Главные вкладки

    Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Где ты, Дедушка Мороз?"
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

    Цыганко  Любовь Геннадьевна

    Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе и раздаточный и демонстрационный материал к занятию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл раздаточный материал 54.03 КБ
    Файл Конспект НОД21.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    бразовательные:

    Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

    Развивающие:

    Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
    Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
    Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

    Воспитательные:

    Воспитывать познавательный интерес к математике.

    Материалы:

    Цифровой ряд 1-10, демонстрационный набор геометрических фигур, листы бумаги, индивидуальные пеналы с набором цифр и геометрических фигур, презентация.

    Ход занятия:

    Организационный момент

    Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

    В круг широкий, вижу я,
    Встали все мои друзья.
    Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
    А теперь пойдем налево, раз, два, три.
    В центре круга соберемся, раз, два, три.
    И на место все вернемся, раз, два, три.
    Улыбнемся, подмигнем,
    Заниматься мы начнем.

    - Ребята, нам прислали письмо. От кого же оно? (На конверте изображение Бабы-Яги). В нем написано, что мы должны изготовить для нее волшебные платочки, а она взамен даст нам волшебный клубок ниток, с помощью которого мы и отправимся в путешествие.

    Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда нам скорее надо сделать волшебные платочки.

    Дети проходят на свои места.

    Ориентировка на листе бумаги

    - Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит волшебный платочек (лист бумаги). Для того чтобы наши платочки стали волшебными, мы должны их правильно украсить. Итак, в правый верхний угол положите квадрат, в левый нижний угол - треугольник, в правый нижний – овал, в левый верхний – круг, между квадратом и кругом выложите прямоугольник, над треугольником – ромб.

    - Проверьте себя. (Выставляется образец).

    - Ребята, давайте покажем наши платочки Бабе-Яге. (Дети встают полукругом).

    - Посмотри, Баба-Яга, какие красивые платочки мы изготовили. Подари нам пожалуйста волшебный клубочек. А вот и волшебный клубочек ниток.
    Итак, приготовились, глазки закрыли, сосчитали до 10. Вот мы и очутились в математическом королевстве на математической улице. Что вы видите? (Дома). Сколько всего домов? (Три).

    Количественный счет

    - Кто живет в первом домике? (Цифры).
    - Давайте вспомним прямой счет от 1 до 10, обратный от 10 до 1.
    - Проверим, как вы запомнили цифры, поиграем в игру «Назови соседей» (проводится игра «Назови соседей»).
    - Какое число стоит перед числом 3, 6, 9, назовите число следующее за числом 3, 6, 9.
    - А какого числа нам не хватает? (1).

    - А сейчас закрыли глазки, а наш клубочек покатится дальше. Открыли глазки.

    - Вот и второй домик. А кто в этом домике живет? Ребята, посмотрите, клубочек нас привел в страну «Физкультурию». (Проводится физминутка).

    - Нас клубочек дальше зовет. Закрыли глазки. Открыли глаза.

    Порядковый счет. Знание геометрических фигур и их основных признаков

    - Кто живет в третьем домике? (Геометрические фигуры). Назовите их.
    - Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре прямых угла и четыре равных стороны, о круге и т. д.).
    - Откройте свои пеналы с геометрическими фигурами, выложим ряд, будьте внимательны
    - Поставьте первым - квадрат, вторым треугольник, третий – Овал, четвертым -прямоугольник, пятым – круг, шестым – ромб.
    - Какой по счету овал? Треугольник?
    - Посмотрите внимательно на фигуры, чем они отличаются? (Формой, цветом, размером). Молодцы, вы были внимательны.

    Подведение итогов

    - Покатился клубочек дальше и прикатился в детский сад.

    Вопросы:

    Понравилось вам путешествие?
    Кто вам дал волшебный клубочек?
    Что нового вы узнали на занятии?

    Конспект НОД по разделу формирование элементарных математических представлений в старшей группе.

     

    Путешествие в страну «Математика».

    Интеграция образовательных областей:

    Здоровье: развитие психических процессов (память, мышление, воображение, интеллект) и творческой инициативы детей, обеспечение двигательной активности во время непосредственной образовательной деятельности, формирование правильного речевого дыхания, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата, формирование правильной осанки.

    Физкультура: использование подвижных игр во время непосредственной образовательной деятельности.

    Социализация: использование в играх правил и норм поведения.

    Познание: развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений детей в игровой деятельности. Закрепление формирования представлений о числах, навыков выражения количества через число и навыков счета, о преобразованиях количества, положения в пространстве и времени, о геометрических представлениях. Развитие начал логического мышления, абстрактивного воображения, образной памяти и ассоциативного мышления, умения детей находить выход из затруднительного положения.

    Коммуникация: совершенствование речи как средства общения, учить более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, развивать у детей чувство сопереживания, желание оказать помощь сказочным героям.

    Музыка: развитие музыкально-слуховых представлений, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, волю.

     

    Художественное творчество:совершенствовать умение детей на слух отсчитывать заданное количество клеток в определенном направлении, прорисовывая их в результате достигая определенной цели.

    Чтение художественной литературы: четко , внятно, с выражением читать стихи.

    Труд:уметь действовать в парах при решении определенных задач.

     

    Предварительная совместная деятельность воспитателя и детей.

    Разучивание стихов математической темы, дидактические игры математической направленности:»Лесенка», «Подбери ключик», «Найди свое место», «Какой по счету», «Пройди по камушкам», «Назови соседей».

     

    Оборудование.

    Музыкальный центр, аудиозапись, на ватмане 4 замка, набор ключиков с геометрическими фигурами, конверты с заданиями, таблицы для игры «Что лишнее?», тарелочки с раздаточным материалом по количеству детей, для каждого набор цифр от 1 до 10, пеналы с геометрическими фигурами, простой карандаш, альбомный лист, ½  листа в крупную клетку, на стол 10 полосок разной длины, 2 набора карточек разного цвета с цифрами от 1 до 10, сказочные персонажи из м/ф «Маша и медведь», цветные иллюстрации с изображением Маши по количеству детей.

     

    Организационный момент.Эмоциональный настрой на непосредственную образовательную деятельность.

    Воспитатель: Ребята,   давайте   поприветствуем   наших   гостей.    А   теперь

       поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.

    - Здравствуй небо! (руки вверх)

    - Здравствуй, земля! (приседают)

    - Здравствуйте, все мои друзья! (руки вперед)

    - Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)

    - Вместе мы в кругу опять

      Будем вместе мы играть

      И заданья выполнять!

    Воспитатель:   Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  путешествие  по сказочной

                               стране    математике,   где   нас   ждут   числа,   геометрические

    фигуры и разные математические задания. Прежде чем отправиться в сказочную страну нам необходима, небольшая разминка. (Задачи на логическое мышление)

    Разминка:  1. Сколько ушей у 3х мышей?

                        2. Сколько лап у 2х медвежат?

                        3. У бабушки Даши внучка Маша,

                             Кот Петушок и собака Дружок.

                             Сколько всего внуков у бабушки Даши?

                         4. На столе лежат 2 яблока и 3 груши.

                             Сколько всего овощей лежат на столе?

                             (ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты) 

                        5. Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?

                        6. На березе 3 толстых ветки.

                             На каждой ветке по 2 тоненькие веточки.

                             На каждой тоненькой веточке по одному яблочку.

                             Сколько всего яблок?

                             (нисколько на березе яблоки не растут)

    7. Какой рукой лучше размешивать чай?

    8. Сколько всего ног у мальчика и его кота? 

        (2 ноги, у кота – лапы)

    9. Кто старше 3х летний Петя или 5и летний Саша?

    10. Когда черной кошке лучше пробраться в дом?

          (когда будет открыта дверь)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были внимательными, поэтому  справились с этими заданиями.

    1. Раздается стук в дверь. Появляется медведь (из мультфильма «Маша и медведь»).

    Медведь:  Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

    Воспитатель:  Здравствуй, Миша! Что случилось?

    Медведь:  Маша пригласила меня в гости, а адрес свой не назвала. Сказала только, что живет в сказочной стране, небольшом домике. Чтобы найти ее, нужно подумать и выполнить несколько заданий, которые она сама придумала. Хитрая, все задания спрятала в конверты, на которых написала какие-то цифры. Сказала, что после правильного выполнения приближаться к ее дому.

    Воспитатель:Так в чем же дело Миша. Открывай конверт с цифрой 1. Читай задание и выполняй его.

    Медведь:Я не знаю цифр. Помогите мне ребята, пожалуйста!

    Воспитатель:Поможем, ребятки? Миша, скажи, на какой день недели пригласила тебя Маша?

    Медведь:Я не знаю, она сказала только, чтобы я приходил к ней в среду, а что такое среда я не знаю.

    Воспитатель:Давайте объясним Мишке, что такое неделя. Сколько дней в Задание № 1     неделе?

                             - Какой сегодня день недели? (Катя)

                             - Саша, какой день недели был вчера?

                              - Маша, какой день недели будет завтра?

                               - Андрей, как называется первый день недели?

                               - Матвей, назови 4й день недели.

                               - Ксюша, как называется 5й день недели?

                               - Сколько рабочих дней в неделе?

                               - Сколько выходных дней?

                               - Назовите выходные дни и т.д.

    1. (Стих о днях недели Даниил Б.)

    Воспитатель: Миша, сегодня и есть среда, а на какое время она тебя пригласила?

    Медведь:Сказала, как встану, так чтобы и приходил к ней.

    Воспитатель:Значит утром. (анализ частей суток) Ну вот, Миша, теперь ты знаешь дни недели и названия частей суток. Давайте все вместе отправимся искать Машин домик. Поедем на паровозе «Букашечке» (под музыку дети едут)

    1. Приехали к реке.

    Воспитатель: Чтобы попасть на тот берег нужно пройти по камушкам.

    Задание № 2Камушки не простые, на каждом есть цифра, нужно наступить последовательно от цифры 1 до 10. Наступать осторожно, чтобы не упасть. Двумя ногами на один камень вставать нельзя. (дети переступают, с камня на камень, выстраивая числовой ряд от 1 до 10)

    Воспитатель:Молодцы, ребята, аккуратно выполнили задание.

    Медведь:Спасибо, ребята, я сам не справился бы с этим заданием. Давайте откроем еще один конверт, что-то не видно Машиного домика.

    Задание №3.«Построй по росту»

                         Девочки строят мальчиков, начиная с самого высокого, заканчивая    самым низким.   Мальчики строят девочек, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.

                       «Найди свое место», «Какой по счету»

                       Дети делятся на 2 команды. Для каждой команды карточки  определенного цвета с цифрами от 1 до 10. по команде дети выстраиваются в числовой ряд, объясняют свое решение. Отвечают на вопросы: Какой по счету Миша, Маша и т.д.

    Воспитатель: Видишь, Миша, как ловко ребята выполнили Машино задание.

    Медведь:Спасибо вам, ребята, но что-то домика не видно.

     

    Воспитатель:Мы, наверное, еще не пришли в сказочную математическую страну. Я вижу какие-то ворота, они на замке. Мы должны как-то их открыть. Давай, Миша скорее следующий конверт. Посмотрим, что там еще Маша придумала.

    Задание № 4.На фланелеграфе замки с отверстиями  для ключей в форме геометрических фигур.

     

    Пальчиковая гимнастика.

                            На двери висит замок

                            Кто его открыть бы мог?

                            Потянули, покрутили,

                            Постучали и …. Открыли!

     

    Воспитатель:  Нам необходимо правильно подобрать ключи к замку (замкам). Обратите внимание на форму скважины для ключа, и на основание ключа, о чем они нам говорят (что они похожи на геометрические фигуры ■▲●). Правильно подобранный ключ поможет нам открыть замок, что и позволит пройти нам в сказочную страну. Дети выполняют задания, ворота открываются, и мы оказываемся в сказочной стране.

    Медведь:  Молодцы, ребята, я очень рад, что вы справились с заданием.

    Воспитатель:Давайте пройдем дальше и посмотрим, что еще необычного нас ждет впереди. (проходят к столам)

    Воспитатель:Давайте откроем следующий конверт с заданием.

     

    Задание № 5.Необходимо построить лесенку из 10ти полосок, работать будете в парах, начинать с самой длиной полоски. Дети выстраивают лесенку.

                            -Молодцы Даниил и Маша быстрее всех справились. Они работали слажено.

    Медведь:Я никогда не смог бы выполнить это задание. Спасибо! Но что-то домика не видно.

    Воспитатель:Давай Миша следующий конверт.

    Задание № 6.Посмотрите ребята на домики-пеналы, здесь живут геометрические фигуры. Что вы можете сказать о них? Дети читают стихи: (●▲■)

     

    Стихи

     

    Воспитатель: Сейчас мы поработаем с бумагой, геометрическими фигурами и цифрами. Дети по заданному количеству раскладывают геометрические фигуры:

    1. В левый верхний угол 4●, - обозначить результат цифрой.
    2. В левый нижний угол ■ на 1> чем кружков, результат обозначить цифрой.
    3. В правый верхний  овал на 1> чем кружков, результат обозначить цифрой.
    4. В правый нижний ▲ на 1> чем квадратов, результат обозначить цифрой.
    5. В середину 1 прямоугольник.

    Воспитатель: Миша посмотри, как ребята справились. Молодцы!

     

    Физминутка стоя у столов.

     (Железнова) «У жирафа пятна»

     

    Воспитатель: Садитесь, ребята, давайте поиграем в игру «Назови кто лишний». На внимание. (по карточкам на доске). Молодцы!

                            - Миша, сколько у нас еще конвертов осталось?

    Медведь: Вот последний конверт, но что-то домика Машиного я не вижу, быть может мы ошиблись?

    Воспитатель:Давайте откроем последний конверт.

    Задание № 7.Работа с клеточками. По заданию воспитателя дети отсчитывают заданное количество клеток в заданном направлении, рисуют, получается домик, если задание выполнено правильно в окошко помещается мордашка Маши. После выполнения последнего задания, появляется Маша. Она и медведь благодарят детей.

    Медведь:Спасибо, ребята, я сегодня очень много узнал, теперь я знаю дни недели, умею считать,  различать геометрические фигуры, отсчитывать клеточки и самое главное, я увидел, как можно сообща решать разные задачи. Маша, спасибо тебе, что заставила нас всех потрудиться.

    Маша:Спасибо, ребята, что помогли Мишке, научили его уму-разуму, я вам приготовила сладкий сюрприз! (угощает детей)

    Цель: Способствовать формированию представления детей о геометрических фигурах, умение распознавать их в окружающей обстановке.

    Задачи:

    - Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах в новой проблемной ситуации.

    - Тренировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

    - Закреплять порядковый счет до 5, умение находить недостающую цифру.

    - Тренировать умение определять линейную последовательность предметов.

    - Закреплять понятия «узкий – широкий», «длинный – короткий».

    - Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ.

    - Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук.

    - Развивать коммуникативные способности.

    - Воспитывать умение работать в коллективе, с раздаточным материалом.

    Оборудование: «паспорта» геометрических тел, конус, куб, шар, цилиндра, цифры от 1 до 5, широкие и узкие полоски белого цвета, разноцветные прищепки, карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), «осколки волшебного зеркала», 6 конвертов.

    План деятельности

    1. 1.     Организационный момент.

    Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

    Дети стоят врассыпную, свободно.

    Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями. Скажите, ребята, вы сегодня все друг с другом поздоровались? Давайте еще раз поздороваемся, но не словами, а носиками. (Ушками, плечиками, животиками). А теперь давайте возьмемся за руки и сделаем маленький круг, улыбнемся друг другу и подарим друг другу тепло наших улыбок.

    2.  Сюрпризный момент.

    Воспитателю приходит СМС – сообщение на телефон: С Дедом Морозом случилась беда – его заколдовала злая фея. Жители сказочного леса просят помочь им расколдовать Деда Мороза. Для этого надо преодолеть трудности и выполнить задания. Поможем? Задания будут трудные, но интересные. А поможет нам в этом наша дружба. Готовы?  Тогда отправляемся в сказочный лес. Вокруг себя повернись и в сказочном лесу окажись. (Запись «Вьюга»).

    Вот мы и в сказочном лесу. Посмотрите, ребята, кто-то спрятался под елочкой? Загадка:

    По веткам скачет,

    Да не птица,

    Рыжая,

    Да не лисица. (Белка)

    Дети здороваются с ней.

    Воспитатель: Белочка, мы получили сообщение о том, что Дед Мороз попал в беду и нам нужно срочно спасти его.

    Белочка: Поиграйте со мной. Игра «Где я спряталась».

     Вам предстоит выполнить задания и собрать осколки волшебного зеркала. Чтобы выполнить первое задание, надо пройти по длинной дорожке и вы попадете на полянку «Геометрическая»

    Полянка «Геометрическая»

    На полянке Белочка объясняет детям задание: в мешочке спрятаны геометрические фигуры. Вам надо назвать их, да еще и паспорт их найти. Справитесь с эти заданием – получите осколок волшебного зеркала. Воспитатель: Сможем? Один достает из мешочка геометрическую фигуру и называет его, а другой – находит его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

    Белочка: Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала.

    Воспитатель: Что мы с вами делали? Какие фигуры мы называли?

    А нам пора идти дальше.

    Для выполнения второго задания вам надо пройти по дорожке вот такого цвета (синего). Дети попадают на полянку «Помощники».

    Полянка «Помощники»

    На полянке Белочка  предлагает детям задание: помогите мне разложить витаминки для бельчат и я дам вам осколок волшебного зеркала.

    Воспитатель: ребята, чем отличаются витаминки? (Цветом и формой).

    Витаминки какой формы должны лежать в коробочке?

     (Круглой, квадратной и треугольной).

    Каким цветом должны быть витаминки? (1 синяя, 1 желтая и 1 зеленая).  Посмотрите, витаминки какого цвета и какой формы не хватает на нижней полке и положите недостающую витаминку.

    Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Физминутка: «Зима» (пальчиковая игра).

    Вот вам осколок волшебного зеркала.

    Воспитатель: Что мы с вами делали?

    А нам пора идти дальше.

    Белочка: Для выполнения третьего задания вам надо пройти по дорожке, сделанной из таких фигур (Треугольники). Дети попадают на полянку «Веселые цифры».

    Полянка «Веселые цифры»

    На полянке детей встречает Сова и предлагает выполнить задание: на этой полянке живут веселые цифры. Они очень любят бегать, прыгать и часто забывают свое место. Расставьте, пожалуйста, цифры на свои места и я дам вам осколок волшебного зеркала.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки и скажите, какую цифру надо поставить на свободное место? (Предлагаются карточки по числу детей; на каждой карточке нет одной из цифр).

    Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала.

    Воспитатель: Что мы с вами делали?

    А нам пора идти дальше.

     Белочка: Для выполнения четвертого задания вам надо пройти по дорожке, сделанной из цифры…(4).  Дети попадают на полянку «Сказочная улица».

    «Сказочная улица»

    Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по полоске так, чтобы красная точка была справа. Полоска – это улица. Скажите, все улицы одинаковые? Правильно, одни улицы узкие, а другие – широкие. А на этих улицах мы построим дома из прищепок. Дома на нашей улице будут разноцветными. Первый дом – красный. Следующий дом – синий. Дальше идут желтый, зеленый и сиреневый. Мы с вами дошли до конца улицы. А теперь скажите мне, синий дом на каком месте? (На втором). А красный? (На первом). Желтый? (На третьем). Сиреневый? (На пятом). Зеленый? (На четвертом).  Молодцы!  И с этим заданием мы справились!

    Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала.

    Воспитатель: Что мы с вами делали?

    А нам пора идти дальше.

    Белочка: Для выполнения последнего, пятого задания вам надо пройти по дорожке № 5. Дети попадают на полянку «Забавные фигуры».

    Полянка «Забавные фигуры»

    Белочка объясняет детям задание: нарисуйте в каждой фигуре то, что показано на картинке.

    Воспитатель: посмотрите на фигуры, который нарисованы на картинке. Я буду проводить указкой по контуру фигуры, а вы следите за указкой глазами. (Гимнастика для глаз). А теперь скажите, какие фигуры нарисованы на картинке?  (Треугольник, круг, квадрат). Правильно! Нарисуйте в каждой фигуре то, что нарисовано на картинке.

    Белочка: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Вот вам последний осколок волшебного зеркала. Вы собрали все осколки.

    Теперь их надо собрать. Ребята, посмотрите, что получилось! Воспитатель показывает детям изображение Деда Мороза. (Осколки пронумерованы от 1 до 5).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы помогли Деду Морозу. Теперь пора возвращаться в детский сад.

    «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».

    Рефлексия:

    Где мы сегодня побывали? Что делали? Легко вам было выполнять задания?

    Начнём занятие с загадки:
    Есть у радости подруга
    В виде полукруга
    На лице она живёт
    То куда-то вдруг уйдёт,
    То внезапно возвратится
    Грусть тоска её боится
    Что это? (улыбка)

    Я тетрадочку открою

    И как надо положу

    Я от вас друзья не скрою

    Карандаш вот так держу.

    Сяду ровно, не согнусь,

    За работу я берусь.

    Конспект НОД

    Формирование элементарных математических представлений

    Интеграция: Художественное творчество (рисование)

    Тема: «Геометрические фигуры»

    Цели:

    - формировать представления о геометрических фигурах;

    - закрепить знание свойств предметов, пространственные отношения;

    - способствовать развитию памяти, внимания;

    - воспитывать коллективизм, милосердие.

    Материалы и оборудование:

    Геометрические фигуры: игрушка – собака; квадрат и треугольник большой, квадраты, треугольники и круги среднего размера разных цветов; картинки и игрушки к стихотворениям, картинки с изображением животных: кошка, петух, гусь, корова, лошадь, свинья; «фотография» домика собачки; музыкальное сопровождение: «Встаньте в круг»; альбомы, краски, кисточки, клеенки, тряпочки, стаканчики с водой.

    Содержание организованной деятельности детей.

    1. Введение игрового момента.

    - Ребята, к нам пришел пёс Бобик, он очень расстроен. У него проблема, о которой он нам расскажет чуть позже. А пока давайте поиграем и поднимем Бобику настроение.

         2. Игра «Встаньте в круг…»

    - Ребята, встаньте  в круг. (музыка)

    -Превратите круг в треугольник.

    - Ребята, а почему треугольник называется треугольником?

    - Какие фигуры мы называем треугольниками?

    -Превратите треугольник в квадрат.

    - Какую фигуру мы называем квадратом?

    - У нас есть ребята, которые подготовили стихотворение про треугольник.

    Треугольник.

    Самолет летит по небу,

    Треугольное крыло,

    На моем велосипеде

    Треугольное седло,

    Есть такой предмет – угольник,

    И все это – треугольник.

    Тут мама три спички на стол положила,

    И мне треугольник из спичек сложила.

    А в это время я чертил

    И наблюдал за мамою,

    Я три прямых соединил

    И сделал то же самое.

    - Ребята, найдите в группе предметы, имеющие треугольную форму.

    - А еще у нас есть ребята, которые подготовили стихотворение про квадрат.

    Квадрат.

    Пришел из школы старший брат,

    Из спичек выложил квадрат.

    Дала мне мама шоколад,

    Я дольку отломил – квадрат.

    И стол – квадрат, и стул – квадрат,

    И на стене плакат – квадрат,

    Доска, где шахматы стоят,

    И клетка каждая – квадрат,

    Стоят там кони и слоны,

    Фигуры боевые.

    Квадрат – четыре стороны,

    Все стороны его равны,

    И все углы прямые.

    - Ребята, найдите в группе предметы, имеющие квадратную форму.

    3. Игра «Найди лишнее»

    - Ребята, а какие еще фигуры вы знаете?

    - Посмотрите на доску. Найдите лишнюю фигуру, докажите, почему именно она лишняя. (Несколько вариантов)

    1.

    2.

    - Бобик очень рад, что вы, ребята, смышленые и сообразительные, и сможете ему помочь.

    4. Игра «Будь внимателен»

    - Сейчас разделимся на 2 команды – присоединиться к тем ребятам, которые рассказывали стихотворения. Я показываю квадрат – команда квадрата садится, показываю треугольник – команда треугольников садится. (Путаю словами)

    - Вот Бобику уже совсем не грустно.

    - У Бобика много друзей, которые живут далеко. А совсем скоро у Бобика день рождения. Он пригласил друзей в гости.

    1. Игра в командах «Угадай, кто это».

    - У Бобика есть фотографии его друзей. Я покажу картинку первой команде, они изображают, вторая команда угадывает. (кошка, петух, гусь, корова, лошадь, свинья)

    - Что между ними общего? (Домашние животные)

    - Ребята, чтоб эти друзья нашли домик Бобика, нужно им всем выслать фотографии с изображением его домика. Но вся проблема в том, что у него есть всего одна такая фотография. И Бобик просит нас помочь ему сделать больше фотографий. Мы ему обязательно ему поможем, правда, ребята?

       

      6. Упражнение на пространственное ориентирование.

    - А теперь, ребята, я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, вот и фотография, на которой домик Бобика. Давайте внимательно ее рассмотрим, прежде чем вы примитесь за работу.

    - Что мы видим в левом верхнем углу? (Солнце)

     - Что мы видим в правом верхнем углу? (Облака)

    - Что расположено справа от домика? (Дерево)

    - Что стоит слева от домика? (Елка)

    - Над чем проплывают облака? (Над деревом)

    - Под чем растет грибочек? (Под елкой)

    1. Рисование по памяти.

    - Ребята, сейчас, я уберу фотографию, и ваша задача – передать все предметы, изображенные здесь, иначе друзья Бобика заблудятся. Посмотрите еще минутку на картинку и запомните, что где расположено. Где стоит домик, где дерево, где елка.

    1. Подведение итогов.

    - Давайте посмотрим, у кого более точная получилась фотография.

    - Какие фигуры напоминают вам изображенные предметы?

    - Ребята, кто считает, что сегодня старался и у него все получалось, погладьте себя по головке. Кто думает, что мог бы заниматься лучше и сегодня не совсем хорошо занимался, подергайте себя за ушко.

     

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    - Закрепить прямой и обратный счет в пределах 9;

    - Совершенствовать знания о геометрических фигурах;

    - Продолжать учить ориентировке на листе бумаги;

    -Совершенствовать умение решать задачи.

    Развивающие задачи:

    -Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

    Воспитательные задачи:

    - Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое до конца.

    Ход:

    - Дети, сегодня у нас необычное путешествие, и я буду не Ольга Айдубаевна, а королева всех наук – Математика. Я хочу пригласить вас к себе в королевство, где нас ждут занимательные игры, интересные задания, задачки. Но прежде, чем отправимся, я хочу проверить ваши знания. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них. Готовы?

    -Какое сейчас время года?

    - Какой месяц?

    - Сейчас утро или вечер?

    - Сколько частей суток?

    - Назовите част суток.

    - Сколько дней в неделе?

    - Назовите дни недели по порядку.

    - Сколько раз в году бывает день рождения?

    - Кто громче мычит: петух или корова?

    - Кто быстрее доплывет до берега: утята или цыплята? Почему?

    Молодцы! Много вы уже знаете, хорошо отвечали. А отправимся мы в моё королевство на ковре-самолете. Возьмитесь за руки и закройте глаза (в это время воспитатель включает музыку, настраивая детей выполнить упражнение на релаксацию «Путишествие»).

             Открывайте глаза. Я очень рада вас видеть у себя в королевстве, где живут числа и цифры. А чтобы вам не было скучно, я приготовила игровые задания. Посмотрите внимательно и скажите: - Сколько писем? (5) Дети отвечают.

    - Правильно 5 писем и все они… (разного цвета)

    Давайте откроем первое письмо. Какого оно цвета? – красного. В этом конверте находится такое задание – игра «Посчитай в обратном порядке».

    Молодцы! Хорошо справились с первым заданием.

    А теперь открываем конверт с цифрой…2 (ответы детей). А в этом конверте находится уже следующее задание-игра «веселый счет».

    -Дети, а вы любите считать? (ответы детей)

    Посмотрите на фланелеграф и скажите, что вы там видите? (ответы детей)

    Правильно, на фланелеграфе зайчики. Лиза, подойди, пожалуйста, посчитай и скажи –сколько зайчиков. Правильно 9.

    А теперь угостим зайчиков морковками. Кирилл пойдёт.

    - Сколько морковок? – 8. Считают.

    - Какое число больше 9 или 8?

    - На сколько?

    - Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну? Правильно, добавить одну морковку.

    Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились. А теперь настала пора отдохнуть.

    Физминутка:

    Раз-подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладошки три хлопка

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть- тихо сесть.

    Дети садятся за столы.

    Следующее задание находится в конверте с цифрой 3. А задание в этом конверте такое: «Я буду называть предметы, а вы показывать геометрические фигуры». Готовы?

    Тарелка, кубик, дверь, крыша дома, огурец.

    Молодцы! И опять вы меня порадовали тем, что хорошо выполнили и это задание.

    Чтобы хорошо выполнить следующее задание, мы с вами отдохнем и проведем пальчиковую гимнастику:

    - Пальчики уснули.

    В кулачек свернулись:

    Один, два, три, четыре, пять-

    Захотели поиграть.

    Разбудили дом соседей,

    Там проснулись шесть и семь,

    Восемь, девять, десять-

    Веселятся все.

     

    Но пора обратно всем:

    Десять, девять, восемь, семь.

    Шесть калачиком свернулся,

    Пять зевнул и отвернулся,

    Четыре, три, два, один –

    Снова в домике мы спим.

    Молодцы! Теперь открываем следующее письмо. И в нем находится такое задание: «Задачи в стихах». Готовы. Тогда слушайте внимательно и правильно отвечайте.

    1.    По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,

    На пенек потом он сел и еще морковку съел.

    Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка? (5)

    2.    Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

    Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)

    3.    Сколько спинок у трех свинок?

    4.    Сколько хвостов у двух котов?

    5.    Сколько животиков у 5 бегемотиков?

    6.    Сколько рогов у 2 быков?

    7.    Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?

    8.    Сколько домишек у 100 муравьишек?

    9.    Сколько ушей у двух мышей?

     

    Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.

    У нас осталось последнее письмо. Как про него можно сказать? (пятое, последнее, зеленое).

    А в этом письме спрятан сюрприз. Вы хотите узнать, что же за сюрприз находится в последнем письме? Тогда выходите на ковер, и я покажу свой сюрприз.

    - Дети, вам понравилось в моём королевстве?

    - Какое задание мы выполняли?

    - Кому что понравилось?

    ИТОГ:

    Ну а теперь обещанный сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими пятёрками, чтобы вы и в дальнейшем получали только оценку 5.

    Конспект  НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

    "Приключение Колобка зимой"

    Воспитатель: Днепровская С. М.

    Тема: «Счёт до 10».

    Цели:

    Развивающая: развивать умение в счёте до 10, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

    Обучающая:Продолжать осваивать счет до 10; закреплять знания о геометрических фигурах.

    Воспитательная: Воспитывать волевые качества, терпение и воспитывать умение работать коллективно.

    Области: познание ФЭМП, коммуникация, социализация.

    Демонстрационный материал:разрезные геометрические фигуры (круг, снежинки с цифрами (10 штук), карточки с изображением предметов (телевизор, книга, шарик, стол, пирамидка, мяч, колобок, елочная игрушка в виде шара).

    Раздаточный материал: геометрические фигуры.

    Предварительная работа: Чтение русской народной сказки"Колобок"

     

    Образовательная деятельность.

    Дети заходят в группу и приветствуют друг друга.

    Воспитатель. Ребята сегодня к нам в гости приехал Колобок, и он мне рассказал свою печальную историю. Он хотел попасть к нам на праздник, но с ним случилась беда, его заморозила в снежную глыбу Снежная королева, чтобы он не смог с нами играть!

    Беседа.

    Ребята, посмотрите внимательно на Колобка и скажите, какое у него настроение? (грустное)

    А как вы думаете, почему (потому что, его заколдовала Снежная Королева)

    Ребята, скажите, а на какую геометрическую фигуру похожа снежная глыба, в которой замерз наш колобок (квадрат)

    А как вы думаете, сможет катится наш Колобок в снежной глыбе (нет)

    А, что ему мешает (Углы)

    Скажите вам его жалко (Да)

    Но чтобы ему нам помочь Снежная Королева приготовила нам несколько испытаний и если мы справимся с ними, то она разморозит Колобка! Так давайте мы поможем нашему Колобку, чтобы он смог и катится и играть с нами и улыбнутся!

    Пальчиковая гимнастика "Снежинка"

    Стою и снежинки

    в ладошку ловлю.

    Я зиму, и снег,

    и снежинки люблю.

    Но где же снежинки?

    В ладошке вода.

    Куда же исчезли снежинки? Куда?

    Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

    Как видно, ладошки мои горячи.

    Воспитатель. Ребята посмотрите, к нам в группу пришли какие то письма, давайте посмотрим, что на них написано.

    Задание №1.

    "Сложи из частей геометрическую фигуру"

    Дети садятся за столы и выполняют задание.

    -Ребята, какая геометрическая фигура у нас получилась (Круг)

    -Правильно, значит мы выполнили первое задание Снежной Королевы.

    Физминутка "Снежинки"

    Вот повеял ветерок, холодом пахнуло

    (руки верх, наклоны вправо влево)

    Словно зимушка-зима рукавом махнуло

    (руки в стороны, поворот вправо влево)

    Полетели с высоты белые пушинки

    (на носочках руки вверх вниз)

    На деревья на кусты падают снежинки

    До земли добрались и присели

    (присели на корточки)

    Вот поднялся ветерок

    И собрал снежинки в сугроб

    (легкий бег и сели вместе в круг) .

    Воспитатель. Посмотрите, а что это у нас на нашей ёлочки?

    Дети: снежинки.

    Воспитатель. Колобок мне говорит, что это наверное второе задание Снежной Королевы.

    Задание №2.

    "Сосчитай снежинки"

    Воспитатель. Давайте посмотрим что это за снежинки, такие красивые у нас. Ой, а там сзади что то написано на них? Что это?

    Дети. Цифры.

    Воспитатель. Возьмите каждый по снежинке и давайте посчитаем правильно по порядку сколько у нас снежинок.

    Дети, встают по порядку каждый соответственно своей цифре.

    Воспитатель. Ребята, Колобок говорит, что мы справились и со 2 заданием, но осталось ещё 3-е задание и его надо постараться найти у на с в группе. Надо искать, то что мы не когда еще не видели у нас в группе.

    Дети ходят по группе и ищут предмет, который им не знаком.

    Дети. Нашли, это мешочек!

    Воспитатель. Посмотрите ребята, какой то мешочек, а на нем записка "Отгадайте, на какую геометрическую фигуру похожи картинки. Если отгадаете, то я разморожу Колобка. Снежная Королева".

    Воспитатель. Ну, готовы к последнему заданию?

    Дети. Да!

    Воспитатель. Тогда начнём.

    Задание №3.

    Игра "волшебный мешочек"

    Воспитатель по очереди показывает карточки с изображением различных предметов, а дети говорят на какие геометрические фигуры они похожи.

    (Пока с детьми работает воспитатель, младший воспитатель меняет замерзшего Колобка, на веселого Колобка) .

    Воспитатель. Ну вот, мы справились с последним заданием Снежной Королевы, а где наш Колобок! Ребята посмотрите, что это, это же наш Колобок и какой он веселый и довольный. Он говорит, спасибо нам большое, за то, что мы помогли спасти его от холодных чар Снежной Королевы!

    -А вы рады ребята!

    Дети. Да

    Рефлексия.

    -Скажите ребята вам понравилось сегодняшнее приключение (Да) .

    -А настроение у вас улучшилось (Да) .

    -А что вам понравилось больше всего сегодня?

    Воспитатель. Мы сегодня молодцы, справились с заданием все!

    Включаю презентацию Пальчиковая гимнастика "Снежинка"

    Стою и снежинки

    в ладошку ловлю.

    Я зиму, и снег,

    и снежинки люблю.

    Но где же снежинки?

    В ладошке вода.

    Куда же исчезли снежинки? Куда?

    Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

    Как видно, ладошки мои горячи.

    Приветствие.

    1.письмо

    2. назвать времена года.

    3. назвать дни недели.

    4.время суток.

    5.Посчитать снеговиков. порядковый счёт

    6. украсить ёлочку

    7.украсить платок для снежной королевы

    Помочь снегирям найти свою кормушку

    Показать снегурочке самую короткую дорогу ко Дворцу Снежной Королевы.

    Полоски разного цвета и длины

    8.

    Дорогие ребятишки!

    И девчонки, и мальчишки!

    Я прошу вас, помогите,

    Дедушку освободите.

    Подходил вчера он к саду,

    На беду - попал в засаду:

    Королева Снежная дедушку заметила,

    В ледяном своём дворце

    Надолго приветила.

    Срочный мне дала наказ,

    Но зависит всё от вас.

    Нужно пять замков открыть,

    И дедушку освободить.

    Вы поможете, ребята?



    Предварительный просмотр:

                               Конспект НОД

    по формированию элементарных математических представлений в старшей коррекционной группе

                                  «Где ты, Дедушка Мороз?»

    Задачи:

    Познавательно-речевое развитие.

    Совершенствовать знания о геометрических фигурах;

    - Продолжать учить ориентировке на листе бумаги;

    -Закрепить знание свойств предметов, пространственные отношения;

    - Закреплять порядковый счет до 5, умение находить недостающую цифру.

    - Тренировать умение определять линейную последовательность предметов.

    - Закреплять понятия «узкий – широкий», «длинный – короткий».

    Социально-личностное развитие.

    - способствовать развитию памяти, внимания;

    - воспитывать коллективизм, милосердие.

    - Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ.

    - Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук.

    - Развивать коммуникативные способности.

    - Воспитывать умение работать в коллективе с раздаточным материалом.

    Художественно-эстетическое развитие.

    Закрепить знания о р.н.с.

    Совершенствовать умение украшать платочек предметами по указанию (аппликация).

    Закрепить умение раскрашивать фигуру по заданию (Рисование)

    Физическое развитие

    - Развивать мелкую моторику рук.

    Совершенствовать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом физминутки и пальчиковой гимнастики.

    Ход занятия.

    Дети стоят у входа в группу.

    Воспитатель. На сегодняшнее занятие попадёт тот, кто получит билетик. А чтобы получить его, нужно ответить на вопросы.

    Какой сегодня день недели по счёту?

    Какое время суток?

    Какое время года?

    Назовите первый день недели.

    Назовите соседей числа 3.

    Назовите третий день недели.

    Молодцы. Вы все получили билеты.

    Воспитателю приходит сообщение по компьютеру от Снегурочки. Включается письмо:

    Дорогие ребятишки!

    И девчонки, и мальчишки!

    Я прошу вас, помогите,

    Дедушку освободите.

    Подходил  вчера он к саду,

    На беду - попал в засаду:

    Королева Снежная дедушку заметила,

    В ледяном своём дворце

    Надолго приветила.

    Срочный мне дала наказ,

    Но зависит всё от вас.

    Нужно пять замков открыть,

    И дедушку освободить.

    Вы поможете, ребята?

    Для этого надо преодолеть трудности и выполнить задания. Поможем? Задания будут трудные, но интересные. А поможет нам в этом наша дружба. Готовы?  Тогда отправляемся в путь. Вокруг себя повернись и в сказочном лесу окажись. (Запись «Вьюга»).

    Включается сообщение от Снегурочки.

    Снегурочка даёт указание, где найти первый конверт с заданиями.

    Чтобы взять конверт, нужно пройти через незамерзающую речку по камушкам. (Цифры от 1до 6) наступать нужно одной ногой.

    Проложить речку

    1 задание.

    Какой по счёту снеговик на санках?

     На коньках?

     С ёлкой ?

    В котелке?

    С шарфом?

    2 задание.

    Чтобы найти конверт с заданием, нужно отгадать загадку.

    В лесу девица сидит плачет,
    От холода всё руки прячет.
    И нос замёрз и уши тоже,
    Вся на снегурочку похожа.
    Мороз с ней начал говорить,
    Со всех сторон к ней подходить:
    Тепло ли, девица, тебе?
    Ты расскажи мне о себе.
    Она от холода дрожит,
    Но не показывает вид.
    Тепло мне, дедушка Мороз,-
    Сама стоит, не чуя нос.
    Тогда он сжалился над ней,
    Призвал лихих своих коней.
    Мчится с подарками повозка.
    Сказка называется…..(«Морозко»).

     Ёлочки разложены на столах.

     Девочки, вы украсите самую низкую елочку игрушками

    Марсель, Данила  украсят елочку повыше, а остальные дети украсят самую высокую ёлочку

    Молодцы, справились и с этим заданием.

    Чтобы найти, где спрятано следующее задание, отгадайте ещё загадку.

    Это было в самом деле,
    Это видела сама :
    Вечерело. Вечерели
    Изумрудные снега.
    А вокруг луны-то кольца,
    Знать к морозам! Звень, звень, звень
    Сразу звёзды в колокольцы
    Зазвенели. Снова козлик
    Появился, а копытце
    Серебром его блестит,
    Где ударит, там искрится
    Благородный хризолит.

    Берём конверт с заданием.

    Снежная королева очень любит красивые вещи, но у неё все платочки простые. Она попросила нас украсить её платочки.

    Приготовить платочки

    В правый верхний угол нужно наклеить  снежинку в тёмном квадрате. В левый верхний –снежинку с лучиками. В нижний левый угол снежинку в белом квадрате. А в нижний правый -  такую же, как в левый верхний угол. И в центр наклейте круглую снежинку . Очень красивые платочки вы приготовили для Сн. Королевы.

    А следующее задание у нашего пернатого друга. Угадайте , у кого?

    На берёзу птички сели.
    И на белом заалели
    Словно капельки зари
    Чудо -  птички . - Снегири

    Сейчас у птичек очень трудные времена . Покормите их, пожалуйста. Снегиря посадите на квадратную кормушку, синичку - на треугольную, воробья – на прямоугольную, дятла - на круглую, а сороку – на овальную.

    И с этим заданием вы справились.

    Физминутка "Снежинки"

    Вот повеял ветерок, холодом пахнуло

    (руки верх, наклоны вправо влево)

    Словно зимушка-зима рукавом махнуло

    (руки в стороны, поворот вправо влево)

    Полетели с высоты белые пушинки

    (на носочках руки вверх вниз)

    На деревья на кусты падают снежинки

    До земли добрались и присели

    (присели на корточки)

    Вот поднялся ветерок

    И собрал их всех в сугроб

    (легкий бег и сели вместе в круг) .

    А вот и следующая подсказка.

    Владея снегом, льдом и стужей,

    Она надменно холодна,

    И снежной вьюгой злою кружит

    Зимой у тёплого окна,

    И вышивание морозом

    Узоров чудных на стекле,

    Она предпочитает розам,

    Взращённым в комнате, в тепле.

    Холодной льдинки злой осколок

    Вонзит в сердечко малыша.

    Её правленья век не долог,

    Когда есть добрая душа.

    (Снежная Королева)

    Нужно помочь Снегурочке добраться до замка Снежной королевы. По какой дороге мы пойдём. Снежная королева следы заметает, снежком посыпает. Сначала она поехала по самой широкой дороге. Найдите её. Молодцы. Затем, дорога поуже. А потом – по самой узкой дороге. Молодцы.

    Затем она поехала по длинной, покороче, самой короткой.

    Вот и пришли мы в замок Снежной Королевы. Освободили Деда Мороза.

    Снегурочка и Дед Мороз приготовили вам подарки.

    В «Чудо-сундучке»

     

      Дорогие дошколята!

    Очень дружные ребята!

    Вам спасибо говорю!

    От души - благодарю!

    Вам подарочки припас,

    Добрый день вам, добрый час!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

    Математика - точная наука, но детям интересней сказки и игры. Приходится совмещать...

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

    Это не просто занятие, а путешествие по любимым сказкам....

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Цветик-семицветик"

    Знакомство с цифрой 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на б...

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Образование числа 7"

    Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 ....

    Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10» Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Возрастная группа: старшая

    Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

    Занятие по ФЭМП в старшей группе "Подарок Дедушки Мороза"

    Упражнять в пространственной ориентировке на листе бумаги.закреплять умение составлять из частей целое.формировать навыки порядкового счёта.развивать общую и мелкую моторику....