Роль занимательных задач в развитии у детей общих умственных и математических способностей.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Давлетзянова Фанузя Шамиловна

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zanimatelnykh_zadach.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Роль занимательных задач в развитии у детей общих умственных и математических способностей.

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале.

В самом начале занятия со старшими дошкольниками оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики»

Например, игра «Отгадай загадку»

Ёж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

- «Запасаюсь я к зиме

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одну несу».

Призадумался сосед,

Это много или нет?

Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах: игра «Сложи квадрат»

  • Сложите квадрат так, чтобы получилось два треугольника, и разрежьте его по линии сгиба.
  • Сложите квадрат так, чтобы получилось два прямоугольника, и разрежьте по линии сгиба.
  • Сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линии сгиба. 
  • Из полученных фигур сложите три квадрата.

Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д.

Загадка «Слушай и считай»

На полке в ряд игрушки Танины стоят.

Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.

Рядом с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек стоит у Танюшки?

Задача – шутка.

Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь воробьёв,

У каждого воробья семь хвостов,

Сколько было старичков?

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Во время таких занятий формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе нагрузку (определенно умственную), которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Использованная литература: Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет». Москва 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Центр занимательной математики в группе детского сада как средство формирования математических способностей у детей 4-5 лет

Статья опубликована в сборнике ОГУ им. И. С. Тургенева «Актуальные проблемы дошкольного образования», март, 2019 г....

«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Важнейшим  навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – ре...

«Роль занимательной математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста»

laquo;Роль занимательной математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста»...

Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."

Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей  у детей с....

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...