Формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальным недоразвитием
статья по математике на тему

Белова Ирина Васильевна

Теория обучение детей математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования элементарных математических представлений

у детей с интеллектуальным недоразвитием

Одним из основных видов деятельности человека является обучение. Вопросом усовершенствования процесса обучения занимались и занимаются многие учёные педагоги, т.к. без обучения невозможно развитие человечества. Изучая методы, формы, приёмы средства обучения, они стараются сделать обучение интересным, доступным и легко усваиваемым. Одним из вариантов такого обучения является использование принципа наглядности, что особенно важно при работе с младшими дошкольниками. Постепенно метод наглядности рассматривался  и усовершенствовался  ведущими педагогами, такими как: Я. А. Коменский, Жан- Жак Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В.П.Вахтеров                                                                                                                              

Само слово наглядность обозначает глядеть, разглядывать. Смысл слова указывает, на восприятие глазом окружающего мира. Главное научить правильно смотреть, воспринимать и чувствовать. Это одна из главных задач учителя. Привлечь внимание и сохранить его на протяжении всего обучающего процесса. Он должен обеспечить правильное восприятие  толкования учебной задачи.  Теоретическое обоснование принципу впервые было дано чешским педагогом Я. А. Коменским в 1632 году, который выдвинул требования познавать вещи, а не чужие свидетельства о них.   Он обосновал, обобщил, углубил и расширил имеющийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками. Оказал огромное влияние в мировой педагогике и школьной практике.  Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.                                  

Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность - сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится. Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка.

Песталоцци не был знаком с педагогической системой Коменского в целом, но знал его учебные книги. Это дало ему право утверждать: “Когда в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания»

           Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности.

          Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

          В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели.

    Особое место в обучении занимает категория детей с умеренным недоразвитием интеллекта. Способность их к обучению невелика и возможности раскрываются очень медленно. Результат обучения педагоги жду долго, но при систематичной последовательной работе они овладевают  несложными видами труда, способны усваивать грамоту, счётные операции.  Для лучшего усвоения знаний умений и навыков при  обучении этой категории детей создаются специальные условия, разрабатываются специальные методики, способы и методы обучения, при этом учитывается их физическое и психическое развитие.  Вопросами организации обучения детей с интеллектуальным недоразвитием занимались; В. В. Воронкова, Л. В. Занков, В. Г. Перова, Ж. И. Шиф.    Наиболее трудным предметом для ребенка с интеллектуальнным недоразвитием является математика, потому что понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Своеобразие мыслительной деятельности, недостатки генетически более поздней словесно-логической формы мышления обусловливают неизбежное возникновение трудностей в процессе формирования у умственно отсталых учеников абстрактных математических понятий и закономерностей. Поэтому именно в процессе формирования математических представлений принцип наглядности является основным для успешного формирования математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

"Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...

«Сюжетно- дидактические и ролевые игры при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи»

Роль практического применения математических знаний в различньrx видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагогиеще в прошлом столетии. Разрабатывая вопросы развития у детей математич...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе  с общим недоразвитием речи на тему: «...