыки взаимодействия со сверстниками;
- развиты способности детей слушать и слышать друг друга, соблюдать сформированные ими правила совместной деятельности;
- выработано умение решать конфликтные ситуации мирными способами, вести споры без оскорблений, прибегая к аргументам;
- созданы предпосылки для успешной адаптации в новом детском коллективе (в школе, спортивных секциях).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию навыков сотрудничества
Тема: «Календарь ожиданий»
Цель:
Формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.
Задачи:
Учить детей объединяться в пары «по симпатии»;
Научить распределять действия между собой;
Развивать умение детей благодарить друг друга за помощь;
Показать детям новый способ изготовления украшений для елки.
Материал:
Искусственная ель; фантики; нитки; календарь, коробочка для бантиков.
Ход НОД:
1. Вовлечение в деятельность
Воспитатель вносит в группу искусственную елку и начинает ее собирать.
- Ребята, посмотрите какая красивая елочка. А какой праздник вам напоминает елка? (Новый год). Совершенно верно. Скоро будет всеми любимый праздник новый год. Вы любите этот праздник? А кто-то знает, когда он будет?
2. Цель деятельности
- Долго еще до этого дня? Сколько дней осталось до праздника? Где можно посмотреть и сосчитать, сколько дней осталось? (на календаре).
- Давайте посчитаем (дети совместно с воспитателем отсчитывают количество оставшихся дней до новогоднего праздника – получается 15 дней).
3. Мотивация к деятельности
- Посмотрите, какой маленький у меня календарик, на нем совсем неудобно отсчитывать всем вместе. А вам, наверное, всем хочется знать, сколько же дней еще осталось до этого праздника.
- Надо нам с вами подумать, может можно как-то самим сделать такой календарь?
4. Планирование деятельности
- Ребята, а я вот в интернете недавно увидела интересную вещь, которая называется «Календарь ожиданий». И его совсем просто сделать самим. Для этого нужна такая вот елочка. Она будет основой для календаря ожиданий. Вы, наверное, все знаете, чем нужно украшать елочку? (игрушками). Вот мы и приготовим для елочки столько игрушек, сколько дней осталось да новогоднего праздника. И каждый день будем вешать на елку по одной игрушке из этой коробочки. Когда игрушек в коробочке не останется, тогда и наступит новогодний праздник. Попробуем это сделать?
- Сейчас в этой коробочке есть фантики от конфет. Из них можно сделать бантики. Вы умеете делать бантики?
Воспитатель начинает показывать как сделать бантик.
- Складываем фантик «гармошкой», хорошо проглаживаем пальчиками линию сгиба, теперь переворачиваем фантик и снова загибаем, проглаживаем. Весь фантик складываем «гармошкой».
5. Мотивация к объединению
- Сейчас возьмем ниточку и посередине перетянем «гармошку», что-то у меня не получается. (Обращается за помощью к младшему воспитателю) Наталья Геннадьевна, помогите мне, пожалуйста. Давайте я подержу гармошку за края, а Вы сделаете петельку. (делаем «петельку» из этой ниточки).
Получается бантик с веревочкой посередине. Демонстрируем его детям.
- Какой красивый бантик у нас получился. Я складывала фантик гармошкой, а Вы делали петельку из ниточки. Мне очень понравилось это делать с Вами вместе. А Вам?
- И мне, к тому же у нас получилось гораздо быстрее! Спасибо, что Вы мне помогли сделать такой замечательный бантик.
-И Вам спасибо, Юлия Игоревна!
6. Объединение в пары
- К сожалению, как вы, ребята, заметили, бантик сделать одному будет трудно, поэтому найдите каждый себе парочку, договоритесь, кто с кем хочет делать бантик, спросите, согласен ли ваш дружок.
- Кто нашел себе друга, возьмитесь за ручки, чтобы мы видели, что вы готовы работать вместе.
7. Распределение деятельности, проговаривание индивидуальной цели
- Что каждая парочка должна будет сделать? (Свернуть гармошкой фантик и сделать из веревочки петельку для бантика).
- Договоритесь в своей парочке, кто будет сворачивать фантик, а кто будет делать петельку.
- Что будешь делать ты? А что ты? (Вопросы к каждому ребенку в паре).
8. Оборудование рабочего места
- Что вам нужно приготовить для своей пары, чтобы получились игрушки – бантики для нашего календаря ожиданий новогоднего праздника? (2 фантика и 2 веревочки).
9. Осуществление деятельности детьми
9.1 Показ приемов изготовления воспитателем и мл. воспитателем.
- Кто будет сворачивать фантик гармошкой, подойдите ко мне.
- А кто будет делать петельку для бантика, подойдите ко мне.
9.2 Деятельность детей в паре
10. Оценка результатов, благодарность
- Покажите, какой бантик получился в вашей паре. Красивый? Почему он такой красивый получился? (каждый старался сделать свое, чтобы получился один и красивый)
- Теперь поблагодарите друг друга за общую работу. Скажите «Спасибо», пожмите друг другу руку, обнимитесь.
- И мы говорим вам «Спасибо», нам очень понравилось, как вы вместе работали.
11.Рефлексия
- Что вам было делать трудно? А что легко? Вам понравилось работать в паре? В следующий раз вы будете вместе работать?
12. Определение места расположения результата.
- Сейчас мы предлагаем вам положить ваши красивые игрушки – бантики в коробочку.
- А свой бантик мы повесим на елочку, потому что на один день до праздника осталось меньше.
- Каждый день мы будем с вами вывешивать по одному бантику на елочку. Таким образом, в коробочке будет бантиков меньше, а на елочке значит, их будет ... (больше). - А как вы думаете, можно ли в один день вывесить, например, три бантика? быстрее наступит праздник?
- Значит, какой вывод можно сделать? Сколько бантиков вывешивать в день?
- Как узнать, сколько дней до праздника останется? (Посчитать бантики в коробочке).
- Куда вы предлагаете поставить эту елочку – календарь ожиданий новогоднего праздника?
- Нашу красавицу елочку мы поставим на эту полочку, чтобы всем ребятам было видно, скоро ли наступит новогодний праздник, и чтобы не забывать каждый день отмечать на ней количество пройденных дней.
13. Переключение на самостоятельную деятельность
- Вам понравилось изготавливать игрушки – бантики? Что вам было интереснее сделать гармошку или завязать петельку? А для чего можно еще изготовить такие игрушки – бантики? (Чтобы украсить группу или сделать такой календарь ожиданий дома).
Вот здесь еще остались фантики и ниточки, кто желает, сделайте еще…!
Переход к самостоятельной деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию навыков сотрудничества.
Тема: «Книжкина больница»
Цель: Формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.
Задачи:
- Учить детей объединяться в пары «по разрезным картинкам»;
- Научить распределять действия между собой в паре;
- Развивать умение детей благодарить друг друга за помощь;
- Показать детям, как можно «отремонтировать» книгу, подклеить ее.
Материал: потрёпанные, рваные книжки, полоски белой бумаги разного размера, клей, кисточки, ножницы, разрезные картинки.
Ход НОД:
Воспитатель заносит в группу стопку книг – рваных, старых. Раскладывает их на столе, перебирает.
Дети подходят, спрашивают – что за книги, откуда, зачем принесли и что с ними делать.
Воспитатель: мы очень много нового, интересного узнаем из книг, часто их берем в руки, читаем, рассматриваем картинки, и через некоторое время книги «стареют», а когда с ними обращаются неаккуратно, то и рвутся. Вот в младшей группе дети еще не очень хорошо умеют обращаться с книжками, и некоторым из них требуется «скорая помощь»! Вот я и предложила свою помощь, но одной мне не справиться. Поможете?
Тогда превращаемся в «книжных докторов»!
А знаете ли вы, как правильно «лечить» книги? Я хочу показать вам один способ – склеивать порванные страницы полосками белой бумаги – ровно, аккуратно, не закрывая буквы. Сделать одному это достаточно сложно, да и в настоящей больнице доктор один не работает, у него есть помощник.
Что делать? Можем объединиться в пары! А находить своего помощника мы будем сегодня по половинкам картинок – чьи половинки соединились в одну, те и пара!Когда пара нашлась, подайте знак – вверх сцепленные руки.
Теперь каждая пара докторов выбирает себе стол – рабочее место и готовит необходимые материалы: ножницы, клей, кисточки, листы бумаги.
Теперь в каждой паре вы договоритесь – кто будет намазывать, отрезать, а кто клеить.
- Что ты будешь делать? А что ты?
Воспитатель показывает, как надо проклеивать рваные страницы, чтобы книгу можно было удобно читать и рассматривать.
Для начала дети берут одну книжку – пробуют, подклеивают. Работают, пока не закончатся книжки - «пациенты».
По завершении работы пары показывают, как у них получилось подлечить:
- Как получилось? Аккуратно? Не мешают приклеенные полоски листать страницы? А почему у вас так быстро и хорошо получилось?
- Теперь поблагодарите друг друга за общую работу. Скажите «Спасибо», пожмите друг другу руку, обнимитесь, вы молодцы!
- Что вам было делать трудно? А что легко? Что получилось, а что не очень? А почему?
- Вам понравилось работать в паре? В следующий раз вы будете вместе работать?
Какие вы отличные помощники, вы так здорово помогли и теперь мы можем вместе отнести отремонтированные книжки малышам! Они будут очень рады!
- Вам понравилось ремонтировать книги?
Посмотрите, ведь у нас в группе тоже есть книжки, которым требуется ваша помощь. Если хотите, мы можем «подлечить» и их!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада
Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.» ...
«Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»
laquo;Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»...
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...
Развитие речи – одно из главных условий успешной подготовки к обучению в школе
Основная задача детского дошкольного учреждения – подготовить детей к обучению в школе. Для этого необходим ряд условий, среди которых одно из важнейших мест занимает ...
План по самообразованию Формирование психологического комфорта и воспитание сотрудничества со сверстниками в условиях ДОУ
laquo;Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага (Аристотель)» - вот та благородная цель, ради которой ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
При переходе из дошкольного возраста в младший школьный от детей требуются развитие в пределах возрастной нормы высших психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), мелкой моторики ...
«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе».
laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе» (29.02.2024 г.)...