конспект занятия по ФЭМП "Дары осени"
материал по математике (старшая группа) на тему

Формирование элементарных математических представлений у детей в сомместной деятельности с логопедом и музыкальным руководителем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vera_nikolaevna.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дары Осени» (из цикла «Времена года»)

Развитие элементарных математических представлений в совместной деятельности музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.

Задачи:

  1. Развивать ритмический слух
  2. Продолжать развивать слуховое внимание, умение различать форму и менять движение в соответствии с изменениями характера музыки.
  3. Формировать навык свободного , естественного звучания голоса и правильного дыхания.
  4. Формировать навык «скользящего» шага.
  5. Развивать творческие способности детей в двигательной импровизации.

Муз.рук.: Посмотрите, ребята, как красиво кругом и нарядно. Осень вступила в свою замечательную пору, которую мы называем…

Дети: Золотая осень!

Муз.рук.:  Осенний лес! Какое чудо!

                     В него, как в сказку, загляни

                     С берез и кленов – отовсюду

                     Слетают листья – мотыльки

                     И ветер снова их бросает,

                     Уносит в небо синеву

                     Осенний дождик умывает

                     Уже опавшую листву.

                                                (М.В.Сидорова «Осенний лес»)

Представьте, что и мы с вами очутились в осеннем лесу, под ногами шуршат осенние листья: «ш-ш-ш».

Звучит музыка В.И. Ребикова «Осенние листья».

Дети двигаются «скользящим шагом», произнося звук «ш-ш-ш».
Муз.рук.: Как много вокруг листьев! Выберите себе листочек. Расскажите, какой он?

Дети рассказывают, описывая цвет, форму, размер.

Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает поиграть в игру «осенние листья».

Музыка А.С. Грибоедова «Вальс».

Муз.рук.: Подул легкий ветерок и закружил в красивом танце маленькие и легкие листочки. Но вот подул сильный ветер и поднял с земли крупные большие листья.

Дети импровизируют, двумя группами, в движении под музыку, различая две разнохарауктерные части музыкального произведения.

Муз.рук.: нагнал ветер тучи и закапал осенний дождик.

Дети выполняют вместе с педагогом пальчиковую гимнастику:

«Дождик, дождик, дождик, капельки стучат»

(Стучат указательным пальцем по открытой ладони).

«Гроздья на рябинке»

(Соединяют пальцы в щепотку)

«Бусами висят»

(Правой рукой массируют по очереди пальцы левой руки от основания к кончикам).

«Гроздья на рябинке»

(Как в первый раз).

«Бусами висят»

(Левой рукой массируют пальцы правой руки).

«Низко наклонились, будто тихо спят»

(Встряхивают свободными кистями).

«Спелая брусничка водит хоровод

 Осень золотая в гости к нам идет»

(Пальцами правой руки надавливают на пальцы левой руки, держа руки перед собой).

(сл. Л.А.Старченко «Осень золотая»).

Муз.рук.: А дождь все сильнее и сильнее, и вот уже барабанит и стучит по стеклу и крыше.

Проводится ритмическая игра «Дождик». Музыкальный руководитель исполняет на бубне ритмический рисунок. Дети повторяют.

После игры звучит музыка.

Появляется Осень, поет.

«Песня Осени» сл. и муз. Н.П.Бобковой (Колокольчик № 34 стр. 23 1-ый куплет).

Осень: Здравствуйте, мои друзья!

             Всех вас рада видеть я!

             У меня в руках корзинка

             В ней осенние дары

             Все, чем только я богата

             Принесла для детворы

             Назовите ласково всех моих друзей

             И подарки от меня берите поскорей.

Проводится игра «Назови ласково».

(Слова: дождь, туча, лужа, лист, трава, дуб, тополь, сосна, береза).

Осень хвалит детей и дарит им корзинку с овощами и фруктами.

Дети в благодарность исполняют песню «Есть у осени любимое занятье…» (сл. и муз. Н.М.Куликовой).

Осень: Мне жалко с вами растоваться,

             Но близится зимы черед

              Я к вам опять прийду, ребята

              Вы ждите осень через год.

                                           (Н.Б.Короваева).

Дети с корзинкой уходят в группы, где рассматривают и пробуют дары осени на вкус.

Дети переходят с корзинкой к столу, рассматривают овощи.

  1. Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово».

Логопед: На грядке выросли овощи. Я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей.

  1. Дифференциация понятия «звук», «слово».

Логопед: Чем мы обозначаем слово (полосками), а звук (синим или красным квадратом). Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова:

Л-Л-У-К (лук)

С-С-С-В-В-Е-К-Л-А (свекла)

К-К-К-А-А-П-У-С-С-Т-А-А (капуста)

Поднимите полоску, если услышите слово. Квадрат, если услышите звук

Морковь, К, П, лук, морковь, А, И, Ш, репа….

  1. Уточнение и активизация словаря прилагательных по теме «Овощи». Развитие связной речи.

Логопед: Возьмите овощ, который вам понравился и расскажите: название овоща, где растет, как выглядит, какого цвета, формы, какой на ощупь, на вкус, что можно из него приготовить.

1-ый ребенок – Я расскажу о кабачке. Он растет на огороде. Он большой, светло-зеленый, овальный, гладкий, толстый, крепкий. На вкус пресный. Из него готовят икру, фаршируют, солят, сушат.

2-ой ребенок – я расскажу о помидоре. Он растет на огороде. Бывает разного размера. Сначала он зеленый, а потом красный. Бывает круглый, овальный, гладкий, большой, маленький, мягкий. На вкус сладкий. Из него готовят томатный сок, кладут в салаты, солят.

3-ий ребенок – Я расскажу о капусте. Она растет на грядке. Очень любит воду. Бывает большой и маленькой. Светло-зеленого цвета, круглая, гладкая, ребристая, твердая, сочная, сладкая, хрустящая. Ее кладут в салаты, тушат, варят, солят.

4-ый ребенок – Я расскажу о луке. Он растет на грядке в земле. Сначала у него зеленые листья над землей, а в земле он растет, становится золотистым, круглым, гладким, твердым, сочным, горьким на вкус. Его едят сырым, в салатах, тушат, варят.

5-ый ребенок – я расскажу о картошке. Она растет на грядке в земле. Сначала над землей вырастают зеленые кусты, потом они высыхают и осенью выкапывают картошку. Она бывает круглая, большая, шершавая. Светло-коричневого цвета. Ее можно есть жареной, печеной, вареной.

  1. Физ.минутка. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». Ю.Тувим

-Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу Ох!

Пальчики «идут» по столу.

Перечисление овощей по пальцам.

-Вот овощи спор завели на столе.

Кто лучше, полезней, вкусней на столе:

картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла Ох!

Движение кулак-ладонь.

Загибаем пальцы.

-Хозяйка тем временем ножик взяла.

И овощи наши рубить начала:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу Ох!

Рубим ребром руки.

Загибаем пальцы.

-Под тесною крышкою, в тесном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла Ох!

Скрестить руки.

Загибаем пальцы.

-И суп овощной получился неплох.

«Мешаем» ложкой.

  1. Упражнение «Наоборот», подбор слов-антонимов.

Логопед: Играем с мячом. Я начну предложение и брошу мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение, подобрав слово-наоборот.

Лог. – Морковка оранжевая, а огурец…

Реб. – Зеленый

Лог. – Помидор круглый, а кабачок…

Реб. – Овальный

Лог. – Капуста большая, а редиска…

Реб. – Маленькая

Лог. – Помидор гладкий, а огурец…

Реб. – Пупырчатый

Лог. – Лук желтый, а редька…

Реб. – Черная

Лог. – Помидор кисло-сладкий, а лук…

Реб. – Горький

Логопед: Молодцы, хорошо.

  1. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

Логопед: У нас много овощей, мы будем готовить из них разные блюда. Какой салат сделаем из капусты?

Реб. – Капустный

Лог. – Из свеклы?

Реб. – Свекольный

Лог. – Из баклажанов сделаем икру. Какая будет икра?

Реб. – Баклажанная

Лог. – А из кабачков?

Реб. – Кабачковая

Лог. – Из картошки готовим пюре. Какое будет пюре?

Реб. – Картофельное

Лог. – Сделаем суп из овощей. Какой буде суп?

Реб. – Овощной

  1. Игра «Собери урожай».

На магнитной доске 3 корзинки с одной полоской, с двумя и тремя. На столе картинки овощей.

Логопед: Соберите овощи в корзинки. В корзину с одной полоской – картинки с овощами, названия которых состоят из одного слова. В корзинку с двумя полосками – из двух слов. В корзинку с тремя полосками – из трех слов.

Картинки: лук, редис, морковь, капуста, картофель, перец, помидор, баклажан, огурец, чеснок, горох.

Логопед: Молодцы. Хорошо работали, были внимательными. Мне понравилось, как вы работали на занятии. Вы были внимательны, правильно отвечали на вопросы, правильно рассказывали об овощах.

Задачи:

  • Развитие мыслительных операций и речевой деятельности.
  • Развитие умений группировать предметы по цвету и форме.
  • Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

Педагог: Ребята, сейчас мы продолжим разговор об овощах. Давайте еще раз вспомним какие овощи нам подарила Осень.

Дети перечисляют овощи (огурец, капуста, баклажан, лук, болгарский перец, морковь, помидор).

Педагог: Мы с вами собрали богатый урожай и нам надо его сохранить. Перед вами корзины с условными обозначениями (по цвету и форме). Вам необходимо разложить овощи по корзинам.

Дети берут со стола овощи и раскладывают по корзинам, называя цвет и форму: «У меня круглый помидор красного цвета».

Педагог: Хвалит детей за правильно выполненное задание.

Педагог: Ребята, перед вами на столе листы бумаги и контуры овощей. Посмотрите внимательно какую форму имеют эти овощи.

  • В левом верхнем углу обведите овощ овальной формы и заштрихуйте его зеленым карандашом вертикальными линиями.
  • В правом нижнем углу обведите овощ круглой формы и заштрихуйте его красным карандашом горизонтальными линиями.
  • В левом нижнем углу обведите овощ треугольной формы. Выполните штриховку оранжевым карандашом.

Педагог: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь давайте поиграем.

Проводится игра «Угадай на вкус». Ребенку предлагают закрыть глаза и дают попробовать тот или иной овощ. Дети определяют овощ, который попробовали, называя цвет и форму.

В конце занятия педагог интересуется что нового узнали дети на занятии и хвалит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево на берегу озера"

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе...

Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево и ель"

Конспект заняти по рисованию в средней группе...

Серия конспектов занятий "Путешествие в осенний лес"

Занятия по ФЭМП в разных возрастных группах. Занятия включают различные виды гимнастик, физминутки....

Конспект занятия "Картинная галерея осени"

Доминантное занятие по музыкальному движению для детей  подготовительной к школе группы по теме "Осенние мотивы", программа "Гармония" (Тарасова К.В.)...

Конспект занятия"Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского "

Конспект занятия: Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского направлено на формирование  и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников....

Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»

Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...

Конспект занятия «КАКАЯ ОНА ОСЕНЬ? Вид занятия: интегрированное занятие - путешествие, сюжетное. Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.

Формировать представления о признаках осени;объяснять смену осеннего настроения, используя макет «Окошко погоды». Закрепить знания детей о дарах осени в процессе лепки овощей. Развивать способности пе...