"Использование занимательного математического материала и развивающих игр на занятиях и вне занятий.Организация и руководство игровой деятельностью."
статья по математике по теме

Макаева Ольга Николаевна

Консультация,как можно использовать развивающие игры на занятиях и вне занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razv._igry.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

         Известно,что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее,чем на учебных занятиях.Обучающая задача,поставленная в игровой форме,имеет то преимущество,что в ситуации игры ребенку понятна сама необхо-димость приобретения новых знаний и способов дейс-твия.Ребенок,увлеченный привлекательным замыслом игры,как бы не замечает того,что он учится,хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями,которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого,то в игре он решает свою собственную задачу.

        С помощью развивающих игр можно развивать внимание,па-мять,мышление,воображение малыша,т.е. те качества,которые необходимы для дальнейшей жизни.

        В детском саду с целью развития интереса к математическим занятиям широко используются игры с занимательным математи-ческим материалом,которые являются важным средством умствен-ного развития детей,т.к. в процессе этих игр дети испытывают умственное напряжение,а значит и развивается самостоятельность мышления.Дети овладевают поисковой деятельностью,учатся нахо-дить решения в уме.

        Виды игр с занимательным математическим материалом:

  • Игры на плоскостное моделирование:"Геометрические конструкторы" ("Танграм","Колумбово яйцо" и т.п.)Игры изготавливаются путем разрезания квадрата,круга или овала на части.Освоение игрой идет на нескольких этапах:

          1)знакомство с комплектом фигур,составление новых фигур из  

             2-3 предложенных;

          2)составление изображений по расчлененным образцам,а затем    

             по контурным;

          3)выкладывание изображений по собственному замыслу.

  • Головоломки с палочками;объединены в 3 группы:

        1)задачи на перестроение,в которых палочки перекладываются;

        2)составление фигур из заданного изображения путем убирания    

палочек.

  • Логические задачи:

        1)на поиск признаков сходства или отличия;

        2)на поиск недостающей фигуры.

        Занимательный материал и развивающие игры должны достав-лять детям радость.Заданиям целесообразно придавать игровой характер,включать элементы соревнования,возможность выиграть.

Большое оживление в работу вносят "замысловатые" вопро-сы,задачи,загадки,стихотворения,считалки,веселые картинки математической направленности.Знания,полученные детьми на занятиях,постоянно должны использоваться ими в повседневной жизни.Важно создавать условия в играх,труде,быту;побуждать детей считать,измерять,сравнивать размер предметов,определять их форму,пространственное положение и т.п.Главное для ребенка быть активным,сообразительным,раскрепощенным.Задача воспитателя развивать у ребенка любознательность,мышление и речь.Всего этого трудно ,а может быть,и невозможно достичь скучными для ребенка занятиями школьного типа.Гораздо лучше организовать игры-занятия,которые увлекут,будут для него интересными и не утоми-тельными.

        Самое главное-во время игры надо отмечать все достижения ребенка и не акцентрировать недостатки,хвалить за успехи и не ругать за ошибки.

        Какие же они-развивающие игры?На развитие чего они направлены?

        В играх на внимание ребенок выполняет такие действия,которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания.Задача "быть внимательным" становится понятной и актуальной для ребенка.

        Игры,направленные на развитие восприятия,формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам,как цвет,форма,величина.

        В играх,развивающих память,дети учатся устанавливать связь между предметами (запоминать,чтобы припоминать потом).

        В играх на развитие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль движениями и связной речью.Формируется умение рассуж-дать,делать умозаключения в соответствии с законами логики.

        Из многообразия игр и развлечений детям интересны загадки и задачи-шутки-они приобщают детей к активной умственной деятельности,выработке умений выделять главные существенные свойства,замаскированные внешними несущественными данными.

        На протяжении занятия,особенно при переходе от одной части занятия к другой смене деятельности,занимательные задачи могут служить средством активизации,переключения внимания детей,интеллектуального отдыха.Так,методически правильно подобранный материал (загадки,задачки-шутки,"замысловатые" вопросы) способствует развитию логического мышле-ния,наблюдательности,находчивости,быстроты реакции,интереса к усвоению математических знаний и зависимостей,формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

        В группе необходимо иметь уголки занимательной математики и развивающих игр.Они должны располагаться на видном и доступном месте для детей,оснащены всевозможными играми,пособиями и материалами,а также художественно оформлены,чтобы детям всегда хотелось в свое свободное время заниматься такими полезными для умственного развития играми.

        Задача воспитателя-вовлекать в эти игры малоактивных,пассив-ных детей,заинтересовать их и помочь освоить ту или иную игру.

        Игра-это общение ребенка со взрослым,с другими детьми,это школа сотрудничества,в которой он учится и радоваться успеху,и стойко переносить свои неудачи.

        Доброжелательность,поддержка,радостная обстановка,выдумки и фантазия-только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома".

Воспитатель знакомит родителей во общих чертах с занимательным математическим материалом, его использованием в непосредственно образовательной деятельности и дома, подчеркивает его игровой характер. Р...

Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома"

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач...

Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)

Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математическогоматериала....

Презентация " Формирование мыслительной деятельности ребенка с использованием занимательного математического материала"

Презентация-консультация для воспитателей.Раскрывает использование математического материала для формирования элементарных математичеких понятий....

опыт работы Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности.

laquo;Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.Иг...

Консультация для воспитателей: "Использование занимательного математического материала в непосредственной образовательной деятельности"

Данная консультация поможет воспитателям познакомиться с  различным занимательным математическим материалом для формирования  математических представлений у детей старшего дошкольного возрас...