Игра-диагностика "Путешествие по времени"
методическая разработка (математика, старшая группа) по теме

Косогорова Алёна Николаевна

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают временные представления. Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие даже нормально развивающимися детьми. У детей с нарушением интеллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений.

           Представленная здесь  методическая разработка – игра-диагностика «Путешествие по времени» позволит учителям-дефектологам и воспитателям проводить диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старших и подготовительной к школе групп в интересной, игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района Санкт-Петербурга

ИГРА-ДИАГНОСТИКА

«ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО ВРЕМЕНИ»

Выполнила:

Учитель-дефектолог Косогорова А. Н.

ЦЕЛЬ:

Диагностика уровня сформированности временных представлений у детей старшего возраста.

МАТЕРИАЛ:

  • Кубик с количеством точек на гранях кубика от 1-го до 3-х
  • Игровое поле с картинками, изображающими различные предметы,       занятия людей, явления природы, тем или иным образом связанные с представлениями  детей о частях суток, временах года, днях недели и  месяцах.
  • Поле имеет условное деление на  три части:

  1. В первой части (№№1 - 25) расположены картинки, отражающие  представления о частях суток и временах года.
  2. Во второй части (№№ 27 - 36) – о днях недели.
  3. В третьей части (№№ 26, 34, 37-50) – о месяцах.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

  1. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Путешествие по      времени» (количество  участников от одного до четверых человек).
  2. Каждый участник игры получает фишку «Путешественника». Место старта – левый нижний угол игрового поля. Участники игры определяют очередность ходов (например, с помощью кубика).
  3. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают своих «путешественников» вперед на столько  кружков, сколько точек выпало  на верхней грани кубика.
  4. «Путешественник» должен сказать, что изображено на картинке и ответить на вопросы педагога, относящиеся к этому изображению. Вопросы прилагаются.
  5. Можно использовать и некоторые дополнения к правилам игры, например: попавший на зеленый кружок, после ответов на вопросы педагога, имеет право сделать дополнительный ход; попавший на красный кружок – пропускает  ход.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

1 балл

задание не выполнил

2 балла    

требовалась значительная помощь педагога

3 балла

выполнил упрощенный вариант задания с небольшой  помощью  педагога

4 балла

требовалась организующая помощь педагога

5 баллов

задание выполнено правильно, самостоятельно, с первого  предъявления

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Высчитывается средний балл по формуле:

Кол-во баллов за 1-ый ответ + количество баллов за второй ответ и

т. д./ на кол-во ответов.

УРОВНИ:   Низкий:   0 – 2 баллов

                      Средний: 2 – 4  балла

                      Высокий: 4 – 5 баллов

.      

Примерные вопросы для диагностики

уровня сформированности временных представлений.

  1.              -   Кто изображен на картинке? Чем они занимаются?
  • Как ты думаешь, какое время суток отражает эта картинка: утро, день, вечер или ночь?
  • Какие части суток ты еще знаешь? Назови их.
  • Как называется самая темная часть суток?  Найди на поле картинку с ее изображением.
  • Какая часть суток наступает после ночи?

   

 2.              -   Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Какие времена года ты знаешь? Сколько их всего?
  • Как называется время года, которое наступает после зимы?
  • Как называется самое холодное время года?

3.                     -     Что изображено на картинке?

  • Как называется время года, когда девочки носят такую одежду?
  • Как называется время года, которое идет перед зимой?
  • Расскажи, какая погода бывает летом?
  • Найди на игровом поле картину с изображением осени.

4.                     -    Кто изображен на картинке? Что он делает?

  • Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда                

      это бывает?

  • Как называется та часть суток, когда восходит солнце?
  • Какие еще части суток ты знаешь?
  • Закончи фразу: «обедаем мы днем, а завтракаем…»

5.                     -    Что за предмет изображен на картинке? Для чего он нужен?

  • Как называется  та часть суток, когда мы едим суп?
  • Какая часть суток наступает после ночи?
  • Расскажи, чем мы занимаемся утром?
  • Как называется часть суток, когда на небе видны звезды?

6.                     -    Кто изображен на картинке? Что он делает?

-    Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда                

      это бывает?

  • Какое сейчас время суток?
  • Как ты сможешь узнать, что наступила ночь?
  • Назови «соседей» ночи.

7.                     -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Закончи фразу: «Холодную снежную зиму сменила весна, а затем наступило теплое …»
  • Как называется время года, когда дети идут в школу?
  • Какое время года идет перед летом?

8.                     -   Что за предмет изображен на картинке? Для чего он нужен?

  • Как называется время года, когда можно ловить бабочек?
  • Назови «соседей» лета.
  • Как называется время года, когда люди отмечают Новый год?
  • Назови все времена года, начиная с лета.

9                      -     Кто изображен на картинке? Что она делает?

-     Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда                

      это бывает?

  • Днем светло, а ночью…?
  • Что делают люди вечером?
  • Что наступит после утра?

10.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Расскажи, какая погода бывает весной.
  • Назови «соседей» зимы.
  • Как называется время года, когда мы отмечаем праздник «8 марта»            

(праздник мам, бабушек и девочек) ?

11.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови все времена года, начиная с осени.
  • Как называется время года, когда медведь спит?
  • Как ты думаешь о каком времени  года  я сейчас расскажу: «На небе собираются низкие облака, часто идет дождь. Листья желтеют и опадают. Птицы улетают в теплые страны.

12.                   -    Что изображено на картинке? Для чего это нужно?

  • Как называется время года, когда можно кататься на лыжах?
  • Назови «соседей» осени.
  • Как называется время года, когда люди купаются и загорают?
  • Назови все времена года, начиная с зимы.

13.                  -     Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?
  • Как называется самая темная часть суток?
  • Назови «соседей»  ночи.
  • Закончи фразу: «завтракаем мы утром, а ужинаем …»

14.                   -    Кто изображен на картинке? Чем они занимаются?

  • Как ты думаешь, какое время суток отражает эта картинка??
  • Какие части суток ты еще знаешь? Назови их.
  • Как называется самая светлая часть суток?  Найди на поле картинку с ее изображением.
  • Какая часть суток наступает после ночи?

15.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как называется время года, когда девочки носят такую одежду?
  • Как называется время года, которое идет после осени?
  • Расскажи, какая погода бывает летом?
  • К какому времени года относятся эти слова: «Солнышко пригревает землю. Снег тает, тают и сосульки. Появляются первые цветы, прилетают птицы»? Найди на игровом поле картину с изображением этого времени года.

16.                   -   Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови все времена года, начиная с весны.
  • Как называется время года, когда дети катаются на лыжах и санках?
  • Назови «соседей» весны, зимы.

17.                  -     Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?
  • Как называется часть суток. Когда мы ужинаем?
  • Назови «соседей»  ночи, утра.
  • Найди на игровом поле картинку с изображением части суток, которая наступает после ночи.

18.                   -   Кто изображен на картинке?

-    Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка? Когда                

      это бывает?

  • Какое сейчас время суток?
  • Чем занимаются люди днем?
  • Назови «соседей» ночи, дня.

19.                   -   Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови все времена года, начиная с зимы.
  • Как называется время года, когда люди отмечают Новый год?
  • К какому времени года относятся эти слова: «На улице жарко. Поспевают ягоды. Дети запускают воздушных змеев и ловят сачком бабочек»?

20.                  -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови все времена года, начиная с зимы.
  • Как называется время года, которое идет перед летом?
  • К какому времени года относятся эти слова: «На улице холодно. Много                                

     снега. Можно слепить снеговика и покататься на санках. А вот и

     снежинки»?

21.                   -   Кто изображен на картинке?

-    Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка? Когда                

      это бывает?

  • Ужинаем мы …, а обедаем …?
  • Чем занимаются люди утром?
  • Назови «соседей» ночи, дня.

22.                   -   Что изображено на картинке? Для чего это нужно?

  • Как называются времена года, когда людям нужен зонтик?
  • Осенью и весной дожди идут холодные, а летом …?
  • Как называется время года, когда люди купаются и загорают?
  • Назови все времена года, начиная с зимы.

23.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови все времена года, начиная с зимы.
  • Как называется время года, которое идет перед летом?
  • Найди на игровом поле картинку с изображением веточки зимой. Расскажи о зимних забавах детей.

24.                  -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови «соседей» зимы, осени.
  • Как называется время года, когда дети идут в школу?
  • Найди на игровом поле картинку с изображением лета. Что происходит летом с природой?

25.                    -   Что изображено на картинке?

-    Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?    

-    Чем занимаются люди днем, вечером?

  • Назови «соседей» ночи, дня.
  • «Спокойной ночи, малыши!» мы смотрим вечером, а зарядку делаем…?

26.                   -    Какого цвета шарики изображены на картинке?

  • Вспомни, какое время года мы обозначаем синим цветом?
  • Назови по порядку все зимние месяцы.
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Какой месяц «лишний»: июнь, июль, январь, август?

27.                  -     Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови «соседей» лета, весны.
  • Как называется время года, когда мы отмечаем женский праздник?
  • Найди на игровом поле картинку с изображением осени. Что происходит осенью с природой?

28.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? В какой из дней недели мы ставим самовар, отмечаем дни рождения?
  • Назови «соседей» воскресенья.
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Назови второй день недели.

29.                   -   Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
  • Назови «соседей» зимы, лета
  • Как называется время года, когда бегут ручьи, тают сосульки?
  • Найди на игровом поле картинки с изображением весны. Что происходит весной с природой?

30.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «подметали пол»?
  • Назови «соседей» вторника.
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Как называется последний день недели?

31.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «играли в мяч?»?
  • Как называется день недели. Который идет после пятницы? Перед средой?.
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Как называется четвертый день недели?

32.                   -   Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «стирали»? Какой это по счету день в неделе?
  • Назови «соседей» среды.
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Как называется пятый день недели?

33.                   -     Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «чашки помыли»?
  • Назови «соседей» четверга
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Как называется шестой день недели?

34.                   -    Какого цвета шарики изображены на картинке?

  • Вспомни, какое время года мы обозначаем желтым цветом?
  • Назови по порядку все осенние месяцы. Здесь изображен октябрь и ноябрь. Какого месяца не хватает?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Какой месяц «лишний»: июнь, июль, январь, август?
  • В каком месяце мы отмечаем женский праздник?

35.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «пекли калач»?
  • Назови «соседей» вторника.
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Как называется первый день недели?

36.                   -    Что изображено на картинке?

  • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «торт купили»?
  • Назови «соседей» воскресенья
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Как называется день недели, который идет после вторника? Перед пятницей?

37.                   -   Какого цвета шарики изображены на картинке?

  • Вспомни, какое время года мы обозначаем зеленым цветом?
  • Назови по порядку все весенние месяцы.
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Какой месяц «лишний»: март, сентябрь, май, апрель?

38.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все осенние месяцы.
  • Назови второй по счету месяц в году.
  • Как называется праздник, который мы отмечаем в самом  начале года?
  • Январь – какой из зимних месяцев по счету?
  • Куда прячется в зимние морозы лиса?

39.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все летние месяцы.
  • Назови первый по счету месяц в году.
  • Какие заботы у лесных птиц и зверей в июне?
  • Каких насекомых можно увидеть в июне?
  • Чем  занимаются люди в июне?

40.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Какой праздник дети отмечают в сентябре?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все зимние месяцы.
  • Назови последний по счету месяц в году.
  • Какие плоды созревают в сентябре?
  • Почему сентябрь называют «месяцем птичьих стай»?
  • Как готовятся к зиме животные?

41                    -    Посмотри на картинку. Как ты думаешь, к какой сказке относится эита

                              иллюстрация.?

  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все летние месяцы.
  • Назови последний по счету месяц в году.
  • Какой праздник отмечают в марте?
  • Какой месяц наступает после апреля?
  • Какой месяц «лишний»?

42.                    -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все зимние месяцы.
  • Назови первый по счету месяц в году.
  • Почему август называют «хлебосолом»?
  • Чем занимаются люди в августе?
  • Кто из животных в августе начинает делать запасы на зиму?

43.                    -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все осенние месяцы.
  • Назови второй по счету месяц в году.
  • Как называют декабрь в народе? (хмурень). Почему?
  • Что происходит с водой в реках, озерах, прудах? Какой праздник отмечают 31 декабря?
  • Как готовятся к встрече Нового года?
  • Что едят зайцы зимой?
  • Зачем заяц следы запутывает?
  • У какой птицы в январе появляются птенцы?

44.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение? Когда цветет сирень?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все летние месяцы.
  • Назови первый по счету месяц в году.
  • Какой месяц «лишний»: октябрь, май, сентябрь, ноябрь?
  • Что происходит с травами, цветами и деревьями после майских дождей?
  • Как азывают май в народе? (цветень). Почему?

                        -    Какое явление природы часто бывает в мае?

45.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все летние месяцы.
  • Назови последний по счету месяц в году.
  • Почему октябрь в старину называли «листопадом»?
  • Почему говорят, что в октябре «семь погод на дворе»?
  • Кто меняет на зиму шубку?
  • Кто делает запасы на зиму?

46.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все осенние месяцы.
  • Назови второй по счету месяц в году.
  • Почему февраль называют снеговеем?
  • Назови зимние игры и забавы.
  • Что делает зимой медведь?
  • Куда прячется в зимние морозы лиса?

47.                   -     Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все летние месяцы.
  • Назови последний по счету месяц в году.
  • Какой месяц наступает после июня?
  • Почему апрель называют месяцем «живой воды»?
  • Какие птицы прилетают в апреле? (скворцы, трясогузки, жаворонки)
  • Какие насекомые появляются в апреле? (муравьи, бабочки, шмели, пчелы)
  • Что делают в апреле лесные обитатели? (меняют шубку)

48.                   -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все осенние месяцы.
  • Назови второй по счету месяц в году.
  • Какой месяц идет перед февралем?
  • Какой месяц «лишний»: май, июнь, март, апрель?
  • Как называют март в народе? (утро весны)
  • Расскажи о погоде марта.
  • Какой праздник отмечают в марте? Какого числа?

49.                   -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все зимние месяцы.
  • Назови первый по счету месяц в году.
  • Какой месяц идет после апреля?
  • Какой месяц «лишний»: сентябрь. ноябрь, июнь, октябрь?
  • Как называют июль в народе? (макушка лета)
  • Какие занятия у людей в июле? (сенокос, окучивание, сбор первого урожая)
  • Назови летние забавы детей.
  • Чем питается в июле медведь?

50                     -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

  • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Назови все зимние месяцы.
  • Назови второй по счету месяц в году.
  • Какой месяц идет перед маем?
  • Какой месяц «лишний»: май, июнь, март, апрель?
  • Как называют ноябрь в народе? (чернотропом)
  • Какая птица прилетает в ноябре? (клест)
  • Какие занятия у людей в ноябре (утепление жилища, размещение животных в зимних стойлах)

51.                    -   Какого цвета шарики изображены на картинке?

  • Вспомни, какое время года мы обозначаем красным цветом?
  • Назови по порядку все летние месяцы.
  • Сколько всего месяцев в году?
  • Какой месяц «лишний»: март, сентябрь, май, апрель?
  • Какой месяц наступает после декабря?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...