«Части суток».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шапошникова Наталья Геннадьевна

  Основная задача: уточнить знания о частях суток, об их характерных особенностях .Сформировать представление о последовательности частей суток ,называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени.. Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Части суток».

Программное содержание:
  Основная задача: уточнить знания о частях суток, об их характерных особенностях .Сформировать представление о последовательности частей суток ,называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени.. Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.

Развивающая среда:

глобус, фонарик( или настольная лампа),круг, разделенный на 4 части ,на каждой части круга – картина с изображением времени суток : утро, день, вечер, ночь (на каждого ребенка); картинки с изображение частей суток, игра – календарь «Части суток» с набором карточек, книжка, раскраски..

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Чтение стихотворений о времени суток, пальчиковая игра, настольная  дидактическая игра «Части суток», словесные игры, беседы.

Методические приемы :

Наблюдения, рассматривание картин, карточек, пальчиковые игры, дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.

Ход занятия:

(Дети входят в зал и встают возле стола, на котором приготовлено все для проведения эксперимента.)

В: Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы сегодня будем играть, запоминать  и не только. А чтобы не было скучно - я вам приготовила сюрпризы.

  Ребята, кто знает, что это? ( показывает глобус). Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля. Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково?  Предлагаю  проверить. Первый сюрприз – мы сегодня проведем небольшой эксперимент.  Усаживайтесь поудобнее(дети садятся на стульчики). Представьте себе, что мы отправились с вами в путешествие на большом  космическом корабле. Поднявшись  высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем).   Кто знает, почему ее увидели? Конечно. Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны? Давайте посмотрим  ( дети переходят на противоположную сторону). Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни телевидения. Люди добирались до нужного им места несколько дней или месяцев, в зависимости от расстояния. Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно .

В: ребята, а можно ли сутки разделить на части?

Д: можно.

В: и как же они называются?

Д: утро, день, вечер и ночь.

В: верно. Я вам буду ставить картинки, а вы расскажете что можно делать в то или иное время суток. Хорошо?

(Дети садятся на стульчики перед планшетом. )

 В: кто может сказать, что это за часть суток ( ставит картинку «Утро»)? 

В: (читает стихотворение )

Доброе утро – птицы запели.

Добрые люди , вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам ,

Солнце встает и идет по делам!

(А.Кондратьева).

В: А с чего начинается ваше утро?

Д: ( Дети перечисляю).

В: за утром следует -… (день) ( ставим «День»). Что вы делаете днем?

(Воспитатель ставит остальные картинки, дети их комментируют.)

В: какие молодцы.   Вы много рассказали о том, что делаете вы и все люди в разное время суток. А что же происходит в природе? А чтобы это узнать, хочу подарить вам небольшую, но очень поучительную книжку.  В свободное время, мы ее почитаем(показывает книгу детям).

В: что-то мы засиделись. Предлагаю поиграть. Вот вам конвертики. Ваша задача – как можно быстрее  построить части суток по порядку. Смотрите, не перепутайте. ( дети выполняют задание на полу. Затем все вместе еще раз повторяют последовательность и исправляют ошибки). 

В: а теперь  еще одна игра. И называется она – «Соседи».  Вы закрываете глаза и называете соседей той части суток, которую я вам скажу ( если дети ошибаются, им разрешается подсмотреть).

В:  а чтобы еще лучше запомнить части суток, послушайте стихотворение:

Сутки.
Утром солнышко встаёт, 
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам - вкусный ужин.

Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!

От утра и до утра
Сутки знает детвора.
                  
Н. Григорьева 

В:  ребята,  у меня есть еще один сюрприз – вот такая игра «Части суток». Ее можно будет повесить в нашей группе и играть в любое время. Как в нее играть? Можно устраивать соревнования, можно находить и исправлять ошибки – в общем – по- разному. Вот только предлагаю вам  сначала немного размять свои руки.

 «Утречко».

Утро настало , солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, большак , вставай ,указка,

Вставай, середка, вставай , сиротка!

Вставай , крошка Митрошка!

Привет ладошка! Все потянулись и проснулись.

В: здесь на столе лежат картинки – схемы того что мы с вами делаем в течении суток. Необходимо их приклеить на свои места. Кто не боится? Кто желает попробовать? А может мы все это сделаем? ( дети выбирают карточки соответствующие частям суток  и наклеивают их на полоски, затем садятся на стульчики).

В: проверим как  мы все сегодня запомнили. поиграем в игру « Закончи предложение».

-Завтракаем мы утром , а ужинаем…( Вечером).

-Спим мы ночью, а делаем зарядку…(Утром).

-Днем мы обедаем , а завтракаем …(Утром).

-Солнце светит днем ,а луна …(Ночью).

-Ужинаем мы вечером , а обедаем…(Днем).

В: молодцы!  В какие интересные игры мы сегодня играли. Сколько всего вспомнили и узнали. А что больше всего понравилось ( дети высказывают свое мнение, подводя итог занятия)? И последний сюрприз – не простой, а с заданием. Если у вас что-то не получится – можно будет сделать вместе с родителями дома. Хочу вам подарить вот такие  раскраски. Истории про гномика. Когда вы ее правильно закрасите – то узнаете, чем занимался гномик в разное время суток (подарить детям раскраски) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Части суток"

формировать представление о частях суток, умений различать части суток...

Открытое занятие "Части суток"

·        Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;·        Разв...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Лу...

Обучающая презентация "Части суток "

Время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени : утро, день ,вечер, ночь....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ ПО ФЭМП ДЛЯ 2 мл. гр. "ЧАСТИ СУТОК"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ ПО ФЭМП ДЛЯ 2 мл. гр. "ЧАСТИ СУТОК"...

Комплексное занятие:"Части суток"

Развивать зрительное восприятие и зрительную память,мышление,а также уточнить представления о частях суток поможет данное занятие воспитатею....