Развитие у детей 3-5 лет пространственных ориентировок посредством использования развивающих игр
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме

Карташова Светлана Геннадьевна

Пояснительная записка

Освоение детьми дошкольного возраста пространственных ориентировок является одной из «ключевых» проблем данного возраста, так как определяет успешность адаптации к окружающей действительности, освоению ряда деятельностей (чтения, письма), является показателем интеллектуального развития.

В процессе освоения детьми пространства происходит развитие пространственного восприятия, анализа его структуры, выделения основных  пространственных направлений и абстрагирование пространственных отношений, таким образом, происходит активное взаимодействие процессов восприятия, памяти, мышления и др.

Начальный опыт восприятия пространства формируется в раннем, младшем возрасте и значительно преобразовывается в средне-старшем. Вместе с тем, о данной задаче часто «забывают», считая ее более значимой в старшей группе – для подготовки к школе. Но именно в младшей и средней группе ребенок активно осваивает основные направления; происходит дифференциация восприятия пространства, развивается способность к моделированию, осваиваются термины, начинается развитие децентрации, анализа пространственных отношений (Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Л.А. Венгер и др.).

Современные научные представления о значимости дошкольного периода детства в развитии человека делают актуальным поиск концептуальных оснований для построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада, открывающего для ребенка – дошкольника более широкие возможности выбора деятельности, построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов, свободы выбора своей «ниши» в общении и т.д.

Большие потенциальные возможности для развития пространственных ориентировок имеет игровая деятельность, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а значит – более эффективна.

В этой связи, цель нашей работы состояла в выявлении возможности использования игровой деятельности в процессе освоения пространственных ориентировок детьми 3-5 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_prostranstvennykh_orientirovok.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей 3-5 лет пространственных ориентировок посредством использования развивающих игр.

Пояснительная записка

Освоение детьми дошкольного возраста пространственных ориентировок является одной из «ключевых» проблем данного возраста, так как определяет успешность адаптации к окружающей действительности, освоению ряда деятельностей (чтения, письма), является показателем интеллектуального развития.

В процессе освоения детьми пространства происходит развитие пространственного восприятия, анализа его структуры, выделения основных  пространственных направлений и абстрагирование пространственных отношений, таким образом, происходит активное взаимодействие процессов восприятия, памяти, мышления и др.

Начальный опыт восприятия пространства формируется в раннем, младшем возрасте и значительно преобразовывается в средне-старшем. Вместе с тем, о данной задаче часто «забывают», считая ее более значимой в старшей группе – для подготовки к школе. Но именно в младшей и средней группе ребенок активно осваивает основные направления; происходит дифференциация восприятия пространства, развивается способность к моделированию, осваиваются термины, начинается развитие децентрации, анализа пространственных отношений (Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Л.А. Венгер и др.).

Современные научные представления о значимости дошкольного периода детства в развитии человека делают актуальным поиск концептуальных оснований для построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада, открывающего для ребенка – дошкольника более широкие возможности выбора деятельности, построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов, свободы выбора своей «ниши» в общении и т.д.

Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных учреждениях во всех регионах России. Имеется противоречие между ростом количества разновозрастных групп и отсутствием системно обоснованной научной концепции образовательного процесса в них. Данная проблема имела актуальность в исследованиях Л.С. Байбородовой, Б.З. Вульфова, С.Л. Ильюшкиной, О.В. Соловьева и др. [9]

Согласно исследованиям, именно в данном возрасте необходимо использование дополнительных средств и эффективных методов и приемов для активизации освоения детьми пространства. В обеих возрастных группах освоение пространства включает, прежде всего, освоение отношений между предметами,  развитие восприятия пространства (выделение основных направлений), усвоение некоторых пространственных терминов. Вместе с тем, исходя из возрастных возможностей, невозможна одинаковая организация освоения детьми пространственных ориентировок. Однако дети стремятся к взаимодействию, «обмениваются» информацией, используют некоторые пространственные термины. Наиболее эффективным такое содержательное общение может быть организовано именно в процессе использования различных игр: 1) игры возможно использовать в разных возрастах и они применяются, в том числе, с детьми младшего дошкольного возраста; 2) задачами игр является развитие в частности пространственного мышления, опыта восприятия пространственных направлений; 3) в процессе игр возможно осуществление дифференцированного подхода, основанного на возрастных особенностях детей; 4) игровые ситуации являются более подходящими для развития детей данного возраста; 5) в процессе совместных игр детей разного возраста возможно создание ситуаций «перенимания» опыта детей друг у друга.

Большие потенциальные возможности для развития пространственных ориентировок имеет игровая деятельность, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а значит – более эффективна.

На данный момент недостаточно изучены возможности использования игр в освоении пространственных ориентировок детьми младшего и среднего дошкольного возраста, не разработаны рекомендации по организации данного процесса.

В этой связи, цель нашей работы состояла в выявлении возможности использования игровой деятельности в процессе освоения пространственных ориентировок детьми 3-5 лет.

        Цель: выявление возможности использования игр в процессе освоения пространственных ориентировок детьми 3-5 лет.

 Задачи:

Образовательные:

- различение, называние направлений пространственных отношений

а) относительно себя

б) на плоскости

- различение, называние направлений пространственных отношений между предметами

- различение, называние направлений пространственных отношений на примере плана

- накопление опыта преобразования пространства.

Развивающие:

- развитие процессов восприятия, памяти, мышления

- развитие способности к моделированию, развитие децентрации анализа пространственных отношений

- развитие речи

Воспитательные:

- воспитание инициативности ребенка в поиске решений поставленной задачи

- воспитание любознательности ребенка в его стремлении в получении новых знаний

- воспитание правильного, доброжелательного поведения в общении со сверстниками и взрослыми.  

Работа проводилась в период с октября 2013г. по апрель 2014г. Работа строилась в 3 этапа.

1 этап: «Игровой».

Цель: обогащение опыта освоения развивающих игр детьми 3-5 лет.

Задачи:

- развитие у детей интереса к участию в развивающих играх;

- освоение игровых действий (прикладывать к образцу, сложить по образцу, преобразовывать и т.п.);

- развитие аналитических умений (анализ образца, выкладывание по образцу воспитателя);

- накопление опыта различения, называния направлений, пространственных отношений.

Срок реализации 1-го этапа 2 месяца.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:

  1. Серии игр и игровых упражнений, способствующих накоплению опыта освоения развивающих игр.

*Обоснование выбора развивающих игр: предполагается освоение «Игровых квадратов» В.В. Воскобовича, «Сложи узор» Б.П. Никитина, лучины.

Выбор развивающих игр продиктован: 1) игры рассчитаны на разный возраст, 2) включают возможность практических действий (выкладывание по образцу педагога – в младшей группе и по схеме – в средней группе).

     1 серия: Освоение развивающей игры «Сложи узор» Б.П. Никитина. Цель: обогащение игрового опыта, освоение игровых действий.

     Начало освоения данного материала обусловлено ее игровым характером (например: игру можно использовать для конструирования, как объемного, так и плоскостного). Игра проводится по подгруппам (Младшая группа А и средняя группа Б).

     Игра 1. «Мебель для кукол».

Методические рекомендации: в процессе игровой ситуации происходит демонстрация способов соединения, выкладывание по образцу взрослого для группы А и придумывание самостоятельно для группы Б.

Фрагмент: «Кукла Маша приехала в новый дом, а мебели нет, ни кроватки, ни стульчика, ни шкафчика. Что же делать, где взять кроватку, чтобы спать? Дети: «Купить, сделать». А из чего сделать? Из кубиков». Педагог показывает, как построить кроватку из кубиков «Сложи узор». А что еще можно построить? Стульчик. Постройте.

     Игра 2. «Цветные картинки» (из 6 кубиков для группы а и из 9 кубиков для группы Б).  

Методические рекомендации: педагог обращает внимание детей на рисунок, просит назвать какого цвета кубики в нижнем ряду, вверху, посередине; какого цвета кубик слева, внизу и т.д.  

     Игра 3. «Выложи так же».

Методические рекомендации:  взрослый демонстрирует готовый образец: группе А – построенный, группе Б – схему, предлагает рассмотреть образец; происходит анализ образца: где находится синий треугольник, где находится красный треугольник, как повернуть красный треугольник и т.п.

Фрагмент: «У Маши новая красивая квартира и красивая мебель, только коврика нет». Давайте сделаем для Маши коврик. Выберите, какой коврик вам больше нравится (предлагает 2 образца). Сначала давайте внимательно рассмотрим коврик, какого он цвета, где стоит синий кубик, какая фигура получилась в середине и т.п.

     2 серия. Освоение развивающей игры «Игровой квадрат» В.В. Воскобовича.

     Игра 1. «Истории». Цель: знакомство с материалом, освоение игровох действий.

Методические рекомендации: педагог демонстрирует материал, способы сложения, изменения формы, выкладывание простых образцов.

     Игра 2. «Приключения квадрата». Цель: развитие игровых умений, умение выкладывать по образцу взрослого.

Методические рекомендации: для группы А педагог использует пошаговый показ, для группы Б демонстрируется только результат.

     Фрагмент: «Наш квадрат очень любит путешествовать. И вот однажды он пришел на берег глубокой реки. Как же ему перебраться на другой берег? И решил он превратиться в лодочку и переплыть реку»

      Игра 3. Цель: развитие умений выкладывать по образцу.

Методические рекомендации: группа А выкладывает по образцу масштабом 1:1, т.е. можно прикладывать материал к образцу; группа Б выкладывает по образцу меньшего масштаба, педагог использует пошаговое объяснение, при этом обращает внимание детей на пространственное расположение: уголок снизу, сверху, справа. Слева, уголок к уголку, по диагонали и т.п.

      3 серия. Освоение развивающих игр с лучинами.

      Игра 1. «Домики для поросят». Цель: ознакомление с игровыми действиями, накопление опыта воспроизведения по показу воспитателя.

Методические рекомендации: группе А педагог демонстрирует способы составления фигур, изображений; группе Б демонстрирует способы трансформации изображений ( см. приложение № 3   ).

       Фрагмент: «Вспомните сказку «Три поросенка». Где они жили? А кто помнит: из чего поросята построили свои домики (варианты детей). Сегодня мы с вами будем строить домики для поросят из палочек. Что есть в каждом домике (окно, дверь, крыша, стены)»? Педагог демонстрирует способы постройки.

        Игра 2. «Делай, как я». Цель: развитие игровых умений, способности анализировать постройку.

Методические рекомендации: для группы А педагог предлагает построить изображение вместе с ним. При этом комментирует: эту палочку кладу сверху, эту палочку сбоку, эта палочка будет стоять внизу и т.д.; для группы Б педагог демонстрирует готовую постройку и предлагает ее произвести, при этом обращает внимание на расположение палочек: одна палочка над другой, эта палочка посередине и т.д.

       Игра 3. «Придумай и построй». Цель: накопление опыта составления построек из лучины.

Методические рекомендации: группа А составляет постройки по теме «Мебель»; группа Б – по теме «Улица нашего города».

*В ходе освоения игр педагог обращает внимание на пространственное расположение (рядом с домом, около забора, перед домом и т.п.); а также в ходе обыгрывания построек (например: под деревом сидит кошка и т.п.).

       2 этап: «Совместная деятельность».         

Цель: активизация освоения развивающих игр и установления пространственных отношений детьми 3-5 лет в совместной деятельности (на основании идеи М. Монтессори).

Задачи:

- развитие умения анализировать пространственные отношения (на примере образцов);

- различать, называть пространственные отношения;

- развитие игровых умений ( на материале «Игровых квадратов» В.В Воскобовича, «Сложи узор» Б.П. Никитина, игр с лучинами);

- активизация желания участвовать в совместной деятельности.

Срок реализации 2-го этапа – 2 месяца.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах.

  1. Сери игр, способствующих освоению пространственных ориентировок посредством развивающих игр в совместной деятельности.

1 серия. Совместная деятельность детей в процессе развивающей игры «Сложи узор» Б.П. Никитина. Цель: развитие игровых умений, активизация желания участвовать в совместной деятельности.

Игра  1. «Мебель для кукол».

Методические рекомендации: педагог распределяет обязанности между детьми: группе А построить стульчики шкафчики; группе Б – диваны, кровати и т.п. Обязательно обратить внимание на достижение общего результата – «мебельный магазин».

      Игра 2. «На улице». 

Фрагмент: «Что можно увидеть на улице? (Варианты детей: дорогу, дома, елочки, машины и т.п.). Давайте придумаем свою улицу».

Методические рекомендации: педагог действует так же, как в игре №1, т.е. распредиляет обязанности: дети группы А строят дорожки, маленькие елочки; группа Б – дома, большие елочки, машину.

       2 серия. Организация совместной деятельности детей в процессе развивающей игры «Игровые квадраты» В.В. Воскобовича. Цель: развитие умения анализировать пространственные отношения, развитие игровых умений.

        Игра 1. «Волшебный квадрат».

Методические рекомендации: детям группы Б предлагается собрать какой – либо образец, например мышку, опираясь на образец-схему, а дети группы А складывают образцы вместе с воспитателем (по показу взрослого); при этом взрослый комментирует постройку: левую половинку кладем на правую, получится прямоугольник; верхний уголок загибаем вниз, получится «мышка»; затем педагог предлагает старшим детям помочь малышам.

        3 серия. Организация совместной деятельности детей в процессе развивающей игры с лучинами. Цель: развитие умения различать и называть пространственные отношения, активизировать желание детей участвовать в совместной деятельности.

        Игра 1. «Город маленьких человечков».

Методические рекомендации: педагог распределяет обязанности между детьми (или дети сами распределяются): дети группы А строят заборчики, дорожки, небольшие домики, а дети группы Б – более сложные постройки.

        Фрагмент: «К нам в гости пришел Чебурашка. Кто смотрел мультфильм про Чебурашку? Вспомните: у Чебурашки было много друзей. А где они жили? Вы знаете: Чебурашка очень скучает по своим друзьям и по своему городу. Давайте пригласим его друзей к нам в гости, а для того. Чтобы им было где жить. Построим свой город».

     Игра 2. «Какие бывают деревья».

Методические рекомендации: педагог предлагает детям построить из палочек деревья какие они захотят, при этом обращает внимание, что у елочки веточки смотрят вниз, а у клена – вверх; внизу построим дорожку; рядом с елочкой построим березку (предполагается, что дети средней группы строят по представлению, а дети младшей группы «подражают» старшим детям, при этом старшие дети могут помогать младшим).    

     3 этап: «Развивающий».

Цель: освоение детьми 3-5 лет пространственных отношений в процессе использования развивающих игр.

Задачи: 

- развитие умения анализировать образец и преобразовывать его;

- называть пространственное расположение предметов;

- устанавливать пространственные отношения на основе составления фигур.

Срок реализации 3 этапа 2 месяца.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:

Серии игр и игровых упражнений, способствующих освоению пространственных отношений в процессе использования развивающих игр.

        1 серия. Игровые ситуации с развивающей игрой «Сложи узор» Б.П. Никитина. Цель: накопление опыта пространственного преобразования.

         Игра 1. «Что получилось?»

Методические рекомендации: педагог преобразует материал, при этом дети группы А должны увидеть и назвать что получилось в результате преобразования; дети группы Б – назвать и попробовать повторить.

Фрагмент: «Посмотрите дети, какой красивый коврик! Я сегодня буду волшебником, сейчас я произнесу волшебные слова и коврик изменится (педагог произносит слова и меняет расположение кубиков, в результате получается какая-то фигура). Посмотрите, что получилось, а теперь вы будете волшебниками, все произносим волшебные слова и изменим коврик».

       Игра 2. «Волшебники».

Методические рекомендации: педагог предлагает детям 4-е кубика из серии «Сложи узор», и предлагает группе А преобразовать образец с целью получить знакомые образцы (другие); группе Б предлагается сначала назвать, что может получиться, а потом сложить.

       2 серия: Игровые ситуации с развивающей игрой «Игровые квадраты» В.В. Воскобовича. Цель: различать и называть пространственные отношения на основе составления фигур.

        Игра 1. «Сложи и угадай».

Методические рекомендации: детям предлагается сложить квадрат по словесной инструкции воспитателя. Например, загни правый уголок сверху, загни левый уголок сверху, что получилось? Домик и т.п. Для детей группы А предлагаются более легкие образцы: домик, конфета, маленький квадрат; для детей Группы Б – более сложные: лодочка, мышка, ежик, летучая мышь.

        Игра 2. «Ты скажи, а я сложу».

Методические рекомендации: детям предлагается поменяться со взрослым местами, теперь ребенок должен говорить, что делать, чтобы получить необходимый образец. Примечание: если ребенок затрудняется, предлагается сначала собрать образец, а потом сказать, как он это делал.

        3 серия: Игровые ситуации с развивающей игрой с лучинами. Цель: развитие умения анализировать образец и преобразовывать его.

        Игра 1. «Волшебные фигуры».

Методические рекомендации: детям группы А предлагается убрать или прибавить 1. 2 палочки, чтобы получилась другая фигура; детям группы Б предлагается переставить палочки так. Чтобы получилась другая фигура.

Литература:

  1. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных особенностей детей // Вопросы психологии, 1983. - №2. С. 43-51.
  2. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дисс.д-ра пед. наук. – М., 1968.
  3. Вовчик – Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте // Проблемы восприятия пространства и пространственных направлений. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. – М., 1961, С. 78-83.
  4. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного интеллектуального развития детей школьного возраста. – СПб., 2000.
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии: информационно методическое пособие. – М., 1998.
  6. Герасимова Е.Н. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. 2002. - №1.
  7. Говорова Р.И. к вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников //  Дошкольное воспитание. 1974. - №3. – С. 45-48.
  8. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. СПб., 1998.
  9. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.
  10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Изд. 3-е. – СПб., 2000.
  11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1989.
  12. Каразану В. Ориентирование в пространстве // Дошкольное воспитание. 1980. - №5. – С. 49-51.
  13. Лаврентьева Т.В. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М., 1986.
  14. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста //  Известия 1986. - №86. – С. 53- 54.
  15. Математика от трех до семи / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе и др. – СПБ., 2000.
  16. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2000.
  17. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. М., 1999.
  18. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // дошкольное воспитание. 1970. - №3. – С. 36-40.
  19. Мусейибова Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников // дошкольное воспитание. 1973. - №9. – С. 39-43.
  20. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.
  21. Первые шаги в математику детей четырех лет: Методическое пособие для воспитателей. – СПб., 1993.
  22. Степаненкова Э.Я. Ориентировка в пространстве // Дошкольное воспитание. 1971. - №12. – С.28-29.
  23. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста // Программа учебной дисциплины и методические рекомендации. – СПБ: РГПУ им. А.Г. Герцена., 2001.
  24. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова – изд. 6-е. – М., 1991. С. 75.
  25. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских сказок.

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу....

сообщение из опыта работы "Познавательное развитие посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича»

Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов....

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...

Воспитание заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр в экологическом развитии дошкольников

Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отноше...