АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»
материал

Клочкова Светлана Васильевна

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

тематического контроля

«Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 26»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

тематического контроля

«Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»

Арзамас, 2019

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

«Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»

Согласно годовому плану работы МБДОУ «Детский сад № 26» на 2019-2020 учебный год проведена проверка данного направления работы во всех группах ДОУ.

Цель: проанализировать работу педагогического коллектива по развитию элементарных математических представлений воспитанников в разных возрастных группах

Сроки проведения: 25.11.2019 г. – 106.12.2019 г.

Ответственные за проведение контроля: заведующий МБДОУ д/с № 26 М.В. Жаркова, старший воспитатель С.В. Клочкова

Методы контроля:

  • Беседы с педагогами;
  • Диагностика развития элементарных математических представлений воспитанников;
  • Анализ профессионального мастерства воспитателей;
  • Проверка календарных планов воспитателей;
  • Обследование предметно-развивающей среды по теме контроля в группах ДОУ;
  • Взаимодействие с родителями по вопросам развития математических представлений у детей.

Рабочие материалы, для осуществления тематического контроля: 

  1. График проведения контроля;
  2. План тематического контроля;
  3. Карта анализа занятия;
  4. Карта профессионального мастерства воспитателя и предметно-развивающей среды в группе;
  5. Карта проверки плана воспитательно-образовательной деятельности;
  6. Схема обследования развития элементарных математических представлений у воспитанников;

В МБДОУ «Детский сад № 26» функционируют шесть групп.

Одним из важных направлений работы ДОУ является формирование элементарных математических представлений дошкольников, активизация познавательного развития.

В решении данного вопроса принимает участие весь педагогический коллектив и персонал детского сада. На учебный год поставлена задача по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития логико-математического мышления дошкольников посредством игровых образовательных технологий, исходя из этого педагогическая и методическая работа педагогического коллектива была организованна в данном направлении.

В ходе тематической проверки была проведена педагогическая диагностика развития элементарных математических представлений в группах № 2,3,4,5. Проведен анализ календарного планирования педагогов всех групп, анализ развивающей предметно-пространственной среды во всех группах ДОУ. В ходе тематического контроля старшим воспитателем просмотрена организованная образовательная деятельность в группах № 1,2,3,4,5,6.

Для повышения квалификации педагогов старшим воспитателем проведена консультация «Формирование основ логического мышления у дошкольников».

Проверка показала:

  1. Обследование уровня развития детей

Воспитателями групп 2,3,4,5 была проведена диагностика развития элементарных математических представлений воспитанников. Диагностика проводилась методами наблюдения, диалога и взаимодействия воспитателя с детьми во время образовательной деятельности.

Результаты обследования игровой деятельности детей:

Группа № 2

Элементарные математические представления соответствуют возрастным характеристикам ребенка – 61 %

Элементарные математические представления находятся в стадии формирования – 39%

Группа № 3

Элементарные математические представления соответствуют возрастным характеристикам ребенка – 71%

Элементарные математические представления находятся в стадии формирования – 25%

Элементарные математические представления не сформированы – 4 %

Группа № 4

Элементарные математические представления соответствуют возрастным характеристикам ребенка – 73%

Элементарные математические представления находятся в стадии формирования – 27%

Группа № 5

Элементарные математические представления соответствуют возрастным характеристикам ребенка – 76,5 %

Элементарные математические представления находятся в стадии формирования – 24,5%

Результат по ДОУ

Элементарные математические представления соответствуют возрастным характеристикам ребенка – 71 %

Элементарные математические представления находятся в стадии формирования - 28 %

Элементарные математические представления не сформированы – 1 %

Диагностика математического развития детей младшего возраста показала, что большинство детей ДОУ не испытывают трудности в определении понятий «один» -«много», «много»-«мало»-«несколько», «больше»-«меньше»-«поровну»; без затруднений владеют счетом в пределах 3 (5). Также без труда находят предметы определенной формы в окружающей обстановке, с легкостью называют основные геометрические фигуры. В тоже время некоторые воспитанники испытывают трудности в сравнении предметов и двух совокупностей методом наложения и приложения, не все дети называют числительные, обозначая количество, испытывают трудности в ориентировке в пространстве («слева»-«справа», «направо»-«налево»).

Диагностика развития элементарных математических представлений детей старшего возраста выявила проблемы в умении сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, умении измерять предметы условной меркой. Не все воспитанники полностью освоили признаки многоугольников, испытывают затруднения в делении геометрических фигур на части. У некоторых воспитанников возникают трудности в определении нахождения предметов по отношению к другим предметам, в ориентировке по плану. Но практически 100 % детей владеют количественным и порядковым счетом в пределах 20, знают цифры, успешно соотносят число и количество. Не вызывает трудностей сравнение чисел, нахождение места числа в числовом ряду по отношению к предыдущему и последующему. Также воспитанники хорошо ориентируются в временах года, днях недели, частях суток.

Вывод: развитие элементарных математических представлений детей находится на высоком уровне. Необходимо продолжить работу по формированию математических представлений и развитие логического мышления.

Рекомендации:

Воспитателям второй младшей и средней групп (Вязовой О.В., Пруссаковой В.Ф., Даниловой Е.А.) уделить особое внимание понятиям «длина», «ширина», «высота», сравнению предметов методами наложения и приложения. Активизировать индивидуальную работу с воспитанниками по ориентировке в пространстве, определению положения предмета («слева»-«справа», «налево»-«направо»).

Воспитателям старшей и подготовительной групп (Бирюковой Т.А., Кашаевой Е.Н., Адякиной Л.Г., Масакой И.В.) направить работу на умение сравнивать однозначные и двузначные числа, сравнение предметом по длине, ширине, высоте методами наложения и приложения. Больше внимания уделять ориентировке по плану, ориентировке в пространстве и во времени.

2. Оценка профессионального мастерства воспитателей

Старшим воспитателем Клочковой С.В. был проведен анализ профессионального мастерства воспитателей ДОУ по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.

Все педагоги ДОУ знают программные задачи для детей своей возрастной группы, владеют методикой проведения диагностики математического развития. Педагогами учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Воспитатели владеют грамотной речью, умеют доступно выражать мысли и правильно формулировать вопросы и задачи; используют игровые приемы, приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Но в тоже время

Воспитатель группы раннего возраста Гумышкина Л.Г. испытывает затруднения в организации индивидуальной работы с детьми в режимных моментах. Большинство педагогов ДОУ не активно участвуют в методической работе по вопросам формирования элементарных математических представлений.

Рекомендации:

Воспитателям активизировать методическую работу по данной теме. Педагогам Бирюковой Т.А. и Пруссаковой В.Ф. подготовить открытый показ ООД по математике с использованием блоков Дьеныша и палочек Кюизинера. Воспитателю Вязовой О.В. подготовить к предстоящему педагогическому совету выступление по теме «Математические и дидактические игры и упражнения на развитие логического мышления со старшими дошкольниками».

3. Анализ календарных планов.

Старшим воспитателем Клочковой С.В. проведен анализ планов воспитателей по планированию сенсорного развития в группах раннего возраста и занятий по математике в дошкольных группах в группах.

Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ, соответствует возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.

При планировании ООД по математике и сенсорному развитию во всех группах прописанные задачи соответствуют возрасту детей, планируются формы приемы и способы ведения образовательной деятельности, прописаны необходимые средства. Во всех группах планируются физкультминутки и динамические паузы во время ООД.

Но вместе с тем стоит отметить:

Не все педагоги в достаточной степени планируют индивидуальную работу с детьми по сенсорному и математическому развитию. В старших группах не предлагаются детям дидактические игры на развитие логического мышления.

Рекомендации:

Воспитателям старшей и подготовительной к школе групп Бирюковой Т.А., Кашаевой Е.Н., Адякиной Л.Г., Масаковой И.В. больше планировать дидактических игр на развитие логического мышления (блоки Дьеныша, палочки Кюизинера), предлагать детям лабиринты, графические диктанты. Воспитателя групп младшего дошкольного возраста Пруссаковой В.Ф., Вязовой О.В., Даниловой Е.А. больше уделить внимания планированию математического развития и закрепления математических представлений в различных видах деятельности (с/р играх, физических упражнениях). Воспитателям всех дошкольных групп не забывать планировать наблюдения, подводящие к теме занятия, игры-эксперименты с различными измерениями.

Воспитателям всех группах еще раз внимательно изучить программные задачи по формированию математических представлений, соответствующие возрасту детей группы.

4. Обследование РППС в группах для организации игровой деятельности

Обследование РППС во всех группах показал, что РППС соответствует ФГОС ДО.  

Во всех группах созданы познавательные центры, в которых находятся дидактические игры, наглядно-демонстрационный, счетный материал на формирование и развитие элементарных математических представлений и на формирование сенсорных эталонов. Во всех группах материалы соответствуют возрасту воспитанников. Материалы находятся в доступном для детей месте, имеют привлекательный эстетический вид. Имеются материалы и игры, созданные воспитателями своими руками и при участии родителей.

 В тоже время недостаточно дидактических игр на развитие логического мышления для самостоятельных игр детей, игр и дидактических материалов на формирование пространственных и временных представлений. В старших группах нет в свободном для детей доступе геометрических конструкторов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.).

Рекомендации

        Воспитателям всех групп своевременно обновлять материалы познавательного центра, отражать текущую тему. Привлекать внимание детей к новым играм и пособиям. Воспитателям групп раннего возраста создать картотеку дидактических игр по сенсорному развитию, а воспитателям дошкольных групп создать картотеки игр на развитие логического мышления, развитие ориентировки в пространстве и времени (в соответствии с возрастом детей).

5.  Взаимодействие с родителями по вопросам формирования математических представлений у детей

        Был проведен смотр информационных родительских стендов. Во всех группах присутствует информация для родителей по формированию математических представлений (в группах раннего возраста по сенсорному развитию). Все материалы эстетично оформлены, содержательны. Информация регулярно обновляется. Присутствуют рекомендации для родителей по математическому развитию, предлагаются игры, которые можно организовать дома или на улице.

        Но во всех группах не были проведены тематические родительские собрания

        Рекомендации

Педагогам всех групп провести тематические родительские собрания по теме формирования элементарных математических представлений и сенсорному развитию детей.

Старший воспитатель                                                                   Клочкова С.В.

Ознакомлены: