"Занимательная математика"
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) на тему

Иванова Ирина Владиславовна
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию элементарных математических представлений 
для дошкольников средней группы 
на 2014-2015 год
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию элементарных математических представлений

для дошкольников средней группы

на 2014-2015 год

«Занимательная математика»

Воспитатель:

                              Иванова Ирина Владиславовна

Кружок «Занимательная математика» для детей средней группы на 2014/2015 гг. будет проходить  по понедельникам 4 раза в месяц

с 15.00 до 15.16

Пояснительная записка

1.1.Введение

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней  учиться, лучше ориентироваться в социуме.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры Б.П. Никитина и игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также игры – головоломки  «Счетные палочки», направленные на развитие логики  мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

1.2.  Цель  работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.3. Основными задачами реализации программы являются:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  •    Развитие ориентировки во времени: дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

1.4.  Возраст детей – 4-5 лет

1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение  2014-2015 учебного года.

К концу года дети научатся:

  • различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать  закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
  • высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

Формы и методы обучения:

Групповой – занятия проводятся по подгруппам; Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.

Наглядные, демонстрационные.

Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение диагностики;

Перспективный план работы:

Месяц

Темы занятий

Цель

Используемые игры

Октябрь

«Давайте вместе поиграем»

- формировать умение решать логические задачи

- развивать умение применять счет, сравнение,

упорядочивание

- учить различать геометрические фигуры

- Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

«Что изменилось?»

«Составь картинку»

«Чудо-крестики»

«Волшебные фонарики»

- развитие сенсорных способностей

-совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

-освоение количественного счета

--учить детей, ориентируясь на образец, выкладывать фигуру

«Волшебные фонарики»

- конструирование по схемем «Веселые фигурки»

«Игры с палочками Кюизенера»

- знакомство с палочками Кюизенера

- развитие сенсорных способностей

-совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

- учить детей, ориентируясь на образец, выполнять постройку

«Спортсмены строятся»

«Строим дом»

«Волшебные блоки»

- знакомство с блоками Дьенеша

- развитие сенсорных способностей

- совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики рук

«Помоги муравьишкам»

Ноябрь

«Жили-были точки»

-развивать у детей способности к анализу, синтезу, комбинированию

- умение делать выводы

- активизировать умственную деятельность

«Сложи узор»

«По три в трех»

«Какая фигура следующая»

«Самые большие волшебники»

-развитие комбинаторных способностей, умения рассуждать

- развитие логики, мышления

-Развитие воображения, творчества

«Сложи узор»

«Дорисуй и назови предмет»

«Составь фигуру»

«Волшебные блоки»

- продолжать знакомство с блоками

« Дьенеша

- развитие сенсорных способностей

- совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики рук

«Дорожки»

«Придумаем сказку»

-развитие комбинаторных способностей, умения рассуждать

- развитие логики, мышления

-Развитие воображения, творчества, составлять картинку из одинаковых геометрических фигур

«Реши задачу»

«Составь картинку»

«Найди ключи»

Декабрь

Декабрь

«Ты ковер  «Ты, ковер - самолет, отпраляйс   отправляйся в полет»

- развивать смекалку и сообразительность

- способствовать умению определять фигуры на ощупь

- учить детей составлять фигуры из палочек

«Подбери ключ к замку»

«Угадай фигуру»

« Составь фигуру из счетных палочек»

Ноябрь        «Решим задачи с помощью     счетных палочек»

- учить находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму

- учить решать головоломки с помощью счетных палочек

-закрепить знания геометрических фигур

-развивать смекалку, умение заканчивать предложение

«Найди лишнюю»

«Я начну, а ты закончи»

«Умные палочки»

«Игры с блоками Дьенеша»

«Игры с «    «Игры с палочками Кюизенера»     Кюизенера»

- развивать смекалку и сообразительность

- учить детей составлять фигуры из палочек

- сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки (3 и 4, 4 и 5)

«Строим лесенку из 3 полосок»

«Шагаем по числовой лесенке»

«        «Волшебные блоки»»

- развивать смекалку и сообразительность

- учить классифицировать блоки по схемем

«Где чей гараж»

Январь

«Игры с       «Игры с палочками Кюизенер    Кюизенера и блоками»

- развивать смекалку и сообразительность

- учить детей составлять фигуры из палочек

- учить соотносить палочки, блоки по цвету, размеру

«Дорожки»

«Домино»

 

«Играем с блоками»

- учить ориентироваться на знаки-символы

- учить собирать блоки в группу

-  развитие логики, мышления

«Составь фигуру»

«Игры   «Волшебные  кубики»

- развитие сенсорных способностей

-совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

- учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор

«Сложи узор»

Февраль

«Играем с треугольниками»

- Знакомство с игрой «Танграм»

- развитие сенсорных способностей

-совершенствование интеллекта, логического мышления

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

- учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор

«Танграм»

           Жители города

           Геометрических

           фигур

- освоение умения классифицировать множества по 2 свойствам

- развитие пространственного воображения

- развитие умения составлять числовой ряд

Игра с обручами «Рассели фигуры»

«Мастерская ковров»

«Исправь и раскрась лесенку»

«Игры с «    «Игры с палочками Кюизенера»     Кюизенера»

- развивать смекалку и сообразительность

- учить детей составлять фигуры из палочек

- сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки

«Строим лесенку из 4 полосок»

«Шагаем по числовой лесенке»

«Дорисуй картинку к сказке «3 медведя»

«Играем с блоками»

- учить ориентироваться на знаки-символы

- учить собирать блоки в группу

-  развитие логики, мышления

«Засели домик»

Март

«Игры   «Волшебные  кубики»

- развитие сенсорных способностей

-совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

- учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор

«Сложи узор»

«      «Полет на ракете»

- развитие пространственного воображения

- развитие умения раскладывать картинки в порядке увеличения предметов

- развивать способность к комбинированию

«Волшебные квадраты»

«Найди недостающую»

«Сложи узор»

«Игры с «    «Дерево с геометрически-

                       ми фигурами»     Кюизенера»

- познакомить с рисунками-кодами

- развитие логического мышления

- развитие мелкой моторики, речи

«Блоки Дьенеша»

«Играем с блоками»

- учить ориентироваться на знаки-символы

- учить собирать блоки в группу

-  развитие логики, мышления

«Составь бегемота, лягушку, козы»

Апрель

«       «Учимся записывать

                признаки

              геометрических

              фигур»

- учить самостоятельно записывать признаки геометрических фигур

- развитие сенсорных способностей

-совершенствование интеллекта

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

«Найди фигуру» с использованием блоков Дьенеша

«Волшебные

 фигуры»

-закреплять умение находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника

-учить вырезать круг из квадрата

-ориентировка в пространстве

- тренировка мелкой моторики руки, тактильно

«Танграмм»

«Выложи из палочек»

«Чудесный мешочек»

«Игры с «    «Игры с палочками Кюизенера»     Кюизенера»

- развивать смекалку и сообразительность

- учить детей составлять фигуры из палочек

- соотносить па по цвету, размеру

-анализировать

«Улитка на солнышке»

«Птичий двор»

«Дорожки»

«Домино»

«Играем с блоками»

- учить ориентироваться на знаки-символы

- учить собирать блоки в группу

-  развитие логики, мышления

«Геометрическое дерево»

«Гаражи»

Май

«Весна

наступила»

-учить выкладывать картины из палочек, блоков

-  развитие логики, мышления

- тренировка мелкой моторики руки

«Палочки Кюизенера»

«Блоки Дьенеша»


Используемая литература:

Т.М. Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей в средней группе детского сада»

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»

Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»

«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М.А. Васильевой

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...