Непосредственно-организованная образовательная деятельность для детей старшей группы и родителей средствами математических игр "Путешествие в страну Угадайка"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Медведева Вера Михайловна

Закреплять знания детей по ФЭМП; развивать логическое мышление в совместной деятельности с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_ugadayka.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно организованная образовательная деятельность для детей старшей группы и родителей

Познавательное развитие детей средствами

математических игр.

C:\Users\Леля\Pictures\Новая папка\iCAP9DL3W.jpg

             Воспитатель: Медведева Вера Михайловна      

 высшая квалификационная категория

МКДОУ д/с №3 г.Курлово.

Цель: Закреплять знания детей по формированию элементарных математических представлений; развивать логическое мышление в совместной деятельности с родителями.

Задачи:

Воспитательные задачи: формировать качества личности ребёнка, вовлекая в жизнь детского сада родителей.

Развивающие задачи: закреплять умение называть геометрические фигуры, использовать порядковый и обратный счет в пределах 10, знать название цифр. Формировать умение ориентироваться в пространстве (находить направление от себя: направо, прямо, налево). Закреплять знания основных цветов спектра, дней недели.

Обучающие задачи: продолжать учить детей  решать математические задачи, взаимодействовать с родителями на занятии.

Материал и оборудование:

Ворота из картона; цветик- семицветик; указатель с тремя стрелками; иллюстрация «Совушка»; письмо с математическими задачами; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) с лицами весёлых человечков; домики, окна которых имеют форму геометрических фигур; альбомные листы с изображением геометрических фигур; фломастеры; мяч; карточки с цифрами от 1 до 10 (2 экз.) в форме болотных кочек; карточки с цифрами от 1 до 10. Костюм доброй волшебницы; пирог к чаю.

Предварительная работа: разучивание считалки и игры «Лови, бросай, дни недели называй», приглашение родителей принять участие в непосредственно-образовательной деятельности.

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители: Кармышева Екатерина Владимировна, Панина Татьяна Александровна, Потапова Татьяна Борисовна.

Место проведения: музыкальный зал.

Содержание деятельности

Этапы

Содержание деятельности

Время

Процесс вовлечения

Процессс целеполагания

Процесс планирования

Процесс осуществления действий

Рефлексия

Воспитатель приглашает детей и родителей встать в круг. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь, друг другу, и подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Как горят ваши глазки! Почему? Да от радости, потому что мамы оставили свои домашние заботы и принимают участие в жизни нашей группы. А чтобы у нас было хорошее настроение, на протяжении всего занятия, предлагаю выполнить массаж пальчиков «Дружба». Мамы, повторяйте, пожалуйста, вместе с нами.

-Дружат в нашей группе девочки и мальчики         (растирание ладоней)

-Мы с тобой подружим маленькие пальчики         (1,2,3,4,5 поочерёдное массирование пальцев сначала на левой руке, потом 5,4,3,2,1  на правой руке)

-Чок-чок-чок закружился волчок (трем ладошки круговыми движениями)

-Он жужжит, гудит, поёт, заниматься всех зовёт.

Дорогие мамы, ребята, вы любите путешествовать? (Да). Я тоже очень люблю. Я слышала, что на свете есть волшебная страна и живут там интересные люди. Эта страна называется «Угадайка». Вот бы туда попасть! Но как? Здесь не обойтись без волшебства.

(Раздаётся стук в дверь. Звучит волшебная лёгкая музыка, и входит добрая волшебница ( мама Екатерина Владимировна  в костюме волшебницы)).

Волшебница: Я добрая волшебница. Слышала, вам нужна моя помощь – волшебство. Я помогу вам.

Воспитатель: Мы с ребятами и мамами хотели бы попасть в волшебную страну «Угадайку».

Волшебница: У меня есть волшебный цветок (Даёт цветок воспитателю). С его помощью, вы попадёте куда захотите. Надо оторвать от цветка один лепесток, и сказать: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Вели, что бы мы оказались в волшебной стране «Угадайка». Но когда вы попадёте в эту страну, будьте очень внимательны. Как только услышите десять ударов волшебных часов, то должны сразу же вернуться домой, потому, что после десятого удара волшебство закончится и страна исчезнет.

(Воспитатель, дети и родители благодарят волшебницу, прощаются с ней)

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие ответе на мои вопросы. (Показывает цветок) Это цветик-семицветик. Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

Каждый его лепесток определённого цвета. Назовите цвет каждого лепестка. (Передаю цветок детям. Ответы детей). Вы правильно ответили на все вопросы. Теперь в путь. (Дети отрывают один лепесток, произносят волшебные слова, кружатся и оказываются перед волшебными воротами).

Воспитатель: Вот мы с вами и в волшебной стране «Угадайка». Давайте войдём в волшебные ворота и увидим, а что же там? (Дети, воспитатель, родители проходят в ворота и останавливаются возле указателя с тремя стрелками)

Воспитатель: На нашем пути указатель. Как вы думаете, для чего нужен указатель? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас Глеб с Татьяной Борисовной прочтут надпись на первом указателе.

Родительница: (читает надпись вместе с ребёнком) *Налево пойдёшь – в гости, к Совушке, придёшь*, Воспитатель: Анечка с Татьяной Борисовной прочтут надпись на втором указателе.

Родительница: (читает надпись вместе с ребёнком)

*Направо пойдёшь – в гости к цифрам попадёшь*

Воспитатель: Полина с Татьяной Борисовной прочтут надпись на третьем указателе.

Родительница: (читает надпись вместе с ребёнком)

*Прямо пойдёшь – весёлых человечков найдёшь*

Воспитатель: Молодцы, спасибо. Куда мы отправимся сначала? (Пойдём налево).

Воспитатель: Вот мы и у Совушки. Посмотрите, здесь письмо, это мудрая Совушка приготовила нам мудрые задания. Я думаю, вместе с мамами, вы легко с ними справитесь. Итак, вы готовы?  (Ответы детей) (Воспитатель раскрывает письмо)

Задание на смекалку. Отвечают дети и мамы, по очереди.

Вопрос детям: «Сколько рогов у двух коров?» (4)

Вопрос мамам: «Вот грибочки на лужочке, в жёлтых шапочках стоят, два грибочка, три грибочка, сколько вместе будет?» (5)

Вопрос детям: «Сколько ушей у трёх мышей?» (6)

Вопрос мамам: «Нужно быстро назвать 5 имён мальчиков, 5 имён девочек, 5 названий цветов, 5 необходимых предметов в школе ученику».

Вопрос детям: «У трёх братьев по одной сестрёнке, сколько всего детей в семье?» (4)

Вопрос мамам: «Если съесть один бублик, останется одна дырка. Если съесть один крендель останется две дырки, но поменьше. На блюдце лежат 10 бубликов и 10 кренделей. Какое количество бубликов и кренделей надо съесть, чтобы дырок осталось поровну?» (Все бублики и 5 кренделей. Дырок останется 10)

Вопрос детям: «Сколько концов у палки?» (2)

Вопрос детям и мамам, кто быстрее отгадает: «На сколько частей Вася разделил шоколадку, если одну часть он съел сам, две отдал папе с мамой, одну часть предложил сестрёнке, и одна часть у него осталась. На сколько частей разделил шоколадку Вася?» (на 5 частей).

Воспитатель: Спасибо молодцы! Вы очень хорошо справились с математическими задачами. Давайте поблагодарим Совушку за такие мудрые задания. (Дружно благодарим Совушку). А теперь мы снова возвращаемся к указателю. Давайте вспомним, что написано на следующей стрелке. (Родительница с ребёнком читают надпись)  Куда теперь пойдём? (Пойдём прямо).

Дети, воспитатель, родители подходят к столу, на котором разложены геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Воспитатель: Посмотрите, что это за весёлые человечки? (Ответы детей).

Воспитатель: У каждого весёлого человечка есть свой домик и им очень хочется скорее вернуться в этот домик. Ваша задача: найти домики для весёлых человечков, и рассказать, почему вы их туда поселили.

Дети помещают свои фигуры в соответствующие домики с окошечками – геометрическими фигурами, и рассказывают о своём выборе.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам на время стать художниками. Каждому из вас я даю  по листу бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Задача – превратить геометрическую фигуру, во что- то интересное. Задание выполняете вместе с мамами. Звучит музыка. Дети с мамами рисуют свои рисунки.

Воспитатель: Покажите свои рисунки. Дети показывают рисунки, и рассказывают, из какой фигуры их нарисовали. Молодцы, спасибо. Вы настоящие художники.

Воспитатель: Ребята, весёлые человечки очень любят играть в разные игры, а вы любите? (Да) В какую игру вы сейчас хотели бы поиграть? (Ответы детей). Проводится игра  «Лови, бросай, дни недели называй».

Все встают в круг. С помощью считалки выбирают ведущего:

Раз-два, раз-два-три,

Вслед за мною говори.

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду,

А в четверг и пятницу

Дорожки к дому катятся,

За субботой – воскресенье,

В этот день печём печенье,

Раз-два, раз-два-три,

Всю считалку повтори.

Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй – вторник…». Ребёнок, поймав мяч, называет три дня подряд: «Среда, четверг, пятница…» и бросает мяч со словами: «Я начну - …(называет любой день недели)».

Игра продолжается.

Воспитатель: Молодцы! Спасибо! Немного отдохнули? (Да).Посмотрите, на указателе осталась одна надпись. Вспомним, что на нём написано.

Родительница с ребёнком читают надпись:  «Направо пойдёшь – в гости к цифрам попадёшь».

Воспитатель: Куда мы теперь с вами пойдём? (ответы детей). Вижу там вдалеке цифры, но что с ними случилось? Они все перепутались, упали. Я думаю, им нужна помощь. Ребята, мамы, поможем цифрам? (Да). А как мы можем им помочь? (Ответы детей) Наша задача – помочь цифрам найти свои места, и выстроить порядковый цифровой ряд. Но впереди перед нами болото. Пройти через него к цифрам можно только по кочкам, причём наступать на них надо строго по порядку следования цифр. Мы разделимся на две группы. Одна группа переходит болото с Татьяной Борисовной, а другая группа с Татьяной Александровной. Итак, в путь. Дети и мамы переходят болото, называя цифры - порядковый счёт.

Воспитатель: Ребята, возьмите любые цифры и встаньте по порядку от 1-10. (дети выполняют задание) Молодцы! Пожалуйста, выложите цифровой ряд на доске. Вы помогли цифрам. Молодцы!

Воспитатель: Следующее задание для мам. Вы, ребята, можете мамам помогать. Нужно назвать пословицы, в которых встречаются цифры ( «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Семеро с пером, а один с топором», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Семеро одного не ждут», «Один в поле не воин»). Молодцы! Спасибо!

Воспитатель: Ребятам я предлагаю назвать сказки, в которых встречаются цифры. Мамы, вам также, будут помогать («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Спасибо большое! Вы молодцы! И мы снова возвращаемся на полянку к указателю, также переходим болото по кочкам. Только теперь начинаем с цифры 10. Проводится обратный счёт.

Слышится бой часов.

Воспитатель: Ребята, что это?  (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, нам надо скорее вернуться домой, иначе мы исчезнем вместе с волшебной страной. Давайте поскорее выйдем в ворота. Дети и взрослые насчитывают 10 ударов. Отрывают лепесток от цветика - семицветика, говорят волшебные слова, кружатся. Сказочные ворота исчезли.

Воспитатель: Вот мы и дома. У нас остался цветик - семицветик, который и дальше поможет исполнять ваши желания. А наше странствие по волшебной стране «Угадайка» закончилось. Как вы думаете, почему страна так называется? (Ответы детей).

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Да).

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Возьмитесь все за руки и предайте частицу своего дыхания в ладошку. Я беру Анину ладошку и передаю вам всем, частичку своего дыхания. И оно идёт от меня к Алине, Роме, Арине и к нашим мамам. И наконец, опять возвращается ко мне. Я чувствую, что с частичкой нашего дыхания дружбы стало ещё больше.

Вы сегодня очень хорошо работали вместе с мамами, спасибо, я вами горжусь! И главная награда за ваш сегодняшний труд – это вкусный пирог, испечённый Марией Сергеевной, мамой Алины. Приглашаю всех пройти в группу, на сладкий чай с пирогом.

2-3 мин.

2-3 мин.

1-2 мин.

16-17 мин.

2-3 мин.

Литература:

  1. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2011г. №5.
  2. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-48с.
  3. Образовательный сайт «Социальная сеть работников образования». Конспект комплексного занятия: автор Гарифуллина А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»

Конспект интегрированной  непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы  «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Разноцветная страна»

Цель: расширять знания детей о цветах и оттенках в изобразительном искусстве, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о цвет...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактической игр.Тема: «На помощь Маше»

Тема: «На помощь Маше» Цель: • формировать элементарные математические представления; • совершенствовать знания о геометрических фигурах. Образовательные задачи: • закрепить...