Конспекты занятий по развитию ориентировки в пространстве для детей старшей группы детского сада (3-й год обучения)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

конспекты занятий по развитию пространственной ориентировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_9.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по развитию
ориентировки в пространстве для детей старшей группы детского сада
(3-й год обучения)
Занятие 1
Тема: «Мальчики и девочки. Какие мы?»
Цель: формировать у детей представления о собствен¬ном теле с помощью зрения, тактильных и проприо-цептивных ощущений, правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей, видеть при¬знаки сходства и различия и выражать это в речи, ак¬тивизируя слова «выше», «ниже», «впереди», «сзади».
Воспитывать дружеские отношения между мальчи¬ками и девочками.
Материал: наборы карточек со схематическим изоб¬ражением людей в разных позах, листы бумаги на каж¬дого ребенка, карандаши.
1. Игра «Зеркало». Дети встают парами, лицом друг к другу. Дети-«зеркало» выполняют произвольные дви¬жения, которые их «отражения» повторяют. Затем роли меняются.
2. Педагог предлагает детям внимательно посмот¬реть друг на друга. Спросить, все ли они одинаковые? (Цвет глаз, волос.) Все ли они одинакового роста? (Пред¬ложить помериться ростом.)Чем отличаются мальчики и девочки? (У девочек бывают длинные волосы, носят платья, когда вырастут будут тетями, а мальчики — дядями.) Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «люди»? Что у нас, людей, общего?
Дети становятся перед зеркалом. Внимательно смот¬рят на себя и друг на друга. С помощью движения,
прощупывания (на уровне тактильных и проприоцеп-тивных ощущений) находят части тела.
У всех есть голова. На чем «сидит» голова? На шее. В некоторых сказках царь, отдавая приказ доброму молодцу, грозил: «А не сделаешь: мой меч — твоя го¬лова с плеч!»
Что находится ниже шеи? (Плечи.) От плеч — две руки, правая (показать) и левая. Де¬тям предлагается рассмотреть руки. Нижняя часть (по¬казать) называется кистью руки. (Спросить у детей, по¬чему ее так назвали.)
С одной стороны кисти — ладонь. Каждый палец имеет свое название (назвать пальцы, сравнить их по величине).
Детей просят показать, где туловище. Что находит¬ся на туловище впереди? (Грудь, живот.) А сзади? (Спи¬на.) В самом низу — ноги. Нижняя часть ноги (пока¬зать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».)
3. Физминутка. Игра «Стоп» (1-й вариант). Дети под музыку двигаются. С остановкой музыки или по сиг¬налу «Стоп» дети должны принять позу человека, схема¬тически изображенного на карточке, поднятой педагогом.
4. Составление из разрезных картинок изображений Буратино и Мальвины.
5. Игра «Стоп» (2-й вариант). По сигналу нужную позу принимают или только мальчики (если показыва¬ется рисунок мальчика), девочки при этом садятся на корточки, или только девочки.
6. Игра «Найди на ощупь названную часть тела». Дети должны встать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи слова «выше», «ниже», «впереди», «сзади».
7. Итог занятия.
Занятие 2
Тема: «Наше лицо».
Цель: формировать представления детей о частях лица, их взаиморасположении через понятия «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; развивать способности определения эмоционального со¬стояния людей по схематическим изображениям; за¬крепить знания о взаиморасположении частей тела; активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации.
Воспитывать уважительное, габотливое отношение друг к другу-
Материал: карточки с изображением нескольких лиц в различном эмоциональном состоянии, карточки с изоб¬ражением людей в разных позах и в различном эмоци¬ональном состоянии, листы бумаги с нарисованным кругом (на каждого ребенка), карандаши.
1. Интеллектуальная гимнастика:
— Сколько солнышек на небе?
— Сколько колес у машины?
— Сколько у тебя рук? и т. п.
2. Детям предлагается сесть перед зеркалом, посмот¬реть на себя и друг на друга и ответить на вопросы.
Что находится у нас с вами на самом верху? (Голо¬ва.) Что мы видим на ней впереди? (Лицо.) Что нахо¬дится сзади головы? (Затылок.) Справа (слева)? (Уши.) Что у нас в верхней части лица? (Лоб.) Ниже лба? (Бро¬ви.) Что находится под бровями? (Глаза.) Между гла¬зами? (Нос.) Нос находится ниже, чем рот, или выше, чем рот? Что находится под носом? (Рот.) Ниже рта? (Подбородок.)
3. Физминутка «Линии».
4. Педагог предлагает детям листы бумаги с нарисо¬ванным кругом. Задание: дорисовать лицо. Детей спра-
гаивают, где они нарисовали рот — выше, чем нос, или ниже? Подбородок выше, чем нос? И т. д.
5. Какое выражение лица получилось у нарисован¬ного человечка? А у человечка соседа? Почему ребенок думает думаешь, что его человечек веселый? (Можно догадаться по глазам, бровям, губам.)
Игра «Зеркало эмоций». Предложить детям показать эмоциональное состояние, изображенное на рисунке, объясняя его.
6. Игра «Стоп». В этой игре необходимо следить не только за позой человечка, но и за выражением его лица. Поза нарисованного человечка и выражение его лица должны быть адекватны.
7. Итог занятия.
-• Занятие 3
Тема: «Наши друзья — роботы».
Цель: формировать у детей понятия «правая сторона», «левая сторона», упражнять в анализе взаиморасположе¬ния частей тела и лица через представления «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; разви¬вать пространственное мышление; активизировать зри-тельные функции прослеживания, аккомодации.
Материал: шкатулка с браслетиками на каждого ребенка, игрушка — заводной робот, наборы геометри¬ческих фигур на каждого ребенка, образцы роботов.
1. Упражнение «Заводные роботы». Предложить де¬тям понаблюдать за движениями заводного робота, по¬вторить их, представив себя роботами.
2. Педагог рассказывает детям, что к ним приходил робот, принес с собой шкатулку. Что же в ней? Откры¬ваем... А там лежат браслетики и листок бумаги, на котором написано: «Надеть браслетики на левую руку. Это поможет вам на занятии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».

Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе детского сада тема: «Бабушкины петухи»

Знакомство детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....

"В поисках Снегурочки" Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве у детей старшей группы

С помощью дидактических игр и упражнений дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получают информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсор...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы детского сада «Путешествие в страну Математики».

в конспекте занятия представлен материал по формированию математических представлений. в ходе путешествия ребета повторяют геометрические фигуры, счет до 10, математические домики...

Конспект занятия на развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста

Конспект занятия на развитие ориентировки в пространствеу детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи "О друзьях и дружбе" старшая группа детского сада.

Методическая разработка к занятию в старшей группе по речевому развитию....