Интегрированный подход в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников
материал на тему

Выстуление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sad_no90_integrirovannyy_podhod.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

                              Лузик Людмила Григорьевна,                        

воспитатель МАДОУ

«Детский сад общеразвивающего

вида №35» НМР РТ

«Интегрированный подход в процессе развития  элементарных математических представлений у дошкольников»


Интегрированный подход в процессе развития  элементарных математических представлений у дошкольников.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования: принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

           Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
  5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
  6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Сущностью  интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

           Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

 Наиболее эффективны из них следующие:

 -сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;                               - проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурноречевыми  эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

          Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

                   Основные принципы взаимодействия с детьми:

  1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
  2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
  3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
  4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
  5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком  недопустимы.

Рассмотрим интегративный подход в организации непосредственной образовательной деятельности на примере математики (Рэмп) с детьми дошкольного возраста (5-6 лет).

Объектом интеграции является дисциплина математика, которая относится к образовательной области «Познавательное развитие».

Целью интеграции является развитие у детей дошкольного возраста предпосылок теоретического мышления, то есть такого мышления, при котором ребенок может самостоятельно рассуждать, анализировать, выдвигать предположения, выходить за рамки данного ему алгоритма. Результатом данного интегрирования является формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

В процессе интеграции  задействованы все образовательные области: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное  и художественно - эстетическое развитие.

     Работа в процессе непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками строится следующим образом.  

Так как дошкольникам 5-6 лет необходимо движение, я стараюсь, чтобы дети воспринимали информацию в двигательной форме. (Образовательная область - физическое развитие). Мы играем в подвижные игры, например, игра с мячом «Назови число». Дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку и называет число, ребенок ловит мяч и называет число на единицу больше (меньше).

 На занятие я часто использую специальные двигательные упражнения, так дети лучше усваивают  материал. Например, они изображают телом геометрические фигуры или «превращаются» в циркуль, рисуя ногами круги на ковре. Двигательные  упражнения развивают оптико- пространственные представления, то есть чувство пространства, способствуют гармонизации работы отделов головного мозга и развивают воображение ребенка.

Часто в образовательную деятельность включаю игры соревновательного характера, например игра «Живые числа». Делю группу на две команды, каждой команде участников раздаю набор из чисел от 1-10. Включаю музыку, и дети выстраиваются по порядку так, чтобы команды оказались друг против друга. Выигрывает та команда, которая первая,  верно, выстроилась по порядку.

Дети не только воспринимают информацию через движение, что значительно снижает их нагрузку, но и часто меняют вид деятельности, положение детей постоянно меняется: они то сидят на ковре, то встают, то играют в игру, передвигаясь по группе, за столы садятся только тогда, когда этого требует выполнение определенного задания.

 Игра является основной формой работы с детьми (образовательная область -  социально - коммуникативное развитие),  которая не только является хорошим стимулом и мотивационным моментом, но при этом дает возможность осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, позволяет реализоваться детям с разным уровнем подготовленности.

Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности осуществляется в форме исследования, подведение к самостоятельным выводам (образовательная область – познавательное развитие). Например, дети проводят исследование и убеждаются, что отрезая верхушки различным объемным телам можно получить разный результат. Так, если срезать верхушку у конуса, получится новая фигура - усеченный конус. А если отрезать верхушку у цилиндра, цилиндр так и остается цилиндром. Дети не только занимаются практическим исследованием, но и учатся доказывать свою точку зрения, то есть создаются условия для свободного общения с взрослыми и детьми в процессе образовательной деятельности. Дошкольники развивают речь и учатся доказывать свои мысли тогда, когда решают и нестандартные задачи. При этом я стараюсь тактично научить детей выражать свои мысли, чтобы они были понятны  для окружающих (образовательная область - речевое развитие). На своих занятиях по рэмп я использую сказки с математическим содержанием,  дети в образной форме знакомятся с математическими понятиями. Приобщение к словесному искусству осуществляю в форме заучивания стихотворений с движениями (дети проговаривают стихи, выполняя соответствующие движения и жесты), в процессе которых дети с легкостью запоминают счет, дни недели, месяца, времена года и другой необходимый материал. Например, стихотворение «Гномики».

За глубокой рекой,                      (Дети «плывут»)

За высокой горой,                           (Тянутся на носочках, подняв руки вверх.)

В маленьком домике                    (Складывают руки домиком.)

Живут гномики.                          (Чуть наклоняются, подносят руку ко лбу.)

В домик заглянем.                      ( Считают, загибая пальцы)

Всех пересчитаем:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Ой, как много!                            (Качают головой, ладони на щеках.)

Важный элемент в работе - музыкальное оформление. Правильно подобранная музыка – без слов, ритмичная, в среднем темпе – не возбуждает и не расслабляет детей и служит хорошим организующим моментом: я  включаю ее во время самостоятельной работы и выключаю по ее окончании. Это настраивает дошкольников на прослушивание  моих инструкций  и способствует быстрому переключению внимания. Под музыку   наши дети выполняют упражнения, играют в игры, решают конструктивные задачи. Музыка помогает им сосредоточиться, настроиться на работу, повышает настроение (образовательная область – художественно - эстетическое развитие).

Таким  образом, вся моя работа по развитию элементарных математических представлений построена на интеграции образовательных областей. Это позволяет создать предпосылки для более полного и гармоничного развития детей.

Литература:

1.Пузанкова Е.Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Образование и общество – 2009.- №1/

2.Султанова М.Н., Путешествие в страну математики. Методическое пособие для воспитателя старшей группы детского сада. / М. : Вентана- Граф, 2013./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"

Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"...

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

Использование лэпбука в процессе развития математических представлений у дошкольников

Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. Без счёта не будет на улице света....

Исторический обзор и современный подход к методике развития математических представлений у дошкольников

Исторический обзор и современный подход к методике развития математических представлений у дошкольников...

Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников

Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования  математических представлений у дошкольников...