Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП на тему "Осенняя математика"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Данный конспект поможет провести занятия по ФЭМП на улице и позволяет реализовать следующие цели:

- совершенствование навыков счета в пределах "семи", закрепление умений сравнивать две группы предметов, выраженных соседними числами и уравнение их двумя способами.

- обучение умению правильно отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который по счету?", "На котором месте?".

- закрепление представлений о знакомых плоских геометрических фигурах.

- совершенствование умений определять пространственное напрвление относительно себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие "Осенняя математика"192.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

НА ТЕМУ:

«ОСЕННЯЯ МАТЕМАТИКА»

Воспитатель:                          Срибная А.П.

ГДОУ  детский сад №100 «Маячок»

г. Ногинск-9, Московской обл.

                                  

        

Программное содержание

  • Совершенствовать навыки счета в пределах «семи», закреплять  умение сравнивать две группы предметов, выраженных соседними числами и уравнивать их двумя способами. учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

  • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах.

  • Совершенствовать умения определять пространственные направления относительно себя.    

  • Продолжать развивать умения сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

  • Развивать  воображение, логическое мышление,  мелкую моторику пальцев рук детей.

Дидактический наглядный материал: 

экологическая тропинка детского сада;

наглядное пособие «Определитель деревьев»;

мяч; 

листья клена;

сосновые шишки;

грецкие орехи;

отрезки сухих веток деревьев;

набор искусственных елей разной высоты;

эмблемы с изображением лесных зверей: зайца, белочки, ежика, лисы, волка, медведя.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитанники группы одетые в соответствии с реальными погодными условиями собраны перед парадным входом детского сада. Необходимый наглядный материал размещен на учебных местах.

Воспитатель:        - Ребята! К нам в группу пришло письмо.

- Давайте прочитаем его и узнаем, кто же нам его написал?

        Дети (говорят):                - Давайте!

        Воспитатель (читает):        - «Здравствуйте дети! Я знаю, что вы очень сильно любите наш лес, в котором растет огромное количество деревьев и живет много разных зверей и птиц. Но среди всех их есть и мои любимцы. Выполните мои задания и узнайте, кто мои любимцы  покрутив стрелочку-жука на моем определителе деревьев.

Ваш Лесовичок.»

        

Дети под руководством воспитателя идут к веранде группы, с размещенном на ней наглядным пособием «Определитель деревьев».

Воспитатель:        - Дети давайте покрутим стрелочку-жука и узнаем, к какому дереву мы отправимся первому.

Воспитатель крутит стрелку и останавливает ее напротив образца ветки клена.

Воспитатель :        - Как называется это дерево?

Дети:        - Клен!

Воспитатель:        - А где у нас в саду растут клены? Слева или справа от нас с вами? Давайте определим!

Дети:        - Слева!

Воспитатель:        - Правильно! Вика проведи нас туда.

Дети по направлению, которое указала Вика, идут друг за другом.

 Воспитатель:        - Ой, ребята, посмотрите наш клен уже сбросил все листья. Почему?

Дети:        -  Клен сбросил листья, потому, что наступила поздняя осень,  он  приготовился к зиме.

Воспитатель:        - Назовите, пожалуйста, осенние месяцы.

Дети:        - Сентябрь ….

Воспитатель:        - А какой сейчас месяц?

Дети:        - «Октябрь».

Воспитатель:        - Правильно, дети! Давайте соберем опавшие листья клена, но при этом договоримся, что каждый из вас будет собирать не более шести листьев.

Дети собирают листья.

Воспитатель:        - Сколько листьев собрал (а) - ………… .

Дети:        - «Пять», «Шесть», «Три» и т. д.

Воспитатель:        - Гриша! – Сколько ты листьев собрал?

Ребенок:        - «Три»

Воспитатель:        - Саша! – Сколько ты листьев собрал?

Ребенок:        - «Пять»

Воспитатель:        - Ангелина! – Сколько ты листьев собрала?

Ребенок:        - «Шесть».

Воспитатель:        - А у кого листьев больше – у тебя Гриша или у тебя Ангелина?

Дети:        - У Ангелины!

Воспитатель:        - Правильно, дети. А теперь, давайте посмотрим, сколько листов у каждого из вас?

        - Вероника сколько листиков у тебя? Дай мне один лист. У тебя листьев стало больше или меньше?

Ребенок:        - Меньше.

Воспитатель:        - Правильно Вероника. Молодцы ребята. Листики вы умеете правильно считать. Положите их обратно.

Воспитатель:        - Дети! Посмотрите! А что это за одинокий листик на соседнем клене?

Дети (снимают лист и отдают воспитателю)

Воспитатель (читает):        - На листике наш Лесовичок пишет, что звери в лесу тоже готовятся к зиме. Вот белочка заготовила шишки и орешки.

Воспитатель достает заранее заготовленную корзинку с сосновыми шишками и грецкими орехами.

Воспитатель:        - Сосчитай (имя ребенка), сколько шишек (орешков) в корзинке?

Дети:                                - Семь, шесть.

Воспитатель:                - Чего больше? Чего меньше?

Дети отвечают.

Воспитатель:                - Как сделать поровну шишек и орешков?

Дети отвечают как сделать предметов поровну двумя способами.

Воспитатель:        - Дети, а вот послушайте, как другие лесные животные готовятся к зиме:

        

Ежик по лесу шел

        На обед грибы нашел:

        Два - под березой,

        Один у осины.

        Сколько их будет в плетеной корзине?

Дети считают и отвечают.

Воспитатель:                - Правильно. А теперь послушайте про зайку:

                                        

По дороге на полянку

                                        Четыре морковки зайка съел,

                                        На пенек потом он сел

                                        И еще морковку съел.

                                        Ну-ка, быстро сосчитай-ка,

                                        Сколько съел морковок зайка.

Дети считают и отвечают.

Воспитатель:        - Правильно. Молодцы! А теперь, ребятки, возьмитесь все за руки и встаньте в большой круг!

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

                                        

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко, легко подышим.

Потянулись на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у нас!

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хлопаем руками.

Воспитатель:                      - Ребята, а сейчас мы с вами возвратимся к нашему определителю деревьев. А чтобы нам было не скучно, давайте идти большими и маленькими шагами и их считать. Делаем четыре больших шага и пять маленьких, снова четыре больших шага и пять маленьких и так, пока не придем  на место. Договорились?

Дети:                                   - Да!

Дети вместе с воспитателем идут к указанному месту и считают шаги.

Воспитатель:                       - Сейчас я покручу стрелочку-жучка, и мы узнаем,  какое еще  дерево у Лесовичка любимое.

Воспитатель крутит стрелку и останавливает ее напротив образца ветки сосны.

Воспитатель:         - Что это за дерево?

Дети:         - Сосна.

Воспитатель:        - Где растет сосна? Справа или слева от нас?

Дети:          - Справа.

Воспитатель:        - Пойдемте к сосне.

На сосне прикреплен конверт с загадками.

Воспитатель:        - Ребята, посмотрите: Лесовичок нам оставил какое-то послание. Давайте посмотрим. Ой, да это же загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте.

        Он давно знаком со мной,

        Каждый угол в нем прямой.

        Все четыре стороны

        Одинаковой длины.

        Вам представиться я рад

        А зовут меня?

Дети:        - Квадрат.

Воспитатель:        - Молодцы! Слушайте следующую загадку:

        Нет углов у меня,

        И похож на блюдце я.

        На тарелку и на крышку,

        На кольцо, на колесо.

        Кто же я такой, друзья?

Дети:        - Круг.

        

Воспитатель:        - Правильно. Слушайте еще одну загадку:

        Узнаешь сразу ты, кто я,

        На меня ты посмотри:

        У меня всего по три.

        Три стороны и три угла,

        Три пика острия.

        Кто я?

Дети:        - Треугольник.

Воспитатель:        - Правильно. Умнички! Все загадки Лесовичка отгадали. Посмотрите, он нам оставил палочки. Он хочет, чтобы мы выложили отгадки из этих палочек. Какие фигуры будем выкладывать?

Дети:        - Круг, квадрат и треугольник.

Воспитатель:        - А круг из палочек мы сможем выложить?

Дети:        - Нет.

Воспитатель:        - Как же нам быть? А из шишек круг сможем выложить?

Дети:        - Да.

Воспитатель:         - Вот вам палочки и шишки. Приступайте к работе: выкладывайте круг из шишек, а треугольник и квадрат из палочек. Кто какую фигуру хочет, ту и выкладывает.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:         - Молодцы. А теперь ставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Каждый знает».

Дети образуют круг, воспитатель с мячом становится в центр круга, бросает мяч ребенку и говорит: «Каждый знает, что круглым (квадратным, прямоугольным, треугольным) бывает». Ребенок ловит мяч и отвечает. 

Воспитатель:        - Ребята, сейчас мы опять возвращаемся к нашему определителю деревьев. Я покручу стрелку, и мы отгадаем третье любимое дерево Лесовичка.

Воспитатель крутит стрелку, и останавливает ее напротив ветки березы. Все направляются к березе.

Воспитатель:         - Посмотрите, опять задание от Лесовичка.

Воспитатель срывает листик, прикрепленный к березке,  и сообщает детям задание.

Воспитатель:         - Дети, Лесовичок хочет, чтобы мы посадили вот эти елочки от самой низкой до самой высокой.

Вызывает ребенка для выполнения задания.

Воспитатель:                 - А шишки  нужно разложить от самой маленькой к большой.

Вызывает ребенка для выполнения этого задания.

Воспитатель:         - А еще Лесовичок просит помочь лесным зверям построится на зарядку.

Воспитатель надевает детям эмблемы с изображением зверей и дает различные задания.

Воспитатель:         - Первым на зарядку становится ежик, за ним – белочка, за белочкой – зайчик, затем – лисичка, за лисичкой – волк и последним становится – медведь.

Воспитатель вызывает одного ребенка и спрашивает:

Воспитатель:         - Сколько зверей построилось на зарядку?

        - Кто стоит первым?

        - Кто стоит третьим?

        - Кто стоит четвертым?

        - Кто стоит шестым?

Затем дети отдают эмблемы другим детям. Воспитатель дает задание:

Воспитатель:         - Белочка, вставай на зарядку.

        - Зайчик, встань за белочкой.

        - Лисичка, встань перед белочкой.

        - Волк, встань между лисой и белочкой.

        - Ежик, встань за зайчиком.

        - Медведь, встань перед волком.

        - Молодцы, ребята.

Воспитатель:                      -  Вот мы и отгадали все любимые деревья Лесовичка и выполнили все его задания. А за это Лесовичок приготовил нам угощение. Но он его надежно спрятал. Чтобы его найти, нужно встать около сосны, пройти  7 шагов вперед по направлению к дороге. Повернуть налево, пройти еще 5 шагов и искать.

Дети выполняют задание и находят орешки в корзинке.

Воспитатель:          - Давайте скажем Лесовичку спасибо, и пойдем в группу угощаться орешками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП . «Путешествие в королевство «Математика» (подготовительная группа)

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для подготовительной группы по общеобразовательной программе "Детство"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной  группе «Путешествие в страну Математики»Программные задачи:Учить детей составлять число 5 из двух ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП "Петешествие в стану Математики"

Открытое занятие по формирование элементарных математических представлений на конец года в старшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с использованием инновационного метода работы с детьми: « Путешествие по Царству Математики»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое, развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей подготовительной группы "Путешествие по океану Математика"

"Путешествие по океану Математика"Цель НОД- обобщение и закрепление поученных ранее знаний...