Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Мой город- моя малая Родина!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галеева Вазифа Абдулхаковна
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, желание лучше узнать историю родного края.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление, что такое малая Родина.
- расширять знания детей о родном городе.
Развивающие:
- закреплять у детей знания о домашнем адресе (улице, на которой он живёт).
- развивать любознательность, кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт.
- формировать гражданско-патриотические чувства.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Радуга»  «Холмский муниципальный округ» Сахалинской области

             Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

                «Мой город - моя малая Родина!»

   

                                         

                                                         подготовила: педагог I квалификационной категории

                                                                                                                    Галеева В.А.

г. Холмск

2025г.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

                «Мой город - моя малая Родина»

     

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, желание лучше узнать историю родного края.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление, что такое малая Родина.

- расширять знания детей о родном городе.

Развивающие:

- закреплять у детей знания о домашнем адресе (улице, на которой он живёт).

- развивать любознательность, кругозор.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт.

- формировать гражданско-патриотические чувства.

Словарная работа: достопримечательности, герб, холмчане, Татарский пролив.

Предварительная работа: беседы о стране, о городе Холмск, чтение стихов о Родине, рассматривание фотографий и иллюстрации с изображением природы и достопримечательностей города, рисование рисунков «Дом в котором я живу».

Материалы и оборудование: фотографии и иллюстрации родного города Холмск, ИКТ-презентация города, раскраски герба г. Холмск, флажок.

                                      Ход ООД

1.О.м. 

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

- Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим слово «Здравствуйте!»?

 Правильно, здоровья!

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

- А сейчас давайте поприветствуем наших гостей и скажем «Здравствуйте!»

2.Сюрпризный момент (Пришло письмо и посылка от Незнайки) 

  -Ребята, давайте прочитаем письмо

Дорогие мои друзья! Я так хотел приехать к вам в гости, послушать вас и путешествовать с вами, но к сожаленью я сильно заболел, пришлось отложить поездку, но я вам отправляю посылку, которая думаю вам понравится, а вскрывать её я попрошу вас в конце занятия! Я думаю, что у вас сегодня будет очень интересно, но от вас я жду Интересно, что же такое отправил нам Незнайка, ну ладно узнаем в конце занятия.

3.Беседа с детьми

- Ребята, знаете ли вы, что означают слова Русь, россияне? Некоторые ученые полагают, что слово «Русь» происходит от слова «русло». Ведь на Руси множество больших, малых рек и морей. И города, и деревни наши предки строили на берегах водоемов. Значит Россия – страна, где много рек, озер и морей, а русский человек, живущий у воды.

  Велика наша Россия! Привольно раскинулась она от крайнего Севера до южных морей. Это огромная страна. (рассматривание на карте). (СЛАЙД 1)

 Но у каждого из нас есть и своя малая родина – тот уголок земли, где ты родился, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая родина – это небольшая деревня, для других - город.  

А мы с вами живём на самом большом острове России.

Как называется наш остров?

О.Сахалин ( СЛАЙД 2)

-А для нас малая родина – это наш любимый город.

Сабина и Кира расскажут нам стихотворение об этом.

Как называется город, в котором мы живем?

- Холмск.

-Ребята, как называют тех, кто живет в городе Холмск?

-Холмчане.

-Правильно мы с вами Холмчане. Давайте вместе скажем «Мы Холмчане!»

-Ребята, Холмск - красивый город, стоит на берегу Татарского пролива.

Наш город стоит где и какого пролива?

- Татарского.

4.История Холмска начинается с основания в1870 году русского военного поста в айнском селении Маука, что располагалось на юго- западном побережье Сахалина. Десять солдат 4-го Восточно – Сибирского линейного батальона во главе с поручиком В.Т Фирсовым, прибыли сюда на винтовой шхуне «Восток». Стали первыми основателями российского населенного пункта на этом берегу Татарского пролива, положивший начало строительству города Холмска. Здесь побывало много мореплавателей. Наш город был селением айнов (местные жители) и назывался Маука.

Позже в результате поражения России в русско – японской войне южная часть Сахалина отошла Японцам. Населенный пункт Маука стал произноситься как Маока. Если перевести на русский язык Маука или Маока означает «Холмы, поросшие шиповником».

 Маока превращался в крупный транспортный центр Карафуто. Были построены порт, железнодорожный вокзал, почта, бумажная фабрика, добывался уголь, работали лесозаготовительные предприятия, развивалось сельское хозяйство.

В августе 1945года Советский Союз объявил Японии войну, как союзнику фашисткого лагеря и к причалу порта Маока подошли десантные корабли. Атака наших солдат была неожиданной и японцы отступили, неся большие потери и наш город был освобожден от японцев.

Для освобожденных городов Сахалина началось новое время. В июне 1946 года был образован Холмский район, его центром стал г.Холмск, который ранее назывался Маока.

- Ребята, как вы думаете, почему наш город назвали Холмском?

   -Правильно, а сейчас послушаем Руслану, Севу и Веронику они расскажут нам

стихотворение «Столица Сахалинских моряков»

 

Ярчайшей страницей в истории г.Холмска и Сахалинской области является строительство паромной переправы Ванино- Холмск в 1973году.  Теперь это город- порт, наш город называют главными морскими воротами Сахалина.(СЛАЙД) Через наш порт по единственной в России паромной переправе осуществляется постоянная связь острова с большой землей.

 в Холмске расположились 2 морских порта: торговый, со своей богатой историей и Сахалинский западный морской порт.

     Наш город находится на о.Сахалин.

 Ребята, у каждой страны, у каждого города есть свои отличительные знаки - государственные символы: герб, флаг и гимн.

И у нашего города есть свои отличительные символы. (СЛАЙД)

-Это герб нашего города, посмотрите, что на нем нарисован?

      (Зеленые холмы говорят о названии города Холмска – центра района. Зеленый цвет символизирует связь с природой, плодородие, жизнь, надежду и здоровье.

 Изображение золотого каната, затянутого узлом на кольце якоря, означает связь Сахалина с материком посредством единственной в России паромной переправы.

 Якорь- древнейший символ человечества, связанный с профессией мореплавателей.

И что Холмск является центром морского судоходства и рыболовства.

Лазоревое поле герба передает географическое расположение Холмского района – на берегу Татарского пролива.

 

5. ФИЗМИНУТКА

Утром рано мы встаем                       (руки вверх, опустить через стороны)

Город видим за окном.

Он проснулся, он живет,                    (руки на поясе, повороты в стороны с приседанием)

Нас на улицу зовет.

Мы живем и растем                            (ходьба на месте)

В детский садик мы идем.

6. Загадки об объектах города с презентацией

- Много интересных мест есть в нашем городе, и я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай свой город?»

1. Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том.

Дом детишкам очень рад,

Что же это?... (детский сад); фото

2. Стоит дом, кто в него войдет,

Тот много знаний приобретет… (школа) фото

3. Снаружи смотришь – дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными… (библиотека) фото

4. Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму,

Послать посылку срочно,

Или купить конверт.

И это здание… (почта) фото

5. Люди в белом не скучают,

Курс леченья назначают

Если кто – то заболел

Все идут лечиться в районную… (больницу) фото

6. Если холодильник пуст,

Нет ни хлеба, ни картошки.

Ты сюда входи скорей и бери корзину

Покупай, что повкусней в нашем … (магазине) фото

7. Чтобы помнили всегда

И ценили подвиги,

Чтоб не повторять ошибок

Возводят люди … (памятники) фото

 Приморский бульвар – одна из главных площадей и популярное место жителей и гостей города.  С левой стороны на берегу Приморского бульвара расположен памятник основателям и освободителям Холмска в виде корабля, заходящего в порт. На лицевой стороне памятника надпись: «Солдатам Отечества Российского от благодарных жителей города».

Памятник в сквере Героев в нашем городе – это братская могила Советских воинов, павших в августе 1945 года в боях при освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов. В ней захоронены 46 солдат и офицеров, погибших в ходе десантной операции по взятию города Маока в августе 1945года.

А еще вы все, наверное,видели на перевале стоит один памятник, а что за памятник кто скажет?

Правильно, это пушка.

Сейчас Василиса расскажет нам свое стихотворение «Памятник»

-В нашем городе много улиц и у каждой улицы есть свое название. У каждого человека есть место, где он живет, а значит и адрес.

А зачем человеку знать свой домашний адрес?

Дети: Чтобы не потеряться, чтобы получать письма, чтобы можно было вызвать скорую помощь, чтобы можно пригласить в гости своих друзей.

Воспитатель: Все верно. Молодцы! А вы знаете свой домашний адрес? Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес.

 8.Игра «Назови домашний адрес» дети передают флажок и называют свой домашний адрес.

А еще, ребята, в нашем городе живет много хороших и добрых людей разных национальностей.

Русские, татары, башкиры, украинцы, чуваши, немцы, корейцы, таджики, белорусы и др.

все люди независимо от национальности живут в мире и дружбе, и всех нас называют – Холмчане!

Давайте повторим наш город- многонациональный

Наш город в свои 154 года обновляется, строится, хорошеет и все это благодаря усилиям наших тружеников – холмчан, ваших родителей. В последние годы здесь выросли здания ледового комплекса, школы, детские сады, спортивные и детские площадки, новые дома, строят новую поликлинику.

Обновили площадь Мира, преображается Приморский бульвар. И холмчане гордятся своим городом, любят свой город и трудятся во блага своего города!

9.Игра «Собери картинку»

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы много узнали о своём городе, нашей маленькой Родине. Любите и берегите свой город. Старайтесь больше узнать о её людях и истории, природа у нас уникальная, берегите её. Город наш особенный, красивый и пожелаем, чтобы он жил и дальше процветал. И когда вы будете взрослыми, поедете куда-нибудь учиться и вам хотелось бы вернуться обратно в свой родной город!

Рефлексия.

-Ребята вам понравилось наше занятие?

- Что вам запомнилось?

-О чем сегодня расскажите своим родителям?

Хочется сказать всем спасибо

И в заключении я хочу открыть сюрприз от Незнайки. Огромное ему спасибо за раскраски!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя маленькая Родина»

Программные задачи:1. Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Белореченском, воспитывать любовь к ней.2. Обогащать знания детей о станице (её достопримечательностях: улицы, здания, ...

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....

Занятие по познавательному развитию в средней группе. Беседа " Моя малая Родина".

Занятие по познавательному развитию в средней группе. Беседа " Моя малая Родина"....

Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе «Моя малая Родина»

Цели и задачи:- Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к своей Родине.-формировать у детей представление о России, о Родине, о родном городе;- познакомить с флагом России, расширять предст...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Моя Родина-Ковылкино"

Познакомить с прошлым родного города. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину....