"Проблема воспитания одаренных детей в семье и детских садах"
рабочая программа по математике (средняя группа) по теме

Сажина Илона Алексеевна

В этом реферате я изучала отношение к детям с особыми знаниями и сверхинтелектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_odar_deti.docx71.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                       

                 Реферат на тему: 

« Проблема воспитания одаренных детей в семье и дошкольных учреждениях»

        Подготовила

                                                                              Сажина Илона Алексеевна

Содержание

Введение____________________________________________________________________1

Глава 1. Проблема изучения детской одаренности_________________________________3

  1. Сущность основных понятий одаренности_____________________________________3
  2. Виды и проявления одаренности в детском возрасте____________________________5
  3. Факторы влияющие на развитие детской одаренности___________________________8

Глава 2. Воздействие окружающих на одаренных детей____________________________10

2.1.Ситуация гиперопеки______________________________________________________10

2.2.Типы одаренных детей_____________________________________________________12

2.3.Влияние семьи и дошкольного учреждения на одаренных детей__________________14

Глава 3. Особенности развития одаренных детей__________________________________19

3.1.Направления развития одаренных детей______________________________________19

3.2.Дети-Индиго_____________________________________________________________20

3.3.Проблемы одаренных детей________________________________________________25

3.4.Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста________________________27

Заключение_________________________________________________________________29

Список используемой литературы______________________________________________30

Введение.

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними способностями. Хотя, вполне естественно думать, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню развития, не будет встречать трудностей в учебе, и ему уготовано более счастливое детство, а в последующем и сокрушительный успех во взрослой жизни. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, зачастую принимающие характер настоящей драмы в ходе возрастного развития. 
ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно – о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) – не только недостаток, но и достоинство – именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей – а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

Но не только свойства нервной системы – вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

Феномен необычайной одаренности современных детей остается одной из наиболее активно обсуждаемых тем учеными последних десятилетий. Особо одаренных детей американскими учеными было принято называть детьми Индиго, первые суждения о которых относятся к 80-м годам минувшего века. В 1982 г. американка Нэнси Энн Тэпп, обладавшая способностью видеть ауру людей, написала книгу под названием «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь». Нэнси классифицировала определенные типы человеческого поведения по цвету ауры и утверждала, что людей индиго можно узнать по темно-синему цвету ауры. Но авторы последующих публикаций доказали, что цвет ауры — критерий непостоянный, он может меняться в зависимости от состояния здоровья, настроения. Поэтому, чтобы решить, относится ребенок к категории индиго или нет, надо принимать во внимание широкий спектр показателей, прежде всего уровень развития интеллекта, креативность, сферу интересов, особенности поведения. Ведь, согласно имеющимся в зарубежных источниках представлениям, индиго — это человек, которого с детства ведет по жизни его предназначение, его желание внести вклад в улучшение жизни человечества.

Проявление индивидуальных различий по способностям имеет существенное значение в дошкольном детстве, определяющее развитие личности в целом, ее дальнейшее становление и проявления на последующих возрастных этапах. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы – одаренности.

Свидетельства о неравенстве умственных возможностей людей имели место еще в древнейшие времена. Генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении (от лат. «гений» – дух). Значение, близкое к современному, термин «гений» приобрел лишь в эпоху Возрождения. Эпоха за эпохой взгляды древних ученых модернизировались, но востребованы системой образования не были. Именно поэтому вплоть до создания первых специализированных учебных заведений, стимулом к изучению природы одаренности служил спонтанно возникший интерес к проблеме, свойственный любому исследователю.Первые объективные суждения об одаренных детяхпоявились в начале прошлого столетия. Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед современным обществом, придает проблеме развития одаренных детей особую актуальность. Повышенное внимание к проблеме одаренности главным образом связано с экономическим рывком многих развитых стран, а именно с возросшим уровнем общей образованности населения и значительными достижениями в области психолого-педагогических наук.

Интенсивно проблема одаренности разрабатывается в зарубежной психологии. Такие исследователи как К. Текекс, С. Мерленд, М. Карнес и многие другие ученые исходят из натуралистических представлений о детской одаренности и побуждают к созданию условий, раскрывающих имеющийся потенциал одаренного ребенка, не ограничивая возможности его развития. В отечественной психологии на основе работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Интерес к данной проблеме не иссяк и в настоящее время. Изучение детской одаренности год от года привлекает все большее число научной интеллигенции. Некоторые современные исследователи, американцы Нэнси Энн Тэпп, Ли Кэрролл и Джен Тоубер, утверждают, что особо одаренные дети обладают необычными психологическими характеристиками и поведением, провозглашая их как посланцев нового мира. Тем не менее, стоит заметить, что понятие одаренности в нашей стране долгое время не принималось. Провозглашался противоречивый лозунг о не существовании неспособных детей, о всемогуществе воспитания, формируя общественное мнение о природной одаренности всех без исключения.

На самом деле, у каждого нормального ребенка присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности.(1.28-33.)

Глава 1. Проблема изучения детской одаренности

1.1 Сущность основных понятий одаренности

Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого рода различия выступают при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на те особенности психики человека, которые и называют его способностями или одаренностью.

Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в дошкольном возрасте наиболее последовательно начинали изучаться коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера. В качестве исходного момента была использована модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

Итак, под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности. Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, находить пути ее решения, создавая замыслы новых творческих продуктов. Таким образом, если словом «способности» принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют.

На основе данных о личности, многие психологи соотносят понятия развивающаяся личность и развивающаяся одаренность и видят явную зависимость между этими понятиями. Пробуждающаяся одаренность может существовать, воздействуя на становление личности, вырабатывая личностные качества. Формирование личности вступает в сложные и иногда противоречивые отношения с проявлениями одаренности.

Стоит подчеркнуть, что важным для становления личности является ее собственная внутренняя активность. Так, принижение субъекта в человеке, распространение одномыслия, послушной исполнительности губительны для развитие его способностей. И, наоборот, в проявлении активности человек раскрывается как субъект во всем своем индивидуальном своеобразии.

Итак, способности и одаренность формируются в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственной активности растущего человека. В ходе жизнедеятельности у ребенка развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет важную роль в развитии способностей.

Все психические свойства, к которым, безусловно, относятся и способности, и одаренность, имеют свою нервную основу. Согласно физиологии человека, свойства нервной системы входят в составзадатков - заданных предпосылок развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями могут оказаться включенными в деятельность, в формирование способностей. Есть основание полагать, что здоровый нормальный человек от рождения обладает задатками к любой человеческой деятельности, но исходный уровень их неодинаков и определяет индивидуальный темп развития способностей.

Индивидуальные внутренние условия развития, имеющие свои врожденные предпосылки, формируются под воздействием внешних условий – в процессе взаимодействия растущего человека с миром, под влиянием обучения и воспитания в широком смысле этих слов. И сами индивидуально-природные данные развиваются, изменяются вместе с возрастным созреванием, включаясь в процессы психического развития.(3. 32-34)

Б.С. Алякринский, И. Акимов и многие другие ученые в своих работах определяют такую составляющую одаренности, как «талант» - исключительные способности. Талант – способность человека оригинально решать банальные задачи, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы. Если способности и талант проявляются в нескольких областях, говорят об одаренности. Одаренность и талант часто используются как синонимы, род и вид. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым.

Следует с самого начала ввести еще одно понятие – «склонность». Употребляя это слово, психологи имеют в виду устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности. Склонность, т.е. расположенность, тяготение к каким-нибудь видам занятий, - нечто большее, чем интерес к этим занятиям, хотя нередко развитие склонности начинается с интереса к той или иной сфере деятельности. Но интерес может и не перейти в склонность, так как склонность представляет собой расположенность только к личной непосредственной деятельности в данной области.

Склонности во многих случаях совпадают со способностями. Склонности – стремления, способности – возможности, но между тем и другим – глубокая взаимосвязь. С одной стороны, располагающая человека деятельность не может не содействовать развитию соответствующих способностей. Вместе с тем больше увлекает та деятельность, которая проходит успешнее, к которой человек более способен. Так, склонности и способности усиливают друг друга, развиваются вместе.

Таким образом, исследователи данной проблемы Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.С. Юркевич, Б.С. Алякринский и другие сходятся во мнении, что «одаренность» обозначает высокий уровень развития способностей и включает в себя ряд взаимосвязанных друг с другом понятий. Однако при изучении феномена одаренности нельзя упускать из виду общественно-исторических изменений, как в самих видах деятельности, так и в оценке их успешности.(2.15-18)

1.2 Виды и проявления одаренности в детском возрасте

Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых.

По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два вида – познавательная (интеллектуальная), проявляемая детьми при решении мыслительных задач, и творческая – при решении задач на воображение. Исследования показали, что высокий уровень общей умственной одаренности характеризуется наличием и интеллектуальной, и творческой одаренности, каждая из которых может быть выражена у ребенка в разной степени.

Наряду с общей одаренностью, набором универсальных для любых видов деятельности способностей, существует специальная одаренность, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности (музыкальной, художественной, двигательной и др.) и практически не пригоден к другой. Данный вид одаренности в природе крайне редок, но ему уделяется пристальное внимание практиков, так как именно специальные способности имеют ведущее значение в общем развитии человека.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка явно и отчетливо, называют явной, и, напротив – в замаскированной форме –скрытой одаренностью.

Другая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной, а детей с данным видом – талантливыми. Одаренность, представляющая собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в силу своей функциональной недостаточности, называют потенциальной.

По времени своего проявления различают раннюю и позднюю одаренность . Многочисленны примеры известных личностей, проявивших свои выдающиеся способности в раннем детстве: А. Моцарт, Г.В. Лейбниц, В. Гюго, И.И. Мечников и другие. Не менее часто люди, не проявившие себя в детские годы, достигали успехов в зрелом возрасте. Это Н. Коперник, И.А. Крылов, Аксаков и т.д.

Итак, факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности показывают сложность и важность проблемы прогнозирования развития.

«Одарен не сам по себе ум человека,- подчеркивают Чудновский В.Е., и Юркевич В.С., – одарена его личность». Лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает возможность понять его творческие и интеллектуальные способности. У понятия «детская одаренность», по мнению А.М. Матюшкина, Дж. Рензелли и других ученых, есть аналог «потенциал личности». И об определении уровня одаренности, степени развития этого потенциала, можно говорить применительно к каждому ребенку.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес выделил 3 категории детей, которые в педагогической практике принято именовать одаренными: дети с высоким уровнем интеллекта (IQ); дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (с ранней умственной специализацией) и дети с высокой креативностью.

А.И. Савенков в своей работе заменяет категорию высокой креативности на группу хорошо обучающихся в школе детей, называя этот вид одаренности «академическая одаренность».

По результатам исследований психологии интеллекта М.А. Холодной, существует 6 категории одаренных детей: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые и мудрые.

Ю.Э. Гильбух, основываясь на ранних исследованиях одаренности, выделяет черты общей умственной одаренности : необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленная устойчивостью внимания и операционной памяти, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, оригинальность.(3. 46-48)

Одаренный дошкольник читает вывески, заголовки и даже книги, решает математические задачи, проводит связи между различными явлениями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами. Особенностью интеллектуально одаренных детей является двусторонность их сознания, направленность его то на решаемую задачу, то на самого себя – на то, как собственная психика справляется с решаемой задачей.

Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной деятельностью. Если ребенок рано начинает ходить, более активно идет ознакомление с окружающим и создаются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы. Однако было отмечено, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Не менее существенным признаком является наличие в интеллекте одаренного ребенка творческого начала. Внешние проявления творчества многообразны.

Психологические исследования показывают, что преобладающая у творчески одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном, а также ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счетом и т.д.).

В работах многих зарубежных и отечественных ученых отмечен и описан ряд аналогичных характеристик. Анализируя исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В. Вундра и многих других А.И. Савенков выявил особенности психического развития одаренных детей, деля их на познавательные и психосоциальные.

Таким образом, к особенностям развития познавательной сферы относятся:

Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию. Одаренный ребенок не терпит ограничений своим исследований, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной особенностью.

Сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления обыденным вещам.

Склонность к задачам дивергентного типа, т.е способность понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания, главная особенность которых в наличии множества правильных ответов.

Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых, а также творчески разрабатывать существующие. Оригинальность проявляется не только в мышлении, но и общении, поведении одаренного ребенка, а также во всех видах его деятельности.

Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности одаренных детей.

Легкость генерирования идей («продуктивность мышления») очень близко к гибкости мышления, но характеризует несколько иную грань одаренности.

Легкость ассоциирования – способность выработки обобщенных стратегий на основе выявления скрытых связей и отношений. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его нормальные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями, которые могут носить нетрадиционный характер.

Кроме того, учеными отмечены такие характеристики познавательной сферы, как способность к прогнозированию, оценке, высокая концентрация внимания, отличная память, устойчивость, широта интересов и склонностей.

К особенностям психосоциального развития относятся: эгоцентризм, повышенная уязвимость эмоциональной системы, склонность к лидерству, соревновательности, стремление к самоактуализации, перфекционизму, социальная автономность, ярко выраженное чувство юмора.

Самоактуализация – стремление раскрыть свой внутренний потенциал, по мнению К. Гольстейна и К. Роджерса, является главным побудительным мотивом творчества. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться. Такое свойство личности, как эгоцентризм наиболее реально проявляется в познавательной сфере. Его не следует относить к числу негативных качеств, поскольку в данном случае эта особенность в основном преодолевается со временем.

Итак, известный исследователь проявлений детской одаренности Н.С. Лейтес определяет признаки одаренности – особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего, повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности, что и было рассмотрено в этом разделе. В основе таких проявлений не только более благоприятные внутренние предпосылки развития, но и внешние факторы, определяющие развитие тех или иных способностей ребенка. Этой проблеме посвящен следующий пункт работы.(8. 52-58)

1.3 Факторы, влияющие на развитие детской одаренности

Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности.

Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.

Очень важно иметь в виду психологические данные о возрастной чувствительности, т.е особой отзывчивости на окружающее, или избирательной активности, которая по-своему характеризует каждый этап развития. А.В. Запорожец писал: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем, у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…».

Лейтес подчеркивал, что «именно в годы детства на каждом возрастном этапе возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию». Согласно современным данным, существуют сензитивные периоды возрастного развития, каждый из которых обладает особо благоприятными возможностями для развития того или иного направления психики, а затем действие таких внутренних условий ослабевает. Согласно Л.С. Выготскому, «незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям».

Итак, формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой мере скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям а возрастные черты становятся одновременно и свойствами развивающегося ума.

Следует подчеркнуть, что внутренняя активность человека, присущая самым разным видам его склонностей, одновременно является первейшим условием развития способностей. Один из первых исследователей детской одаренности, Н.С. Лейтес, подробно изучил особенности жизни и деятельности одаренных детей и пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонностях к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности. «Воспитание трудолюбия – важнейший фактор формирования любых способностей», - справедливо подытожил Б. Алякринский в книге «О таланте и способностях».

При большом разнообразии моделей одаренности, существующих в настоящее время, большинство психологов рассматривают такие внутренние факторы, как интеллект, творчество, мотивационно-личностные особенности, наряду с факторами социального окружения в качестве основополагающих для развития одаренности у детей. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. – важнейшие составляющие социального фактора развития. Статистика исследований разных лет (20-30, 80-х г.г. 20 века) показывает доминирующую роль генотипа над средой в развитии детской одаренности. Этой проблемой занимались Н. Ньюман, А. Джонсон, Д. Шилдс, Р. Уилсон, Д. Горн и другие.

За последние десятилетия появилось много исследований, посвященных изучению влияния различных условий обучения на успешность развития одаренных детей. Эти исследования позволили значительно расширить категорию одаренных детей и доказать целесообразность их обучения по специальным программам.

Успехи в развитии этого направления исследований позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одаренности у детей. Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно-личностных установок ребенка, способствующих или препятствующих развитию одаренности у детей.

С точки зрения педагогики средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя, культурная среда выступает как общий фон развития. Таким образом, наибольшее влияние из всех социальных факторов оказывает «внутрисемейная среда»: домашняя обстановка в целом, предметно-пространственное окружение, характер отношений с членами семьи.

О.М. Дъяченко предложила учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности была представлена ею в виде трех блоков.

Первый блок – это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности – это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка. Второй блок – операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном возрасте определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и уровнем развития продуктивного воображения (творческие способности). Третий – блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т.д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.

Как известно, дошкольный возраст – возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности (творческости).

Итак, на развивающуюся личность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Сглаживая их отрицательные и усиливая положительные влияния, можно добиться максимального развития природных задатков, раскрытия потенциала развивающейся личности. Для каждого ребенка должна быть найдена такая область деятельности, такие способы воспитания и обучения, такой подход к взаимодействию, при которых будут обнаруживаться положительные стороны его индивидуальных способностей.(9. 35-43)

Глава 2. Воздействие окружающих на одаренных детей.

2.1. Ситуация гиперопеки.

Воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью подготовки её к участию в общественной жизни путём эффективного взаимодействия старшего и младшего поколений. В процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации гиперопеки либо гипоопеки, две крайности нежелательного воздействия на ребёнка. 
Так, под гиперопекой мы понимаем чрезмерную заботу и контроль над ребёнком со стороны родителей или его воспитателей. Особенностями талантливых детей являются высокая энергетика и широкая познавательная потребность. Одарённый ребёнок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет и что бы было, если бы внешние условия изменились. Активность родителей подавляет личность ребёнка, его самостоятельность, формирует эгоцентризм, развивает тревожность, гипертрофированное чувство ответственности, что неприемлемо для одарённых детей. Данный метод воспитания можно охарактеризовать словами Богачёва Н. Ф: «Воспитание – это попытка испортить по своему образу и подобию». 
Ситуация гиперопеки характерна для: 
а) родителей с высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей, не реализовавших свой потенциал в нужное время; 
б) семьи с поздним или единственным ребёнком; 
в) неполной семьи без отца; 
г) родителей с демонстративно-истериоидными чертами характера. 
В данных ситуациях такие родители считают, что их дети должны не только участвовать везде и во всем, но и обязательно быть первыми. Более того у некоторых родителей возникает страх перед будущим – не исчезнет ли одарённость, сумеет ли ребёнок найти своё место в жизни. В неполной семье без отца можно наблюдать «симбиоз» матери и ребёнка, который проявляется в ограждении от повседневных трудностей, возникающих в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, что мешает социальной адаптации, так как в деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Амбиции родителей с демонстративно-истероидными чертами характерами ведут к непониманию в семье, авторитарный стиль воспитания влечёт за собой агрессивное поведение ребёнка, развивает «комплекс неполноценности» как в физическом, так и интеллектуальном развитии. В данных ситуациях нужно рекомендовать родителям: быть терпимыми к успехам и достижениям ребёнка в интересных ему видах деятельности; не лишать его возможности преодоления жизненных трудностей, направить активность родителей на реализацию своего потенциала, не сравнивать детей друг с другом, установить доверительные отношения с детьми. Необходимо чаще вспоминать себя в детстве, ведь тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства – плохой воспитатель. 
Приоритетной областью воспитания можно назвать процесс становления человека, помощь в обретении им самого себя. Одной из проблем семейного воспитания является невнимание к способностям, потенциям одарённости будущего специалиста во взрослой жизни. 
Гипоопека представляет собой недостаток внимания со стороны взрослых. Возникает в семьях с низким уровнем эмпатии, равнодушным отношением к детям, недоразвитыми эмоционально-личностными качествами и в неблагополучных, педагогически запущенных семьях. Здесь ребёнок предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей. 
Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением мы должны способствовать развитию так, чтобы подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей. Главная цель- содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту индивида; непрерывному самораскрытию, реализации лучшего в человеке на пути личностного становления. Содействовать, а не управлять, не принуждать развиваться в «нужном направлении», сложно и непривычно, связано с владением особым стилем взаимоотношений. Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому также необходима родительская забота и любовь. (4.28-36)

2.2. Типы одаренных детей.

Науке известны два типа одарённых детей: альтруистический и эгоцентрический, которые по своей сути представляют собой как бы два разнонаправленных вектора: один вектор идет в сторону человека (эгоцентрик), а другой – от него (альтруист). Образно говоря, альтруисты – это дети с высоким уровнем духовности и свои «таланты и дары» они направляют во благо других, стараются быть полезными обществу. Например, дети с высокими интеллектуальными способностями принимают активное участие в научных конференциях, олимпиадах, викторинах, культурных и спортивных мероприятиях, тем самым защищая интересы и честь своей школы. Им нравятся сложные игры, требующие смекалки, гибкости ума, проявления логических способностей. 
Дети с эгоистическими наклонностями более ориентированы на самообогащение за счёт своих способностей. Мотивом к участию в проводимых мероприятиях служит финансовое или материальное вознаграждение. Мы думаем, что данный случай – случай влияния родителей. Это в большей степени проблема семейного воспитания, нежели социального. Таким образом, в воспитании сформулированы главные ценностные ориентации и установки, оно является важной составляющей гармоничного развития одарённого ребёнка. 
Большинство проблем одарённых детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Так, они обнаруживают обострённое чувство справедливости и предъявляют высокие требования к себе и окружающим, зачастую, им недостаёт эмоционального баланса. Они критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам. 
Очень важно, как будут вести себя родители, бабушки и дедушки, когда выяснится, что ребенок обнаруживает необычные способности. Вполне понятно, что наряду с чувствами радости и гордости такой ребёнок вызывает некоторую озабоченность и даже тревогу, поскольку раннее пристрастие к занятиям, требующим работы ума, ставит старших членов семьи в настоящий тупик. Им кажется, что занятия не по возрасту выбиваются из общих понятийных рамок нормального развития, что не может не являться основанием для подсознательной тревоги. В результате на голову ребенка обрушиваются разного рода сомнения и страхи. 
Другой крайностью является чрезмерное восхищение способностями и успехами вундеркинда, когда они при первом же удобном случае, к месту и не к месту охотно демонстрируются знакомым и незнакомым людям с ярким эмоциональным окрасом. В результате с самых ранних лет подогревается детское тщеславие, что в дальнейшем может обернуться немалыми проблемами в социальной адаптации, когда ребенок на основе самомнения и завышенной самооценки не сможет находить общий язык со сверстниками. Конечно, всегда можно ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но рано или поздно кто-нибудь из членов семьи, забывшись, обязательно выразит свой восторг тем или иным действием нестандартно мыслящего маленького «Эйнштейна», а тот, в свою очередь, не пропустит случая в душе восхититься собой – единственным и неповторимым. 
Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению” – оно не минует детского сознания. (7.39-40)

2.3 Влияние семьи и дошкольного учреждения на одаренных детей.

Что же такое одаренность в дошкольном возрасте? Как определить – проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Известно, что темп возрастного развития неравномерен: наблюдения ряда психологов (Эльконина, Давыдова, Клименко, Н. Лейтеса) за умственным ростом детей на протяжении ряда лет сталкиваются с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные “взлеты” или задержки, причем у каждого – в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях, Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Еще одним важным вопросом в воспитании одаренного ребенка остается проблема его обучения до школы, интеграции среди сверстников. Небеспочвенны опасения родителей по поводу до сих пор не искоренившейся тенденции «подравнивания под среднего» в современной системе дошкольного воспитания и школьного обучения.

Многочисленные жизненные факты и свидетельства науки показывают, что многие одаренные дети не достигают желаемых успехов на избранном ими пути. Это связано с тем, что высоко одаренный ребенок, обучаясь с детьми, менее одаренными, часто затрачивает мало усилий из-за отсутствия грамотного руководства со стороны педагога. В результате исходная одаренность не только мешает выработке волевых качеств, но и невольно задерживает развитие самих способностей – блестящие задатки такого ребенка не превращаются в столь же блестящие способности, оказываются не использованными. Критикуя теорию врожденных способностей, справедливо подметил Т.В. Лейбниц: «Голые возможности – ничто».

Часто и при переходе на новую ступень образования усугубляется положение одаренных детей. Они оказываются неспособными к систематической напряженной работе и, как следствие, теряют уверенность в себе, разочаровываются в своих возможностях. Признание их избранности сменяется, по их мнению, несправедливостью требований окружающих – создаются условия конфликта.

Исходя из вышесказанного, важнейшим правилом интеграции одаренных детей является обучение на грани, высокой по преодолению трудностей. «Индивидуальный подход в формировании способностей означает обеспечение дополнительной работой тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы, развивать их способности и в том числе трудоспособность», - утверждали ученые еще советского времени А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев.

Среди научных разработок последних лет наиболее интересным представляется исследование группы ученых-психологов под руководством Н.Е. Веракса. Истоки данного исследования лежат в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов, где ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Изучая развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте, ученые вводят понятие «нормативная ситуация», под которой понимают сочетание фактов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. Нормативная ситуация есть пространство активности личности, выступающая как совокупность типичных ситуаций с набором стандартных, предписанных нормами способов активности или культура. Исследователи доказали зависимость нормативных ситуаций, возникающих в образовательном процессе от самой системы образования, которая может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая детскую активность и инициативу.

Введение данного понятия позволяет по-новому рассмотреть концепцию развития одаренности т.е активность одаренного ребенка в нормативной ситуации. Исследования позволили выделить несколько видов активности. В одном случае действия ребенка направлены на выявление возможностей, существующих в данных обстоятельствах, что говорит о творческой одаренности. Когда активность протекает в пространстве возможностей, где ребенок сам ищет культурную норму как особую возможность, она отражается в понятии интеллектуальной одаренности.

Анализ образовательной работы в ДОУ обуславливает два принципиально разных подхода. В одном детям предоставляется максимальная свобода действий, в другом – наоборот жесткая детерминация и необходимость следования указаниям взрослых. В первом случае ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность, но данная свобода не гарантирует общего уровня детского развития, необходимого при обучении в школе. В другом случае, приобретая бесполезные для дошкольного возраста навыки, ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста. Решение сложившейся ситуации исследователи видят в предоставлении возможности ребенку проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты, т.е. проявлять умственную активность как в творческом, так и в интеллектуальном плане.

В результате проверки данной гипотезы на практике были сделаны выводы:

Развитие детской умственной одаренности может рассматриваться в контексте анализа нормативных ситуаций, возникающих в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Нормативная ситуация позволяет избирательно воздействовать на компоненты умственной одаренности дошкольников: познавательные способности, творческую и познавательную активность.

В зависимости от характера нормативных ситуаций, система образования может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая активность и инициативу ребенка.

Поддержка детской инициативы может осуществляться в двух формах: в продуктивной проектной деятельности, и в форме продуктивного взаимодействия – нормотворчества.

Чтобы избежать проблем дальнейшего обучения и социализации в обществе сверстников, следует уделить особое внимание первоначальному воспитанию одаренного ребенка в семье. Ведь родители как никто другой способны разглядеть первые признаки проявления одаренности у ребенка. Именно из правильного отношения родителей к особенностям своего малыша будет исходить и признание его в обществе. Однако их мнение может оказаться весьма субъективным, ведь мысль об уникальности собственного ребенка изначально привычна всем родителям. Отсюда следует проблема ранней диагностики, оценки со стороны, получения рекомендаций по воспитанию и обучению.

На данный момент существуют различные методики выявления одаренности у детей. М Паррот разработала вопросы для родителей, которые помогут понять, в какой области ярко проявляются способности ребенка:

Если сравнить физическую активность вашего ребенка с активностью его сверстников, в чью пользу будет это сравнение?

В каком возрасте ваш ребенок научился:

вырезать картинки ножницами, раскрашивать рисунки внутри контуров,

завязывать шнурки,

писать печатные буквы алфавита, свое имя и другие слова,

переписывать или копировать стихи, рассказы,

называть буквы алфавита (в книгах, на вывесках и т.п.),

читать и произносить свое имя по буквам, читать отдельные слова,

читать самые простые детские книжки, читать более крупные книги «про себя»,

считать до 20, называть время, считать деньги, запоминать телефонные номера.

Понимает ли ребенок некоторые вещи, которые являются слишком сложными? Например, какие?

Использует ли в своей речи сложные слова, говорит длинными предложениями?

Можно ли сказать, что ваш ребенок обладает необычайно хорошей памятью?

Родители обычно подчеркивают отсутствие у детей особых усилий на пути к быстрому запоминанию и усвоению различной информации. У дошкольников, отличающихся хорошей памятью, переход к понятийному мышлению может начаться раньше, поэтому следует обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не нужно стремиться, чтобы ребенок запомнил как можно больше фактов, событий, названий.

Несомненно, важным моментом в развитии способностей дошкольника является установление контакта с ним, проявление интереса к его занятиям, поддержка и помощь взрослых людей. Согласно теории амплификации детского развития, необходимо создать условия, обогащающие развитие ребенка, позволяющие максимально проявиться его задаткам, возможностям, что особенно актуально в случае с одаренными детьми.

Часто и при переходе на новую ступень образования усугубляется положение одаренных детей. Они оказываются неспособными к систематической напряженной работе и, как следствие, теряют уверенность в себе, разочаровываются в своих возможностях. Признание их избранности сменяется, по их мнению, несправедливостью требований окружающих – создаются условия конфликта.

Исходя из вышесказанного, важнейшим правилом интеграции одаренных детей является обучение на грани, высокой по преодолению трудностей. «Индивидуальный подход в формировании способностей означает обеспечение дополнительной работой тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы, развивать их способности и в том числе трудоспособность», - утверждали ученые еще советского времени А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев.

Часто родители одаренных детей, во избегании трудностей, сами пытаются заниматься с ними: читают книги, отвечают на вопросы, помогают в творческом самовыражении, что является немаловажным в воспитании любого ребенка. Но чтобы вырастить по-настоящему творческого человека, необходимо, прежде всего, обратить свой взор на себя, на свои отношения с ребенком со стороны.

Самое первое и главное – любить своего ребенка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая все новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима в развитии одаренного ребенка. В обратном случае, способности ребенка могут затихать, угасать из-за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.

Как показали исследования, для развития творческого потенциала ребенка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появится запас сил и уверенность при встрече с неудачами. Ведь на жизненном пути одаренной личности немало трудностей, к которым нужно постепенно готовить малыша, укрепляя его веру в себя.

Родителем необходимо быть примером для ребенка, шире использовать свои знания, умения, навыки, не злоупотребляя помощью специалистов. Тем не менее, не нужно забывать об одном мудром педагогическом правиле – «не навреди». Одаренные дети очень чувствительны и ранимы. Многочисленные учебные нагрузки могут быть слишком утомительны для них. Специалисты центра «Творческая одаренность» считают, что одаренному ребенку необходимо свободное время, когда он мог бы уединиться и побыть наедине с собой.

Принято считать, что воспитание и обучение одаренных детей должно быть нетрадиционным. Большинство программ и техник направлено на включение исследований, экспериментов, гипотез, которые должны включаться во все привычные виды деятельности детей. Наилучшим образом проявлению индивидуальности каждого ребенка способствуют занятия игрового типа. При этом не нужно забывать о роли семьи, теплая атмосфера которой так же необходима в развитии одаренности ребенка.

Итак, стратегия взрослых во взаимодействии с одаренным ребенком, в первую очередь в следующем: прибегать к аналогиям, задавать наводящие вопросы, создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности, проявлять терпимость и интуицию.

Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними способностями. Хотя, вполне естественно думать, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню развития, не будет встречать трудностей в учебе, и ему уготовано более счастливое детство, а в последующем и сокрушительный успех во взрослой жизни. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, зачастую принимающие характер настоящей драмы в ходе возрастного развития.(2. 18-25)

                     Глава 3.  Особенности развития одаренных детей.

3.1 Направления развития одаренных детей.

Познавательное развитие.

- Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

- Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

- Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

- Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

- Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

- Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

- Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. -

- Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

- Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

- Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

- Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

- Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

- Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

3.2. Дети-Индиго.

В середине 80-х годов в США вышла книга «Дети Индиго» супругов-психологов Ли Кэрролла и Джен Тоубер. Эта книга и по сей день печатается большими тиражами, хорошо продается и широко обсуждается. Авторы книги утверждают, что ребенок Индиго обладает необычными психологическими характеристиками и поведением. Таких детей они провозгласили как посланцев нового мира. Сейчас, по утверждению некоторых исследователей, таких детей около 30 миллионов, а есть даже суждения, что из каждых десяти детей девять — Индиго!

Есть дети-вундеркинды, проявляющие хорошие способности при освоении основ наук. Они, как правило, хорошо учатся в школе и вузе. Что же касается детей Индиго, то их успеваемость не всегда на высоте, потому что им не интересен процесс стандартного обучения. Ребенок Индиго — одаренный, а не просто способный, т.е. обладает врожденными дарами и талантами, а не просто хорошо обучается. В зарубежной литературе настойчиво звучит мысль: дети Индиго гении в том, к чему предназначены, они способны делать открытия интуитивно, не на основе имеющихся знаний, обеспечивая тем самым эволюцию человечества, привнося в общество новые взгляды и идеи. Вот лишь немногие отличительные признаки детей Индиго:

особая чувствительность к потребности всего живого в уважении, независимости, любви и сочувствии.

запрещение ограничивать себя устаревшими идеалами или догмами.

обостренность всех органов чувств, из-за чего часто наступает раздражение и перегрузка и возникает ощущение нездоровья.

трудность расстаться с какими-то предметами, так как слишком высоко ценят в вещах не материальное, а «душу» этих вещей.

не различение границ между игрой, учебой, отношениями и работой. Все эти аспекты соединяются для них в единый жизненный опыт.

прекрасное чувство правильности, им не нужна дисциплина как ограничение.

чрезвычайная высокая энергетика.

некоммуникабельность, особенно если рядом нет им подобных,

ранняя компьютеризация.

философский подход к жизни, отличающийся глубиной и оригинальностью.

Также у многих «индиго» с самого рождения хорошо развиты целительские и экстрасенсорные способности.

Свойственные детям нового тысячелетия целеустремленность, свободолюбивый нрав, повышенное ощущение собственной значимости и ценности, неприятие догм, отказ подчиняться авторитетам — все это очень часто ставит родителей и педагогов в тупик. Если учесть массу присущей детям Индиго энергии, их нежелание сосредотачиваться на скучных вещах, а также философский, не по-детски взрослый взгляд на мир, станет понятно, что для этих детей нужны особенные подходы в развитии и воспитании, новые способы взаимодействия с ними.

Нэнси Энн Тэпп предлагается следующая классификация типов детей индиго: гуманист; концептуалист; художник; человек, живущий во всех измерениях. Эту классификацию приняли на вооружение многие современные зарубежные врачи и психологи.

У гуманиста ярко выражена социальная ориентация. Его предназначение — служить массам, работать с людьми: это будущий врач, юрист, учитель, бизнесмен, политик. Он любит людей, животных, растения, Землю и звезды. Он хочет, чтобы всем было хорошо, хочет любить всех, всегда и везде. Он прекрасно вписывается в общество. Он любит людей, с удовольствием разговаривает с любым человеком в чрезвычайно дружелюбной манере. При этом у него есть свое собственное четко выраженное мнение. Он готов общаться всегда и везде и при этом порой совершенно забывает о времени, о том, что собирался делать. Часто он чувствует себя непонятым и непризнанным. В силу особой эмоциональности у него быстро возникают перевозбуждение и перенапряжение. Он нуждается в покое для приведения в равновесие своего внутреннего мира. Когда ему все надоедает, он укрывается в своем собственном мире.

В отличие от индиго-гуманиста, воплощающего в себе идею человеческого братства, миролюбия, индиго-концептуалист занят не столько людьми, сколько проектами. Это будущий архитектор, дизайнер, космонавт или летчик. Ему нравится развивать идеи, создавать планы, но делать это он хочет в своем собственном темпе, глубоко погружаясь в дело и реализуя его. При этом он никому и ни в какой форме не позволяет отвлекать его от выбранного занятия. Характерно, что он не ориентирован на достижение успехов.

Он склонен управлять отцом или матерью, давать ценные практические советы по ведению домашнего хозяйства, что чаще всего создает серьезные проблемы в семье.

Он хочет все понять. Например, разбирает приборы на части, чтобы понять, как они устроены. В детстве обычно, занимается спортом, очень ловок. Имеет тенденцию к скрытности, не любит рассказывать о своих делах. Любит технику, приборы, больше всего любит компьютер.

Особенности личности индиго-художника в том, что:

• Он может часами рисовать и любит, когда другие рисуют для него.

• Он способен очень многое чувствовать и хочет, чтобы ему верили, когда он о своих чувствах рассказывает.

• В жизни предпочитает реализовываться через творчество. Любит пение, танцы, балет, театр, цирк, живопись, рисование, музицирование и т. п.

• Хочет быть в курсе дел семьи, ощущать свою сопричастность.

• Это скрытый целитель (обычно он лечит музыкой, живописью или танцем и видит в этом свою жизненную цель и свое призвание).

Индиго-художник способен интенсивно вовлекаться в творческий процесс. Ему нравится быть рядом с родителями, он способен сконцентрироваться на игре только в том случае, когда чувствует поддержку семьи. При этом никто и ничто не может отвлечь его от его занятия. Двух-трехлетние дети уже многое могут делать самостоятельно. Они легко общаются с другими детьми и кажутся старше своего возраста. Когда позже они вступают в контакт с «большим» миром, их поведение может измениться под давлением, оказываемым на них извне.

Особенности личности «живущего во всех измерениях»:

• Он полон новых идей, философских размышлений, новых представлений, чем и вызывает недовольство окружающих.

• Он прирожденный вождь, и ему хочется прокладывать новые пути.

• Он не готов ограничивать себя устаревшими идеалами или чьими-то ожиданиями.

В нашем обществе в различных возрастных категориях есть отдельные люди, обладающие свойствами и характерными качествами личности индиго. Это именно они готовили путь для нынешней волны новых детей. Они, предтечи этих новых детей, живут на Земле уже много лет. В молодости таким людям приходилось частенько сталкиваться с трудностями как в обществе, так и в своих собственных семьях, так как их лечили методами, которые приносили им вред. Немалые трудности предстоят в жизни и современным детям-индиго, и нам, взрослым, предстоит уберечь их от жестокого обращения, помочь им достичь успеха, на который они вправе рассчитывать.

Вот как формулируют авторы самых последних публикаций наиболее важные духовные задачи, которые предстоит решить по мере взросления детям-индиго.

• Любить всех без каких бы то ни было условий, чтобы на Земле снова восторжествовала ничем не обусловленная любовь.

• Своей высокочастотной энергетикой помочь человечеству и миру повысить частоту их вибраций.

• Культивировать на Земле терпимость.

• Оживить свои медиумические способности, чтобы человечество снова стало воспринимать просветление как «норму».

• Учить, что все должно делаться ради высшего блага всех и каждого.

В зарубежной печати приводится тест, позволяющий определить, относится ли конкретный ребенок к категории индиго. Он удобен для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов школ. Вместе с тем этот тест не только выявляет все спорные вопросы, касающиеся характеристики детей-индиго, но и позволяет по-новому взглянуть на индивидуальные особенности детей. Тест разделен на 3 категории возрастов 0-5, 6-10 и от 11 лет до зрелости. Рассмотрим первую часть вопросов, касающихся дошкольного возраста.

Возраст 0—5 лет

1. Просыпаясь утром, он жалуется на различные боли, поскольку ему не хочется покидать «свой мир».

2. Ему требуется на удивление мало времени на сон, при этом он полон сил и энергии.

3. Он явно отличается от других детей.

4. Он не позволяет втянуть себя в ситуацию эмоционально.

5. Он обращается с вещами так, как будто они живые и он может сделать им больно.

6. У него повышенная потребность во внимании и защищенности, ему всегда хочется оставаться в одном и том же пространстве.

7. Он невероятно чуткий, у него очень сильно развита интуиция. Часто он заранее знает, что вы собираетесь сказать.

8. Самым первым его словом может быть «нет», и это «нет» он употребляет гораздо чаще, чем все другие слова.

9. Он часто играет с невидимыми друзьями, которых воспринимает как реально существующих.

10. Ему хочется подолгу находиться рядом с родителями и получать от них много внимания.

11. Ему может быть по-настоящему скучно.

12. Он типичный индивидуалист.

13. Он точно знает, чего хочет, и его бывает трудно заставить отказаться от своего намерения.

14. Когда он начинает говорить, то заикается, потому что не может достаточно быстро подобрать слова.

15. Он очень убедительно говорит о таких вещах, о которых вообще никак не может знать.

16. Он общается с животными, растениями и камнями.

17. Он обладает медиумическими способностями и чувствует, что является «настоящим», а что нет.

18. Внутренним взором он видит образы, цвета и формы, которые не может как следует описать.

19. Иногда он вспоминает ситуации из своих прошлых жизней.

Отвечая на вопросы нужно использовать следующие оценки:

О = никогда

1 = иногда (поведение на грани необычного)

2 = часто (случается так часто, что обращает на себя внимание окружающих)

3 = очень часто (случается так часто, что постоянно оказывает влияние на жизнь ребенка).

Если большая часть оценок — «О» или «1», то можно считать, что ребенок не принадлежит к категории детей-индиго. Просто его поведение иногда напоминает поведение этих детей.

Если основная часть оценок «2», вы можете сделать вывод, что ребенок обладает многими свойствами и качествами личности индиго, является настоящим представителем детей нового времени и его задачей является помочь человечеству в осуществлении преобразований нового тысячелетия. Но он не является стопроцентным ребенком-индиго.

Если заметно преобладает оценка «3», то можете считать, что перед вами самый настоящий индиго.

Приведенный тест показывает, как много еще неизведанного в феномене индиго. Кто они, эти малыши со взглядом умудренного жизнью взрослого?

Некоторые российские медики усматривают в детях-индиго психиатрическую симптоматику. В некоторых статьях даже высказывается предположение, что это дети, «одержимые злым духом», «бесочеловеки», что умные слова, которые можно услышать от таких детей, произносят не они, а вселившийся в них демон. Однако, такие резкие оценки наверняка вызваны неполнотой знания о детях-индиго, о разнообразии их типов, стремлении получить большую информацию.

Таким образом, современные исследования по проблеме изучения детской одаренности свидетельствуют о неугасаемом интересе к данной проблеме, ее неоднозначности, спорности, о необходимости разобраться в ней до конца. Ведь каждый ребенок рождается с огромными задатками и предела развития человеческих способностей фактически не существует.(6.85-99)

3.3 Проблемы одаренных детей.

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

  1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
  2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
  3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
  4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.(5. 48-52)

3.4 Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста.

     Проблема выявления одаренности детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения творческих моделей взаимодействия со средой. Ребенок уже обладает определенной самостоятельностью, навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Дети приобретают умение учиться, ими усваиваются основные социальные конвенциональные нормы. Появляющийся на этой основе личностный диссонанс между возможностями и требованиями среды, отношением к ребенку окружающих порождает потребности в новых средствах самовыражения. Малыш в одно и то же время старается вести себя как взрослый, хочет признания своей «самости», однако удовлетворение большинства потребностей все еще зависит от взрослых.

У дошкольника кардинально изменяется самосознание, у него возникает пристальный интерес к эмоциональной жизни близких, сверстников. Отсюда столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, контактам со сверстниками и взрослыми. Учитывая данные особенности дошкольного возраста, необходимо создавать условия для развития одаренности и строить специальные программы, направленные на выявление и развитие творческого потенциала детей.

Одно из направлений, позволяющих развивать одаренность, - художественно-эстетическое . Оно основывается на категориях эстетики – науки, изучающей закономерности природы, чувственного освоения действительности. Именно художественно-эстетическое воспитание через формирование нравственных представлений призвано решать задачу развития творческого отношения к окружающей действительности, что составляет базис для появления предпосылок одаренности.

Развитие у детей дошкольного возраста одаренности может успешно решаться средствами разных видов искусства.

В русле художественно-эстетического воспитания необходимо через синтез различных искусств создать такую систему, которая способствовала бы не только положительной динамике какого-либо одного вида одаренности, но гармоничному развитию личности дошкольника. Процесс художественно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие основную модель этого процесса.

Первым компонентом модели (по Н. А. Ветлугиной) можно назвать формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог должен так организовать свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение, стать участником действия.

В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости,которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности и давать возможность правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для его передачи, действовать с ним в воображаемой ситуации, экспериментировать.

В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста большую роль играют совместные действия: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т. п. В группе сверстников дети могут не только поделиться своими эмоциями, видением мира, но и получить обратную связь на определенные модели поведения, т. е. дети учатся взаимодействию с социумом.

Третий компонент модели – формирование индивидуальных художественно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются предпосылки вкуса, эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности, в котором сосуществуют эмоциональное и рациональное. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, проявляемая в детских оценках и мотивировках, которые они дают этим оценкам.

Педагог должен постепенно подводить детей к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно с ними оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Необходимо приводить собственные суждения, затем предлагать детям проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии со сформированным у них художественно-эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку.

В художественной деятельности дошкольников обязательно присутствует оценочный этап, когда детям предлагается оценить собственную работу и работы сверстников, мотивировать свою оценку.

Первые нравственные представления и понятия наиболее успешно формируются у детей под воздействием произведений искусства. Художественно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: побуждение к сопереживанию; убеждение при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. Формы организации художественно-эстетического воспитания могут быть различными: в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений.

Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется интегрированным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Характерная особенность этих занятий – объединение заданий по определенным темам.

В процессе художественно-эстетического воспитания дети с помощью педагогов и специалистов, а также самостоятельно учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для развития одаренности.(7. 72-83)

                                               Заключение.

Итак, способности и одаренность формируются в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственной активности растущего человека. В ходе жизнедеятельности у ребенка развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет важную роль в развитии способностей.

Предметом частого обсуждения науки детская одаренность остается и в настоящее время. В последние десятилетия американскими учеными был поставлен вопрос о существовании чрезвычайно одаренных детей, обладающих особыми психологическими характеристиками. Такое движение дало огромный толчок более разностороннему изучению данной проблемы. Новые научные искания, безусловно, принесут пользу обучению и воспитанию, привлекут внимание к изучению всех детей без исключения, побудят более уважительное и бережное отношение к одаренным детям, юным представителям человечества, идущим нам на смену.

Проблема детской одаренности достаточно широко изучена как в отечественной, так и в зарубежной психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтаса, Дж. Гилфорда и многих других. Учеными были разработаны теоретические подходы к одаренности, четко определены ее разновидности и внешние проявления, выявлены факторы, влияющие на развитие способностей, и предложены варианты воспитания и обучения одаренного ребенка.

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

    Судьба чудо-детей не всегда складывается счастливо. Жизненная практика показывает, что многие из них не достигают заметных успехов на избранном ими пути. Присущие им выдающиеся задатки не всегда обеспечивают, казалось бы, уже предопределенность таланта. Однако, как говорилось ранее, способности не даны от рождения. Они являются результатом развития исходного уровня задатков.

      Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка проявление необычных способностей. Поэтому, в вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах, которые вовремя должны направить в нужное русло родительское воспитание. Трудно переоценить влияние родителей на построение Я-концепции ребенка. Самый важный дар, который родители могут развить в ребенке, — здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью. 

                              Список используемой литературы.

  1. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991.
  2. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990.
  3. Гильбух Ю. З. Внимание одаренные дети. М. , Знание, 1991.
  4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности. //Вопросы психологии. 2003, - № 3.
  5. Шебеко В. Дошкольное воспитание: психомоторная одаренность.//Дошкольное воспитание. 2008 - , № 7.
  6.  Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. 2003, - № 6.
  7. Владимирова Л. Дети нового времени. //Воспитание школьника. 2008. - № 1-5
  8. .Хеллер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков / Современные концепции одаренности и творчества. – М., 1998.
  9.  Шебеко В. Дошкольное воспитание: психомоторная одаренность.//Дошкольное воспитание. 2008 - , № 7.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация_Нравственное воспитание детей в семье и детском саду

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно ...

Проблемы воспитания одаренных детей

Статья для выступление на конференции педагогов...

Собрание «Воспитание детей в семье и детском саду»

Собрание для родителей детей первой младшей группы «Воспитание детей в семье и детском саду»...

Трудовое воспитание детей в семье и детском саду

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Он должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно....

Консультация для родителей "Одаренный ребенок в семье и детском саду"

Цель: Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития одаренного ребенка....

Методическая разработка «Проблема воспитания одаренных детей в семье и дошкольных учреждениях»

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними...