КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект содержит игровой материал занимательного характера, который может быть использован для проверки уровня усвоения детьми программного материала по математическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математическому развитию для детей подготовительной группы «Экскурсия по городу».
Программное содержание.
1. Закреплять приемы сравнивания и уравновешивания двух групп предметов двумя способами.
- Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10, умение соотносить цифры и количество.
- Закреплять знания о геометрических фигурах, их признаках сходства и различия.
- Упражнять в умении пользоваться символами.
- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку.
- Учить отгадывать математические загадки.
- Формировать практические навыки измерения длины отрезков с помощью линейки.
- Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- Формировать навыки самооценки и взаимоконтроля.
- Развивать вариативное мышление, память, внимание, творчество детей, умение работать парами.
- Активизировать в речи детей предлоги, наречия. Дать детям сведения о том, что существуют слова « похожие» (десять, десяток, десятый). Показать их разное употребление в речи.
Материалы к занятию.
Демонстрационный - игрушки: лев, лиса, морж, слон, журавль, носорог, крокодил; витрина магазина, набор овощей и фруктов; набор цифр от 1 до 10 для нумерации « клеток» в « зоопарке», ценники для магазина (1-10); 3 карточки с изображением фигур из палочек; карточка с изображением кубика и яблока красного цвета и синего мяча; геометрические фигуры разных цветов и размеров для стульчиков - места в автобусе.
Раздаточный материал - карточки билеты на автобус с символами, тетрадные листы с планом речки и мостов, на обратной стороне листа ( . ) « путешественница, фломастеры любых цветов по 1, линейка 20 см, «светофоры» для оценки ответов, по 10 деревянных палочек длиной 10 см.
Методы и приемы.
Дидактические игры, вопрос - ответ, поиск ответа, загадки, взаимоконтроль и самооценка, коллективное ( парами) творчество.
Ход занятия.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, кто из вас любит путешествовать? ( Ответы детей).
Сегодня я предлагаю отправиться на экскурсию по нашему городу.
А на чем мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дом по улице идет, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины И питается бензином.
( Автобус).
- Давайте построимся парами (мальчик-девочка) и пойдем на
автобусную остановку.
Дети строятся, и оказывается, что 2-м девочкам не хватает мальчиков.
- Так, что же получилось? Две девочки остались без мальчиков. Что
же можно сказать о количестве мальчиков и девочек у нас? (Ответы
детей).
Так значит, что нужно сделать, чтобы узнать кого (чего) больше
или меньше? (составить пары или посчитать).
Как можно уровнять количество мальчиков и девочек?
(Пригласить еще 2-х мальчиков или девочкам вернуться домой).
Тогда что можно будет сказать о количестве мальчиков и девочек?
( Их будет поровну, столько же, одинаковое количество).
Воспитатель предлагает девочкам объединиться в пару.
-А вот и наш автобус. Нужно приобрести билеты.
Я - кондуктор, а билеты непростые. На них будут изображены
символы. Вам нужно будет по символам определить
геометрическую фигуру и занять место в автобусе с той же
фигурой. Понятно?
Дети встают друг за другом. Воспитатель - кондуктор раздает «билеты». Дети рассаживаются по местам. Воспитатель предлагает детям проверить, правильно ли занял место их сосед. Воспитатель спрашивает у 2-3 детей, почему они заняли именно это место. - Пора в путь. А пока мы едем, я расскажу вам, ребята, вот какую новость. Утром я получила письмо от Незнайки. В этом году ему исполняется 7 лет и он, как и вы, пойдет в школу. Но, как выяснилось, он не знает ответы на многие вопросы - ведь он не ходил в детский сад. Незнайка в письме просит вас помочь ему ответить на эти вопросы. Вот они. (Воспитатель достает из конверта листок с вопросами).
- Сколько орехов в пустом стакане?
- У каких геометрических фигур нет углов?
- Брату 5 лет, а сестра младше на 2 года. Сколько лет сестре?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько концов у двух палок?
- Между какими цифрами стоит цифра «3»?
- Коля прибежал домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее?
- Веревку разрезали на 3 части. Сколько разрезов сделали?
- Какой день недели 6-ой по счету?
10. На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили
на стол. Сколько яблок на столе?
Во время ответов дети пользуются светофорами. Если они думают так же, как и отвечающий, то показывают зеленый глаз светофора, а если считают ответ не верным - красный глаз.
- Пока мы с вами отвечали на вопросы, время прошло быстро. Вот
и первая остановка « Зоопарк». А попасть туда нам поможет
воробушек. Воробей залетел в зоопарк на обед. Послушайте
стихотворение С. Маршака « Где обедал воробей?» и посчитайте
(про себя) зверей, которые жили в зоопарке.
Воспитатель читает стихотворение с паузами для пересчитывания.
- Сколько же было животных? ( Ответы детей). А самого воробья
вы не посчитали? Каким по счету он стал? ( Десятым).
Десятым, десяток, десять. Эти слова похожи. « Это дело десятое».
Так говорят о деле, которое можно отложить, сделать потом. « Этот
мальчик не из робкого десятка». Так говорят о смелом, храбром
мальчике.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что клетки зверей не пронумерованы и предлагает пронумеровать - расставить цифры около клеток. Ребенок ( по желанию) делает эту работу, другие дети контролируют правильность. Вопросы воспитателя.
- Какой по счету морж?
- Кто находится справа от ...?
- Кто перед...?
- Кто слева от..?
- Кто между...?
- Кто после...?
- Если посчитать справа налево, какой по счету ...? И т.д.
- Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка.
Игра « Покажи, кто ты, я угадаю».
Под музыку дети имитируют движения животных, воспитатель отгадывает, что это за животное (1-2 живота.) Дети садятся на места.
- Ребята, мы ответили не на все вопросы Незнайки. Остался самый
трудный. Но я уверена, что вы его одолеете.
Дидактическая игра « Что лишнее?»
Воспитатель достает из конверта карточку с изображением кубика
и яблока красного цвета, синего мяча. Дети находят, что может
быть лишнее среди этих 3 предметов.
Варианты ответов:
- Лишний кубик, т.к. отличается формой.
- Лишнее яблоко. Это фрукт, другие - игрушки.
- Липший мяч, т.к. он синий.
Вот и снова остановка « Магазин».
Как вы думаете, как он называется? Давайте с вами купим овощей,
фруктов и заедем в лес - немного отдохнем. Но чтобы купить -
нужно отгадать математическую загадку. Отгадка (ответ) и укажет
на цену того, что вы купите.
Воспитатель зачитывает загадки-задачи, дети отгадывают - узнают
цену, берут овощ или фрукт и садятся в автобус.
- Можно ехать. Но дорога в лес лежит через речку. Через речку
построили 3 моста. Хотелось бы побыстрее попасть в лес. Ваша
задача - узнать, по мосту какого цвета нам нужно ехать. Что для
этого надо знать? (Длину моста).
У вас на столах чертеж. С помощью линейки измерьте длину
каждого моста и запишите в пустых клетках результат. Садитесь
удобнее (Воспитатель напоминает детям, как нужно правильно
сидеть за столом).
Дети самостоятельно работают. Воспитатель проверяет ответы и
предлагает детям «поставить себе оценки». У кого ответы
правильные - ставят фломастером + в правом верхнем углу листа,
у кого ответы неверные - минус.
Вопросы: 1. Какой по цвету мост самый длинный?
- Какой - самый короткий?
- Что вы можете сказать о длине синего моста? (Он короче ..., но длиннее ...)
- Вот мы и в лесу.
Физкультминутка:
Мы вошли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Руки подняли и покачались -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
-Ребята, давайте посидим на лужайке, а я посмотрю, кто из вас самый внимательный.
Дидактическая игра « Кто самый внимательный?» - Я насобирала палочек. Много их было на земле после сильного ветра. (Раздает детям по комплекту деревянных палочек (10 шт.)) Воспитатель предлагает карточки с изображением фигур из палочек. Дети смотрят, запоминают изображения и по памяти строят на ковре - лужайке такие же.
Потом воспитатель предлагает детям объединиться парами и построить узор или какое-либо изображение, вместе используя общие палочки. Дети выбирают самое удачное на их взгляд решение.
-Пора домой. Еще нужно написать ответ Незнайке. Дети рассаживаются по местам в автобусе, и тут выясняется, что потерян ключ зажигания. Чтобы его найти, нужно совершить путешествие по клеточкам.
-На обратной стороне листа с планом реки отмечена (.) (Проводится игра « Путешествие по клеткам» на ориентировку в пространстве). Дети фломастерами «следят» за (.), которая двигаясь по указаниям воспитателя, рисует ключ.
Кто нашел ключ - поставьте + в левом верхнем углу листа.
-Ключ найден. Наш автобус трогается и едет в детский сад. Пока дети «едут», воспитатель делает анализ занятия.
- Сегодня, дети, мы весело и с пользой провели время. Мы
отдохнули и помогли Незнайке ответить на вопросы, побывали в
зоопарке. Вы учились отгадывать математические загадки. Теперь
вы знаете, какой путь выбрать, чтобы быстрее попасть в нужное
место. Вы строили по памяти разные фигуры и сами их
придумывали. И, что самое ценное, сегодня вы учились работать
вместе (парами) и оценивать ответы своих товарищей с помощью
светофоров, оценивать свою работу. Как совсем взрослые люди, вы
ставили себе оценки. Я надеюсь, что честно.
Что вам больше всего понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?
- Молодцы, ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими
знаниями. Занятие закончено.
Приложение:
Математические загадки.
1. На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (2)
- Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук
Сколько же осталось штук? (6)
- Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели:
5- румяных, наливных,
3- с кислинкой. Сколько их? (8)
- Три голубя белых на крыше сидели,
Два голубя взяли и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (1)
- Как-то ночью под кусточком Грибы выросли опять.
Два грибочка, три грибочка, Сколько будет? Ровно (5).
6. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (10)
7. В класс вошла Марина,
А за ней - Арина,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят? (3)
8. Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел,
Два под березой,
Два - под осиной,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (4)
9. Еж спросил ежа- соседа:
«Ты откуда, непоседа?»
«Запасаюсь я к зиме,
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть принес, да три несу».
Призадумался сосед:
«Это много или нет?»
Поскорее дай ответ! (9)
10. Пять ворон на крыше село,
Две вороны прилетело,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
Литература:
- Л.Г. Петерсон. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников (М.» Банане». 2001).
- В.И. Усачева, Г.П. Попова. Занимательная математика. (Волгоград. «Учитель», 2006).
- Э. Баранова. «Учимся задавать вопросы» (Д/в N12,2005).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе"Цветные числа"
Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера в подготовительной группе "Цветные числа"...
Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе....
конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе
Цель занятия: обобщить знания, полученные в течение года.Программное содержание:Обучающие задачи:- продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.- закр...
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Путешествие по паркам города Новоалтайска"
Занятие позволит расширить и систематизировать знания детей о скверах и парках родного города....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "История возникновения города Новоалтайска"
Занятие способствует формированияю патриотических чувств на основе беседы о родном городе, об истории его возникновения....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Такие разные жители города Новоалтайска"
Занятие способствует формированию представлений о России как о многонациональном государстве, но единой стране....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Железнодорожный вокзал города Новоалтайска: прошлое и настоящее"
Занятие способствует формированию у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу....