Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Толстова Валентина Игоревна

программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_po_intellektualn1.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по интеллектуально - развивающему развитию детей дошкольного возраста «Занимательная математика»  

Содержание:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Возрастные особенности.
  4. Нормативно – правовая база организации образовательного процесса.
  5. Особенности реализации:

Учебный план на 2013 -2014 учебный год.

Программно -  методическое обеспечение и используемые технологии.

  1. Методика обследования компетентности детей:

Методика обследования компетентности детей 3- 4 лет.

Диагностика.

  1. Перспективно – тематическое планирование.

2. Пояснительная записка.

Основным требованием и условием научно – технического прогресса и социального прогресса является формирование творческой личности. Для успешного осуществления творческой  деятельности важны быстрота  умственной ориентировки, сообразительность и находчивость.  А так как в основе творческих способностей лежат умственные способности, все более актуальной становиться проблема развития мышления учащихся. Именно мышление способствует открытию учащимся новых способов действий и новых знаний.

Стремление к познанию нового является одним из условий успешного развития ребенка, основой для формирования учебной мотивации. Готовность учиться новому включает в себя готовность узнавать что-то новое, и готовность преодолевать трудности, и готовность получать удовольствие от процесса обучения. Ребенок учиться учится с рождения! И одна из задач взрослых: педагогов, воспитателей, родителей, психологов заключается в обеспечении адаптивности ребенка к жизни на разных уровнях развития: интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом, сенсорном.

При этом адаптивность понимается не как адаптация (приспособление к внешним условия), а как возможность целеустремленной системы функционировать в режиме целеполагания и целедостижения. Иными словами, каким образом ребенок будет ставить перед собой задачи, как он будет их достигать, имеет ли он опыт преодоления трудностей.

Ведущий принцип современного дошкольного образования – создание условий для целостного развития личности ребенка. Такой подход требует организованного включения предлагаемого детям  математического материала в процесс живого наблюдения  за всем что происходит вокруг, осуществления практических действий по фиксации особенностей окружающих нас предметов, а так же выявления признаков сходства и различая объектов.

Материал, накопленный в ходе знакомства с окружающим миром с помощью взрослых (педагогов и родителей) систематизируются, обобщаются детьми, образует канву представлений ребенка об устройстве Вселенной и законах, которые в ней действуют.

Пособия для дошкольников имеют своей целью формирование предпосылок для овладения малышом приемами умственной деятельности посредством выполнения заданий специально подобранных в соответствии с особенностями умственного и психического развития дошкольника, способствующих продвижению его по пути математических представлений.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний. Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий. Взрослый в игре создает ситуацию содружества, поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную «победу».

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение; игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, родителем и ребенком, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный характер.

В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Обучение детей по данному направлению начинается с более простых задач и постепенно переходит к более  сложным действиям. Организуя такую работу, необходимо ставить цель – научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели, разрезанные картинки и др. при совместной деятельности с детьми целесообразно использовать математические загадки, математические упражнения, загадки – шутки, задачи в стихах, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физкультминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность. Дидактическая игра  создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Особенной популярностью у детей пользуются палочки Кюизенера. Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длинны палочек помогают дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (цвета, размеры) и такие способы познания как сравнение, сопоставления предметов ( по цвету, длине, ширине, высоте). Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, детям представляется возможность проявления самостоятельности в поиске решения и ответа на поставленный вопрос, выдвигать предположения и их проверять, осуществлять и мысленные пробы. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием.

Несмотря на обилие дидактических материалов для детей, довольно редко удается встретить такое, чтобы одинаково подходило и двухлетним малышам, и шестилетним дошкольникам. Одним из таких уникальных пособий стали логические  блоки венгерского педагога Золтана Дьенеша, которые являются прекрасным средством ознакомления дошколят с формами предметов и геометрическими фигурами. Серьезная познавательная задача с помощью занимательных блоков усваивается детьми легко. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.), дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предметной подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Занимательный материал увлекает, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослым, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.

Эта методика позволяет реализовать потребность играть в слова. Малыш  учится четко  управлять союзами «и», «или», частицей «не» и другими.

Игры с блоками способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей. Они формируют и развивают навыки, которые необходимы для решения логических заданий: способность выявлять в объектах различные свойства, правильно называть их и удерживать в памяти одно, два или даже три свойства, умение обобщать. И все это – в виде интересной и увлекательной игры.

Игры по математическому развитию привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью использовать их в различных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения.

Цели и задачи программы:

Рабочая программа кружка составлена на основе  примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство».

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой, фиолетовый, вишневый).

Формировать умение следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше.

Развивающие:

Развивать у детей

- мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

- мелкую моторику рук и глазомер;

- творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Формировать стремление доводить дело до конца.

Содержание программы соответствует заявленным принципам ФГТ: принцип развивающего образования, принцип необходимости и достаточности, принцип интеграции.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядность (наличие дидактических материалов);

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

Формы и методы развивающих ситуаций.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

- частично – поисковый ( решение поставленных задач совместно с педагогом);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой);

- индивидуально – фронтальный ( чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

- групповой (работа в парах);

- индивидуальный (выполнение заданий и решение проблем).

В зависимости от содержания материала задания математического характера подразделяются на:

  1. Упражнения на выделение признаков объекта (предмета):

а) цвет, его оттенки;

б) величина: большой – маленький, длинный – короткий, тяжелый – легкий, низкий – высокий;

в) форма: одинаковая – разная.

2. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов или величин:

а) один – много (визуальное распознавание);

б) столько же (взаимно- однозначное соответствие);

в) больше – меньше (лишнее – не хватает);

г) уравнивание количеств (добавить – убрать).

  1. Упражнения на развитие восприятия пространственного расположения предметов и их частей:

а) расположение на линии (за, перед, следом, между);

б) расположение относительно замкнутой линии (внутри и вне);

в) расположение в пространстве (на, под, перед и т.д.);

г) расположение на плоскости ( выше, ниже, в центре, рядом и т.д.).

  1. Упражнения на формирование приемов умственных действий:

а) классификации;

б) сравнения;

в) обобщения;

г) анализа;

д) синтеза.

 

  1.  Упражнения на развитие психических процессов:

а) мышления;

б) памяти;

в) внимания;

г) восприятия;

д) воображения.

 В процессе игровых развивающих ситуаций используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использование сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физкультурных пауз.

Основная форма работы – игра - занятие: дети слушают педагога, следят за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. На одном занятии дается от 2 до 4разных заданий. Каждое повторяется не более 2-3 раз. Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они знают и умеют делать.

Предполагаемые результаты

В результате игровых занятий дети научатся:

- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;

- различать основные цвета и их оттенки;

- научатся следовать устным инструкциям и работать по схемам;

- улучшать коммуникативные способности.

Запомнят:

- отличительные признаки геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, прямоугольника).

3. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях.

В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др.), отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития.

В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета.

Возраст 3-4 года – это вторая младшая группа. Дети умеют анализировать предметы, выделять такие признаки как цвет, форму, величину, особенности материала, из которого они изготовлены. Способны анализировать строение простых предметов, соотношение их частей. В младшем дошкольном возрасте они начинают выделять и некоторые пространственные отношения между предметами. У трехлетних детей начинают появляться элементы творческого воображения. Разнообразные новые предметы и ситуации они придумывают в процессе предложенных воспитателем заданий, связанных с восприятием отдельных признаков предметов с целью активизации воображения.

Возраст 4-5 лет – это средняя группа. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и др.начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей.

Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.

4. Нормативно – правовая база.

  • Закон РФ от 10.07.1992№3266 – I «ОБ образовании»;
  • Закон Тамбовской области от 29.12.1999г. №96 – З «Об образовании в     Тамбовской области»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г. №505  «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.26660 – 10
  • «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях» (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22июля 2010г. №91);
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001№65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. №655 «Об утверждении введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

5. Особенности реализации.

Учебный план кружка «Занимательная математика»

МБДОУ Центра развития ребенка – детского сада №7

На 2013 – 2014 учебный год

Направление развития

Образовательные

области

Форма образовательного процесса

Дети 4-5 лет

В неделю

В год

Познавательно - речевое

Социализация,

Познание,

Коммуникация

занятие

Всего (СанПин)

Учебно-тематический план интеллектуально – развивающего кружка «Занимательная математика» для детей дошкольного возраста

Ноябрь

Тема развивающей ситуации

Количество часов (минут)

всего

теоретически

практически

1

«Осенние краски»

2

«Угостим белочку»

3

«К зайчику на новоселье»

(блоки Дьенеша)

4

«Собери из частей»

Декабрь

Тема развивающей ситуации

Количество часов (минут)

всего

теоретически

практически

1

«Паспортный стол»

 2

«Угости зверей»

  3

«Мастерская форм»

  4

« Кто где спит»

Январь

Тема развивающей ситуации

Количество часов (минут)

всего

теоретически

практически

1

«Путешествие»

2

«Обед для матрешек»

3

«Нарисуй картинку палочками»

        4

        «Сказочный домик для лисички»

Ппп  (палочки Кюизинера)

Февраль

34     №     №

Тема развивающей ситуации

Количество часов (минут)

всего

теоретическая

практическая

1

«Магазин без продавца»

2

«Когда это бывает?»

3

«Лыжные гонки»

4

«Путешествие Доктора Айболита»

(блоки Дьенеша)

Март

Тема развивающие ситуации

Количество часов (минут)

всего

теоретически

практически

1

«Жадные медвежата»

2

«Магазин игрушек»

3

«Продолжи ряд»

4

«Разрезанные картинки»

Апрель

Тема развивающей ситуации

Количество часов (минут)

всего

теоретически

практически

1

«Малыши спешат на помощь»

2

«Разноцветная вода»

3

«Садовник»

4

«Путешествие в солнечную страну» (блоки Дьенеша)

Май

Тема развивающей ситуации

Количество часов (минут)

всего

теоретически

практически

1

«Цифры заблудились»

2

«Найди не достающую»

3

«На лугу»

4

Развлечение «Клуб знатоков»

Программно – методическое обеспечение:

  1. Л.Д. Камарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет)
  2. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет)
  3. Е.Н. Панова «дидактические игры и занятия в ДОУ»
  4. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша)
  5. Е. Бортникова «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет)
  6. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества и развивающие игры» (сложи квадрат)
  7. В.А. Козлова «Умейка» (математика в играх и задачах для малышей)

7. Перспективно – тематическое планирование:

     Содержание программы (средняя группа)

Ноябрь

Название темы

Цели

1

«Осенние краски»

Закреплять умения выделять отдельные предметы из множеств, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов. Закреплять умение правильно называть геометрические фигуры.

2

«Угостим белку»

Упражнять в различении цветов и их оттенков. Развивать умение сравнивать множества.

3

«В гости к зайчику»

Упражнять в различении цвета, закреплять понятие «высокий!,  «низкий». Развивать внимание, мелкую моторику рук.

4

«Собери из частей»

Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Декабрь

Название темы

цели

1

«Паспортный стол»

Исследование свойств цилиндра, закрепление счетных умений и знаний цифр 1-5.

2

«Угости зверей»

Закреплять умение прикладывать к группе предметов равное количество других предметов.

3

«Мастерская форм»

Развивать умение из палочек и ниток выкладывать геометрические формы.

4

«Кто где спит»

Обучать соотнесению по величине 3 предметов.

           Январь

Название темы

Цели

1

«Путешествие»

Вырабатывать навыки пользования планом, воспитывать внимание.

2

«Обед для матрешек»

Учить выстраивать матрешек по росту и подбирать посуду разных размеров соответственно росту. Развивать мыслительные операции.

3

«Нарисуй картинку палочками»

Развивать мыслительные операции.

4

«Сказочный домик для лисички»

(палочки Кюизенера)

Развивать умение группировать палочки по цвету, упражнять в ориентировке по цвету. Развивать внимание, речь, логическое мышление.

Февраль

Название темы

Цели

1

«Магазин без продавца»

Учить отсчитывать столько фигур, сколько фигур на карточке.

2

«Когда это бывает?»

Учить различать части суток, развивать память, речь.

3

«Лыжные гонки»

Формировать умение практически измерять длину с помощью мерки. Развивать самостоятельность.

4

«Путешествие доктора Айболита» (блоки Дьенеша)

Учить отбирать картинки путем их наложения, закрепление названия геометрических фигур, величины и цвета предметов. Развивать мышление.

Март

Название темы

Цели

1

«Жадные медвежата»

Формировать навыки практического измерения объемов, развивать самостоятельность.

2

«Магазин игрушек»

Закреплять навыки счета в пределах 7.

3

«Продолжи ряд»

Упражнять в счете, развивать внимание и мыслительные операции.

4

«Разрезанные картинки»

Учить составлять предмет или несложный сюжет по образцу.

Апрель

Название темы

Цели

1

«Малыши спешат на помощь»

Объединение предметов по основному родовому признаку (форме) без учета известных признаков (цвета и величины)

2

«Разноцветная вода»

Учить сравнивать вместимость посуды. Развивать любознательность.

3

«Садовник»

Развивать пространственные представления, речь, внимание.

4

«Путешествие в солнечную страну» (блоки Дьенеша)

Закреплять умение называть геометрические фигуры, величину, цвет предметов. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Май

Название темы

Цели

1

«Цифры заблудились»

Учить выстраивать последовательный числовой ряд, развивать внимание и память.

2

«Найди не достающую»

Учить видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность.

3

«На лугу»

Развивать умение группировать предметы по цвету и размеру.

4

Развлечение «Клуб знатоков»

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

  1. Методика  обследования компетентности детей

Методика диагностики

Диагностика по математике детей 4-5 лет

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

5 –8 баллов – низкий уровень

9 – 12 – средний уровень

13 – 15 – высокий уровень

Диагностическая карта  формирования  элементарных математических представлений  в группе детей 4 – 5 лет на начало учебного 2013-2014 года.

Ф.И. ребенка

Количественный

счет

Геометрические

фигуры

Величина

Ориентировка

Во времени

Ориентировка

в пространстве

Общий показатель знаний ребенка

1

Еремеева Надя

2

3

3

2

2

12

2

Алпацкий Захар

2

3

3

2

2

12

3

Верятин Коля

1

3

2

2

2

4

Титова Настя

2

2

2

2

2

10

5

Горяйнов Илья

2

2

2

2

2

10

6

Грибков Кирилл

2

3

3

2

2

12

7

Мирзакеримов

Аскер

2

3

2

2

2

12

8

Рахмонов

Арсений

2

2

2

2

2

10

9

Колесникова Марина

2

3

3

2

2

12

10

Ермаков Руслан

2

2

2

2

2

10

На начало года,  как показала диагностика, знания детей находятся на среднем уровне. Количественный счет дети в своем большинстве до 10 знают хорошо, а обратный до 5 могут воспроизвести только с помощью воспитателя с опорой на наглядный материал. Основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник дети знают хорошо, а такие как цилиндр, конус, ромб - вызывают у детей затруднения. Примерно половина детей могут сравнивать несколько предметов по величине, употребляя понятия «больше – меньше», «большой – поменьше – маленький», « узкий – широкий», «поуже», «высокий – пониже – низкий» и т.д. дети называют время суток: утро, день, вечер, ночь. Но вопрос какое сейчас время суток вызывает затруднение.  Дети  показывают правую, левую руку, но на вопрос с какой стороны от вас лежит кокой – либо предмет, вызывает путаницу. Не все детки могут правильно употребить предлоги -над, -под, -из-за.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».

Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....

Рабочая программа по математике в д/с. 2014-2015 г.г.

Данная программа составлена для второй младшей группы по пособию И.А. Помораева, В.А. Позина....

Рабочая программа по математике в д/с. 2015-2016 г.г.

Рабочая программа по математике в д/с. 2015-2016 г.г.Данная программа составлена для средней группы по пособию Пономаревой И.А., Позиной В.А....

Рабочая программа «Моя математика»

Цель программы состоит в том, чтобы заложить основы формирования математического счета. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает умственные операции соотнесения числа и цифры, выделения  п...

Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)

Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...