Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников
опыты и эксперименты по математике

Карасева Наталья Александровна

Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования  математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskie_kartv_provedeniya_opytov.docx307.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования  математических представлений у дошкольников

Тема исследовательской деятельности

Цель

Материал и оборудование

Подготовительная работа

Процедура проведения исследования

Повышение уровня воды в сосуде.

формировать представления о зависимости изменения уровня воды в емкости от количества объектов (камешков, помещенных в воду).

Узкий прозрачный сосуд, наполовину заполненный водой, камешки, карточки с цифрами, полоски бумаги разной длины (не больше высоты сосуда).

Количественный счет предметов и равнение их по высоте; чтение рассказа Л. Н. Толстого «Как галка хотела пить».

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить».

Вопросы:

- О ком говорится в рассказе Л. Н. Толстого? (в рассказе говорится о галке)

- Что произошло с птицей? (дети своими словами пересказывают  сюжет рассказа)

- Как вы думаете, могла ли галка действительно таким способом напиться из кувшина? (дети высказывают версии и гипотезы)

- Как проверить, кто же прав? (нужно провести опыт)

Проведение опыта.

На столе- узкий прозрачный сосуд, наполовину наполненный водой. Педагог распределяет обязанности между детьми- первый ребенок бросает камешки в воду по одному, а второй считает эти камешки. Третий ребенок находит карточки с цифрами, соответствующими количеству брошенных камешков. Четвертый подбирает полоски бумаги по уровню воды в сосуде с помощью приема «приложения». Педагог помогает детям раскладывать попарно карточки с цифрами и полоски бумаги. Например:

Так дети устанавливают взаимно- однозначное соответствие между числом и уровнем воды в сосуде. Камешки добавляют в воду до тех пор, пока вода не достигнет краев сосуда.

Вопросы:

- Посмотрите, поднялась ли вода в сосуде? (да, вода поднялась выше)

- Взгляните на получившиеся два ряда чисел. Что вы заметили, глядя на них? (числа увеличиваются)

- Как изменится ряд полосок? (Полоски становятся выше.)

Выводы:

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (чем больше камешков, тем выше вода поднимается, чем больше сосуд, тем больше камешков понадобится)

- Лев Николаевич Толстой написал правдивую история про галку? (мы убедились, что история правдивая)

Измерение высоты снежного покрова.

формировать умения измерять снежный покров в разных местах участка с помощью длинного метра или деревянной палки, чтобы выяснить, где самый высокий сугроб.

деревянная палка длиной 1м, фломастеры или маркеры

знакомство детей со значением снежного покрова для сохранения корней растений в зимние морозы

Детям предлагается вспомнить, как снежный покров помогает растениям не погибнуть в морозы зимой. Проводится беседа:

- Под каким сугробом растениям теплее? (под высоким сугробом)

- Как узнать, на каких местах нашего участка корням растений теплее? (нужно узнать, где сугроб выше)

Проведение опыта.

Дети высказывают предположения и гипотезы. Педагог отмечает, что самый удачный способ – измерение. Предлагает подумать, как с помощью палки измерить высоту сугроба. Выслушивает предложения детей.

Измеряя высоту снежного покрова в разных местах участка, дети делают пометки на планке маркерами. Это позволяет сделать вывод о том, где самый высокий слой снега.

Подведение итога:

В конце опыта участникам предлагается ответить на вопрос: «Почему различается высота снега в разных местах территории?» Дети высказывают свое мнение.

Независимость массы предмета от его цвета

формирование представления, что масса предмета не зависит от его цвета.

блоки Дьенеша, отличающиеся только цветом

знакомство с массой как характеристикой объектов окружающего мира, с чашечными весами.

Педагог сообщает детям, что к ним за советом пришел каменщик, который строит дома из тяжелых кирпичей.

Педагог: работа каменщика трудна, руки устают от поднимания тяжести. Обычно кирпичи бывают белыми или красными. Мастер задумался, можно ли уменьшить массу кирпича, если его красить в другие цвета? Как думаете?

Проведение опыта: педагог предлагает проверить в эксперименте, зависит ли масса предмета от его цвета. Весто кирпича берут блок Дьенеша. Взвешивают его на чашечных весах с использованием равновесов. В качестве разновесов можно взять пластиковые шарики. Затем берут такой же по форме и размеру блок Дьенеша, только другим цветом и снова взвешивают. Отмечают, что масса кубика не изменилась.

Вывод: Все вместе делают вывод о том, что масса предмета не зависит от его цвета. Строитель благодарит детей.

Независимость массы от его размера.

формирования представления о том, что масса предмета не зависит от его размеров.

большой пакет с ватой или марлей, небольшой камень, весы.

знакомство с массой как свойством объектов окружающего мира, с чашечными весами.

Педагог обращает внимание детей на стол, где лежит большой пакт ваты и небольшой камень.

Вопросы:

- Что лежит на столе? (вата и камень)

- Какой предмет больше (меньше) по размеру?

- Какой предмет тяжелее? (дети высказывают предположения)

- Как узнать, чье мнение правильное? (нужно измерить, взвесить вату и камень)

Проведение опыта. Педагог организует работу с весами. На одну чашу весов дети кладут вату, а на другую камень. Наблюдают, куда отклонилась стрелка. Делают вывод, что маленький камень тяжелее, чем большой кусок марли (ваты).

Вопросы и выводы:

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (маленький предмет может быть тяжелее большого предмета, большой предмет бывает легче, чем маленький; масса предмета не зависит от его размера.)

Изменение объема воды в зависимости от его состояния.

формирование у детей представления, что вода в разных агрегатных состояниях (снег и жидкость) занимает разные объемы.

небольшие прозрачные емкости (стаканы, банки), снег.

Во время прогулки зимой педагог предлагает наполнить снегом стаканчики. Обращает внимание детей на то, что емкости полные.

Стаканчики со снегом помещают в теплое место.

Вопросы:

- Сколько снега в стаканах? (стаканы полные)

- Что произойдет со снегом в тепле? (снег растает)

- Как вы думаете, сколько воды будет в стакане, когда снег растает и превратиться в воду? (предположения детей: полный стакан).

Для сравнения, дети наливают полный стакан воды (стаканы одинаковые) и ставят рядом со стаканами со снегом.

Вопросы и выводы:

- Сколько воды в стакане? (половина стакана)

- Объем изменился или нет? (объем изменился, он уменьшился)

- Какой вывод можно сделать из этого опыта(Снег занимает больший объем, чем вода)

Независимость массы предмета от его формы.

формирование у дошкольников представления о том, что масса предмета не зависит от формы.

пластилин, чашечные весы, «колобки»«лепешки».

Педагог сообщает детям, что к ним за помощью обратились пекарь и продавец. Они просят разобраться, кто из них прав в споре.

Пекарь слепил из теста несколько колобков, но продавец сказал, что срочно нужны лепешки. Поэтому пришлось из каждого колобка раскатать лепешку (педагог демонстрирует колобок и лепешку из теста).

Пекарь утверждает, что лепешка отличается от колобка, поэтому они должны стоить по-разному. А продавец считает, что они одинаковые и должны стоить одинаково. Кто же из них прав?

Участники опыта выдвигают гипотезы, предлагают способы их проверки. Педагог привлекает внимание детей к версиям о сравнении масс предметов.

Проведение опыта. Предлагается скатать два одинаковых по массе шарика из пластилина (взвешивают на весах). Затем один из шариков раскатывают в лепешку.

Вопросы:

- Изменилась форма предмета? (изменилась)

-Изменилась ли масса предмета? Как это узнать? (взвесить пластилиновый шарик и пластилиновую лепешку)

Дети взвешивают – они весят одинаково.

Вывод:

Пекарь свои изделия сравнивал по форме, а продавец по массе. Масса предмета не зависит от его формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проведения самостоятельной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ по познавательно-речевому развитию

Технологическая карта проведения самостоятельной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Тема: "Волшебные снежинки". Цель: развитие координации движ...

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Заюшкина избушка"

Формировать у детей умение сотрудничать в процессе игрового замысла, развивать  в процессе игры воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей пе...

Технологическая карта проведения игровой деятельности с детьми 3-4лет на тему: «Как гномы украшали кораблики»(В.В.Воскобович)

Цель: Развивать умение детей определять высоту мачты, сравнивать и сортировать флажки по цвету, называть цвет, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений «глаз-рука». Форм...

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (3-4 лет) по освоению образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) по теме: «Разноцветные бабочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества....

Технологическая карта проведения трудовой деятельности «Уборка групповой комнаты» в старшей группе

Технологическая карта проведения трудовой деятельности «Уборка групповой комнаты» в старшей группе Тема: «Уборка групповой комнаты».    Цель: формирование у дете...