Главные вкладки

    "Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    статья по теме

    Чугунова Александра Владимировна

    Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Целостное развитие ребенка-дошкольника это многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет именно математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

    В своем исследовании Л.Б.Баряева указывает, что  «под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций»[Баряева Л.Б., 2002]. Таким образом, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями [Баряева Л.Б., 2002].

    Усвоение элементарных математических представлений требует от дошкольника специфического социально-психологического взаимодействия с таким категориями как «время» и «пространство». Благодаря этому, у дошкольника формируется представление о таких свойствах как: относительность, транзитивность, дискретность и непрерывность величины и т. п.  Психолого-педагогические исследования показали, что математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно-развивающего обучения. При этом и сам процесс обучения, и формируемые математические представления отличаются глубоким качественным своеобразием (Л. Б. Баряева, 1992, 2002; Г. В. Брыжинская, 1998; О. П. Гаврилушкина. Н. Д. Соколова, 1991; 3. М. Дунаева, 1980; Г. М. Капустина, 1998; Н. Г. Морозова, 1975; Н. И. Непомнящая, 1983; Е. А. Стребелева, 2001; И. В. Чумакова, 1997 и др.).

    В рамках научно – исследовательской практики был проведен анализ карт развития детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  на основе раздела Б3.2.Элементарные математические представления. Сбор материала происходил на базе ГБДОУ № 97 компенсирующего вида Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. В качестве обследуемых были привлечены 20 воспитанников с интеллектуальной недостаточностью (10 детей из младшей группы в возрасте от 3,5 лет до 5лет 6мес; 10 детей из старшей группы в возрасте от 5,5 лет до 6 лет 7мес). Исследовались следующие параметры: представления о времени и пространственные представления.

    Исследование представлений о времени дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы. 50% испытуемых младшей группы (5 человек), так же как и 50%  воспитанников старшей группы не понимают значения словосочетания «части суток» и не имеют представлений о частях суток. В младшей только 20% детей  узнают одну часть суток- ночь, но не называют ее. 30% испытуемых младшей группы узнают на картинках  одну или две части суток (ночь и день), но называют одну из них, показывают или называют хотя бы один  характерный признак. Такие же результаты показывают 30% воспитанников  старшей группы. И только 20% дошкольников старшей группы узнают устойчиво на картинках обе части суток (ночь и день), называют их, показывают и без затруднений называют основные характерные признаки.

    Интересные результаты были получены и при исследовании сформированности понятия «времена года». Выявлено, что 40%   детей младшей группы не понимают значения словосочетания «времена года», не различают ни одного времени года. 30% детей младшей группы, так же как и 30%  детей старшей группы узнают на картинках хотя бы одно из контрастных времен года, отвечая на вопрос взрослого «Где?..» или «Покажи..» при выборе из  двух (зима/лето), при этом сами называют правильное время года. 20% воспитанников младшей группы узнают на картинках 2-3 времени года (осень, зима, лето) и могут самостоятельно назвать хотя бы одно время года. 50% дошкольников из старшей группы (5 человек) узнают на картинках все времена года, однако неоднократно допускают ошибки и не знают последовательности смены времен года. В младшей группе все времена года указал только 1 ребенок – 10%.  Из всех испытуемых старшей грппы только 20% дошкольников справились с заданием полностью: узнают на картинках и правильно называют все времена года, при назывании последовательности допускают ошибки, которые исправляют под руководством педагога, значение словосочетания «времена года» понимают.

    Что касается дней недели, то отмечено следующее: большая часть воспитанников как в младшей (70%), так и в старшей (80%) не понимает значения словосочетания «дни недели» и не знают ни одного из них. 30% дошкольников младшей группы знают названия отдельных дней недели (1-2), но не соотносят их с неделей и происходящими событиями. 20%  воспитанников старшей группы знают 3-4 названия дней недели, с помощью педагога соотносят конкретные дни недели с определенными событиями своей жизни (суббота, воскресение- выходные дни), также при поддержке педагога могут их назвать.

    Исследование пространственных представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью показало, что 30% воспитанников младшей группы в пространстве собственного тела не ориентируются. 40%  понимают лишь отдельные пространственные отношения (верх-низ, спереди), такой же результат показали двое воспитанников  (20%) старшей группы. Большая часть воспитанников старшей группы (60%) понимают многие пространственные отношения (верх-низ, спереди-сзади), но самостоятельно их не называют, так же результат показали 30% детей младшей группы. И только двое воспитанников старшей группы (20%) преимущественно ориентируется в пространственной схеме собственного тела, самостоятельно называют расположение многих частей тела, как правило допускают ошибки в определении правой и левой стороны тела.

    По результатам исследования ориентировки в расположении предметов с точкой отсчета от себя отмечено, что 30% дошкольников младшей группы в расположении предметов с точкой отсчета от себя не ориентируется. 50% испытуемых  младшей группы понимает лишь отдельные отношения (вверху-внизу, спереди), из старшей группы такой же результат показывает меньшая часть детей (30%). В то же время, 50% детей старшей группы понимает ряд пространственных отношений (вверху-внизу, спереди-сзади), но самостоятельно их выделить не может, такой же результат показывают только 20% испытуемых младшей группы. Преимущественно ориентируются в расположении предметов с точкой отсчета от себя и, как правило, называют местоположение предметов,  только 20% детей старшей группы.

    Анализ данных, свидетельствующих о сформированности ориентировки в расположении предметов по отношению друг к другу показал, что 40% детей младшей группы и  20% детей старшей группы в расположении предметов по отношению друг к другу не ориентируются вообще. 40% детей младшей группы понимают лишь отдельные пространственные отношения (в, на, за). 60% детей старшей группы понимают многие пространственные отношения (в, на, за, перед, под и др), но самостоятельно, без помощи педагога, их не называют, такой же результат показали только двое  (20%) из младшей группы. Тем не менее, 20%  детей старшей группы преимущественно ориентируются в расположении предметов по отношению друг к другу и как правило, называют месторасположение предметов, отвечая на вопросы взрослого.

    Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что дошкольники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в развитии математических представлении с использованием специальных коррекционных программ. Отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивный период, каким является дошкольный возраст, может к возникновению вторичных нарушений в развитии, в том числе и в математическом. Эти вторичные нарушения особенно ярко проявляются уже с началом школьного обучения математике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

    Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

    Тематический контроль "Развитие элементарных математических представлений у дошкольников"

    В материале представлена справка по итогам тематического контроля "Развитие элементарных математических представлений у детей"...

    ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ А.Н.Кудрявцева ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

    Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения [1].В системе коррекционно-педагогической п...

    развитие элементарных математических представлений у дошкольников

    Одними из самых сложных знаний, умений, навыков являются математические. они носят отвлеченный характер, оперирование ими требкет выполнения сложных умственных действий. Именно поэтому важно начинать ...

    Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР через устное народное творчество и произведения детских писателей

    Статья расскроет перечень используемого фольклора и произведений детских писателей при формировании элементарных математических представлений.Поможет педагогам разнообразить занятия по математике, сде...

    Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

    Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

    1.Актуальность.2.Цель.3.Задачи.4.Ожидаемый результат.5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития....