«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»
статья

Игнатова Елена Алексеевна

Важнейшим  навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, снизится интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ignatova_e.a.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Автор: Игнатова Е.А.

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, снизится интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

 Успешность работы по развитию логического мышления у дошкольников во многом определяется не только планомерными играми и занятиями, организуемыми воспитателем, но и окружающей детей развивающей предметно - пространственной средой, которую стараемся создать в группе в соответствие с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Для реализации задач по развитию логического мышления используем три основные формы взаимодействия с детьми:

  • обучение в организованной образовательной деятельности;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей в течение дня

Отбирая методы и приёмы, стараемся включать в основу образовательного процесса игры, как основной метод обучения дошкольников: дидактические, развивающие, логико-математические, а также игровые упражнения, экспериментирование, решение творческих и проблемных задач, практическую деятельность. В своей работе также используем ИКТ – технологии: создаем презентации при помощи программы Power Point, включая необходимые задания либо для всего занятия, либо как часть ООД. Это помогает нам обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, способствует проявлению интереса к поиску решений поставленных задач.

Формы организации ООД у нас самые разнообразные: игры-путешествия, игры – сказки, с использованием литературных героев, сюжетно – дидактические игры, КВН, викторины. В содержание ООД обязательно включаем проблемно – поисковый метод, который помогает нам научить ребенка использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Мы стараемся не давать детям готовых ответов на поставленные вопросы, а ставим их в ситуацию таким образом, что сообща, все вместе, путем проб и ошибок, выдвигая различные гипотезы и предложения, ищем ответ на поставленный вопрос. И все это без нагрузки на психику ребенка ведь он играет, а не просто что-то запоминает.

Содержание ООД в основном предусматривает 4-5 частей:

  • Логическая разминка.
  • Знакомство с новой темой (на демонстрационном материале)
  • Закрепление нового материала (на раздаточном материале).
  • Игры и упражнения на развитие логического мышления.

 

Формирование предпосылок по развитию логического мышления мы начали с младшего дошкольного возраста. Использовали простейшие игры «Разрезные картинки», «Сложи квадрат» из 2-4 частей разными способами, «Собери пазлы», «Подбери узор» и другие. В средней группе расширяли и усложняли содержание работы.

В старшей группе мы познакомили детей с играми более сложного содержания: головоломки «Абрис», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра». Мы показываем детям, как наложением деталей на образец можно собирать картинку, при этом чётко проговаривали название используемых фигур. Начинали с самых простых картинок, состоящих из 4-5 фигур (домик, неваляшка, гриб). В настоящее время учим создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода по расчлененному образцу.

Игра с кубиками «Сложи узор», разработанная известным российским педагогом Б. Никитиным – одна из самых востребованных. Детей очень увлекла эта играНа начальном этапе они учились по схемам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Следует отметить, что складывание головоломки по схеме ни в коей мере не ограничивает ребёнка в свободе творчества. Поняв, что из разных геометрических фигур путём приложения могут получаться различные предметы, животные и т.п., дети начинали придумывать собственные постройки (собачка, динозавр, Маринкина башня) из 9, затем 16 кубиков, каких ещё нет в схемах, т.е. выполнять творческую работу.

Мы отметили, что составление узоров детьми по принципу «от простого к сложному» расширяет их интеллектуальные и творческие способности в целом. Они учатся находить ход решения, который ведёт к нужному результату.

 

Следующим видом работы являются занимательные упражнения со счетными палочками. Дети учатся выкладывать разные фигуры (рыбку, самолётик, ракету, качели), считают количество палочек в каждой фигуре, называют геометрические формы, из которых составлена фигура (количество углов и сторон); сами придумывают и складывают фигуру, т. е мы закрепляем знания детей о фигурах и их видоизменениях, а также учатся преобразовывать фигуры путем перекладывания палочек (н-р, «переложить две палочки так, чтобы домик был перевернут в другую сторону» или составить домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок и др.)

 

Прекрасным материалом в развитии мыслительных операций дошкольников являются логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

В своей работе также используем математические игры и упражнения, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур, т.е. нахождение закономерностей. Дети с удовольствием включаются в эти игры и практически все самостоятельно справляются с поставленными задачами.

Немаловажное значение для развития логического мышления имеют занимательные задачи на смекалку, загадки. («Назови одним словом», «Что лишнее?», «Что для чего предназначено?», «Картинки – противоположности», «Найди пару».) Чтобы выполнить задание, ребёнок должен:

  • выделить указанные признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
  • сопоставить и объединить эти признаки, т.е. произвести синтез;
  • на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать умозаключение, т.е. выполнить задание.

Предлагая детям подобные задания, мы подбираем красочные иллюстрации или выкладываем на фланелеграф яркие картинки, соответствующие теме ООД. Наглядность дидактического материала способствует более успешному усвоению нужных знаний и умений, делает процесс обучения ненавязчивым и интересным.

В своей работе используем загадки - небылицы с логическими ошибками. Нахождение несоответствия занимает немного времени, но, тем не менее, подобные загадки учат думать и анализировать, т.е. активизируют мыслительную деятельность.

Большой интерес вызывают у детей интеллектуальные праздники, вечера досугов, дни здоровья с заданиями на смекалку и сообразительность. В их содержание включаем загадки, игры - развлечения, разгадывание ребусов, лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры и танцы оживляют такие мероприятия, являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольный период.

Вся проделанная работа приносит свои плоды – дети стали более раскрепощёнными, научились анализировать, сравнивать, обобщать, пытаются отстаивать свою точку зрения. У детей появился интерес к познанию, они обрели уверенность в себе, делают первые шаги по высказыванию суждений, доказательств. Значительно возросла степень активности воспитанников в самостоятельной деятельности. Всё это является прочным фундаментом для успешного обучения детей в школе.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по формированию логического мышления и развитию познавательного интереса, творческого воображения у детей, используя более сложные задания для игр - головоломок, таблиц и схем, будем искать новые формы организации, более эффективные методы и приемы. Будем поощрять их стремление к самостоятельной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения. Особое внимание обратим на тесное сотрудничество, вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, всячески поддерживая инициативу и творчество. Также мы будем продолжать работу по созданию развивающей предметной среды. Нашей задачей на сегодняшний день остается обновление содержания образовательной деятельности, чтобы каждый день пребывания в детском саду для ребенка был праздником.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.

Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...

Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей всех возрастов поможет в воспитании детей....

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Разработка направлен на развитие умственных способностей детей начиная с раннего возраста...

Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."

Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей  у детей с....

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...