Комплекс дидактических игр
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Рыбаконенко Раиса Алексеевна

Комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей  ДОУ

Игры с числами и цифрами:

«Мы всезнайки»

Цель: развивать  творческое воображение, логику, мышление. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве, пользуясь планом. Закреплять счет  в пределах 10. Закреплять знания о свойствах геометрических фигур, умение обобщать.

Развивающая среда: цветные числа, счетные палочки, игрушка  Хрюша, обручи красного и синего цвет, геометрические фигуры.

1.Загадки – отгадки цифры.

2.Игра с двумя обручами: синий и красный разложить фигуры по цвету и посчитать их количество в каждом обруче.

«Не промочи ног»

Цель: уточнять место каждой цифры до 10. Развивать умение устанавливать логические связи.

Развивающая среда: карточки  «кочки» с цифрами, на каждого ребенка «Какие цифры пропущены?»

Игры с геометрическими фигурами

        «Построй дорожку»        

Развивающая среда: плоскостные  геометрические фигуры красного, синего, зеленого цвета

На доске - схема дорожки на полу разбросаны геометрические фигуры.

«Собери грибочки»

Развивающая среда: плоскостные игрушки-грибочки с разными геометрическими шляпками и разного цвета, плоскостные корзиночки.

«Построй домик для геометрических человечков» - сидя за столами. Развивающая среда: плоскостные геом. фигуры -треугольники (четыре штуки).Построить домик по картинке.

«Волшебный осенний лес»

Развивающая среда: геометрические пл. фигуры (круг, треугольник, прямоугольник до 10 штук).

«Рассели жильцов»

Развивающая среда: Изготовленный из целлофана с пришитыми простроченными кармашками многоэтажный дом для хранения в порядке геометрических фигур(овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)

Например: круг красного цвета поселим на четвертом этаже в квартиру №3

-Треугольник синего цвета - на втором этаже в квартире №1 и т.д.

«Составь фигуру»

Развивающая среда у каждого ребенка на столе по 2 веревочки и набор счетных палочек, геометрические фигуры.

Например; Возьмите 4 палочки и составьте из них квадрат, а из 3 палочек  треугольник

Чем похожи эти  фигуры?

Чем отличаются?

Сделайте из одной веревочки круг, а из другой овал.

Чем отличается круг и овал от треугольники и прямоугольника?

Игра «Неделька»

Цель: закрепить знания геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели их последовательность. Развивать память , мышление  и внимание.

Развивающая среда: наборы из семи геометрических  фигур ( кр.  Квадрат – понедельник, желтый краг – вторник, красный треугольник среда, зеленый прямоугольник – четверг, синий овал – пятница, желтый большой прямоугольник – суббота, большой красный круг _ воскресенье.

Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующая геометрическая  фигура. Дети играют, разбегаются затем по команде воспитателя помогают Недельке  правильно собраться день за днем.

Игра «Путешествие по временам года»

Цель: Развивать представление детей о временах года и их последовательности, умение работать по схемам, пополнять словарный запас (времена года, фигура,  схема)

Развивающая среда: Схемы – обозначения (снежинки – зима,  ручеек – весна , цветок – лето , капельки дождя – осень ), наборы цифр в пределах 5 , листок с изображением одной геометрической фигуры , рисунок кота из геом. фигур.

Загадки о временах года и показ схем обозначения их. Зима – снежинка, весна  - ручеек, лето – цветок, осень - капля дождя или листок

Рассматривание рисунка кота (назвать из каких геом. фигур он состоит)

Дети берут свои листочки с изображением геом. фигуры и дорисовывают предметы, подрисовав к фигуре дополнительные детали.

Игра « Чего не стало»:

Цель: продолжать закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание и внимательность.Закреплять знание дней недели.

Развивающая среда: Геометрические фигуры (квадрат , овал , прямоугольник круг ) разного цвета и размера

Воспитатель незаметно для детей убирает из расставленных в ряд геом. Фигур по одному предмету.

Игра «Математический диктант»

Цель: Ориентироваться на листе бумаги, располагая  предметы и их изображения в указанном направлении. Отражать в речи пространственное расположение предметов (вверху, внизу, слева , справа , в левом верхнем(правом верхнем) углу и т. Д.Совершенствовать  навыки порядкового и обратного счета.

Развивающая среда: Карточки для счета дней недели, листы белой бумаги, плоскостная игрушка стрекоза.

В левом верхнем углу листа рисуем  квадрат.

В правом нижнем углу рисуем овал.

В левом нижнем углу – прямоугольник.

В правом верхнем углу – круг.

А посредине листа рисуем треугольник.

Игра «Соедини точки по порядку»

Цель: продолжать учить считать в пределах 10, упражнять в  распознавании цифр.

Развивающая  среда: листы с изображением точек и цифр, карточки  с цифрами.

Дети простым карандашом последовательно соединяют точки,  затем, соединяют последнюю  с первой.  Получается геом.  фигура.

Игра «Радуга»

Цель: развивать умение детей размещать цвета в определенной последовательности . Развивать внимание, пространственное мышление, познакомить детей с новыми оттенками красного  (оранжевый ) и синего  (голубой .

Развивающая среда: цветные полоски бумаги К.О.Ж.З.Г.С.Ф.(ЧАСТЬ РАДУГИ), И ЛИСТ БУМАГИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЧАСТИ РАДУГИ.

ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЕ  ПО ПРИНЦИПУ НАЙТИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ  РАДУГИ И ПРАВИЛЬНО РАЗЛОЖИТЬ ЦВЕТА

ИГРА «НАЙДИ ТАКУЮЖЕ»

ЦЕЛЬ: РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.УПРАЖНЯТЬ В УМЕНИИ ВЫБИРАТЬ ИЗ МНОЖЕСТВА ФИГУР НЕОБХОДИМУЮ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЦВЕТУ И ФОРМЕ.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА: ИГРОВАЯ КАРТА, ЗАПОЛНЕННАЯ  РАЗЛИЧНЫМИ  ФИГУРАМИ (В ЦЕНТРЕ КАРТЫ ЗАДАННАЯ  ФИГУРА)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту и выбрать из геометрических фигур такую же по какому-нибудь признаку.

Игра: «Лабиринт»

Цель:  Учить детей «читать» знаки – символы(признаки геометрических  фигур- цвет размер,, форма).развивать практически действенное мышление.

Развивающая среда: лабиринт из белых склеенных полосок бумаги, домик с любимыми игрушками, карточки с изображением геом. Фигур (цвет и форма)

На полу  находится лабиринт, в конце которого домик, где лежат любимые игрушки. Чтобы дойти до этого домика, нужно на повороте взять ту фигуру, которая описана знаками. Выбирается одна.

Игра: Пирамидка»

Цель: закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать конструктивные умения, фантазию,  творчество.

Развивающая среда: карточки с изображением  геометрических фигур.(цвет форма )

Воспитатель предлагает детям построить пирамиду (на первом этапе знакомства с игрой играет вместе с детьми (предлагает свои варианты пирамиды)

Игра «Разложи пропущенные фигуры»

Цель: Учить   осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепит представления о свойствах геом. Фигур .

Развивающая среда: геом. фигуры плоскостные, таблицы с изображением геом. Фигур разных комбинаций.

Каждый из играющих детей внимательно рассматривает свою таблицу с комбинацией Г.Ф., находит закономерности в их расположении, а затем заполняет пустые клетки со знаком вопроса (кладет соответствующую Г.Ф.)

Игра «Вырастим цветы»

Цель: Закрепить знание цифр от 1 до 10, упражнять в составлении из частей одного целого. Упражнять в умении «читать»  кодовые обозначения Г.Ф.

Развивающая среда : три игровых светло – зеленых листа с написанными в определенной последовательности  цифрами.

Воспитатель предлагает детям поиграть на солнечной цветной поляне. Раздает волшебные  карточки, с помощью которых  «оживут»  цветы Дети «читают « каждый свою карточку в последовательности и находят фигуры. Отгаданные фигуры располагают на игровом листе к определенной цифре.

Зашифрованы три цветка : первый – из овалов,  второй  - из треугольников , третий – из кругов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр по ознокомлению детей с цветом

Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с цветом. IIмладшая группа....

Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой

Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой. II младшая группа....

Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с ориентированием в пространстве

Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с ориентированием в пространстве. II младшая группа....

Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.

Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...

Комплекс дидактических игр по правилам дорожного движения

Комплекс игр по изучению правил дорожного движения позволит обучить детей правилам поведения на дороге. Познакомит с наземным транспортом и знаками дорожного движения....

Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей второй младшей группы с цветом «Город цветных человечков»

Цель:        Закрепить представления детей о цветах. Продолжать учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, фу...

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР Введение Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обсл...