Главные вкладки

    Игра-диагностика "Путешествие по времени"
    методическая разработка (математика, старшая группа) по теме

    Косогорова Алёна Николаевна

    Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

    Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают временные представления. Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие даже нормально развивающимися детьми. У детей с нарушением интеллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений.

               Представленная здесь  методическая разработка – игра-диагностика «Путешествие по времени» позволит учителям-дефектологам и воспитателям проводить диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старших и подготовительной к школе групп в интересной, игровой форме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района Санкт-Петербурга

    ИГРА-ДИАГНОСТИКА

    «ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО ВРЕМЕНИ»

    Выполнила:

    Учитель-дефектолог Косогорова А. Н.

    ЦЕЛЬ:

    Диагностика уровня сформированности временных представлений у детей старшего возраста.

    МАТЕРИАЛ:

    • Кубик с количеством точек на гранях кубика от 1-го до 3-х
    • Игровое поле с картинками, изображающими различные предметы,       занятия людей, явления природы, тем или иным образом связанные с представлениями  детей о частях суток, временах года, днях недели и  месяцах.
    • Поле имеет условное деление на  три части:

    1. В первой части (№№1 - 25) расположены картинки, отражающие  представления о частях суток и временах года.
    2. Во второй части (№№ 27 - 36) – о днях недели.
    3. В третьей части (№№ 26, 34, 37-50) – о месяцах.

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

    1. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Путешествие по      времени» (количество  участников от одного до четверых человек).
    2. Каждый участник игры получает фишку «Путешественника». Место старта – левый нижний угол игрового поля. Участники игры определяют очередность ходов (например, с помощью кубика).
    3. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают своих «путешественников» вперед на столько  кружков, сколько точек выпало  на верхней грани кубика.
    4. «Путешественник» должен сказать, что изображено на картинке и ответить на вопросы педагога, относящиеся к этому изображению. Вопросы прилагаются.
    5. Можно использовать и некоторые дополнения к правилам игры, например: попавший на зеленый кружок, после ответов на вопросы педагога, имеет право сделать дополнительный ход; попавший на красный кружок – пропускает  ход.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

    1 балл

    задание не выполнил

    2 балла    

    требовалась значительная помощь педагога

    3 балла

    выполнил упрощенный вариант задания с небольшой  помощью  педагога

    4 балла

    требовалась организующая помощь педагога

    5 баллов

    задание выполнено правильно, самостоятельно, с первого  предъявления

    ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

    Высчитывается средний балл по формуле:

    Кол-во баллов за 1-ый ответ + количество баллов за второй ответ и

    т. д./ на кол-во ответов.

    УРОВНИ:   Низкий:   0 – 2 баллов

                          Средний: 2 – 4  балла

                          Высокий: 4 – 5 баллов

    .      

    Примерные вопросы для диагностики

    уровня сформированности временных представлений.

    1.              -   Кто изображен на картинке? Чем они занимаются?
    • Как ты думаешь, какое время суток отражает эта картинка: утро, день, вечер или ночь?
    • Какие части суток ты еще знаешь? Назови их.
    • Как называется самая темная часть суток?  Найди на поле картинку с ее изображением.
    • Какая часть суток наступает после ночи?

       

     2.              -   Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Какие времена года ты знаешь? Сколько их всего?
    • Как называется время года, которое наступает после зимы?
    • Как называется самое холодное время года?

    3.                     -     Что изображено на картинке?

    • Как называется время года, когда девочки носят такую одежду?
    • Как называется время года, которое идет перед зимой?
    • Расскажи, какая погода бывает летом?
    • Найди на игровом поле картину с изображением осени.

    4.                     -    Кто изображен на картинке? Что он делает?

    • Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда                

          это бывает?

    • Как называется та часть суток, когда восходит солнце?
    • Какие еще части суток ты знаешь?
    • Закончи фразу: «обедаем мы днем, а завтракаем…»

    5.                     -    Что за предмет изображен на картинке? Для чего он нужен?

    • Как называется  та часть суток, когда мы едим суп?
    • Какая часть суток наступает после ночи?
    • Расскажи, чем мы занимаемся утром?
    • Как называется часть суток, когда на небе видны звезды?

    6.                     -    Кто изображен на картинке? Что он делает?

    -    Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда                

          это бывает?

    • Какое сейчас время суток?
    • Как ты сможешь узнать, что наступила ночь?
    • Назови «соседей» ночи.

    7.                     -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Закончи фразу: «Холодную снежную зиму сменила весна, а затем наступило теплое …»
    • Как называется время года, когда дети идут в школу?
    • Какое время года идет перед летом?

    8.                     -   Что за предмет изображен на картинке? Для чего он нужен?

    • Как называется время года, когда можно ловить бабочек?
    • Назови «соседей» лета.
    • Как называется время года, когда люди отмечают Новый год?
    • Назови все времена года, начиная с лета.

    9                      -     Кто изображен на картинке? Что она делает?

    -     Как ты думаешь, к какому времени суток относится эта картинка? Когда                

          это бывает?

    • Днем светло, а ночью…?
    • Что делают люди вечером?
    • Что наступит после утра?

    10.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Расскажи, какая погода бывает весной.
    • Назови «соседей» зимы.
    • Как называется время года, когда мы отмечаем праздник «8 марта»            

    (праздник мам, бабушек и девочек) ?

    11.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови все времена года, начиная с осени.
    • Как называется время года, когда медведь спит?
    • Как ты думаешь о каком времени  года  я сейчас расскажу: «На небе собираются низкие облака, часто идет дождь. Листья желтеют и опадают. Птицы улетают в теплые страны.

    12.                   -    Что изображено на картинке? Для чего это нужно?

    • Как называется время года, когда можно кататься на лыжах?
    • Назови «соседей» осени.
    • Как называется время года, когда люди купаются и загорают?
    • Назови все времена года, начиная с зимы.

    13.                  -     Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?
    • Как называется самая темная часть суток?
    • Назови «соседей»  ночи.
    • Закончи фразу: «завтракаем мы утром, а ужинаем …»

    14.                   -    Кто изображен на картинке? Чем они занимаются?

    • Как ты думаешь, какое время суток отражает эта картинка??
    • Какие части суток ты еще знаешь? Назови их.
    • Как называется самая светлая часть суток?  Найди на поле картинку с ее изображением.
    • Какая часть суток наступает после ночи?

    15.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как называется время года, когда девочки носят такую одежду?
    • Как называется время года, которое идет после осени?
    • Расскажи, какая погода бывает летом?
    • К какому времени года относятся эти слова: «Солнышко пригревает землю. Снег тает, тают и сосульки. Появляются первые цветы, прилетают птицы»? Найди на игровом поле картину с изображением этого времени года.

    16.                   -   Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови все времена года, начиная с весны.
    • Как называется время года, когда дети катаются на лыжах и санках?
    • Назови «соседей» весны, зимы.

    17.                  -     Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?
    • Как называется часть суток. Когда мы ужинаем?
    • Назови «соседей»  ночи, утра.
    • Найди на игровом поле картинку с изображением части суток, которая наступает после ночи.

    18.                   -   Кто изображен на картинке?

    -    Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка? Когда                

          это бывает?

    • Какое сейчас время суток?
    • Чем занимаются люди днем?
    • Назови «соседей» ночи, дня.

    19.                   -   Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови все времена года, начиная с зимы.
    • Как называется время года, когда люди отмечают Новый год?
    • К какому времени года относятся эти слова: «На улице жарко. Поспевают ягоды. Дети запускают воздушных змеев и ловят сачком бабочек»?

    20.                  -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови все времена года, начиная с зимы.
    • Как называется время года, которое идет перед летом?
    • К какому времени года относятся эти слова: «На улице холодно. Много                                

         снега. Можно слепить снеговика и покататься на санках. А вот и

         снежинки»?

    21.                   -   Кто изображен на картинке?

    -    Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка? Когда                

          это бывает?

    • Ужинаем мы …, а обедаем …?
    • Чем занимаются люди утром?
    • Назови «соседей» ночи, дня.

    22.                   -   Что изображено на картинке? Для чего это нужно?

    • Как называются времена года, когда людям нужен зонтик?
    • Осенью и весной дожди идут холодные, а летом …?
    • Как называется время года, когда люди купаются и загорают?
    • Назови все времена года, начиная с зимы.

    23.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови все времена года, начиная с зимы.
    • Как называется время года, которое идет перед летом?
    • Найди на игровом поле картинку с изображением веточки зимой. Расскажи о зимних забавах детей.

    24.                  -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови «соседей» зимы, осени.
    • Как называется время года, когда дети идут в школу?
    • Найди на игровом поле картинку с изображением лета. Что происходит летом с природой?

    25.                    -   Что изображено на картинке?

    -    Как ты думаешь, к какой части суток относится эта картинка?    

    -    Чем занимаются люди днем, вечером?

    • Назови «соседей» ночи, дня.
    • «Спокойной ночи, малыши!» мы смотрим вечером, а зарядку делаем…?

    26.                   -    Какого цвета шарики изображены на картинке?

    • Вспомни, какое время года мы обозначаем синим цветом?
    • Назови по порядку все зимние месяцы.
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Какой месяц «лишний»: июнь, июль, январь, август?

    27.                  -     Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови «соседей» лета, весны.
    • Как называется время года, когда мы отмечаем женский праздник?
    • Найди на игровом поле картинку с изображением осени. Что происходит осенью с природой?

    28.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? В какой из дней недели мы ставим самовар, отмечаем дни рождения?
    • Назови «соседей» воскресенья.
    • Сколько всего дней в неделе?
    • Назови второй день недели.

    29.                   -   Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому времени года относится эта картинка?
    • Назови «соседей» зимы, лета
    • Как называется время года, когда бегут ручьи, тают сосульки?
    • Найди на игровом поле картинки с изображением весны. Что происходит весной с природой?

    30.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «подметали пол»?
    • Назови «соседей» вторника.
    • Сколько всего дней в неделе?
    • Как называется последний день недели?

    31.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «играли в мяч?»?
    • Как называется день недели. Который идет после пятницы? Перед средой?.
    • Сколько всего дней в неделе?
    • Как называется четвертый день недели?

    32.                   -   Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «стирали»? Какой это по счету день в неделе?
    • Назови «соседей» среды.
    • Сколько всего дней в неделе?
    • Как называется пятый день недели?

    33.                   -     Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «чашки помыли»?
    • Назови «соседей» четверга
    • Сколько всего дней в неделе?
    • Как называется шестой день недели?

    34.                   -    Какого цвета шарики изображены на картинке?

    • Вспомни, какое время года мы обозначаем желтым цветом?
    • Назови по порядку все осенние месяцы. Здесь изображен октябрь и ноябрь. Какого месяца не хватает?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Какой месяц «лишний»: июнь, июль, январь, август?
    • В каком месяце мы отмечаем женский праздник?

    35.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «пекли калач»?
    • Назови «соседей» вторника.
    • Сколько всего дней в неделе?
    • Как называется первый день недели?

    36.                   -    Что изображено на картинке?

    • Как ты думаешь, к какому дню недели относится эта картинка? Вспомни стихотворение, которое мы учили про дни недели. В какой из дней недели мы «торт купили»?
    • Назови «соседей» воскресенья
    • Сколько всего дней в неделе?
    • Как называется день недели, который идет после вторника? Перед пятницей?

    37.                   -   Какого цвета шарики изображены на картинке?

    • Вспомни, какое время года мы обозначаем зеленым цветом?
    • Назови по порядку все весенние месяцы.
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Какой месяц «лишний»: март, сентябрь, май, апрель?

    38.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все осенние месяцы.
    • Назови второй по счету месяц в году.
    • Как называется праздник, который мы отмечаем в самом  начале года?
    • Январь – какой из зимних месяцев по счету?
    • Куда прячется в зимние морозы лиса?

    39.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все летние месяцы.
    • Назови первый по счету месяц в году.
    • Какие заботы у лесных птиц и зверей в июне?
    • Каких насекомых можно увидеть в июне?
    • Чем  занимаются люди в июне?

    40.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Какой праздник дети отмечают в сентябре?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все зимние месяцы.
    • Назови последний по счету месяц в году.
    • Какие плоды созревают в сентябре?
    • Почему сентябрь называют «месяцем птичьих стай»?
    • Как готовятся к зиме животные?

    41                    -    Посмотри на картинку. Как ты думаешь, к какой сказке относится эита

                                  иллюстрация.?

    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все летние месяцы.
    • Назови последний по счету месяц в году.
    • Какой праздник отмечают в марте?
    • Какой месяц наступает после апреля?
    • Какой месяц «лишний»?

    42.                    -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все зимние месяцы.
    • Назови первый по счету месяц в году.
    • Почему август называют «хлебосолом»?
    • Чем занимаются люди в августе?
    • Кто из животных в августе начинает делать запасы на зиму?

    43.                    -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все осенние месяцы.
    • Назови второй по счету месяц в году.
    • Как называют декабрь в народе? (хмурень). Почему?
    • Что происходит с водой в реках, озерах, прудах? Какой праздник отмечают 31 декабря?
    • Как готовятся к встрече Нового года?
    • Что едят зайцы зимой?
    • Зачем заяц следы запутывает?
    • У какой птицы в январе появляются птенцы?

    44.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение? Когда цветет сирень?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все летние месяцы.
    • Назови первый по счету месяц в году.
    • Какой месяц «лишний»: октябрь, май, сентябрь, ноябрь?
    • Что происходит с травами, цветами и деревьями после майских дождей?
    • Как азывают май в народе? (цветень). Почему?

                            -    Какое явление природы часто бывает в мае?

    45.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все летние месяцы.
    • Назови последний по счету месяц в году.
    • Почему октябрь в старину называли «листопадом»?
    • Почему говорят, что в октябре «семь погод на дворе»?
    • Кто меняет на зиму шубку?
    • Кто делает запасы на зиму?

    46.                   -    Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все осенние месяцы.
    • Назови второй по счету месяц в году.
    • Почему февраль называют снеговеем?
    • Назови зимние игры и забавы.
    • Что делает зимой медведь?
    • Куда прячется в зимние морозы лиса?

    47.                   -     Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все летние месяцы.
    • Назови последний по счету месяц в году.
    • Какой месяц наступает после июня?
    • Почему апрель называют месяцем «живой воды»?
    • Какие птицы прилетают в апреле? (скворцы, трясогузки, жаворонки)
    • Какие насекомые появляются в апреле? (муравьи, бабочки, шмели, пчелы)
    • Что делают в апреле лесные обитатели? (меняют шубку)

    48.                   -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все осенние месяцы.
    • Назови второй по счету месяц в году.
    • Какой месяц идет перед февралем?
    • Какой месяц «лишний»: май, июнь, март, апрель?
    • Как называют март в народе? (утро весны)
    • Расскажи о погоде марта.
    • Какой праздник отмечают в марте? Какого числа?

    49.                   -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все зимние месяцы.
    • Назови первый по счету месяц в году.
    • Какой месяц идет после апреля?
    • Какой месяц «лишний»: сентябрь. ноябрь, июнь, октябрь?
    • Как называют июль в народе? (макушка лета)
    • Какие занятия у людей в июле? (сенокос, окучивание, сбор первого урожая)
    • Назови летние забавы детей.
    • Чем питается в июле медведь?

    50                     -   Посмотри на картинку. Что на ней изображено?

    • Как ты думаешь, к какому месяцу она имеет отношение?
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Назови все зимние месяцы.
    • Назови второй по счету месяц в году.
    • Какой месяц идет перед маем?
    • Какой месяц «лишний»: май, июнь, март, апрель?
    • Как называют ноябрь в народе? (чернотропом)
    • Какая птица прилетает в ноябре? (клест)
    • Какие занятия у людей в ноябре (утепление жилища, размещение животных в зимних стойлах)

    51.                    -   Какого цвета шарики изображены на картинке?

    • Вспомни, какое время года мы обозначаем красным цветом?
    • Назови по порядку все летние месяцы.
    • Сколько всего месяцев в году?
    • Какой месяц «лишний»: март, сентябрь, май, апрель?
    • Какой месяц наступает после декабря?

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

    Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

    Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

    Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

    Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

    Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

    Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

    Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

    Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

    Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

    Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

    В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...