Консультация на тему: «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей детей с ЗПР» (из опыта работы)
консультация по математике (старшая группа) по теме

Седова Людмила Васильевна
В дошкольном возрасте игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни маленького ребенка. Потребность  в  игре  у  детей  сохраняется  и  занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

на тему: «Влияние дидактических игр

на развитие математических способностей детей с ЗПР»

(из опыта работы)

           

            Учитель-дефектолог ГБОУ СОШ № 400

Седова Людмила Васильевна

Влияние  дидактических игр на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

I.    В дошкольном возрасте игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни

маленького ребенка. Потребность  в  игре  у  детей  сохраняется  и  занимает

значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной

обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.  Дети -  творцы

настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

      В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ.

Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок  -

“Новичок”, все для него полно новизны.

      В игре ребенок делает открытия того,  что  давно  известно  взрослому.

Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

      Игра,  есть  потребность  растущего  детского   организма.   В   игре

развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее  глаз,

развиваются  сообразительность, находчивость,  инициатива.

 Игровая деятельность расширяет представления, помогает войти  в   жизнь.

      Для детей с ЗПР  игра  имеет  исключительное  значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них -  серьезная  форма

воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

      Потребность  в  игре  и  желание  играть у детей   необходимо

использовать и  направлять  в  целях  решения  определенных  образовательных

задач. Игра будет являться средством воспитания, если она  будет  включаться

в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей  в

игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка:  на

чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

      В  игре  ребенок  приобретает  новые  знания,  умения,  навыки.  Игры,

способствующие развитию восприятия,  внимания,  памяти,  мышления,  развитию

творческих способностей, направлены на  умственное  развитие детей с ЗПР

вцелом.

      II    Огромную роль в умственном воспитании и  в  развитии  интеллекта

играет  математика.  

      Сегодня, а тем более  завтра  математика  будет  необходима  огромному

числу людей различных профессий. В математике заложены огромные  возможности

для развития мышления  детей,  в  процессе  их  обучения  с  самого  раннего

возраста.

      Работая  в  детском  саду,  я  всегда   ставлю   перед   собой   такие

педагогические  задачи:  развивать  у  детей  память,  внимание,   мышление,

воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

      Дети средней группы, пришедшие ко мне, в основном не посещали  детский

сад ранее, поэтому проводя занятия я заметила, что  они  редко  отвечают  на

вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

       Навыки счета были не сформированы, дети не могли ориентироваться во  времени, не знали геометрические фигуры, основные цвета и оттенки.

 

    Все дидактические игры я условно разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

   1. В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и  обратном

порядке, добиваюсь от детей правильного  использования  как  количественных,

так и порядковых числительных. Используя  сказочный  сюжет  и  дидактические

игры, познакомила детей с образованием  всех  чисел  в  пределах  10,  путем

сравнивания  равных  и  неравных  групп  предметов.  Сравнивая  две   группы

предметов, располагала их то  на  нижней,  то  на  верхней  полоске  счетной

линейки. Это я делала  для  того,  чтобы  у  детей  не  возникало  ошибочное

представление о том, что большее число всегда находится на  верхней  полосе,

а меньшее на - нижней.

   Используя игры, учу  детей  преобразовывать  равенство  в  неравенство  и

наоборот – неравенство в равенство. Играя в  такие  дидактические  игры  как

КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ,  УБИРАЕМ  ЦИФРЫ,

НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10  и

сопровождать словами свои действия.

   Дидактические игры, такие как  ЗАДУМАЙ  ЧИСЛО,  ЧИСЛО  КАК  ТЕБЯ  ЗОВУТ?,

СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ  НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО?  И  многие  другие  я  использую  на  занятиях  в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

   Игра СЧИТАЙ НЕ  ОШИБИСЬ! помогает  усвоению  порядка  следования  чисел

натурального  ряда,  упражнения  в  прямом  и   обратном   счете.   В   игре

используется мяч. Дети встают  полукругом.  Перед  началом  игры  говорю,  в

каком порядке (прямом  или  обратном)  будем  считать.  Затем  бросаю  мяч  и

называю число.  Тот,  кто поймал  мяч, продолжает  считать  дальше. Игра

проходит в  быстром  темпе,  задания  повторяются  многократно,  чтобы  дать

возможность как можно большему  количеству  детей  принять  в  ней  участие.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях

и в свободное  время,  помогает  детям  усвоить программный  материал.  Для

подкрепления порядкового счета  помогают  таблицы,  со  сказочными  героями,

направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто  идет второй и

т.д.

      2. В старшей группе при знакомстве детей с  днями  недели, объясняю,

что каждый день недели имеет свое название.  Для  того, чтобы  дети  лучше

запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком  разного  цвета.

Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день.  Это

я сделала специально для того,  чтобы  дети  смогли  самостоятельно  сделать

вывод, что последовательность дней  недели  неизменна.  Рассказала  детям  о

том, что в названии дней недели угадывается, какой  день  недели  по  счету:

понедельник – первый день после  окончания  недели,  вторник-  второй  день,

среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница  –  пятый.  После

такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий  дней  недели  и

их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ.  Для

игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по  порядку,  даю  им  в  руки

кружочки разного цвета, обозначающие  дни  недели.    Дети  выстраиваются  в

такой последовательности, как по порядку идут дни недели.  Например,  первый

ребенок с желтым кружочком  в  руках,  обозначающий  первый  день  недели  –

понедельник и т.д.

      Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого

дня недели. Использовала разнообразные  дидактические  игры  НАЗОВИ  СКОРЕЕ,

ДНИ  НЕДЕЛИ,  НАЗОВИ  ПРОПУЩЕНОЕ  СЛОВО,  КРУГЛЫЙ  ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро  запомнить  название  дней

недели и название месяцев, их последовательность.

      3. Пространственные представления  детей  постоянно  расширяются  и

закрепляются  в  процессе   всех   видов   деятельности.   Дети   овладевают

пространственными представлениями: слева, справа,  вверху,  внизу,  впереди,

сзади,  далеко, близко.

      Я  поставила  перед  собой  задачу  научить  детей  ориентироваться  в

специально созданных пространственных ситуациях и определять свое  место  по

заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань  так,  чтобы

справа от тебя был шкаф, а сзади – стул.  Сядь  так,  чтобы  впереди  тебя

сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи дидактических игр и упражнений  дети

овладевают умением определять словом положение того или  иного  предмета  по

отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы  –  пирамида

и т.д. В начале каждого занятия проводила  игровую  минутку:  любую  игрушку

прятала где-то в комнате, а  дети ее находили, или выбирала ребенка и

прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и  т.д.).  Это

вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.

    Выполняя  задания  по ориентировке на листе бумаги,  некоторые  дети  допускали  ошибки,  тогда  я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти  их  и  исправить  свои ошибки.

 Для того, чтобы заинтересовать детей,  чтобы  результат  был  лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного  героя.  Например,  игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” –  говорю  детям,  –“к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки.  Карлсон  любит  шутить,

поэтому он спрятал  игрушки,  а  в  письме  написал  как  их  можно  найти.”

Распечатываю конверт, читаю:  “Надо  встать  перед  столом, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети  выполняют  задание,  находят  игрушку.  Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. письме были не описание местонахождения игрушки, а только  схема. По  схеме дети  должны  определить,  где  находится спрятанный предмет.  

Существует множество  игр, упражнений, способствующих   развитию   пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ  ПОХОЖУЮ,  РАССКАЖИ  ПРО  СВОЙ  УЗОР.  МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ,ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие  другие

игры. Играя с детьми я заметила, что они стали хорошо справляться  со  всеми

заданиями, стали употреблять слова для обозначения  положения  предметов  на

листе бумаги на столе.

      4.  Для закрепления знаний о  форме  геометрических  фигур  с  целью

повторения материала средней группы, предлагала детям  узнать  в  окружающих

предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю:  Какую

геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?  

(поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)

      С целью закрепления знаний о геометрических  фигурах.  Проводила  игру

типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на  каждого),  на  которых

они отыскивали фигуру, подобную  той, которую я демонстрировала.  Затем,

предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми,  я

поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо  знают  геометрические

фигуры, поэтому с ними я занималась в основном  индивидуально,  давая  детям

сначала простые упражнения, а затем более сложные.  Опираясь  на  полученные

ранее знания познакомила детей с новым понятием  ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.  При  этом

использовала  имеющиеся  у  дошкольников представления о квадрате.  

В дальнейшем, для закрепления знаний, в  свободное  от  занятий  время,  детям давала  задания нарисовать на  бумаге  разные  четырехугольники,  нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать как они  называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

        В своей работе использую множество  дидактических  игр  и  упражнений,

различной степени сложности, в зависимости  от  индивидуальных  способностей

детей. Например, такие  игры  как  НАЙДИ  ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ  КВАДРАТ,

 КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ,  ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ.

      Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях, с целью закрепления  знаний  о  геометрических  фигурах,  с целью развития внимания и воображения у детей.

      Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с  уровнем

их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из  геометрических  фигур  (работа  по

готовому образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

      Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических  фигур.  Дети

самостоятельно договариваются  о  способах  выполнения  задания,  о  порядке

работы. Каждый играющий в команде  по  очереди  участвует  в  преобразовании

геометрической фигуры, добавляя свой элемент,  составляя  отдельный  элемент

предмета из нескольких фигур. В заключении  дети  анализируют  свои  фигуры,

находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

      К каждому занятию стараюсь подобрать  новую  интересную  таблицу.  А

некоторые таблицы использовала несколько раз, но давала  уже  более  сложные

задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:

Назовите самый большой треугольник?

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

 Такие же задания дети выполняют в коррекционные часы во второй половине дня,  только геометрические фигуры раскладываются на столе  или  на  полу.  Использование дидактических игр на занятиях  способствует  закреплению

у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому  в  дальнейшем  буду  продолжать

использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

5. В дошкольном возрасте у детей  начинают  формироваться  элементы

логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать  свои

умозаключения.  Существует  множество  дидактических  игр  и  упражнений,

которые влияют на развитие творческих способностей  у  детей,  так  как  они

оказывают действие на воображение  и  способствуют  развитию мышления  у  детей с ЗПР.  Такие  игры  как  НАЙДИ  НЕОБЫЧНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?  МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены  на тренировку мышления при выполнении действий.

      С целью развития у  детей  мышления,  я  использую  различные  игры  и

упражнения.

      Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур,

знаков, цифр. Знакомство с такими заданиями начала  с  элементарных

заданий  на  логическое  мышление –  цепочки   закономерностей.   В   таких

упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детям

предлагается продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент.

      Кроме  того  давала  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку,

чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие

круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять

такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в

котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и

величину.

      В дальнейшем перешла на отвлеченные  предметы.  Детей  очень  увлекают

игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ?. Предлагаю детям представить, какой формы  могут

быть космические существа. Затем показываю  плакат,  на  котором  изображены

космические  “человечки”.  Дети  находят,  какого  “человечка”  не  хватает,

анализируют и доказывают. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение

мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    свои

умозаключения.

      Особое место среди математических игр  занимают  игры  на  составление

плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур.  Детям  нравится

составлять  изображение  по  образцу,  они  радуются  свои   результатам   и

стремятся выполнять задания еще лучше.

      Для закрепления знаний, полученных на занятиях я  даю  детям  домашние

задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ,  НАЙДИ

ОШИБКУ, КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?, и т.п.

      Дети стараются выполнить свое задание правильно, не  допуская  ошибок,

чтобы получить за это веселое  солнышко,  а  не  хмурую  тучку  с  дождиком.

Родители тоже очень серьезно относятся  к  выполнению  домашнего  задания  с

детьми. На информационном стенде для родителей выставляю материал  с  дидактическими  играми, объясняя цель и ход игры.

      Используя различные дидактические игры в работе с детьми с ЗПР, я  убедилась в том, что играя,  дети  лучше  усваивают  программный  материал,  правильно выполняют сложные задания.  

      Применение дидактических игр  повышает  эффективность  педагогического

процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти,  мышления  у  детей,

оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.  Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы  радость  от  игр  перешла  в

радость учения.

Сообщение на педагогическом совете

на тему: «Влияние дидактических игр

на развитие математических способностей»

(из опыта работы)

Подготовил:

Учитель-дефектолог ГБОУ СОШ № 400

Седова Л.В.

Москва 2014 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Статья "Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Фоамиран становится интересен не только для опытных мастериц, но и для новичков в мире рукоделия. Если вы хотите попробовать создавать из этого материала собственные шедевры, прислушайтесь к нашим рек...

Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье описаны эффективные практические  приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников...

Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»

        Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информ...

Консультации для родителей и педагогов по развитию математических способностей детей

Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом: чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтоб...