Математика у старших дошкольников
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Купыра Татьяна Алексеевна

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью  и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремления к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_u_starshikh_doshkolnikov.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                 «Что ближе?»

       Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

      Ход игры: Дети делятся на две команды. Одной команде дать задание назвать предметы, которые находятся – вдали, другой – вблизи. Отмечайте черточкой на земле ответы детей. В конце предложить посчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды.

      (Игра проводится на прогулке)

                           «Сколько взять конфет?»

    Цель: Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

    Ход игры: Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее  количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы две конфеты одного сорта?» (не менее трех). Задача решается путем логического мышления. Так же решается о яблоках: «В вазе лежало 3 яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?»

      (одна из девочек взяла яблоко вместе с вазой)

                             « Найди и назови»

        Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру  определенного размера, цвета.

      Ход игры: На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур, разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок, говорит: «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д.

      Ребенок правильно и быстро показавший  и назвавший фигуру, берет её себе. В конце подсчитывают, сколько, у кого фигур, объявляют победителей.

       (ответ следует давать сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки; игровые действия включают элементы занимательности, соревнования)

                              «Что там?»

       Цель: Закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

     Материал: Деревянная трехместная матрешка.

     Ход игры: Воспитатель загадывает загадку:

                        Ростом разные подружки,

                        Но похожи друг на дружку,

                        Все они сидят друг в дружке,

                        А всего одна игрушка.

       Воспитатель разбирает матрешку, обращает внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом – от самой большой до самой маленькой. Сначала взрослый сам собирает матрешку. Затем его действия повторяет ребенок. Вкладывая одну матрешку в другую, определяя какая – меньше, какая – больше. Ребенок должен назвать все части. (большая, меньшая, самая маленькая)

                               «Что, каким бывает?»

         Цель: Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

       Ход игры: Взрослый говорит: Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит слово. Например: взр. – длинный, реб. – дорога, лента, веревка.

                                «Отгадай число»

      Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.

      Ход игры: По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9.

Ребенок, выполнивший условия игры, получает фишку. При делении детей на группы, ответивший неправильно – выбывает.

                                   «Числовой ряд»

     Цель: Закрепить знания детей о последовательности чисел в натуральном ряду.

     Ход игры: Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой, лицевой стороной вниз, карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество    карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает её и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число, меньше числа открытой им раннее карты, ребенок кладет карточку левее правой, если больше – правее. Если же он возьмет карту с числом уже открытым им, то возвращает её на место. Право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

                                    «Отгадай число»

        Цель: Закрепить умение находить следующее и предыдущее число от 1 до 10.

        Ход игры: Дети образуют круг. По считалке выбирается ведущий: Шел по берегу петух,

                 Поскользнулся, в речку – бух!

                  Будет знать петух,

                  Что впредь,

                   Надо под ноги смотреть!

Ведущий задумывает любое число в пределах 10 и на ухо говорит воспитателю. Играющие, при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только да или нет, должны отгадать это число. Например: задумано число 8. Оно больше 5? – Да. Оно больше 9? – Нет. И т. д. После того, как число отгадано, ведущим становится ребенок, который его отгадал.

        Усложнение: Называть числа от 10 до 20.   

                               «Что, где?»

       Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

       Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Ведущего выбирают с помощью считалки:

                          Раз, два, три, четыре, пять

                          Начинаем мы играть.

                          Всех нам надо сосчитать,

                          Чтобы знать, кому начать.

     Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы, которые можно задавать: Что впереди? Кто возле тебя? Что над головой? И т. д.

                                        « Ручеек»

       Цель: Закрепить знания детей о составе числа из двух меньших.

      Ход игры: Двое детей – ведущие берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра (от 1 до 10). Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу:

«Ручеек в воротца» - дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число (которое на воротцах). Ручеек должен пройти через воротца. Дети, образующие воротца пропускают тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено.

       Игра повторяется, при этом меняются ведущие и цифры у детей.

                                    « Назови число»

        Цель: Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

        Ход игры: Взрослый или старший ребенок говорит: « Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

                            «Подумай, назови»

      Цель: Закрепить умение увеличивать или уменьшать число на единицу.

    Ход игры: Игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий: Дождик, дождик поливай-

                                      Будет хлеба каравай,

                                      Будут булки, будут сушки,

                                      Будут вкусные ватрушки.

     Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить или уменьшить названное число на единицу. Ребенок, поймавший мяч, называет число, затем сам называет любое число, просит уменьшить (увеличить) и бросает мяч кому-либо из играющих.

       Усложнение – просит назвать предыдущие и последующие числа.

                                «Цепочка примеров»

       Цель: Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

    Ход игры: Две группы детей садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч, продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом     в первом примере. Участник, давший неправильный ответ или пример, выбывает. Выигрывает группа детей, у которых осталось больше игроков.

                            «Считай дальше»

      Цель: Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке.          Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Перед началом игры следует договориться, в каком порядке (прямом или обратном) дети будут считать. С помощью считалки выбирается  ведущий: 1,2,3,4. Кто не спит у нас  в квартире?

                  Всем на свете нужен сон.

                  Кто не спит, тот вон!

     Ведущий бросает ребенку мяч  и называет число. Поймавший мяч, продолжает считать до и после названного числа. Затем он становится ведущим. Игра проводится в быстром темпе, чтобы охватить большее количество детей.

     Усложнение – счет можно не только до 10, но и дальше.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры по математике для старших дошкольников"

В презентации раскрывается значение дидактических игр, их структура и виды; представлены дидактические игры для детей старшей и подготовительной групп детского сада по разным разделам ФЭМП....

Викторина «Путешествие в страну «Математика» для старших дошкольников.

Викторина «Путешествие в страну «Математика» для старших дошкольников.Цели:Образовательная.Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательн...

Викторина «Путешествие в страну «Математика» для старших дошкольников.

Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность....

Конспект занятия по математике для старших дошкольников по теме Путешествие на Луну

Конспект занятия по математике для старших дошкольников по теме Путешествие на Луну, 2017 год...

Занятие по математике для старших дошкольников «Путешествие в страну Мультяшек»

Занятие по математическому развитию старших дошкольников. Данное занятие способствует закреплению математических знаний детей.Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.Цель: Закрепление матема...

Конспекты по математике для старших дошкольников с использованием задач в стихах

Конспекты по математике для старших дошкольников с использованием задач в стихах...

Конспект занятия по математике для старших дошкольников «Занимательная математика»

Программное содержание:Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов и закрепить навыки счета в пределах 10.Расширять знания детей о после...