Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Пояснительная записка

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
 
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Играя с вкладышами, собирая и разбирая пирамидку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
 
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Развивающие и дидактические игры способствуют развитию  различных мыслительных операций таких как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон. А так же сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. во внутреннем плане. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.
 
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
 
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Также они развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильность звукопроизношения, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
 
Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
 
Актуальность содержания рабочей образовательной программы определяется особенностью разработки новых технологий интегрированного подхода к активности детей в проявлении и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира, поиском  необходимых педагогических условий по развитию у детей логического мышления. 
 
Программа «Развитие логического  мышления  посредством  дидактической игры, с  использованием нетрадиционного  материала (четырёхгранные  деревянные  палочки)» разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования и требованиями основных нормативно-правовых документов:
 

Нормативно – правовая база организации образовательной деятельности

  1. Федеральный закон от 29.12.2013г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской   Федерации".
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". 
  4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
  5. Лицензия на осуществление образовательной деятельности  № 41-13от 18.02.2013г
 
Программа  «Развитие логического  мышления  посредством  дидактической игры, с  использованием нетрадиционного  материала (четырёхгранные  деревянные  палочки)» основывается на следующих принципах:
  • принцип доступности информации;
  • принцип интеграции содержания образования: сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации работы с дошкольниками;
  • систематичность и последовательность процесс .

Цель программы

Обогащение сенсорного опыта на основе развития конструктивной деятельности, позволяющее развивать у воспитанников основы стеометрического  пространственного мышления.
Исходя из цели, сформулировала следующие задачи:
 

Задачи

  • формирование логического мышления дошкольников, развитие творческого подхода к решению задач, воспитание волевой сферы;
  • освоение воспитанниками приемов конструирования плоскостных, объемных форм, осознанию их структуры на плоскости и трехмерном пространстве;
  • развитие у детей творческий подход к решению проблемных ситуаций;
  • развитие у детей умение устанавливать связь между целью, осуществлением какого-либо действия  и результата;
  • способствовать формированию и развитию у детей логического,  интеллектуального, пространственного, вариативного  мышления;
  • развитие волевой сферы дошкольника.
 

СИСТЕМА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 
 

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

 
 

Интеграция содержания Программы в основные направления развития детей

направления развития решаемые задачи
Социально-коммуникативное
развитие
-умение работать в коллективе и соотносить свои действия с действиями детей.
-развитие стремления к  сотрудничеству совместным играм, взаимодействию в паре или подгруппе,
- к взаимодействию в практической деятельности,    
 -обеспечивает накопление личного опыта. 
 -развивает в детях уверенность стремление к самостоятельным решениям, желание осваивать новые знания.
 
Речевое
развитие
-Ребенок осваивает умения диалогической речи: в разговорном общении пользуется разными типами предложений.
- осваивает умения монологической речи: составляет описательные рассказы о предметах, сочиняет небольшие повествовательные рассказы.
-активизирует словарь, за счет сопровождения действий 
словами.
познавательное развитие
-способность развития зрительного внимания и памяти; развитие речи
-усвоение знаний о геометрических фигурах их свойствах, развитие счетных навыков.
- осваивает ориентирование в плоскостном пространстве, умение ориентироваться по схеме
-получает представление об архитектурных сооружениях на  основе используемого  материала, внешним конструктивным решениям( количество, форма ,размер, расположение)
-в процессе познавательно- исследовательской деятельности развивает интерес, активность 
-обогащает опыт исследовательских действий, удовлетворяет детскую пытливость.
- помогает освоить игровое моделирование и экспериментирование при  создании целого из частей, 
 -развивает стремление к творчеству.
 -овладевает умениями экспериментирования и при содействии с взрослым активно использует  их для решения интеллектуальных задач.
физическое развитие
-умение ориентироваться в пространстве
-развитие  подвижности и гибкости суставов пальцев, на основе самомассажа,
-развитие координации движений рук.
-оказывает благоприятное влияние на общее развитие, подготавливает руку ребенка к художественно-творческой деятельности
-развитие мелкой моторики руки, свободы движения, точности и ритмичности.
 

Развитие основных психических процессов

  
памятьРебенок учится запоминать последовательность способов воспроизведения действий
вниманиеВырабатывается при работе со схемой
мышление
Происходит постоянная аналитическая деятельность для достижения результата ( палочки , поставленные на основание);
Развивается пространственное мышление
воображениеВ свободной игре ребенок  создаёт новые образы, придумывает ситуацию для созданного образа.
 

Ожидаемые результаты

Содержание программы предусматривает:
  • развитие у детей творческого подхода к решению проблемных ситуаций;
  • овладение умением устанавливать связь между целью и результатом;
  • развитие у детей логического и интеллектуального мышления;
  • развитие волевой сферы дошкольника;
  • проявление элементарной любознательности.
 

Схемы выкладывания из палочек по памяти

 

Саамы

 

Сюжетное выкладывание из палочек

 

Литература:

  1. Бойко, Е. А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет» [текст]/  Е.А. Бойко. - М.: «РИПОЛ классик»,2008.
  2. Кодиенко Г. Ф. Занимательные задачи и  головоломки для детей 4-7 лет [текст]/ Г.Ф. Кодиенко.-М:АЙРИС-пресс,2014.
  3. Никитина, Б. П. Ступеньки творчества или  развивающие игры [текст]/ Б. П.  Никитина. - М.: Просвещение, 1989.  
  4. Петерсон Л. Г. Игралочка. Практический курс  математики для дошкольников. Методические рекомендации. [текст]/  Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова - М.: «Баллас», 2002.
  5. Улицкий  А. Т. Игры и упражнения с со спичками. Задачи и развлечения[текст]/  А.Т.Улицкий , Л.А.Улицкий.- Минск: "ВУАЛ",1993.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по развитию логического  мышления  посредством  дидактической игры, с  использованием нетрадиционного  материала (четырёхгранные  деревянные  палочки)

 

Пояснительная записка

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Играя с вкладышами, собирая и разбирая пирамидку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Развивающие и дидактические игры способствуют развитию  различных мыслительных операций таких как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон. А так же сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. во внутреннем плане. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Также они развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильность звукопроизношения, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.

 Актуальность содержания рабочей образовательной программы определяется особенностью разработки новых технологий интегрированного подхода к активности детей в проявлении и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира, поиском  необходимых педагогических условий по развитию у детей логического мышления. 

        Программа « Развитие логического  мышления  посредством  дидактической игры, с  использованием нетрадиционного  материала (четырёхгранные  деревянные  палочки)» разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования и требованиями основных нормативно-правовых документов:

Нормативно – правовая база организации образовательной деятельности

1. Федеральный закон от 29.12.2013г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской   Федерации".                                                                                                                      

 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

5. Лицензия на осуществление образовательной деятельности  № 41-13от 18.02.2013г

Программа  «Развитие логического  мышления  посредством  дидактической игры, с  использованием нетрадиционного  материала (четырёхгранные  деревянные  палочки)»

 основывается на следующих принципах:

  • принцип доступности информации;
  • принцип интеграции содержания образования: сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации работы с дошкольниками;
  • систематичность и последовательность процесс .

  Цель программы - обогащение сенсорного опыта на основе развития конструктивной деятельности, позволяющее развивать у воспитанников основы стеометрического  пространственного мышления.

Исходя из цели, сформулировала следующие задачи:

Задачи:

- формирование логического мышления дошкольников, развитие творческого подхода к решению задач, воспитание волевой сферы.

- освоение воспитанниками приемов конструирования плоскостных, объемных форм, осознанию их структуры на плоскости и трехмерном пространстве;

- развитие у детей творческий подход к решению проблемных ситуаций;

- развитие у детей умение устанавливать связь между целью, осуществлением          

какого-либо действия  и результата;

-способствовать формированию и развитию у детей логического,  

интеллектуального, пространственного, вариативного  мышления;

 -развитие волевой сферы дошкольника.

СИСТЕМА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

                                                             МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Интеграция содержания Программы в основные направления развития детей

 направления развития

решаемые задачи

Социально-коммуникативное

развитие

-умение работать в коллективе и соотносить свои действия с действиями детей.

-развитие стремления к  сотрудничеству совместным играм, взаимодействию в паре или подгруппе,

- к взаимодействию в практической деятельности,    

 -обеспечивает накопление личного опыта.

 -развивает в детях уверенность стремление к самостоятельным решениям, желание осваивать новые знания.

Речевое

развитие

-Ребенок осваивает умения диалогической речи: в разговорном общении пользуется разными типами предложений.

- осваивает умения монологической речи: составляет описательные рассказы о предметах, сочиняет небольшие повествовательные рассказы.

-активизирует словарь, за счет сопровождения действий

словами.

познавательное развитие

-способность развития зрительного внимания и памяти; развитие речи

-усвоение знаний о геометрических фигурах их свойствах, развитие счетных навыков.

- осваивает ориентирование в плоскостном пространстве, умение ориентироваться по схеме

-получает представление об архитектурных сооружениях на  основе используемого  материала, внешним конструктивным решениям( количество, форма ,размер, расположение)

-в процессе познавательно- исследовательской деятельности развивает интерес, активность

-обогащает опыт исследовательских действий, удовлетворяет детскую пытливость.

- помогает освоить игровое моделирование и экспериментирование при  создании целого из частей,

 -развивает стремление к творчеству.

 -овладевает умениями экспериментирования и при содействии с взрослым активно использует  их для решения интеллектуальных задач.

физическое развитие

-умение ориентироваться в пространстве

-развитие  подвижности и гибкости суставов пальцев, на основе самомассажа,

-развитие координации движений рук.

-оказывает благоприятное влияние на общее развитие, подготавливает руку ребенка к художественно-творческой деятельности

-развитие мелкой моторики руки, свободы движения, точности и ритмичности.

Развитие основных психических процессов

память

Ребенок учится запоминать последовательность способов воспроизведения действий

внимание

Вырабатывается при работе со схемой

мышление

Происходит постоянная аналитическая деятельность для достижения результата ( палочки , поставленные на основание);

Развивается пространственное мышление

воображение

В свободной игре ребенок  создаёт новые образы, придумывает ситуацию для созданного образа.

Ожидаемые результаты

Содержание программы предусматривает:

-развитие у детей творческого подхода к решению проблемных ситуаций;

-овладение умением устанавливать связь между целью и результатом;

-развитие у детей логического и интеллектуального мышления;

-развитие волевой сферы дошкольника;

-проявление элементарной любознательности.

     

Примерные схемы  выкладывания при работе с палочками

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\IMGP0130.JPG

Схемы выкладывания из палочек по памяти

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\аленький цветочек.bmp

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\торт.bmp

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\кофейник.bmp

Саамы

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\саамы-1.bmp

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\саамы-2.bmp

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\саамы-3.bmp

   

Сюжетное выкладывание из палочек

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\мой город.bmp

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\вальс деревьев.bmp

C:\Documents and Settings\Администратор.MICROSOF-16B354\Рабочий стол\фото палочкии(3)\до свидания.bmp

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...