КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Сарафанова Тамара Павловна

Конспект содержит игровой материал занимательного характера, который может быть использован для проверки  уровня усвоения детьми программного материала по математическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по математическому развитию для детей подготовительной группы    «Экскурсия по городу».

                                   Программное содержание.

 1. Закреплять приемы сравнивания и уравновешивания двух групп предметов двумя способами.

  1. Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10, умение соотносить цифры и количество.
  2. Закреплять знания о геометрических фигурах, их признаках сходства и различия.
  3. Упражнять в умении пользоваться символами.
  4. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку.
  5. Учить отгадывать математические загадки.
  6. Формировать практические навыки измерения длины отрезков с помощью линейки.
  7. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
  8. Формировать навыки самооценки и взаимоконтроля.
  1. Развивать вариативное мышление, память, внимание, творчество детей, умение работать парами.
  2. Активизировать в речи детей предлоги, наречия. Дать детям сведения о том, что существуют слова « похожие» (десять, десяток, десятый). Показать их разное употребление в речи.

Материалы к занятию.

Демонстрационный - игрушки: лев, лиса, морж, слон, журавль, носорог, крокодил; витрина магазина, набор овощей и фруктов; набор цифр от 1 до 10 для нумерации « клеток» в « зоопарке», ценники для магазина (1-10); 3 карточки с изображением фигур из палочек; карточка с изображением кубика и яблока красного цвета и синего мяча; геометрические фигуры разных цветов и размеров для стульчиков - места в автобусе.

Раздаточный материал - карточки билеты на автобус с символами, тетрадные листы с планом речки и мостов, на обратной стороне листа ( . ) « путешественница, фломастеры любых цветов по 1, линейка 20 см, «светофоры» для оценки ответов, по 10 деревянных палочек длиной 10 см.


Методы и приемы.

Дидактические игры, вопрос - ответ, поиск ответа, загадки, взаимоконтроль и самооценка, коллективное ( парами) творчество.

Ход занятия.

Дети собираются около воспитателя.

-        Ребята, кто из вас любит путешествовать? ( Ответы детей).
Сегодня я предлагаю отправиться на экскурсию по нашему городу.
А на чем мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дом по улице идет, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины И питается бензином.

( Автобус).

-        Давайте построимся парами (мальчик-девочка) и пойдем на
автобусную остановку.

Дети строятся, и оказывается, что 2-м девочкам не хватает мальчиков.

-        Так, что же получилось? Две девочки остались без мальчиков. Что
же можно сказать о количестве мальчиков и девочек у нас? (Ответы
детей).

Так значит, что нужно сделать, чтобы узнать кого (чего) больше

или меньше? (составить пары или посчитать).

Как можно уровнять количество мальчиков и девочек?

(Пригласить еще 2-х мальчиков или девочкам вернуться домой).

Тогда что можно будет сказать о количестве мальчиков и девочек?

( Их будет поровну, столько же, одинаковое количество).

Воспитатель предлагает девочкам объединиться в пару.

-А вот и наш автобус. Нужно приобрести билеты.

Я - кондуктор, а билеты непростые. На них будут изображены

символы. Вам нужно будет по символам определить

геометрическую фигуру и занять место в автобусе с той же

фигурой. Понятно?


Дети встают друг за другом. Воспитатель - кондуктор раздает «билеты». Дети рассаживаются по местам. Воспитатель предлагает детям проверить, правильно ли занял место их сосед. Воспитатель спрашивает у 2-3 детей, почему они заняли именно это место. - Пора в путь. А пока мы едем, я расскажу вам, ребята, вот какую новость. Утром я получила письмо от Незнайки. В этом году ему исполняется 7 лет и он, как и вы, пойдет в школу. Но, как выяснилось, он не знает ответы на многие вопросы - ведь он не ходил в детский сад. Незнайка в письме просит вас помочь ему ответить на эти вопросы. Вот они. (Воспитатель достает из конверта листок с вопросами).

  1. Сколько орехов в пустом стакане?
  2. У каких геометрических фигур нет углов?
  3. Брату 5 лет, а сестра младше на 2 года. Сколько лет сестре?
  4. Сколько лап у двух медвежат?
  5. Сколько концов у двух палок?
  6. Между какими цифрами стоит цифра «3»?
  7. Коля прибежал домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее?
  8. Веревку разрезали на 3 части. Сколько разрезов сделали?
  9. Какой день недели 6-ой по счету?

10.        На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили
на стол. Сколько яблок на столе?

Во время ответов дети пользуются светофорами. Если они думают так же, как и отвечающий, то показывают зеленый глаз светофора, а если считают ответ не верным - красный глаз.

-        Пока мы с вами отвечали на вопросы, время прошло быстро. Вот
и первая остановка « Зоопарк». А попасть туда нам поможет
воробушек. Воробей залетел в зоопарк на обед. Послушайте
стихотворение С. Маршака « Где обедал воробей?» и посчитайте

(про себя) зверей, которые жили в зоопарке.

Воспитатель читает стихотворение с паузами для пересчитывания.

-        Сколько же было животных? ( Ответы детей). А самого воробья
вы не посчитали? Каким по счету он стал? ( Десятым).
Десятым, десяток, десять. Эти слова похожи. « Это дело десятое».
Так говорят о деле, которое можно отложить, сделать потом. « Этот
мальчик не из робкого десятка». Так говорят о смелом, храбром
мальчике.


Воспитатель обращает внимание детей на то, что клетки зверей не пронумерованы и предлагает пронумеровать - расставить цифры около клеток. Ребенок ( по желанию) делает эту работу, другие дети контролируют правильность. Вопросы воспитателя.

  1. Какой по счету морж?
  2. Кто находится справа от ...?
  3. Кто перед...?
  4. Кто слева от..?
  5. Кто между...?
  6. Кто после...?
  7. Если посчитать справа налево, какой по счету ...? И т.д.

-        Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка.
Игра « Покажи, кто ты, я угадаю».

Под музыку дети имитируют движения животных, воспитатель отгадывает, что это за животное (1-2 живота.) Дети садятся на места.

-        Ребята, мы ответили не на все вопросы Незнайки. Остался самый
трудный. Но я уверена, что вы его одолеете.

Дидактическая игра « Что лишнее?»

Воспитатель достает из конверта карточку с изображением кубика

и яблока красного цвета, синего мяча. Дети находят, что может

быть лишнее среди этих 3 предметов.

Варианты ответов:

  1. Лишний кубик, т.к. отличается формой.
  2. Лишнее яблоко. Это фрукт, другие - игрушки.
  3. Липший мяч, т.к. он синий.

Вот и снова остановка « Магазин».

Как вы думаете, как он называется? Давайте с вами купим овощей,

фруктов и заедем в лес - немного отдохнем. Но чтобы купить -

нужно отгадать математическую загадку. Отгадка (ответ) и укажет

на цену того, что вы купите.

Воспитатель зачитывает загадки-задачи, дети отгадывают - узнают

цену, берут овощ или фрукт и садятся в автобус.

-        Можно ехать. Но дорога в лес лежит через речку. Через речку
построили 3 моста. Хотелось бы побыстрее попасть в лес. Ваша


задача - узнать, по мосту какого цвета нам нужно ехать. Что для

этого надо знать? (Длину моста).

У вас на столах чертеж. С помощью линейки измерьте длину

каждого моста и запишите в пустых клетках результат. Садитесь

удобнее (Воспитатель напоминает детям, как нужно правильно

сидеть за столом).

Дети самостоятельно работают. Воспитатель проверяет ответы и

предлагает детям «поставить себе оценки». У кого ответы

правильные - ставят фломастером + в правом верхнем углу листа,

у кого ответы неверные - минус.

Вопросы: 1. Какой по цвету мост самый длинный?

  1. Какой - самый короткий?
  2. Что вы можете сказать о длине синего моста? (Он короче ..., но длиннее ...)

- Вот мы и в лесу.

Физкультминутка:

Мы вошли в волшебный лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Руки подняли и покачались -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

-Ребята, давайте посидим на лужайке, а я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

Дидактическая игра « Кто самый внимательный?» - Я насобирала палочек. Много их было на земле после сильного ветра. (Раздает детям по комплекту деревянных палочек (10 шт.)) Воспитатель предлагает карточки с изображением фигур из палочек. Дети смотрят, запоминают изображения и по памяти строят на ковре - лужайке такие же.


Потом воспитатель предлагает детям объединиться парами и построить узор или какое-либо изображение, вместе используя общие палочки. Дети выбирают самое удачное на их взгляд решение.

-Пора домой. Еще нужно написать ответ Незнайке. Дети рассаживаются по местам в автобусе, и тут выясняется, что потерян ключ зажигания. Чтобы его найти, нужно совершить путешествие по клеточкам.

-На обратной стороне листа с планом реки отмечена (.) (Проводится игра « Путешествие по клеткам» на ориентировку в пространстве). Дети фломастерами «следят» за (.), которая двигаясь по указаниям воспитателя, рисует ключ.

Кто нашел ключ - поставьте + в левом верхнем углу листа.

-Ключ найден. Наш автобус трогается и едет в детский сад. Пока дети «едут», воспитатель делает анализ занятия.

-        Сегодня, дети, мы весело и с пользой провели время. Мы
отдохнули и помогли Незнайке ответить на вопросы, побывали в
зоопарке. Вы учились отгадывать математические загадки. Теперь
вы знаете, какой путь выбрать, чтобы быстрее попасть в нужное
место. Вы строили по памяти разные фигуры и сами их
придумывали. И, что самое ценное, сегодня вы учились работать
вместе (парами) и оценивать ответы своих товарищей с помощью
светофоров, оценивать свою работу. Как совсем взрослые люди, вы
ставили себе оценки. Я надеюсь, что честно.

Что вам больше всего понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?

-        Молодцы, ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими
знаниями. Занятие закончено.


Приложение:

Математические загадки.

1.        На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.   (2)

  1. Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук

Сколько же осталось штук?   (6)

  1. Яблоки в саду поспели

Мы отведать их успели:

5- румяных, наливных,

3- с кислинкой. Сколько их? (8)

  1. Три голубя белых на крыше сидели,

Два голубя взяли и улетели.

Ну-ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?  (1)

  1. Как-то ночью под кусточком Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка, Сколько будет? Ровно (5).


6.        Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (10)

7.        В класс вошла Марина,
А за ней - Арина,

А потом пришел Игнат,

Сколько стало всех ребят? (3)

8.        Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел,
Два под березой,
Два - под осиной,
Сколько их будет

В плетеной корзине?     (4)

9.        Еж спросил ежа- соседа:
«Ты откуда, непоседа?»

«Запасаюсь я к зиме,

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть принес, да три несу».

Призадумался сосед:

«Это много или нет?»

Поскорее дай ответ!       (9)

10.        Пять ворон на крыше село,
Две вороны прилетело,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?   (7)

Литература:

  1.  Л.Г. Петерсон. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников (М.» Банане». 2001).
  2. В.И. Усачева, Г.П. Попова. Занимательная математика. (Волгоград. «Учитель», 2006).
  3. Э. Баранова. «Учимся задавать вопросы» (Д/в N12,2005).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе"Цветные числа"

Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера в подготовительной группе "Цветные числа"...

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе....

конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе

Цель занятия: обобщить знания, полученные в течение года.Программное содержание:Обучающие задачи:- продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.- закр...

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе"Умники и умницы"

НОД по математическому развитию в форме игры "Умники и умницы" в подготовительной группе...

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Путешествие Колобка»

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание, развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность....

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе. Тема: "Я могу построить домик"

Конспект занятия направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной группы....

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе "Прямой и обратный счёт в пределах 10"

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной к школе группы...