Дидактический материал для развития логического мышления дошкольников.
статья по математике (старшая группа) на тему

Точилова Ирина Михайловна

Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя и танцуя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha_pridumal_vengerskiy_psikholog.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для развития логического мышления дошкольников.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный  венгерским психологом и математиком Золтаном  Дьенешем,   для развития логического мышления у детей. Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя и танцуя. Песни и сказки тоже приветствуются; причем дети даже не догадываются, насколько сложные понятия они осваивают в процессе занятия.

Эти игры  заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти  от 1-до 3 свойств одновременно. Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или».

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура имеет четыре признака: форму, цвет, размер, толщину.

Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Прочитаем вместе: форма, какая (треугольная                        размер, толщина, цвет).                                    

Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок), мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

Весь комплекс игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок  обязательно должен встать. Если какую - то из них он пропустит, то  подняться на следующую ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро бежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. Здесь надо будет ему помочь.

КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.

Для начала познакомить с блоками. Выложите набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. Чуть позже  предложите следующие задания:

  • Найди все фигуры такого же цвета, все большие фигуры;
  • Определи на ощупь по форме;
  • Догадайся, какая фигура лишняя;
  • Составь из блоков изображения предметов и т. д.

Затем задания постепенно усложняются ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства: Игра «Магазин».  Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» красный круг, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или красный круг или просто  круг.      

Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению, где обозначенное свойство будет перечеркнуто двумя линиями. Здесь правильный ответ детей будет «некруглый», «небольшой».

Игра «Украсим ёлку бусами». Цель этой игры: научить «читать схему», закрепить навыки порядкового счета. Украсить ёлку бусами  сверху 5 рядов по 3 бусинки в каждом, где закрашенный кружок показывает место бусинки на ниточке.

Попробуем вместе «прочитать 1-схему»  (слева в первом ряду  маленькая желтая круглая фигура)

Игра "Цепочка". От произвольно выбранной фигуры дети самостоятельно составляют алгоритм простейших действий, выкладывание «цепочек» ориентируясь от 1 до 3 свойств  (форма, цвет, размер).

Цель следующей игры: развитие способностей к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам записанным на таблицах. Строить необычную фигуру с той, от которой отходят все стрелочки, если от фигуры не отходит ни одна стрелка, то к ней ничего не надо пристраивать.

Игра с одним обручем

В обруче сидит кукла, кукла в красном платье

Задание:

Положить в обруч все красные фигуры (какие фигуры остались вне обруча)

Игра с  двумя обручами «Найди свой домик»

Задание: Положить все круглые блоки внутрь синего  обруча,  все  желтые  внутрь красного  обруча.

В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет желтый круг, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

На таких занятиях дети учатся догадываться и доказывать, что подтверждает слова русской народной пословицы: «Ум без догадки и гроша не стоит». Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...

Методическая разработка "Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников".

В материале подчеркивается актуальность данной темы на современном этапе образования. Рассматривается дидактическая игра как своеобразное средство обучения дошкольника, развития его основных психическ...

Дидактические игры в развитии логического мышления дошкольников

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошко...