Презентация совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников по теме: «Развитие познавательной и исследовательской деятельности в математических играх»
презентация к занятию по математике (старшая группа) на тему

Николаева Галина Александровна

Презентация совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников по теме:«Развитие познавательной и  исследовательской деятельности в  математических играх»

 Цель работы - способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через математические игры.
Задачи работы:

 

•развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
•развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
•освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
•развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
•овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
•развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
•развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
•развитие активности и инициативности детей;
•воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva.pptx804.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Солнышко" Презентация совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников по теме: «Развитие познавательной и исследовательской деятельности в математических играх» ( с использованием созданных самостоятельно ЭОР) Подготовила: воспитатель Николаева Галина Александровна 2013 г.

Слайд 2

Цель работы - способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через математические игры. Задачи работы:

Слайд 3

Для математической игры характерны: • Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия. • Наличие схематизации, преобразования , познавательных задач на выявление свойств и отношений , зависимостей и закономерностей. • Игровая мотивация и направленность действий, их результативность. • Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий , коллективного поиска пути решения познавательной задачи. • Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания , распределения группировки. • Общая направленность на развитие инициативы детей.

Слайд 4

1.Математические игры и игровые упражнения можно разделить на несколько групп по содержанию :

Слайд 5

2. М атематические игры делятся по характеру мыслительных операций : Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки…) Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку . Например, задан признак: "Найти все кислые". Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)" Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов ). Задание : "Найди среди своих фигур похожую на яблоко ". Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. ( по названию, по размеру, по форме, по цвету …) Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения Задание : "Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)"

Слайд 6

3. Математические игры делятся по развивающему воздействию (на развитие психических процессов ):

Слайд 7

Средства математического развития дошкольников: 1 .Пособия дидактические и универсальные (Логические блоки Дьенеша , палочки Кюизенера , пособия М. Монтесорри , « Геоконт » Воскобовича , игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор », « Уникуб »/ )

Слайд 8

Средства математического развития дошкольников: 2 . Дидактические игры ( лото, домино, игры В.Воскобовича «Планета умножения», «Цифра - домино ») 3.Развивающие игры ( Никитина, Воскобовича /Игровой квадрат, «Прозрачный квадрат »/, головоломки , игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /« Танграм », «Крестики», «Соты», «Монгольская игра », Пифагор и т.п ./, конструкторы, игры с палочками /Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников »/.)

Слайд 9

Средства математического развития дошкольников: 4. Модели ( пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложения построек , времени модели (круговая, объемная), натуральный ряд чисел - прямая;) 5 . Материалы ( для взвешивания, измерения, группировки, сортировки и т.п.): абстрактные (фигуры), «жизненные» (шишки, листья и т.п.); предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры, старые монетки, клубки и т.п .).)

Слайд 10

Средства математического развития дошкольников: 6. Познавательные книги и рабочие тетради. 7. Компьютерные игры и др.

Слайд 11

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Н екоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности : 1. Информировать родителей о задачах и содержании математических и развивающих игр, используемых в детском саду. 2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) . 3. Создание обогащенной развивающей среды дома. 4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Слайд 12

Занимательные вопросы, игры-шутки . Направлены на развитие произвольного внимания , нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной , временной точки зрения , подмечены простейшие отношения.

Слайд 13

Знания будут прочнее, если закреплять их дома. Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д. Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Слайд 14

Список используемых ресурсов: Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования . / Т.И. Бабаева , А.Г.Гогоберидзе , З. А . Михайлова и др.- СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Математика в детском саду . Младший дошкольный возраст. / Новикова В.П. –М.: « Мозаика-Синтез » , 2000. Математика –это интересно. Игровые ситуации. / З. А. Михайлова – СПБ.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2008. Математическое развитие дошкольников. / О. А . Воронкевич , Е. А. Сова , Л. П. Думанская , Е. А. Синкевич . – СПб. 2001. Логика и математика для дошкольников : . / Е. А. Носова , Р. Л. Непомнящая. : « ДЕТСТВО-ПРЕСС» – СПб : « Акцент» , 2007 . Математика для малышей. / Е. В. Сербина – Москва: «Просвещение», 1992. Дидактические игры в начальный период обучения. / Е. В. Карпова – Ярославль: «Академия развития», 1997. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова – Москва: «Просвещение», 1990. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева – Москва: «Просвещение», 1991. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов. / Е. Н. Панова . – Воронеж : « ЧП Лакоценин С.» , 2007. Математика в проблемных ситуациях . Учебно – методическое пособие. / А. А. Смоленцева , О.В. Суворова – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2003. Математика от трех до шести . / З. А. Михайлова , Э. Н. Иоффе –СПб. : « Акцент» , 1996. Интернет ресурсы : http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/nauchno-poznavatelnyy-centr-v-detskom-sadu http://ua.coolreferat.com http://www.moi-detsad.ru/konsultac562.html http://el-mikheeva.ru/avtor/poznavatelno-prakticheskaya-deyatelnost-doshkolnikov-i-matematika http://www.i-gnom.ru/books/metlina_matematika_v_detskom_sadu.html http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/opyty-i-eksperimenty-v-detskom-sadu http://skyclipart.ru/detsad/17221-kartoteka-yelementarnyx-opytov-i-yeksperimentov-v-detskom-sadu.html Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников по теме: «Развитие познавательной и исследовательской деятельности в математических играх»

В презентации представлены характеристики математической игры и подробно рассмотрены средства математического развития дошкольников....

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Осенние узоры"

Совместная  деятельность обогащает представления детей об изменениях в природе осенью, приобщает к художественному слову, знакомит с народным творчеством "Хохломская роспись", учит рабо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками первой младшей группы «Полянка»

Цель программыЦель Программы - создание благоприятных условий для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос­нов базовой культуры личности, всестороннее разви...

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"

Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР  получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с воспитанниками группы компенсирующего вида (ЗПР) старшего дошкольного возраста по теме "Наш детский сад, наша группа. Игрушки."

Одна из форм работы воспитателя компенсирующей группы по закреплению знаний, умений и навыков, формируемых у детей учителем-дефектологом и учителем-логопедом в процессе НОД....