Аналитическая справка по результатам тематического контроля«Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».
материал

Черепанова Ольга Николаевна

1.Название: «Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

 

2.Цель: Выявить уровень эффективности образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

 

 3.Сроки проведения: С 21 по 25 октября 2019 г.

 

4.План тематического контроля.

1.Оценка профессиональных умений воспитателя:

- анализ проведения занятия

2. Обследование уровня развития у детей элементарных математических представлений:

- анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности

3. Планирование работы:

- проверка планирования по разделу «ФЭМП у дошкольников»

4. Создание условий:

- анализ ПРС

Материалы тематического контроля:

- карта проверки плана по разделу ФЭМП;

- карта анализа занятия по ФЭМП;

- карта контроля «Содержательная насыщенность РППС по развитию математических представлений детей в группах младшего и старшего дошкольного возраста»[1].

 

 



[1] Автор-разработчик: О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.

[1]Составлена с учетом рекомендаций Федерального института развития образования по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО:

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

1.Название: «Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

2.Цель: Выявить уровень эффективности образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

 3.Сроки проведения: С 21 по 25 октября 2019 г.

4.План тематического контроля.

1.Оценка профессиональных умений воспитателя:

- анализ проведения занятия

2. Обследование уровня развития у детей элементарных математических представлений:

- анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности

3. Планирование работы:

- проверка планирования по разделу «ФЭМП у дошкольников»

4. Создание условий:

- анализ ПРС

Материалы тематического контроля:

- карта проверки плана по разделу ФЭМП;

- карта анализа занятия по ФЭМП;

- карта контроля «Содержательная насыщенность РППС по развитию математических представлений детей в группах младшего и старшего дошкольного возраста»[1].

Анализ результатов тематического контроля

  1. Анализ занятий.

Просмотр занятий планировался с целью обследования уровня развития у детей и оценкой профессиональных умений педагогов по формированию и развитию элементарных математический представлений. В ходе просмотра занятий большое внимание уделялось умению педагогов применять принципы ФГОС: индивидуализации и возрастной адекватности дошкольного образования, а также созданию таких психолого-педагогических условий как - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом, поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных для них видах деятельности. Важным условием для НОД также является наличие интеграции областей. В ходе у всех педагогов прослеживалась система работы по ФЭМП, при которой дети в течении занятия применяли полученные умения и знания, педагоги побуждали детей к деловому общению во время занятий. На занятиях несколько педагогов продемонстрировали обучение новым приемам сравнения, счета и решения задач. Все педагоги применяли ИКТ в ходе занятий и интерактивные методы организации: хоровод, работа в парах, интервьюирование, дерево знаний (работа подгруппами и последующее пояснение лидером алгоритма и результата работы). Специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели по физвоспитанию и изодеятельности также показали интеграцию ФЭМП у детей по своей образовательной области.

Вывод: в ходе организованной образовательной деятельности выстроена четкая система развития элементарных математических представлений, педагоги обладают достаточной компетенцией в работе с детьми по ФЭМП в соответствии с современными требованиями.

 Рекомендации по итогам проведенных занятий педагоги получили в ходе анализа занятий: выработка умения проявлять гибкость при реализации поставленных задач и как следствие соблюдать длительность занятий соответственно СанПиН, давать правильные образцы речи, дети должны примеры не писать, а выкладывать цифрами, младших воспитателей привлекать для помощи на занятиях, не забывать про контроль за осанкой детей при работе за столом.

2. Обследование уровня развития у детей элементарных математических представлений.

Вывод: анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности по освоению математических понятий выявил достаточный уровень развития у детей элементарных математических представлений соответственно программным целям и задачам.

3.Планирование. Планы у всех педагогов в наличии. Работа по ФЭМП планируется. Во всех возрастных играх прослеживается планомерная работа по формированию временных представлений соответственно возрасту. Дидактические игры запланированы во всех возрастных группах, интеллектуальные игры - со старшего возраста, хотя игры-головоломки, лабиринты, графические головоломки и т.п. присутствуют в требованиях ФИРО по содержанию РППС, начиная с младшей группы. Соответственно, должны отражаться и в планах работы с детьми. Игры-экспериментирования планируются только в средней и старшей группах. Использование и отработка знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП не отражено ни в одном плане. В планировании НОД по ФЭМП вписаны ссылка на литературу, оборудование, но отсутствует воспитательная задача.

Вывод: отсутствует стратегическое и тактическое планирование по РЭМП у детей, планирование РЭМП в ходе ознакомления с окружающим, режимных моментов.

Рекомендации: включить в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП. А также планировать воспитательную задачу к НОД.

4.Сотрудничество с родителями.

Эффективность взаимодействия педагогов с родителями заключается в формировании у родителей понимания значимости работы по РЭМП.

Это можно проследить по ответам анкеты «Математика для развития вашего ребенка».

На вопрос: «В вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей математических способностей? Насколько она полезна для вас?», ответ: «Наглядная информация интересна и полезна для меня» выбрали 38 % респондентов. 14% и 9% соответственно выбрали ответы: «Информация отсутствует и скудная».

На вопрос: «Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка математических способностей?», 33% и 34% родителей ответили: «Да и частично» и 34% : «Нет», т.е. большая часть родителей знакома с требованиями по РЭМП в ДОУ.

На вопрос: «Как Вы считаете, какова основная цель математического развития представлений детей в детском саду», 52 % ответили, что важно развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации и 22% - научить детей считать, решать задачи, выучить цифры, т.е. родители недооценивают важность РЭМП у дошкольников.

На вопрос: «Какую оценку Вы даете уровню математического развития представлений своего ребенка?», по 42 % ответили, что имеет достаточно знаний по математике для своего возраста и умеет немного считать и сравнивать., т.е. почти половина родителей удовлетворена уровнем знаний по ФЭМП у детей.  

На вопрос: «Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?», 70% ответили утвердительно.

На вопрос: «Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?», 60% ответили утвердительно, 20% - иногда.

На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада?», мнения родителей разделились на три части: да, нет, затрудняюсь ответить.

И на последний вопрос: «Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?», получили диаметрально противоположные ответы: от никакой до полного перечисления задач по ФЭМП в дошкольном образовании.

Вывод: наличие наглядной и справочной информации для родителей по РЭМП, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования недостаточно во всех группах.

Рекомендации: пополнить содержание наглядной и справочной информации для родителей по РЭМП, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования во всех группах; работу по данному направлению с родителями проводить систематично.

5.Создание условий. 

Анализ РППС по РЭМП в группах проводился по карте оперативного контроля «Содержательная насыщенность РППС по развитию математических представлений детей в группах младшего и старшего дошкольного возраста».

Вывод: соответственно этой карте в группах имеется 70 % от списка наименований составляющих РППС по РЭМП. В группах в наличии счетный материал, логические игры, игры для упражнения в сравнении, познании величины, количества; ориентировки в пространстве и времени; элементарного экспериментирования с жидкими и сыпучими веществами в соответствии с возрастом детей. Отсутствуют: математические весы, угловое зеркало, набор бусин для классификации, развивающее панно, дидактический набор объемных тел («Дары Фребеля»). Недостаточно: головоломок, лабиринтов, серии картинок для установления последовательности.

 Рекомендации: администрации приобрести недостающие составляющие по списку во все группы и методический кабинет.

Рекомендации:

  1. Вырабатывать умение проявлять гибкость при реализации поставленных задач и как следствие соблюдать длительность занятий соответственно СанПиН, давать правильные образцы речи, дети должны примеры не писать, а выкладывать цифрами, младших воспитателей привлекать для помощи на занятиях, не забывать про контроль за осанкой детей при работе за столом. 

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Включить в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП. А также планировать воспитательную задачу к НОД.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Пополнить содержание наглядной и справочной информации для родителей по РЭМП, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования во всех группах; работу по данному направлению с родителями проводить систематично.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Приобрести недостающие составляющие по списку во все группы и методический кабинет.

Ответственные: администрация. Срок: по мере поступления финансов.

Старший воспитатель:                          

          Заведующий ДОУ:                                  

Ознакомлены:


[1] Автор-разработчик: О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.

Составлена с учетом рекомендаций Федерального института развития образования по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО:

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Развитие элементарных математических представлений у дошкольников"

В материале представлена справка по итогам тематического контроля "Развитие элементарных математических представлений у детей"...

Справка по результатам тематического контроля «Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Справка тематического контроля по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".  Справка включает четыре составляющих общего контроля_ планирование, профессио...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11»

Целью тематического контроля  «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11» было, оценить эффективность воспитательно-образовательно...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»

Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»...