Тематический контроль "Развитие элементарных математических представлений у дошкольников"
методическая разработка по теме

Игнатьева Юлия Геннадьевна

В материале представлена справка по итогам тематического контроля "Развитие элементарных математических представлений у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_matematike.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.

Для реализации годовой задачи по формированию у детей высокого и среднего уровня математических представлений проведены следующие мероприятия:

- Семинар «Первые шаги в математику», который позволил систематизировать знания воспитателей по РЭМП у детей;

- Консультации: «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Знакомство с геометрическими понятиями»

- Открытые просмотры занятий по РЭМП в средней и подготовительной группе;

-  Смотр-конкурс математических уголков «Математика вокруг нас»

-  Оформление стенгазеты для родителей «С математикой в путь!»

        С целью изучения работы коллектива по развитию элементарных математических представлений у детей проведена тематическая проверка.

Проверка показала:

1. Анализ уровня развития детей.

Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, использовались следующие методы контроля:

  1. обследование детей всех возрастных групп по специально разработанным схемам;
  2. анализ деятельности детей на занятиях;
  3. анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, элементарного экспериментирования;
  4. анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

Было выявлено:

87% детей 2-ой младшей группы владеют навыками счета, а именно считают в пределах 3, умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

76% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

97% детей умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке.

Лишь 45% детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко,  далеко.

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 53% детей.

В средней группе 78 % детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество. 100% детей знают порядковый счет.

83% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально. 64% детей  употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

Все дети средней группы умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

У 88% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления.

84% детей старшей логопедической группы владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц. 69% детей умеют сравнивать два числа и пользоваться знаками <, >, =. Владеют операциями сложения и вычитания в пределах 10.

У 59% детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины.

93% - знают геометрические фигуры и их признаки.

Лишь 48% детей старшей группы могут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.

У 75%  детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.

100% детей подготовительной логопедической группы владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.

83% детей умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками. 89% детей умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).

У 82% детей сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы,  с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

92% детей знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.

У 85% детей сформированы пространственно-временные представления. У 79% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.

85 % детей подготовительной группы владеют количественным и порядковым, прямым и обратным счетом, умеют считать двойками, тройками в пределах 20.

79% детей умеют складывать и вычитать в пределах 10, составлять и решать задачи, сравнивать числа и пользоваться знаками. 84% детей умеют уменьшать и увеличивать числа на 1 (в пределах 20).

У 93% детей сформированы понятия высоты, длины, ширины: дети умеют сравнивать предметы,  с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

76% детей знают признаки геометрических фигур, объемные тела, умеют делить геометрические фигуры на части.

У 96% детей сформированы пространственно-временные представления. У 79% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.

Сводная таблица данных.

Группа

                 Раздел   программы

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая лог. группа

Подготовительная лог. группа

Подготовительная группа

норма

н.н.

норма

н.н.

норма

н.н.

норма

н.н.

норма

н.н.

Количество и счет

87

13

89

11

76,5

23,5

90,6

9,4

82

18

Величина

76

24

73,5

26,5

59

41

82

18

93

7

Форма/геометрические фигуры

97

3

100

-

93

7

92

8

76

24

Ориентировка в пространстве

45

55

88

12

48

52

82

18

96

7

Ориентировка во времени

53

47

88

12

75

25

82

18

79

21

Общий показатель

71,6

28,4

87,7

12,3

70,3

29,7

85,7

14,2

84,6

15,4

2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Все педагоги знают программу по развитию элементарных математических представлений  (РЭМП) у детей, цели и задачи своей возрастной группы. Все педагоги владеют методикой проведения диагностики РЭМП детей. Воспитатели Гекк Т.И., Гарбуз Л.П., Зайнутдинова М.Р., Плотникова Е.В. знают индивидуальные особенности развития каждого ребёнка своей группы.

Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям. Культура речи педагогов Титовой Т.А., Гекк Т.И., Алексеевой Н.Н. отличается эмоциональностью, выразительностью.

Воспитатели  всех групп согласно планированию воспитательно-образовательной работы проводят обучающие занятий по РЭМП. Анализ просмотренных занятий  показал: воспитатели Гекк Т.И., Гарбуз Л.П., Плотникова Е.В., Зайнутдинова М.Р., Ковч О.В., Титова Т.А. активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Воспитатель Алексеева Н.Н. систематически организует коллективную деятельность на занятиях. Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.

Воспитатели Гергель К.В., Дорохова Н.В., Гекк Т.И. грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.

На высоком уровне построена индивидуальная работа по РЭМП  с детьми у педагогов Гарбуз Л,П., Гекк Т.И., Плотниковой Е.В., Алексеевой Н.Н.

Воспитатели старшей группы (Зайнутдинова М.Р., Плотникова Е.В.) и средней группы (Титова Т.А., Дорохова Н.В.) систематически организуют сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием («Магазин»,  «Хлебозавод» и др.)

3. Создание условий в группе.

        Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В старшей и подготовительных группах имеется счетный материал, логические игры,  игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин.

В средней, старшей логопедической и подготовительной логопедической группах созданы мини-лаборатории для исследовательских опытов детей. Мини-лаборатории оснащены разнообразным оборудованием: колбами, воронками, магнитами и т.д.

Во II младшей группе оборудован центр воды и песка, включающий различные формочки, ёмкости, плавающие игрушки.

Проведенный конкурс математических уголков среди всех возрастных групп показал, что педагоги правильно организовывают предметно-развивающую среду по развитию элементарных математических представлений. Воспитатели грамотно осуществляют подбор дидактических игр в группах. Во 2 младшей группе (Ковч О.В., Кислицына Н.С.) много игр, направленных на формирование сенсорных эталонов, формирование пространственных и временных представлений. В средней группе (Титова Т.А., Дорохова Н.В.) много игр, направленных на формирование навыков счета, формирование понятия числа. В старшей (Зайнутдинова М.Р., Плотникова Е.В.) и подготовительных группах (Гекк Т.И., Гарбуз Л.П., Алексеева Н.Н., Гергель К.В.) имеются геометрические конструкторы («Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Мозаика» и др.), имеются различные геометрические фигуры и объемные тела, наборы  цифр (на картоне, на карточках).

4. Планирование работы.

        Проверка планов воспитательно-образовательной работы с детьми всех возрастных групп показала – воспитатели планируют работу по РЭМП на занятиях, в свободной  деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.

        Грамотно и эстетично составлены планы в старшей логопедической группе (Зайнутдинова М.Р., Плотникова Е.В.). В плане освещены обучающие, воспитательные и развивающие задачи по РЭМП, материалы и оборудование для занятия.

Воспитатели подготовительной логопедической группы (Гекк Т.И., Гарбуз Л.П.) прописывают физкультминутки с математическим содержанием в планах работы.

Все педагоги планируют воспитательно-образовательную        работу по РЭМП вне занятий. В планах отражены дидактические игры, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, наблюдения, подводящие к теме занятия, чтение художественной литературы.

5. Работа с родителями.

На момент проверки в группах оформлена информация для родителей:

2 младшая группа - «Сенсорное развитие детей»,

Средняя группа – «Первые шаги в математику»,

Старшая, подготовительная логопедическая группа, подготовительная группа – стенгазета «С математикой в путь!».

В наглядной информации для родителей отражены рекомендации по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования.

Во всех группах оформлены памятки для родителей «Что ребенок может знать к концу года!» (где раскрыты требования программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений).

Однако в ходе проверки выявлено:

  1. 20% детей ДОУ имеют низкий уровень развития элементарных математических представлений. У 29 % детей ДОУ не сформированы пространственные отношения.
  2. В подготовительной группе (воспитатели Алексеева Н.Н., Гергель К.В.) не регулярно ведётся работа по обучению детей составлению и решению задач.
  3. Молодые педагоги (Кислицына Н.С., Гергель К.В.) слабо владеют методикой проведения диагностики детей по РЭМП.
  4. Дети старшего дошкольного возраста не владеют навыками опытнической деятельности и элементарного экспериментирования.

Рекомендовано:

  1. Всем педагогам ДОУ систематически и целенаправленно проводить работу по развитию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.
  2. Провести консультацию для молодых специалистов «Методы и приемы проведения диагностики по РЭМП у детей дошкольного возраста» (Ответственный – Игнатьева Ю.Г., срок – 16.01. 2011г.)
  3. Провести консультацию «Обучение дошкольников решению задач»  для всех педагогов ДОУ

(Ответственный – Гекк Т.И., срок – 25.01.2011г.)

  1. Задачу по формированию навыков элементарного экспериментирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста включить в план воспитательно-образовательной работы ДОУ на 2011-2012 уч.год

(Ответственный – Игнатьева Ю.Г., срок – июнь, 2011г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля«Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

1.Название: «Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников». 2.Цель: Выявить уровень эффективности образовательного проц...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...


 

Комментарии