"В поисках Снегурочки" Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве у детей старшей группы
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме

Карасева Ирина Леонидовна

С помощью дидактических игр и упражнений дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получают информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Занятие носит тренинговый характер: посвящено одной теме и содержит задания на развитие различных навыков ориентирования . Все части занятия соответствуют последовательности этапов обучения ребенка ориентировке в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи: 1. Учить понимать и моделировать предметно-пространственные

                  отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-

                  плоскости по схемам.

              2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.

              3. Воспитывать отзывчивость, чувство «локтя» - умение действовать

                  сообща, работать в микрогруппах, умение договариваться.

Оборудование: «письмо» от Деда Мороза, карточки-схемы к играм «Веселая

                           зарядка», «Зашифрованное послание»; два ведерка с крупой;

                           коробочка-куб, киндер-яйцо, 2-3 мелких предмета; карта-план

                           группы; фигурка Снегурочки; сундучок с конфетами.

Предшествующая работа: совместно с детьми нарисовать план группы, учить

                                             ориентироваться в нем; работа со схемами-символами,

                                             обозначающими положение предметов относительно друг

                                             друга.

 ХОД  ЗАНЯТИЯ:

 1.  Письмо от Деда Мороза дети находят в группе:

       «Ребята, случилась беда: вьюги и метели унесли мою Снегурочку! Зима скоро кончится, а я не    

       могу уйти без нее! Я пытался нарисовать вам карту, но и ее изорвали-унесли метели.

       Помогите выручить Снегурочку! Пожалуйста!»

    - Ребята, поможем Деду Морозу? Нам надо найти фрагменты карты, тогда и Снегурочку мы

       сможем выручить!

 2.  Разминка «Веселая зарядка».

        Дети изображают позу человечка, нарисованного на карточке (3- 4 шт.). На последней    

        карточке-схеме – задание (ведерки с  крупой).

 3.  Игра «Найди предмет» - ведерки с крупой (большое и маленькое), карточки-схемы.

         На столе (в центре группы, на удалении от детей) стоят ведерки с крупой.

         Каждый ребенок получает карточку со схематичным изображением предмета и должен найти

         этот предмет в том ведерке, на которое укажет воспитатель:

     - В том ведерке, что ближе – найди елочку.

      - В том, что дальше – снежинку.

      - В том, что выше – трубочку.  (на свернутом листке – первый фрагмент карты)

      - В том, что ниже – ключ.

      - В том, что шире – куб.  ( в картонном кубе – спрятано следующее задание)

      - В том, что уже – киндер-яйцо.  (в нем – схемы-символы для задания из куба)

        Дети по одному достают предметы, проговаривают, в каком ведерке их нашли.

        В кубе - коробочке – следующее задание: «Расставьте правильно схемы-

         символы и среди картинок найдите предмет, который есть у вас в группе».

4.   «Зашифрованное послание»  

         

                                          C:\Users\Пользователь\Desktop\послание.jpeg                  C:\Users\Пользователь\Desktop\символы.jpeg

  Дети подбирают схемы-символы к соответствующим картинкам и приходят к выводу, что        искомый предмет в группе – аквариум. Обнаруживают под ним  второй фрагмент карты. На его обороте – новое задание:  « Вам необходимо попасть в пещеру. Но ее охраняют дикие звери. Найдите их глазами, скажите, где они сидят и посадите их на стол в том порядке, как указано на схеме. (Схема висит на стене возле стола, на котором будут размещаться звери).

  1. «Ловушка для диких зверей»  (по схеме).

 

                C:\Users\Пользователь\Desktop\схема.jpeg C:\Users\Пользователь\Desktop\животные.jpeg

 На обороте схемы – третий фрагмент карты.

         - Ребята, нам необходимо попасть в пещеру и найти там последний фрагмент карты. Но там  

           темно и страшно! Что делать, если мы не можем пойти сами?   (можно отправить  Робота).                                    

 6.  Игра «Робот». «Робот», выбранный из детей, двигается в нужном направлении по четкой  

          устной инструкции воспитателя, заходит в «пещеру», находит там последний фрагмент

          карты, возвращается так же, следуя устным командам.

           Дети соединяют все части карты и узнают в ней план своей группы, где отмечены две точки.

7.   Поиск Снегурочки по карте-плану группы

          Одна точка на карте – место, где спрятана Снегурочка, вторая – место, где лежит сундучок –

          подарок от деда Мороза и письмо со словами благодарности.   (сюрпризный момент).

                          C:\Users\Пользователь\Desktop\карта.jpeg               

   Литература:

  1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с   нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И.Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  2.  Сунцова А.В. Изучаем пространство: лево – право, верх – низ, близко – далеко/ А.В.Сунцова, С.В.Курдюкова.- М.: Эксмо, 2009.
  3.  Подколзина  Е.Н. Пространственная ориентация дошкольников с нарушениями зрения.-М.:Линка-Пресс,2009.             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Мастер-класс для воспитателей "Использование дидактических игр и упражнений в работе по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: актуализировать и расширить представления педагогов о планировании работы по развитию у старших дошкольников навыков ориентировки в пространстве, в практической деятельности попытаться составить...

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в  пространстве у детей старшего дошкольного возраста» Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироватьс...

«Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии геокешинг».

Формирование пространственных представлений - это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространс...