Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»
материал по окружающему миру на тему

Ивахненко Елена Николаевна

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra45.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения  к природе посредством использования  развивающих игр»

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
        В.А. Сухомлинский.

Актуальность выбранной темы:

Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.

В ознакомлении с природой особое место занимают развивающие игры.

Каково же значение экологических игр для развития ребенка?

Развивающие игры  учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе.

 Цель  моей работы - формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

Для достижения этой цели я  ставила  задачи:

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.

Формировать у детей экологическую, культуру и  заботливое отношение к природе.

Свою работу по теме  «Роль развивающих игр в  экологическом развитии дошкольников» я выстроила по этапам:

1.Подготовительный: изучение передового  опыта по экологии,  теоретическая часть.

2.Практический:  работа с детьми, создание предметно-развивающей среды,

 работа с педагогами, работа с родителями, связь с социумом.

3.Результативность опыта работы.

1. Проанализировав работы авторов: Н.Н. Кондратьевой  программа  "Мы", С.Н. Николаевой  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.»; Прохоровой Л. Н  «Экологическое воспитание дошкольников»; Сорокиной  А. И, « Дидактические игры в детском саду»,

которые  раскрывают   идею единства человека и природы ,я приступила к теоретической части своей работы.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника.

Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность.

Развивающие  игры способствуют:

-развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщение и закрепление;  осуществление  аналитической  и синтетической деятельности;

-способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков;

-обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности;

-развитию речи детей;

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

 2.Работу по использованию развивающих игр  стоила в следующих  направлениях:

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Связь с социумом

1 блок: Работа с детьми

Образовательную деятельность организую  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Поддерживаю инициативу детей в различных видах деятельности, используя современные образовательные технологии, соответствующие ФГОС  ДО:

 1. Поддержка разнообразия детства.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых.

3. Уважение личности ребенка.

Я выстроила свою работу по экологическому воспитанию схематично, изображая «Солнышко», от  которого отходят лучики, попадая в разные образовательные области.

1 лучик - «Предметно-развивающая среда»

Создала картотеки  игровой деятельности,  музыкальных произведений,  пословиц, поговорок и примет.                                                              

Функционирует мини – библиотека, где дети обмениваются опытом, рассматривают «умные» книги, энциклопедии.

 Лаборатория - для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения).

Имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания.

В группе организована  опытно - исследовательская станция, где живут  Дед, Бабка, кот  Мурлыка  и пёс Барбос. Дети им «помогают» выращивать огород, на  котором растут овощи: лук, морковь.

Разработан маршрут экологической тропы и объектов наблюдения, где детей встречают сказочные персонажи: «Лесовичок», «Гномик».

 Я считаю, что грамотно  организованная предметно-развивающая  среда экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы.

2. Лучик – Движения 

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок воспроизводит знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых.

В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).

3. Лучик - Познание

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры с природным материалом.

 В своей практике с детьми я  прибегаю к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика. При помощи сказочного героя я проводила  любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д.

 Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания .

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

 Следует отметить, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления ,ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (Например, игра «Времена года» «Ферма», « «Фруктовый сад»), сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (например, игра «Кто, где живет?»).

 На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно, на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения  

" Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных".

Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки».

4. Лучик-Развитие речи

В процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности. (например, игра «Угадай, что за растение?»), упражняются в образовании однокоренных слов. (например, игра «У кого какая мама?» «С какой ветки эти детки»», «Одень куклу на прогулку», «Что  за  чем?», «Цепочка», «Чей малыш»)

В процессе проведения игр экологической направленности у детей развивается связная речь, они последовательно и связно рассказывают о тех или иных объектах природы, составляют небольшие рассказы и сказки.

5.Лучик-художественно-эстетическое развитие

 Закрепление  экологических знаний  в процессе рисования, аппликации, лепки.

Изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.

Звуки природы, классические произведения, песни о природе, постановка танцев (танец цветов и т. д.)   усиливают  эмоциональное восприятие ребенком природы.

Организовала с детьми старшего возраста кружок  «Лесовичок», целью которого является глубокое познание окружающего мира с занимательной исследовательской деятельностью.

В работе с детьми широко использую ТСО и новые информационные технологии: обучающие фильмы, комплект дисков «Добро пожаловать в экологию».

Большое внимание в работе с детьми уделяю проектной деятельности            с включением  развивающих игр по экологии:

Проект «Люби свой край»

Проект «Огород  на подоконнике»

Проект « Угадай, кто мы?»

2.Работа с педагогами

Участвую в работе творческой группы по экологическому воспитанию,

разработала маршрут экологической тропы «Экологический паспорт», КВН с педагогами.

 С целью обобщения опыта принимала участие в  районном методическом объединении педагогов дошкольного образования  «Использование парциальных  программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста».

С педагогами организовала семинар-практикум по изготовлению развивающих игр «Ферма», макет-модель  «На   морском дне», «Времена года».

3.Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

В работе с родителями использую инновационные технологии:

– проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);

– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей;

– участие родителей - совместное озеленение территории детского сада;

В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

С помощью родителей организовала мини-музей «Мини-игрушка»,  который постоянно пополняется экспонатами.

 Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания.

Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

Родители активно участвуют в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности, акциях «Берегиня»,  «Птичья столовая»).

4.Связь с социумом 

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, о природе нашего  края, установили тесные связи с центральной детской библиотекой, краеведческим музеем. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему краю, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, народными умельцами.

5. Результативность.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 6. Планирование работы на будущее.

1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.

2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группах.

4. Разработка и внедрение проекта  в работе с детьми и родителями «В природе нет ничего лишнего».

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005.

2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.

4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 1998.

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.

6. Бочкарёва Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1998.

7. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.

8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

9. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.

10. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. - Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.

11. Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006.

12. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.

13. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск, 1995.

14. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.

15. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М.: Просвещение. 1997.

16. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.

17. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.

18. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей заботливого отношения к животным.

Заботливое отношение к животным  нужно воспитывать у детей воспитывается у детей с раннего  дошкольного возраста....

Консультация для родителей. «Воспитание у детей заботливого отношения к животным»

Консультация для родителей.«Воспитание у детей заботливого отношени...

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

   «Формирование элементарных   математических представлений у дошкольников   посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...