"Работа со счетными палочками". Дидактический материал для занятий по логике с детьми 6 лет. Педагог дополнительного образования Щедрина Е.А.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Щедрина Елена Анатольевна

 "Работа со счетными палочками". Дидактический материал для занятий по логике.Материал используется на занятиях по подготовке к школе по авторской программе "Подготовишка-6"( педагог дополнительного образования Щедрина Е.А.) МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловск-Камчатский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schetnye_palochki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Материал из опыта работы

по предмету «Логика»

Класс подготовки к школе

Педагог дополнительного образования

Щедрина Елена Анатольевна

г. Петропавловск- Камчатский

2014 г.

Пояснительная записка

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. Весьма важным является формирование социальной позиции будущего школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. 

Известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка, с другой стороны игра и игровые приемы – неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Именно поэтому  ведущим принципом  Программы «Подготовишка-6» является использование длительной сюжетно-ролевой игры «В школу» как основы для проведения занятий. Используя творчество и игру на занятиях и вне их, Программа  тем самым способствует не только общему психическому развитию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности. 

Данная Программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя три основных раздела: «Азбуковедение», «Математика», «Логика». Работа по данным дисциплинам не предполагает непосредственного обучения чтению, счету, письму и выполнения домашних заданий. Основное внимание уделяется умственному развитию ребенка, что является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.

Умение сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи и находить закономерности, проводить простейший анализ – все это будет необходимо ребенку в его будущей учебной деятельности. Большинство современных программ для начальной школы являются развивающими. Именно поэтому и был разработан предмет «Логика».

Задачи данного предмета - развитие творческого мышления и воображения, развитие памяти, наблюдательности, интуиции, введение в понятия: анализ, сравнение, обобщение. Складывание мозаик, работа со счетными палочками (конструирование, головоломки и т.д.), выполнение заданий на запоминание, выполнение простейших логических упражнений - все это направлено на активизацию мыслительной деятельности ребенка.

Усвоение знаний, формирование умений закладывает фундамент и обеспечивает успешность дальнейшего обучения в школе. Оригинальность и игровой характер упражнений позволяют в последующем сохранить у ребёнка интерес к учению и стать настоящим Всезнайкой!

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструкторские умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка.

Во время работы с детьми будьте терпеливы к ним. Не торопите их, не отвечайте за них и не делайте ничего за них. Они могут всё объяснить и сделать сами.

В данный материал из опыта работы включены игры со счётными палочками, апробированные в работе с детьми дошкольного возраста в группах по подготовке к школе. Занимательный материал заимствован из отечественных и зарубежных изданий. Некоторые игры разработаны автором. Упражнения со счётными палочками являются одним из обязательных этапов занятия «Логика».

Из всего многообразия головоломок для детей дошкольного возраста более приемлемы головоломки со счётными палочками.

Для работы необходимо иметь:

  • Индивидуальные наборы счётных палочек по 20 штук двух цветов.
  • Таблицы с графическим изображением фигур (размер А 4) , которые подлежат преобразованию.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, по степени их преобразования. Для детей 5-6 лет задачи по работе со счётными палочками можно объединить в три группы:

1)задачи на составление геометрических фигур из заданного количества палочек;

2)задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать заданное количество палочек;

3)задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования данной фигуры.

Работая с первой группой задач со счётными палочками, дети закрепляют понятия о геометрических фигурах.

Цель: Упражнять детей в составлении геометрических фигур из заданного количества счётных палочек.

Головоломки первой группы детям предлагаются в определённой последовательности:

1.Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

2.Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

3.Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

4.Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

5.Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

6.Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

7.Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

8.Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется внутри  большого).

9.Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученные в результате пристроения, образуют 1 большой).

10.Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и 4 равных треугольника).

        Работая над первой группой задач на смекалку, дети знакомятся с таким понятием как равносторонний треугольник. Дети учатся планировать свои действия. В ходе решения таких задач они овладевают способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой, определяют общее количество получившихся фигур.

        Предлагая детям более сложные задачи на перестроение фигур, следует начинать с задач на перекладывание палочек, а лишь затем на изменение фигуры путём убирания палочек.

Цель: Упражнять детей в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.

Работа с задачами второй и третьей группы строится по следующей схеме:

1.Рассматривание фигуры: на что или кого она может быть похожа.

2.Подсчёт общего количества палочек в фигуре (каждый ребёнок выполняет задание самостоятельно, только после этого оглашаются результаты подсчёта).

3.Запоминание изображения фигуры или «фотографирование» её.

4.Воспроизведение фигуры.

5.Проверка        результатов работы.

6.Определение геометрических фигур в данной фигуре.

7.Преобразование фигуры.

8.Подведение итогов работы.

        В ходе обучения время на выполнение каждого этапа сокращается.

        Процесс решения логических головоломок предполагает не только отработку поискового метода решения поставленной задачи, но и развитие памяти, воображения, пространственного и аналитического мышления воспитанников. Задачи на смекалку геометрического характера частично включаются непосредственно в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни, трудовой деятельности.

        Данный материал может быть использован не только на занятиях в группах по подготовке к школе, но и педагогами дополнительного образования в качестве занимательного материала для активизации мыслительных процессов детей при организации занятий и самостоятельной деятельности.

Задания для преобразования фигур

1. а) убрать несколько палочек так, чтобы остался только ромб;

б) добавить одну палочку, чтобы получилось 2 треугольника и 1 ромб.

2. а) убрать несколько палочек так, чтобы образовался 1 треугольник и 1 многоугольник;

б) убрать  палочки, чтобы получился шестиугольник.

3. Добавить палочки, чтобы получилось 3 треугольника и 1 пятиугольник.

4. а) передвинуть палочку так, чтобы остался 1 треугольник и 1 квадрат;

б) передвинуть две палочки, чтобы получилось 4 треугольника и 1 квадрат.

5. Добавить две палочки, чтобы получилось 3 треугольника.

6. а) убрать несколько палочек так, чтобы осталось 3 пары;

б) убрать несколько палочек так, чтобы осталось 2пары.

7. Убрать несколько палочек, чтобы остался 1 треугольник.

8. Убрать несколько палочек, чтобы остался 1 шестиугольник.

9. Убрать несколько пар палочек, чтобы остался 1 шестиугольник.

10.В исходной фигуре изображён шестиугольник. Добавить одну палочку,   чтобы получилось 2 четырёхугольника.

11.Убрать четыре палочки, чтобы получился шестиугольник.

12.Передвинуть одну палочку, чтобы получилось 2 треугольника и 1   четырёхугольник.

13.Передвинуть две палочки, чтобы получилось 2 ромба.

14.а) передвинуть две палочки, чтобы получилось 2 треугольника и 1 квадрат;

б) вернуться к исходной фигуре, убрать две палочки, чтобы получился шестиугольник.

15.Добавить три палочки, чтобы получилось 5 треугольников.

16.Передвинуть две палочки, чтобы получилось 2 квадрата и 1 четырёхугольник (прямоугольник).

17.Убрать три палочки, чтобы получился четырёхугольник (прямоугольник).

18.Передвинуть одну палочку, чтобы получилось 2 четырёхугольника.

19.Передвинуть две палочки, чтобы получилось 2 треугольника.

20.Убрать палочки, чтобы остался 1 треугольник.

21.Добавить палочки, чтобы получилось животное (кто бы это мог быть).

22.Убрать палочки, чтобы остался 1 шестиугольник.

23.Добавить палочки, чтобы получилось животное (кто бы это мог быть).

24. Добавить палочки, чтобы получилось животное (кто бы это мог быть).

25.Убрать палочки, чтобы получился 1 треугольник, 1 квадрат, 1 пятиугольник.

26.Добавить любое количество палочек, чтобы получилась «рыбка».

27.Убрать четыре палочки, чтобы остался 1 квадрат.

28.Передвинуть палочки, чтобы получился 1 прямоугольник (четырёхугольник).

29.Убрать палочки, чтобы остался 1 пятиугольник.

30.Убрать палочки, чтобы остался 10-угольник.

31.Какой будет четвёртая «ёлочка», пятая.

32.Переложить одну палочку, чтобы домик был перевёрнут в другую сторону.

33.Переложить две палочки, чтобы «олень» смотрел в другую сторону.

Список литературы

  1. Арцишевская И.Л. Демонстрационный материал: психологический тренинг для будущих первоклассников.- М.; Книголюб, 2007 г.

  1. Бабаева Т.И. У школьного порога.- М.: Просвещение, 1993 г.

  1. Бабкина Н.В. Зрительная память и восприятие: тетрадь для детей 5-6лет.- 2- изд.-М.: Айрис-пресс, 2007 г.

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение,1990 г.

  1. Фесюкова Л.Б. Год перед школой.- Харьков: Фолио; М.:АСТ, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа со счетными палочками". 1 ЧАСТЬ. Комплект практических заданий для занятий по логике педагога дополнительного образования Щедриной Е.А., МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы", г.Петропавловск-Камчатский.

"Работа со счетными палочками". Комплект практических заданий для занятий по логике.Материал используется на занятиях по подготовке к школе по авторской программе "Подготовишка-6"( педагог дополнитель...

"Работа со счетными палочками". 2 ЧАСТЬ. Комплект практических заданий для занятий по логике педагога дополнительного образования Щедриной Е.А., МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы", г.Петропавловск-Камчатский.

"Работа со счетными палочками". Часть 2. Комплект практических заданий для занятий по логике.Материал используется на занятиях по подготовке к школе по авторской программе "Подготовишка-6"( педа...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...

Опыт применения дидактического пособия "Дары Фребеля" в работе педагога дополнительного образования ДОО

Представлен опыт работы педагога дополнительного образования по развитию познавательных способностей детей с использованием игрового набора «Дары Фребеля»....