Занимательная математика, как средство всестороннего гармоничного развития дошкольника
методическая разработка по математике на тему

Торопова Надежда Леонидовна

 

      Обучению дошкольников началам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения  с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.   Все малыши хотят учиться. Всех их переполняет предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду снуют свои носы, тянуться ко всему новому, необычному, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое. Проходит время – и куда что подевалось? Потухшие глаза, реже тянуться ручонки, и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. А ведь первая ступень обучения самая важная. Как  сохранить  у детей огонек желания? Почему мало кто из выпускников с теплотой вспоминают свою школу? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательная математика, как средство

всестороннего гармоничного развития ребенка

           Станет ли кто в наше время отрицать настоятельную необходимость самого широкого распространения и популяризации математических знаний? Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Само собой разумеется при этом, что умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Большое значение и актуальность в наши дни приобретает развитие памяти, внимания, мышления  и других способностей наших детей, избегая умственных и психофизических  перегрузок.

                Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен по знаниям! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становиться близким и понятным ранее недоступное.

      Обучению дошкольников началам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения  с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.   Все малыши хотят учиться. Всех их переполняет предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду снуют свои носы, тянуться ко всему новому, необычному, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое. Проходит время – и куда что подевалось? Потухшие глаза, реже тянуться ручонки, и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. А ведь первая ступень обучения самая важная. Как  сохранить  у детей огонек желания? Почему мало кто из выпускников с теплотой вспоминают свою школу?

      Все начинается с первых дней, с первых огорчений. Многие даже не предполагали, что учиться не легко. Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. А ведь малыш вовсе не боится трудностей и ему нужно только помочь. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно? Основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у детей потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной задачи. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

       Овладение навыками счета и основами математики  в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решать практическую задачу, а потом усваиваются легче и быстрее. Проводя занятия в интересной и увлекательной форме, педагог с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой стороны – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

   «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

                                       А.С. Макаренко.

           Если говорить о современных детях, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играю слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

     Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляют  достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому организуя времяпровождение ребенка, родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая!

         Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ  переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

 (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

      В семь лет на первый план выходит учебный процесс, но дети самоотверженно – в той или иной форме – продолжают играть до 9-10 лет! Именно через игру в этом возрасте, нужно обучать, корректировать, воспитывать! Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

       Я убеждена, что единственный язык, который легко дается детям, - это  язык ИГРЫ. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие  возрастные проблемы и сложности в отношениях. У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей, которого требует общество, приводит к серьезнейшим проблемам  и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: проблемы с обучением у учеников начальной школы, сложности в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении и многое другое.

     Интерес к игре всегда является доминирующим в этом возрасте; занятия должны иметь особую ценность для детей, чтобы привлекать их.

    Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, головоломки, предостерегающие ребят от поспешных и необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побудить детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания.

    Я считаю, что занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.

          Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами  использовать занимательные проблемные ситуации. В своей работе я стараюсь подбирать и предлагать  детям различные задачи, логические игры, ребусы, веселые стихи, загадки, скороговорки, пословицы которые  помогают развивать речь ребенка, обогащать словарный запас, тренируют внимание, память, закладывают основу творчества. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет и сказочные персонажи привлекают детей. Через сказочные элементы я старалась найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.п.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

     Для меня очень важным является то, чтобы дети усваивали предложенный материал. Из собственного опыта преподавания в школе и наблюдений, я поняла, что необходимо  уже в дошкольном возрасте строить занятия и давать материал для:

  1.  развития познавательных  способностей;
  2. развития основных психофизических процессов: внимания, памяти, образного и логического мышления;
  3. развития связной речи;
  4. воспитание нравственно – этических чувств.

 Мною было прочитано много книг по методике дошкольного воспитания и методике обучения в начальных классах и я убеждена, что ребенок испытывает радость от занятий только в тех случаях:

  • если ему интересно;
  • если у него что-то получается;
  • если его понимают;
  • если его принимают таким каков он есть.

          Я  участвую в непосредсвенно образовательной деятельности на правах друга, партнера, наставника. Стараюсь видеть каждого ребенка и помогать ему по необходимости, не забывая при этом о целях и поставленных обучающих  задачах. Для меня важно, чтобы каждое начатое задание было доведено ребенком до завершения. Именно поэтому я стремлюсь к тому, чтобы на занятиях трудились с интересом все дети, даже те, которые выполняют пассивную роль слушателей. Старалась учить радостно, без принуждения и надрыва. В ответ от ребят видела на их лицах удивление, любопытство, азарт, радость от сознания собственной сообразительности. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Именно поэтому на занятиях я всегда стараюсь создать доверительную, дружескую атмосферу. Раскрепощение и интерес способствуют развитию всех психофизических процессов. Проработав с  детьми, по данной системе я делаю вывод, что дети достигли следующих результатов, помимо усвоения учебного материала (динамика  усвоение показана на диаграммах в приложении), у них значительно улучшилась память (образная, эмоциональная, логически – смысловая), дети научились правильно обрабатывать получаемую информацию, значительно улучшилась речь, пополнился словарный запас, увеличился объем внимания, его концентрация,  устойчивость,  хорошо развивается воображение,  в том числе и пространственное, значительно расширились представления об окружающем мире.

     Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными отношениями и эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. В занятиях я использование задачи-шутки  и задачи на сообразительность, которые  разнообразят и оживляют занятия детей. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

  При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумыванием хода, предугадывания результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действии и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: « Я подумал и решил. Так надо сделать».

   В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер произвольных проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей групп. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Например:1.  Хозяйка однажды с базара пришла,

                       Хозяйка с базара домой принесла:

                           Картошку,

                               Капусту,

                                   Морковку,

                                        Горох,

                                             Петрушку и свеклу ….

                                                           ( Ю.Тувим. Овощи.)

       Все овощи хозяйка разложила отдельно в разные тарелки. Сколько понадобилось тарелок? Почему? Как догадались? (6 тарелок)

            2.Дети собрали в парке осенний букет. В нем было

                            5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых и 1 осиновый лист.

                            Со скольких разных деревьев были листья в букете?

                            Как узнали? (С 4деревьев).

        Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное значение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур,  направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

       Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятий. Она может быть использована в качестве учебного задания, в начале занятия в качестве разминки,  упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Например: ИГРА - РАЗМИНКА «МОЛЧАНКА»

Дети вместо словесного ответа показывают карточки с цифрой, которая соответствует ответу на вопрос.

 - Сколько хвостов у кошки?

 - Сколько ног у петуха?

 - Сколько лап у собаки?

 - Сколько ушей у кролика?

 - Сколько ног у Лены и Кати вместе?

 - Сколько ног у двух петухов?

 - Сколько ног у слона?

 - Сколько у слона хоботов?

 - Сколько ног у воробья?

 - Сколько ног у дельфина?

 - Сколько крыльев у девочки Лены?

 - Сколько ног у двух мальчиков?

 - Сколько лап у дождевого червяка?

  -  Сколько ушей у трёх мышей?

 - Сколько лап у двух медвежат?

 - У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

 -У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок.    

- Сколько всего внуков у бабушки?

 - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)

 - В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

 - На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

ИГРА – РАЗМИНКА «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Дети строятся в круг. Педагог стоит в середине круга с мячом в руках. Педагог задает вопрос и кидает мяч детям. У кого мяч в руках тот и отвечает на вопрос. После ответа мяч передается педагогу.

Вопросы для игры:

  • Какие времена года ты знаешь?
  • Сколько месяцев в году?
  • С какого месяца начинается год?
  • Какой последний месяц года?
  • Какие месяцы зимние (летние, осенние, весенние)?
  • Сколько дней в неделе?
  • На какие части делятся сутки?
  • В какое время года бывает снегопад?
  • В какое время года бегут ручьи?
  • В какое время года желтеют листья?
  • В  какое время года появляются подснежники?
  • Как называются выходные дни?
  • Какой день недели последний?
  • Сколько недель в месяце?
  • В какое время года птицы вьют гнезда?
  • В какое время года птицы улетают на юг?

       Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Например: после ряда упражнений на закрепление названия, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована  ИГРА « НАЙДИ И НАЗОВИ».

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила: Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные  в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.

Ход игры: На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10 – 12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Задается вопрос: «Кто нашел круг?»; «Кто нашел маленький, синий квадрат?» и т.д. Ребенок правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

   В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактических игр по структуре, назначению, уровня детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия).

     В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или  с подгруппой в свободное от занятий время.

   В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит  занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска, ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

  Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимании задачи, высоком уровне поисковых действий,  переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

     В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

     Очень часто включаю в занятия  загадки  математического содержания  в которых анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения, например :

1.Два конца, два кольца,

  А посередине гвоздик. (НОЖНИЦЫ)

2.Четыре братца

   Под одной крышей живут. (СТОЛ)

3.Стоит Антошка на одной ножке.

    Где солнце станет, туда он и глянет. (ПОДСОЛНУХ)

    4.  Стоит дуб,

         На дубе двенадцать веток,

          На каждой ветке по четыре гнезда,

          В каждом гнезде по семь птенцов,

          У каждого птенца одно крыло белое,

         Другое – черное.( ГОД, 12 МЕСЯЦЕВ, 4 НЕДЕЛИ,7

                                        ДНЕЙ,НОЧЬ,ДЕНЬ.)

     5.В году у девушки

        Четыре имени. Кто это? (ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)

    6.Пять мальчиков,

       Пять чуланчиков,

       Разошлись мальчики

       В темные чуланчики. (ПАЛЬЦЫ В ПЕРЧАТКАХ)

    7.Маленький Ивашка,

       Красная рубашка,

       Где носом ткнет,

       Там черту проведет. (КАРАНДАШ)

    8.У  двух матерей

       По пять сыновей,

       Одно имя всем. (ПАЛЬЦЫ)

    9.Ног нет, а хожу,

       Рта нет, а скажу:

       Когда обедать,

       Когда спать,

       Когда работу начинать. (ЧАСЫ)

 10. У него – два колеса

       И седло на раме.

       Две педали есть внизу,

       Крутят их ногами. (ВЕЛОСИПЕД)

 11.Шевелились у цветка

      Все четыре лепестка.

      Я сорвать его хотел,

      Он вспорхнул и улетел. (БАБОЧКА)

 12.У него четыре лапки,

       Лапки – цап-царапки,

       Пара чутких ушей.

       Он – гроза для мышей. (КОТ)

       Кроме обычных загадок учу детей понимать и задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо с большей мерой проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными. Например:

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (ДВОЕ)
  2. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (ЧЕТВЕРО)
  3. Росло 4 березы. На каждой березе по четыре больших ветки. На каждой большой ветке по четыре маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? ( НИ ОДНОГО, Т.К. НА БЕРЕЗЕ ЯБЛОКИ НЕ РАСТУТ)

     Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т.е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

   Изучение особенностей восприятия и понимания детей старшего дошкольного возраста  задач-шуток показало, что успех решения их зависит от того, насколько дети понимают шутку, умеют ли выделять ее в литературных произведениях, придумывать. В противном случае дети, как правило, подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики, начинают производить действия с числами. Результат решения детьми  задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребенку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться решая подобные задачи. Эти задачи могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности, активности. В ходе занятия их можно использовать с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей. На протяжении занятия, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей и интеллектуального отдыха.

   Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, загадки-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

        В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи (формирование количественных, пространственных представлений).

Логические   задачи   для   дошкольников

Три рыбки плавали

в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом

и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном

и не в круглом.

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

(Зеленая в круглом. Так как золотая – в прямоугольном, Красная в квадратном)

Жили-были три девочки:

Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая,

А кто самая низкая?

 (Даша, самая низкая, а Таня самая высокая. )

У Миши три тележки разного цвета:

Красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой -  не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

(В красной – неваляшку, в желтой – пирамидку, в синей – юлу.)

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах  едут мышка и цыпленок?

(Мышка едет в среднем вагоне, а цыпленок – в первом вагоне)

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.

Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

(Стрекоза – на грибке, кузнечик – на листке, божья коровка- на цветке)

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.

Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.

Саша живет не на среднем этаже  и не на нижнем.

На каком этаже живет каждый из мальчиков?

(Алеша –  на среднем, Саша – на верхнем, Миша – на нижнем)

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.

Ане не зеленую и не красную.

Юле - не зеленую и не желтую.

Оле - не желтое и не красное.

Какая ткань для какой из девочек?

(Ане – желтую, Юле – красную, Оле – зеленую)

В трех тарелках лежат разные фрукты.  

Бананы лежат не в синей  и не в оранжевой тарелке.  

Апельсины не в синей и в розовой тарелке.  

В какой тарелке лежат сливы?  

А бананы и апельсины?

( Бананы – в розовой, апельсины в оранжевой, сливы в синей)

 Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой,

А что под березой?

( Под елкой – грибок,  а под березой – цветок)

Антон и Денис решили поиграть.

Один с кубиками, а другой машинками.

Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис?

(Антон играл кубиками, а Денис – машинками)

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.

Рыжий клоун выступал не с мячиком,

А черный клоун выступал не с шариком.

С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

(Рыжий выступал с шаром, а Черный – с мячиком)

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.  

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

(Лиза собирала ягоды, а Петя – грибы)

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге.

По какой дороге ехала легковая машина?

По какой дороге ехала грузовая машина?

(Легковая ехала по узкой дороге, а грузовая – по широкой)

 

      В работе с детьми  я  использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами и т.д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

  Последовательность выполнения упражнений:

  1. Чем отличается одна картинка от другой?  На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий. Смотрите  приложение 13,14.  Работу веду следующим образом:

- Ребята!  Найдите 7 отличий между картинкой слева и картинкой справа.(по мере поступления правильных ответов на фланелеграфе крепятся кружки).

Дети выполняют задание: слева – птичка на нижней ветке, а справа на верхней;слева – скамейка слева, а на второй картинке – справа; слева – мяч под скамейкой, справа – на скамейке; слева – девочка справа, справа – девочка слева;слева – у девочки красные туфли, справа – у девочки желтые туфли; слева нет солнца, а справа – есть;слева кошка под деревом, а справа за деревом.

-У  нас на доске 7 кружков, значит вы назвали семь отличий и выполнили задание правильно.Молодцы!

  1. Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.Смотрите приложение 15.
  2. Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на данном рисунке и обосновать выбор.
  3. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т.д.
  4. Продолжи ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. Смотрите прниложение 16.
  5. На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру. Смотрите приложение 17.

Ход работы:

- Ребята, сколько фигур в верхнем ряду?

-Назовите их. (ромб,трапеция,пятиугольник, шестиугольник)

-Посмотрите внимательно на фигуры во втором ряду. Кокой фигуры не хватает?Как  догадались?(ромба,т.к. он есть в первом ряду).

-Какой фигуры не хватает в третьем ряду? (шестиугольника)

-Какой фигуры не хватает в четвертом ряду? (трапеции)

              В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Дети очень любят следующие задания :

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (КОТ).

- Из каких геометрических фигур состоит наш кот? (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал)

- Сколько в нарисованном коте прямоугольников? (6)

-А треугольников?(3)

- Треугольников?(3)

- Кругов? (2)

- Квадратов?(1)

- Овалов? (2)

- А живет кот в домике. Что бы его увидеть, нужно соединить все точки по порядку.

                                            3

                                    .

  1.                         4

                        .-----------------.

                         .--.                  .

                       1   6                  5

- Из каких геометрических фигур состоит этот дом? (КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК)

        К пяти годам дети хорошо различают геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, находят их в предметах окружающего мира. Для повторения и закрепления усвоенных понятий я использую следующие задания.

«На какую фигуру похож предмет».

Цель: учить видеть в предметах окружающего мира геометрические фигуры:ромб, трапецию, пятиугольник, шестиугольник.

На доску выставляется наглядность. Смотрите приложение 19.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунки на карточках.

-Что на них изображено.

Дети отвечают: часы, конура, лодка, рыбка.

- А сейчас я четверым ребятам дам по одной карточке . Смотрите приложение 20.

- Что изображено на карточках?

- Какие геометрические фигуры вы видите?

- Ваша задача – поставить геометрические фигуры под тем предметом, который похож на нее.

Ребята выполняют задание.

- На какую фигуру похожа рыбка? (на ромб)

- На Какую фигуру похожа лодка? (на трапецию)

- На какую фигуру похожа конура? (на пятиугольник)

- На какую фигуру похожи часы? (на шестиугольник)

         Так же для создания геометрических фигур в своей работе я использую  развивающую предметно-игровую систему « Соты Кайе». Этот  система формирует творческое, объемно-пространственное мышление, сенсомоторные координации. Он помогает развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное) глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников. Смотрите приложение 38. Эта система способствует формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение. Также способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Дети могут экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе.

             Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное,  воспитательное и практическое значение. Устные вычисления помогают лучшему усвоению приемов письменных вычислений, так как последние включают в себя элементы устных вычислений. Во время устного счета задания детям чаще всего предлагаются в устной форме. Эта форма является наиболее ценной, так как она развивает внимание и память детей, а главное, подготавливает их к «жизненному» счету,  где часто приходиться выполнять устно действия над числами.  Устные вычисления содействуют развитию мышления, сообразительности,  внимания,  памяти.  Устный счет способствует математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими числами, дети яснее представляют себе состав чисел, быстрее схватывают зависимость между компонентами и результатами действия. Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем.

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы, которые нас окружают.  Я использую  следующие  приемы веселого устного счета:

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? (1+2=3)

Скоро праздник. Новый Год,

 Встанем в дружный хоровод.

 Звонко песенку споем,

 Всех поздравим с этим днем

 Приготовим всем подарки,

 Этот праздник очень яркий.

 Кате, Маше и Аленке

 Мы подарим по Буренке,

 А Андрюше и Витюше –

 По машине и по груше.

 Саша будет рад Петрушке

 И большой цветной хлопушке.

 Ну а Танечке – Танюше –

 Бурый мишка в сером плюше.

 Вы, друзья, гостей считайте

 Имена их называйте. (7 гостей)

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа…

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.(2+2+2=6)

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

 Чтоб ему почистить щечки,

 А четыре чебака

 Моют брюхо и бока.

 Посчитай-ка, детвора,

 Сколько слуг у осетра? (3+4=7)

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке? (6+4=10)

 Три зайчонка, пять ежат

 Ходят вместе в детский сад.

 Посчитать мы вас попросим,

 Сколько малышей в саду? (3+5=8)

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?(5-2-1=2)

У нашей кошки пять котят,

 В лукошке рядышком сидят.

 А у соседской кошки – три!

 Такие милые, смотри!

  Помогите сосчитать,

 Сколько будет три и пять? (3+5=8)

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами. (7-2=5)                                   

         Использую данную игру как при  закреплении пройденного матерниала так и при знакомстве с новой цифрой .

Игра  «НА  ЧТО  ПОХОЖА  ЦИФРА»

Цель: Развитие основных мыслительных процессов (память, внимание, воображение, мышление) на основе овладения приемами  рацио-мнемо эйдотехники, развитие словаря за счет  используемых цифр, звуков, ассоциаций., развитие процессов увеличивающих объем памяти, обучение целенаправленно концентрировать внимание.

Ход игры: 1)Найти карточку с рисунком похожим на цифру.    Вспомнить стихотворение.

                    2)Без опоры на наглядность назвать предметы похожие  на названную цифру.

НОЛЬ похож на букву  О

Он не значит ничего.

Но любую цифру враз

Увеличит в десять раз.

А похожа ЕДИНИЦА

На крючок, на гвоздь, на спицу.

А еще немного может

На свечу она похожа

Что за прелесть цифра ДВА

Шея есть и голова.

Спинка есть и хвостик тоже.

Два на лебедя похожа.

Два крючочка, посмотри,

Получилась цифра ТРИ,

Но на эти два крючка,

Не насадишь червячка.

Вилку как-то уронили

Один зубчик отломили

Вилка эта в целом мире

Называется ЧЕТЫРЕ.

Цифра ПЯТЬ

с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Что за вишенка, дружок,

К верху загнут стебелек?

Эта вишня цифра ШЕСТЬ.

Я такую кочергу

Сунуть в печку не смогу.

Про нее известно всем

Что она зовется СЕМЬ.

Вилась веревочка, вилась,

В две петельки заплелась.

Что за цифра? – маму спросим

Мама нам ответит – ВОСЕМЬ.

Ветер сильный дул и дул

Вишенку перевернул.

Цифра шесть, скажи на милость,

В цифру ДЕВЯТЬ превратилась.

Ноль встает за единицей –

Цифра ДЕСЯТЬ на странице.

       Также я наработала следующий занимательный материал развивающий все познавательные процессы и поддерживает постоянный интерес к занятиям у детей.

ЦИФРА  6

Скороговорка: Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.  (Сколько всего рыбок поймал Поликарп?)

Загадки: На дворе переполох,

                С неба сыплется горох.

                Съела 6 горошин Нина,

                У нее теперь ангина. (ГРАД)

Дом без окон и дверей,

Как зеленый сундучок,

В нем шесть кругленьких детей

Называется … (СТРУЧОК)

Задачи в стихах: В землю репка

                             Села крепко,

                             Одному не справиться,

                             А за старым дедом

                             Следом

                             Хвост длиннющий

                             Тянется.

                              Все пришли до одного.

                              Сколько их теперь всего? (6)

                              Вспоминаем героев сказки «Репка».

Пять щенят

Плюс мама-лайка.

Сколько будет?

Сосчитай-ка! (6)

                              Три больших, три маленьких,

                               Маленьких, удаленьких –

                                Целая семья опят.

                                Сколько их на пне сидят?

КТО ЖИВЕТ У НАС В САРАЕ

Предложить детям отгадать животных и пересчитать их.

КОЗА,КУРЫ,СВИНЬЯ,КРОЛИКИ,КОТ,СОБАКА

Кто живет у нас в сарае?

Я их всех отлично знаю…

1)Эта прыгая по кручам,

Блеет голосом скрипучим.

Хоть она и молодая,

А уже совсем седая.

Не напиться ей воды,

Не смочивши бороды.

2)Эти всюду ходят вместе,

Вместе дремлют на насесте,

Вместе раньше всех встают,

Очень долго воду пьют;

После каждого глотка

Долго смотрят в облака.

3) А от этой небо скрыто –  

Все глядит она в корыто

Или хвост задрав крючком,

Роет землю пятачком.

4)Здесь семейство:

Мать и дочка –

Все как снежные комочки.

Мне их трудно различать,

Дочки – вылитая мать.

Вместе грызть морковку станут –

Друг от друга не отстанут.

5)Этот прячется на крыше –

Я зову, а он не слышит,

Притворяется, что спит,

Сам за птицами следит.

Выйдет мама из сеней –

Он скорей бежит за ней.

6)Этот – черный и лохматый,

Сторож он у нас, ребята,

Только днем он спит в сарае,

Ночью ходит во дворе

Я всегда его кормлю

Сам – в обед и в ужин.

Больше всех его люблю.

Мы с ним очень дружим.

МАСКИ

1.Из каких геометрических фигур составлены маски?

2.Которая из шести масок лишняя (не похожа на остальные)? Чем она отличается от других? Смотрите приложение 31.

Физкультминутка:   Раз, два – выше голова,

                                      Три, четыре – руки шире,

                                      Пять, шесть – тихо сесть.

                                      Посидим и отдохнем ,

                                      А потом опять начнем.

ЦИФРА 7

Скороговорка: В аквариуме у Харитона 4 рака, да три тритона. Сколько обитателей у Харитона в аквариуме? (7)

Загадки: Братцев этих ровно семь.

                Вам они известны всем.

                 Каждую неделю кругом

                 Ходят братцы друг за другом.

                 Попрощается последний –

                 Появляется передний. (ДНИ НЕДЕЛИ)

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!» (РАДУГА)

Пословицы:

Семь бед – один ответ. Говорится  о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному. Рискнем еще раз, и если придется отвечать – так за все сразу, одновременно.

Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

Семь раз примерь(отмерь), один раз отрежь. Перед тем как сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действия перед началом какого-нибудь  дела.

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ НАЗВАНИЯ ДНЕЙ НЕДЕЛИ.

В неделе 7 дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре без остатка. Оно делиться только на само себя или на единицу. Вот его и назвали НЕДЕЛЯ.

   А понедельник – это значит день, который идет после недели.

Вторник – второй, среда – третий, середина, четверг – четвертый, пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.

Задачи в стихах: Шесть грибов нашел Вадим,

                                А потом еще один.

                                Вы ответьте на вопрос:

                                Сколько он грибов принес? (7)

Семь мартышек, семь соседок

Со своих сбежали веток.

Все повисли на одной

На хвостах вниз головой.

Раскричались, раскачались,

Меж собой передрались.

Больше всех досталось в драке

Самой главной забияке.

С ветки сбросили ее.

Сколько будет без нее? (7-1=6)

                                       На тарелочке семь слив,

                                       Вид их очень уж красив.

                                       Съел четыре сливы Павел.

                                       Сколько мальчик слив оставил? (7-4=3)

« НУ, ЗАЯЦ, ПОГОДИ!»

Волк и заяц пошли покупать мороженое. Волк говорит: «Я большой и куплю три порции, а ты маленький, так что попроси по две». Заяц согласился. Волк купил три порции, а Заяц два раза по две. Съел Волк мороженое, глянул на Зайца да как крикнет: «Ну, Заяц, погоди!»

Почему рассердился Волк?

Сколько всего порций мороженого купил Волк и Заяц?

Физкультминутка: Сколько елочек зеленых,

                                     Столько выполним наклонов.

                                     Сколько здесь у нас кружков,

                                     Столько сделаем прыжков.

                                    (на доске – 7 елочек и 7 кружков)

ЦИФРА 8

ПАУК

Диво дивное паук:

Восемь ног и восемь рук!

Если надо наутек –

Выручают восемь ног.

Сеть сплести за кругом круг –

Выручают восемь рук.

Если злится почему-то,

Словно все кругом враги,

Спину горбит,

Смотрит люто, -

Значит встал не с той ноги. (В.Суслов)

Загадки: Ты со мною незнаком?

                Я живу на дне морском.

                Голова и восемь ног,

                Вот и весь я –  …. (ОСМИНОГ)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (ПАУК)

ПОСЛОВИЦИ, КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ:

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света. Еще в глубокой древности люди называли великолепные, грандиозные сооружения «семью чудесами света». Выражение «восьмое чудо света» также употребляется в значении чего-то необыкновенного, грандиозного, но иногда и в ироническом смысле.

Задачи в стихах: Вот приехал Дед Мороз,

                              Всем подарки он привез:

                              Зайку – Галине,

                              Мишку – Марине,

                              Соне – матрешку,

                               Коле – гармошку,

                               Толе – барабан,

                               Рите – сарафан,

                               Нине – сказки,

                               Римме – краски.

                               Сколько всего подарков насчитали? (8)

Ежик по грибы пошел,

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов в Корзинку,

Остальных – на спинку.

 - Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж? (8-6=2)

                                    Кошка, Кот и шесть котят

                                     Ехать в Кошкино хотят.

                                     Сели кошки у окошек.

                                     Восемь окон, сколько кошек? (8)

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Когда козе исполниться семь лет, что будет дальше? (пойдет восьмой год)

СКОЛЬКО ТРЕУГОЛЬНИКОВ?

Смотрите приложение 34.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться-разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

ЦИФРА 9

Крылатые слова: Девятый вал. Бурное, сильное проявление чего-либо

грозного: наивысший подъем, взлет.

Задачи в стихах: Семь листьев Вася сам собрал,

                              Два листика Алеша дал.

                                Скажите, сколько у него

                                Осенних листиков всего? (7+2=9)

В сад девять пчелок прилетело.

Одна из них на клумбу села.

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько ж пчел летит из сада?

Нам сосчитать тех пчелок надо. (9-1=8)

                                  В кружку сорвала Марина

                                   Девять ягодок малины,

                                   Пять дала своей подружке.

                                   Сколько ягод стало в кружке? (9-5=4)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Сколько зайчиков у нас,

                                            Столько и подпрыгнем раз.

                                            Сколько палочек до точки,

                                             Столько встанем на мысочки.

                                             Сколько точек будет в круге,

                                             Столько раз поднимем руки.

                                             (все движения делаем по 9 раз)

ЦИФРА 10

                                    СЧИТАТЬ УМЕЮ

Мне целый день

 Считать не лень:

Спешу скорее встать,

Потом ищу я целый день –

Чего бы сосчитать?

Корова во дворе одна.

А овечек – две.

Три котенка у окна,

Четвертый на траве.

Девочки идут гулять –

Две и три, а вместе – пять.

Идет автобус – шесть колес,

А пассажиров – семь.

Шофер их по дороге вез,

Увез от нас совсем.

Сели птички на забор –

Восемь невеличек,

А одна летит во двор –

Значит девять птичек.

Десять нам яиц снесла

Курица рябая …

Считать я больше не смогла –

Устала я считая.

Чтобы так не уставать,

Надо больше чисел знать.

Я все числа изучу –

В школу я скорей хочу.

Загадки: В десять одежек плотно одет,

                Часто приходит к нам на обед.

                 Но лишь за стол ты его позовешь,

                 Сам не заметишь, как слезы польешь.(ЛУК)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (ЦИФРЫ)

                     По десять на шесточке

                     Сели умные кружочки

                     И считают громко вслух,

                     Только слышно: стук да стук.(СЧЕТЫ)

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.  (ВАРЕЖКИ)

Задачи в стихах: Пять пальцев ловко рвут траву,

                             Другой рукой я тоже рву.

                             Я травкой угощу коня.

                             Сколько пальцев у меня. (5+5=10)

Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

И на Белкины качели

Собрались лесные звери:

Заяц, куница,

Рыжая лисица,

Еж и шестеро зайчат –

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте. (10)

                                   Были в детском магазине

                                   Десять кукол на витрине.

                                   Куколку одну купили

                                   Папа с мамою для Лили.

                                   Сколько кукол на витрине

                                   Осталось в детском магазине? (10-1=9)

            Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становиться его действующим лицом.   При этом повышается познавательная активность он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения. Слушая увлекательную историю и переживая с героями их необыкновенные приключения, ребенок в тоже время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.  

Сказка «Десять братьев»

Алеша был один дома. Мама ушла в магазин. Было ясное осеннее утро. Со двора доносились голоса ребят.

«А вдруг мама не вернется до самого обеда? Что же, мне так и сидеть дома? – подумал Алеша. – Не могу же я идти гулять в тапочках и без пальто! Ну, уж пальто я как-нибудь и сам надену, но ботинки зашнуровать я ни за что не смогу!»

   - Кошка Мурка, что мне делать? – чуть не плача, спросил Алеша.

  Кошка Мурка потянулась и, не открывая глаз, промурлыкала сонным голосом:

 - Попроси десять дружных братьев. Они тебе помогут.

 - Какие дружные братья? – растерялся Алеша. – А что такое десять?

  Но кошка Мурка не пожелала больше отвечать. Она свернулась клубочком и укрыла нос пушистым хвостом.

 - Как же мне узнать: что такое десять? – сказал Алеша. – Я  даже не знаю с чего начать.

 - С меня,  - прозвенело Солнышко, заглянув в окно. – Я одно на небе.

 - Понятно, - кивнул Алеша. – А я один дома. А что же дальше?

Тут из-под кровати выбежали Алешины ботинки.

 - Нас двое. Один, два.

 - А гляжу на вас двумя глазами, - засмеялся Алеша.

На столе звякнули чашки.

 - Посмотри-ка, нас три, - сказали они. – Один, два, три.

И Алеша сосчитал чашки.

Тут к Алеше подошел стул.

 - Один, два, три, четыре. У меня четыре ножки, - произнес он.

Кошка Мурка приоткрыла один зеленый глаз.

 - Не думай, что ты один такой на свете, - фыркнула она и вытянула свои лапы.

 - Один, два, три, четыре, - сосчитал их Алеша.

 - А я – пятиконечная звездочка, - сказала Звездочка, лежавшая на письменном столе. – У меня пять лучей.

  В окно влетел большой золотистый жук. Громко гудя, как маленький самолет, он сделал круг над Алешей и приземлился прямо на его ладони.

 - Я жук. У меня шесть лапок, - прожужжал Жук.

Алеше хотелось сосчитать все его лапки, но Жук уже улетел в окно.

  Из коробки, на которой была нарисована радуга, выглянули цветные карандаши.

 - Всех на семь, - быстро заговорили они. – Можешь пересчитать.

 - Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, - сосчитал карандаши Алеша.

На мосту прогудел поезд:

 - У-у! У меня восемь вагонов! Давай считать вместе, Алеша! Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.

 - Восемь вагонов, я сосчитал! – крикнул Алеша.

 - А про нас ты забыл, - укоризненно сказали старинные часы. – Сейчас девять часов. Слушай, мы пробьем девять раз.

 - Вот я умею считать до девяти, с гордостью заявил Алеша.

 - Ну а теперь подумай, кто они такие – десять дружных братьев, промурлыкала кошка Мурка. – Неужели до сих пор не догадался?

 - Десять братьев, десять братьев …  - проговорил Алеша. – Что же это такое?

 И вдруг засмеялся.

 - Догадался! Догадался! Это же мои десять пальцев.

 - Наконец-то, - сказала кошка Мурка и лениво потянулась.

 - Ну, теперь, десять дружных пальцев, помогите мне, - попросил Алеша.

  Он надел башмаки и стал их зашнуровывать.

Правая рука, левая рука,

Правая рука, левая рука.

Дырочка, за дырочкой,

Дырочка, за дырочкой.

Зашнуровал ботинки.

Тут пришла мама.

 - Да ты у меня совсем большой! – улыбнулась она. – Сам оделся и зашнуровал ботинки.

 - А я еще умею считать до десяти, - сказал Алеша.

ЗНАК +                    СЛОЖЕНИЕ:

Я – ПЛЮС

И эти я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединения,

И в том мое предназначенье.

Чтобы правильно сложить,

Надо правильно дружить.

Если ссора иль сраженье,

Не получиться сложенья.

Сложим стих, прибавим смех,

Выйдет песенка для всех!

За тобою и за мной

Запоет весь шар земной! (А. Стройло)

ЗНАК –                        ВЫЧИТАНИЕ:

Я – МИНУС,

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А свою роль лишь выполняю.

Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

Вычитанье как понять?

Надо что-нибудь отнять.

У Аришки – орешки ,

У Маришки – матрешку,

У Андрюшки новый мяч.

Во дворе и вой и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет. (А. Стройло)

«БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ»:

«Больше», «меньше» много могут:

Объяснить тебе помогут,

Что восемь более пяти,

А шесть поменьше десяти.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БУСЫ

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ

       Учеными давно доказано, что развитие руки (мелкой моторики)  находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

       Как учитель начальных классов хочу отметить, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения в учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Поэтому я считаю, что работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Задания, направленные на развитие мелкой моторики, должны приносить ребенку радость. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают  реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых , активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

     Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. В последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять, начиная с мизинца.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурым волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

ГОЛУБИ

Мы распахнем пошире дверь

И выпустим на волю голубей,

И, крыльями взмахнув легко,

Они взлетают высоко.

Вернувшись с полета,

Воркуют друзья.

Жить без свободы плицам нельзя.

Руки скрестить на груди, затем резко развести в стороны, ладонями вверх. Затем выполнять махи руками, имитируя полет голубей.

ПЫЛЕСОС

Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

- Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперед». На вторую – то же, но ладони обращены друг к другу. На третью – другие движения всеми пальцами (соприкосновение кончиками пальцев).

МЫ    ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку – пальчики «скачут» по столу. На четвертую – указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки пальцы «скачут» по столу. Затем легкие движения кистями рук вправо-влево. На девятую строчку – «погрозить» пальчиком. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка … кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайся кто куда.


На первые две строчки – ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю – имитировать бег пальцами по столу.

   Графические упражнения  способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Задание «ДОЖДИК»

Проведи прямые линии от каждой капельки  так, чтобы она попала в лужу. Сколько капель? Смотрите приложение 35.

Задание «КЛУБОЧКИ»

Обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против. Смотрите приложение 34.

     Так же для развития мелкой моторики рук я использую занимательную игру «Веселые  клеточки».Эта игра развивает зрительное восприятие, внимание, учит ориентироваться на листке в клетку, что очень важно при подготовке к школе.  Смотрите приложение 36, 37. Мы играем в 4 варианта этой игры.

Вариант 1: Детям раздаются листы в клеточку.

- Ребята, выберите карточку с понравившимся вам узором.

- Внимательно рассмотрите узор.Положите карточку с узором перед собой и в точности перерисовывайте его на лист.

Дети выполняют задание.

- Проверяем, правильно ли вы выполнили задание.

Вариант 2:Перед детьми лежат листы в клетку.

-А сейчас объявляем конкурс на самого внимательного.

Педагог выбирает узор и диктуе ребенку по клеточкам это изображение (не показывая его детям).В этом случае начинаем с более простых узоров постепенно переходя к более сложным.

Дети должны внимательно, под диктовку взрослого, нарисовать этот узор, не ошибаясь.

- Проверяем.Молодцы.

Вариант 3 : Этот вариант можно использовать тогда, когда дети потренировались  в срисовывании того или иного узора.Перед детьми лежат листы в клетку.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам нарисовать выбранный вами узор по памяти. Мы сейчас очень внимательно посмотрим на выбранный узор, перевернем карточку и нарисуем узор по памяти,т.е. таким каким вы его запомнили.

Дети выполняют задание .

- Проверяем наши узоры.Молодцы.

   Из всего ранее изложенного можно сделать вывод,  что занимательная математика  является  средством  всестороннего гармоничного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника

презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...

«Интеграция образовательных областей, как средство гармоничного развития дошкольника»

В статье раскрывается понятие - интеграция, описаны причины введения интеграции образоательных областей, и данна структура интегрированного занятия....

Презентация "Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольника"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ. В ней рассказывается о том, как важен такой вид работы с дошкольниками как театрализованная деятельность, как всесторонне театрализованная деятельность раз...

Занимательная математика как средство умственного развития дошкольников

теоретический материал для педагогов по развитию математических представлений у дошкольников...

Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...

Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личн...