Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Квадрат и прямоугольник
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Васильева Анна Сергеевна
Учить сравнивать квадрат и прямоугольник, ввести понятия «широкий» – «узкий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математический представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: «В гостях у двух братьев: Квадрата и Прямоугольника»

Цель: Учить сравнивать квадрат и прямоугольник, ввести понятия «широкий» – «узкий».

Задачи:

1. Познавательные:

   · Закрепить умение узнавать и называть квадрат и прямоугольник.

   · Учить видеть их сходство (4 стороны, 4 угла) и отличие (у квадрата все стороны равны, у прямоугольника – противоположные).

   · Ввести и активизировать в речи слова «широкий» – «узкий».

2. Развивающие: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление (сравнение), мелкую моторику, конструктивные навыки.

3. Воспитательные: Воспитывать умение работать в паре, помогать друг другу.

Материалы:

· Большие фигуры-братья: Квадрат и вытянутый Прямоугольник (из картона, с глазками-носиками).

· Наборы маленьких фигур для детей (по несколько квадратов и прямоугольников разного размера и цвета на каждого).

· Предметы для сравнения: широкая и узкая ленточки/пояс, толстая и тонкая книга.

· Два «домика»-воротины: Широкие ворота (из двух кубиков, стоящих далеко друг от друга) и узкие ворота (кубики стоят близко).

· Карточки для игры «Широкий путь – узкий путь» (две параллельные линии, нарисованные на расстоянии и близко).

· Кубики или конструктор (типа «Лего Дупло»).

· Листы бумаги с нарисованной широкой и узкой дорожкой, клей, фигурки.

Ход занятия (25-30 минут)

1. Организационный момент. Встреча гостей (3 мин)

· Педагог: «Ребята, к нам сегодня в гости спешат два брата. Один любит порядок и равнение, а другой – любит тянуться и вытягиваться. Давайте встретим их!»

2. Основная часть. Знакомство/повторение. «Чем похожи, чем отличаются?» (7-8 мин)

· Появляются Квадрат и Прямоугольник (фигуры с глазками или просто на фланелеграфе).

· Беседа:

  · «Давайте поздороваемся с Квадратом! Что мы о нем знаем? (4 стороны, 4 угла, все стороны одинаковые).»

  · «А это его брат – Прямоугольник! Что у него есть? (Тоже 4 стороны и 4 угла!). Но посмотрите внимательно на его стороны… Они одинаковые? (Нет!). Две стороны длинные, а две – короче».

· Тактильное исследование: Дети обводят контуры фигур пальчиком, проговаривая: «Сторона, угол, сторона, угол…»

· Игра «Найди пару»: На столе вперемешку лежат большие и маленькие квадраты/прямоугольники. Дети по очереди находят «маму-фигуру» для «детеныша» (маленький квадрат кладут на большой и т.д.).

3. Введение понятий «ШИРОКИЙ – УЗКИЙ» (5-6 мин)

· Педагог: «Братья поссорились! Квадрат говорит: «Я широкий!» А Прямоугольник отвечает: «Нет, это я широкий!» Давайте их помирим и разберемся».

· Показ на предметах: Берем две ленточки. «Вот широкая лента (показываем, прикладываем к груди, к поясу). А вот узкая лента. Какая вам кажется шире?»

· Игра с телом: «Давайте покажем, как мы можем быть широкими (расставляем руки и ноги в стороны). А теперь станем узкими, как стрелочка (вытягиваемся в струнку, руки вдоль тела)».

· Возвращаемся к фигурам: Прикладываем прямоугольник к квадрату вдоль короткой стороны. «Смотрите, когда Прямоугольник лежит вот так, он УЗКИЙ, как наша узкая лента. А когда он поворачивается, он становится ШИРОКИМ! А наш Квадрат? Он всегда одинаковый. Он не бывает широким или узким, он – ровный со всех сторон».

4. Физкультминутка «Широкий мост, узкая тропка» (3 мин)

«По широкому мосту идут медведи вразвалочку (ходьба вперевалочку, широко расставляя ноги).

По узенькой тропинке крадутся лисички на носочках (ходьба на носочках, руки вперед, прижав локти к телу).

Широко раскинули ветки старый дуб (руки в стороны, покачиваемся).

Узкий, как свечка, тополь тянется к небу (руки вверх, тянемся).

Раз, два – отдохнули и на место встали!»

5. Закрепляющие игры (8-9 мин)

· Игра «Какой дорогой проедет?»: На полу или на столе два пути из кубиков или нарисованные на карточках: широкий и узкий. Даем детям две машинки (большую и маленькую) или фигурки. «По какой дороге легко проедет большая грузовая машина? (По широкой). А маленькой машинке куда удобнее? (И по широкой, и по узкой)».

· Игра «Построй ворота»: Дети делятся на пары. Одна пара строит из кубиков широкие ворота, другая – узкие. Потом «проезжают» через них игрушечной машинкой, проверяя.

· Задание «Разложи фигуры»: «Положите на широкую дорожку все квадраты. А на узкую дорожку – все прямоугольники». Проговариваем: «Прямоугольник может быть и широким, и узким, смотря как он лежит».

6. Творческое задание (аппликация или конструирование) (5-6 мин)

· Вариант А (Аппликация «Дорожки»): На листе нарисованы широкая и узкая дорожки. Дети наклеивают на широкую дорожку большие квадраты или прямоугольники (лежащие «плашмя», широкой стороной), а на узкую – прямоугольники, повернутые узкой стороной.

· Вариант Б (Конструирование из кубиков): «Построй широкую стену для большого замка (два ряда кубиков) и узкую стену для башни (один ряд)».

7. Итог. Рефлексия (2-3 мин)

· Братья-фигуры мирятся.

· Педагог: «Ребята, вы такие молодцы! Вы помирили братьев и все поняли.

  · С какими двумя фигурами мы сегодня играли? (Квадрат и Прямоугольник).

  · Чем они похожи? (У всех 4 угла, 4 стороны).

  · Чем отличаются? (У квадрата все стороны равные, у прямоугольника есть длинные и короткие стороны).

  · Что может быть широким, а что – узким? (Дорога, река, лента, прямоугольник, когда мы его поворачиваем).

· Похвала: «Вы сегодня были настоящими исследователями! Квадрат и Прямоугольник дарят вам на память свои фотографии (можно раздать маленькие бумажные фигурки для домашней игры)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ А.Н.Кудрявцева ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения [1].В системе коррекционно-педагогической п...

"Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы на тему «Круг, квадрат, треугольник».

В данной методической разработке представлен конспект ООД по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему:"Круг, квадрат, треу...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»

Конспект  образовательной деятельности имеет практическую значимость,  так как посвящён формированию элементарных математических представлений, развитию психологические процессов и соци...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Ознакомление детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом.

Возраст воспитанников: младший дошкольный. Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Знакомство детей...