Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Василенко Галина Константиновна

Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе с элементами развивающего обучения 

А так же занятие по математике в старшей группе «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_matemat.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по математике и конструированию

в старшей группе /с элементами развивающего обучения/

Тема: «Треугольник и квадрат. Сравнение геометрических фигур»

Цель: Знать свойства треугольника и квадрата. Уметь сравнивать их по основным признакам. Уметь преобразовывать квадрат в треугольник и конструировать поделку оригами. Развивать наблюдательность, внимание и умение применять полученные знания при решении учебных задач. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Уметь получать удовольствие от полученных результатов каждым ребенком на уровне его развития. Уметь общаться со сверстниками в парах. Развивать навыки коммуникативности в командной работе.

Ход урока

Организационный момент

  - Чтобы нам начать занятие, нам нужно выполнить небольшое задание.

Детям раздаются карточки с зашифрованной геометрической фигурой.

I Ситуация успеха

1 Дидактическая игра «Зашифрованная фигура»

   - Вспомним, как правильно нужно определять свою фигуру. Смотрим слева направо. Что определяем сначала? /Какая геометрическая фигура/. Затем? /Величину/. И потом? /Цвет геометрической фигуры/.

   - Ребята, когда вы расшифруете и найдете свою геометрическую фигуру, определите свой стол. Сядьте за тот стол, на котором изображена ваша геометрическая фигура.

2 Рефлексия.

    Предлагаю положить карточки перед собой.

    Работа в парах. Проверка друг у друга выполненного задания: правильно ли дети определили свою геометрическую фигуру и нашли свой стол.

    Назначаю лидеров команд.

3 Определение темы урока.

    - Ребята, как называется ваша геометрическая фигура? /У одной команды это треугольник, у другой – квадрат/.

    - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    - Верно, мы сегодня вспомним все, что мы знаем о треугольнике и квадрате, узнаем чем они похожи и в чем их различие.

II Основная часть

1 Дидактическая игра «Узнай, кто это»

   На доске висит иллюстрация с изображением забавных животных, расположенных в ряд.

    - К нам в гости должен прийти один из этих забавных животных. Нам нужно определить кто это по следующей подсказке: он стоит впереди бельчонка, но позади щенка.

     Дети определяют, что это Ёжик. Вносится игрушка ёжика.

   - Ёжик привел нас на полянку, на которой стоят два веселеньких домика /плоскостных/.

   -  Ребята, вы хотите узнать, кто в этих домиках живет?  Тогда нам нужно выполнить одно задание.

2 Дидактическая игра «Пропущенная цифра»

   Лидеры раздают каждому ребенку по одной карточке, по которой определяется пропущенная цифра. Каждый ребенок выкладывает соответствующее количество кружочков. Индивидуальная работа.

  Рефлексия.

  Проверка в парах выполненного задания.

  - С заданием мы справились? Тогда наш гость  ёжик, наконец, покажет нам, кто живет в этих домиках.

    В домиках открываются окошки и дети видят в одном домике квадрат, в другом треугольник.

3 Закрепление знаний о треугольнике и квадрате.

  - Давайте вспомним все, что мы знаем  об этих геометрических фигурах.

    Кластер

    Работа в команде.

    У каждой команды есть таблица, которую нужно заполнить: вставить в окошечки цифры, обозначающие количество сторон, углов и вершин, которые ранее дети обозначали модулями:

   

 

 

 

            Стороны                     углы                         вершины

     Рефлексия.

    Таблицы вывешиваются на доске. Лидер определяет, кто из команды будет защищать свой проект. Дети от каждой команды выходят к доске и рассказывают по своей таблице о геометрической фигуре:

    - У треугольника 3 стороны, 3 угла и 3 вершины.

    - У квадрата 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.

Валеопауза.

  - А теперь отдохнем и повеселим друзей.

У треугольника есть брат –

Замечательный квадрат.

Братья делают зарядку,

А потом играют в прятки,

Сладкий чай из чашек пьют,

Очень весело живут.

Треугольник и квадрат –

Старший брат

И младший брат.

 4 Конфликтная ситуация

    - Ёжик хочет рассказать вам одну историю, которая произошла с этими геометрическими фигурами. Хотите послушать?

     Жили-были два друга: треугольник и квадрат. Жили они дружно. Ходили они  друг к другу в гости, чай пили, сказки рассказывали. Но вот однажды квадрат сказал треугольнику: «Мы с тобой словно братья, мы ведь так похожи! «Нет,- говорит треугольник, - мы совершенно разные, совсем не похожи!»  Стали они спорить и окончательно поссорились. И дружбе их пришел конец. Не стали треугольник и квадрат ходить друг к другу в гости, чай пить, сказки рассказывать.

 - Ребята, давайте поможем друзьям. Посоветуйтесь в командах и решите этот спор: чем похожи и чем не похожи друзья.

Итог

  - Друзья похожи тем, что у них есть стороны, есть углы и есть вершины. Но не похожи они тем, что количество сторон, углов и вершин у них разное.

Рефлексия

  - Ребята, мы смогли решить спор друзей? Мы молодцы?

 

III Заключительная часть.

1 Конструирование оригами «Тюльпан»

  - Чтобы окончательно помирить друзей, давайте приготовим им сюрприз: сделаем поделку оригами. Будьте внимательны и точно выполняйте мои инструкции, и тогда мы увидим, что у нас получится.

  - Возьмите цветной лист бумаги. Какой он геометрической формы? /Это квадрат./

  - Докажите, что это квадрат. /У этой фигуры 4 стороны, 4 угла и 4 вершины. Все стороны равны, значит, это квадрат./

  - Вы меня убедили. Превратите свой квадрат в треугольник.

  Перегибаем квадрат по диагонали пополам, совмещая углы и стороны.

  - Прогладьте пальчиком сгиб. Положите перед собой так, как у меня.

  Треугольник располагаем длинной стороной вниз.

  - Что за фигура у нас получилась?  /Треугольник, потому что у него 3 стороны, 3 угла, 3 вершины./

  - Поставьте указательный пальчик левой руки на середину длинной стороны треугольника.

  - Поднимите острый уголок вверх и немного в сторону, прогладьте пальчиком сгиб.

  - Теперь поднимите второй острый уголок также вверх и немного в сторону, прогладьте.

  - Что у нас получилось?  /Тюльпаны!/

  - Давайте соберем их в красивый букет и подарим нашим друзьям.

  Дети приклеивают тюльпаны к готовым цветоножкам на панно с вазой. И дарят свою работу квадрату и треугольнику. Благодарят ёжика за интересную историю.

Рефлексия

  - Ребята, как вы думаете, смогли бы мы сделать такие замечательные тюльпаны, если бы квадрат и треугольник перестали дружить?

  - А что нам сегодня помогло при работе на уроке?  /Дружба, взаимопомощь, поддержка товарища, аккуратность, внимательность./

 

Итог урока

   - Я вас благодарю за урок, за то, что вы смогли помирить друзей. Вы все молодцы. Мне очень понравилось как вы работали. Урок окончен.

                                         

ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

В старшей группе «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Программное содержание:        

  • Продолжать  учить детей отгадывать логико-математические загадки.
  • Учить детей выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, ёлку, лодку).
  • Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счёте месте?
  • Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.
  • Воспитывать чувство удовлетворения, радости от совместно выполненной работы.

Материалы:

  • «Цветик-семицветик», с отрывными лепестками с заданиями;
  • Счетные палочки по количеству детей;
  •  Карточки с изображением фигур, символических изображений предметов  из счетных палочек;
  • Карточки зеленые и красные по количеству детей;
  • Цветные карандаши синий, зеленый, желтый красный (каждому ребенку);
  • Лист с заданием каждому ребенку ( изображение 10карандашей);
  • Рабочие тетради по математике по количеству детей (зад. №5);
  • Два набора цифр от 1 до 9;

Предварительная работа :

  • Чтение произведения Катаева В. П. «Цветик-семицветик»;
  • Рассматривание иллюстраций в книге, беседа о взаимопомощи, поддержке;

Ход занятия:

    Воспитатель.  Ребята, сегодня я по дороге в детский сад встретила девочку  Женю. Она из сказки «Цветик-семицветик».  У нее есть волшебный цветок с семью лепестками, но он немного отличается от того, который был у нее в сказке. Каждый лепесток с заданием и  чтобы помочь мальчику Вите , Жене необходимо решить все задания! Она  просит вас помочь ей с решением заданий, указанных  на лепестках. Вы согласны ей помочь?   (Да.)

-Тогда начнем - отрываем первый лепесток! (Воспитатель отрывает лепесток перед каждым заданием)

   Задание №1. «Математические загадки». Слушайте внимательно, отвечайте - правильно!

  1. - Сколько бубликов в мешок

Положил ты петушок?

- Два. Но дедушке дадим

И останется : (один)

  1. На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежали в лес? (два)

  1. Четыре зайца шли из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (два)

      4.    Бросил палку кверху Мишка:

- Падай, с ели в шапку шишка!

Шишка хлоп по голове.

Сразу шишек тало: (две)

      5. Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще одну  и подари

Ты мамочке не две, а : (три)

    6. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали -

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?  (четыре)

Воспитатель.  Молодцы! Справились с заданием! Следующий лепесток.

Задание №2. Задания со счетными палочками.

  • Выложите из счетных палочек треугольник, квадрат, прямоугольник.
  • Из скольких палочек получился треугольник? (Из трех.) Квадрат? ( Из четырех.) прямоугольник? (Из шести.)
  • Выложите из пяти палочек два треугольника.

       

  • Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением фигур, символических изображений предметов из счетных палочек. Дети рассматривают каждую картинку, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят изображение.

 Воспитатель. Давайте проверим друг у друга. Если всё верно поднимите зеленую карточку, если есть ошибки – красную.

Воспитатель. Следующее задание №3 – «Физминутка». Она новая для вас, поэтому будьте внимательны!

Физминутка.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Воспитатель. Хотите узнать, какое задание притаилось под четвёртым   лепестком?  (Да.)

Задание №4. Игра «Считай, закрашивай».

Предлагается детям сосчитать, сколько карандашей (см. приложение).

  • Напишите в квадрате, сколько карандашей. (10)
  • Какое число написали? (10). Почему? (Потому что на рисунке 10 карандашей.)
  • Закрасьте третий по счету карандаш синим цветом, а пятый –зеленым, седьмой –желтым, девятый –красным.
  • На котором по счету месте желтый карандаш? (На седьмом.) Зеленый? (на пятом.)

Задание №5. «Считай и рисуй». (Работа в тетрадях.)

  • Дорисовать в каждом прямоугольнике предметов столько, чтобы их количество соответствовало цифре под ним.
  • Сколько нарисовали мячей? Почему? (Семь, потому что один и семь будет восемь)
  • Сколько нарисовали шариков? Почему? (Шесть, потому что шесть и один будет семь.)
  • Сколько нарисовали  флажков? Почему? (Восемь, потому что один и восемь будет девять.)

Задание №6.  «Живые цифры».

       Дети берут любую цифру от 1 до 9.  По команде воспитателя надо построить цифровую цепочку: девочки цифры от 9до 1, а  мальчики  цифры от 1 до 9.

Воспитатель.  Вы молодцы! Справились со всеми заданиями, были дружными и внимательными. Теперь Женя сможет загадать желание и помочь своему другу. Спасибо вам ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в королевство Математики» (Конспект итогового интегрированного занятия по математике и конструированию в старшей возрастной группе)

выявить полученные знания по элементарным математическим представлениям и конструированию, умения, навыки полученные в течение учебного года старшей возрастной группы....

Конспект интегрированного занятия по математике и аппликации в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по математике и аппликации в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия по математике и физкультуре в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по математике и физкультурев старшей группе....

Конспект интегрированного занятия по математике и грамоте в старшей группе «В гости к гномам»

Конспект интегрированного занятия по математике и грамоте в старшей группе «В гости к гномам»...

Интегрированное занятие по математике и конструированию в старшей группе

Интегрированное занятие по математике и конструированию в старшей группе...