Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Формирование умственной деятельности, творческого и вариативного мышления. Совершенствование умения раскладывать число на два меньших и составлять из дву х меньших большее число в пределах 10. Закрепление представлений о последовательности времен и месяцев года. Развитие умений конструировать геометрические фигуры пол словесному описанию и перечислению характерных свойств. Упражнение в объединении части в целое и множества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_femp.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Утверждаю

Заведующая МДОУ «Детский сад

                                                                                                              комбинированного вида №113»

__________________Середа И.А.

Конспект НОД

по формированию элементарных

математических представлений

в подготовительной группе

                                                                                   

Воспитатель: Жигунова Т.В.  

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возрастная группа: подготовительная логопедическая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Семья»

Тема НОД: Познание. Формирование элементарных математических знаний.

Цель:

Формировать умственную деятельность, творческое и вариативное мышление.

Задачи:

  • Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
  • Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года.
  • Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
  •   Упражнять в умении объединять части в целое в множество, сравнивать целое и множества.

Виды деятельности: игровая, музыкально – художественная, чтение .

Формы организации: групповая.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: веревка. 2 обруча, карточки с цифрами, желуди, картинки с изображением разных времен года и месяцев.

Раздаточный материал: цифровые вееры, счетные палочки, веревочки, тетради, простые карандаши.

Предварительная работа:

1.  Игровое упражнение «Моделируем фигуры».

2. Игровое упражнение «Назови соседей числа»

3. Прямой и обратный счет в пределах 10.

4. Игровое упражнение «Назови времена года»

5. Работа в календаре природы.

Ход НОД

 

Деятельность  воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

1. Игровое упражнение «Соберемся вместе»

Предлагаю девочкам взяться за один обруч, а мальчикам за другой обруч.

- Сколько групп ребят получилось?

- Сколько ребят в каждой группе?

- Какая группа больше?

- Почему вы так думаете?

Объединяю обе группы детей веревочкой.

- Сколько ребят теперь в общем круге?

- Что больше: целая группа ребят или группа мальчиков?

- Что меньше: группа девочек или целая группа ребят?

Обобщаю:

- Целая группа детей больше группы мальчиков (группы девочек). Группа мальчиков меньше целой группы детей, группа девочек меньше целой группы детей.

Предлагаю детям взяться за веревочку, сделать большой круг и спеть 1-2 куплета из песни «Вместе весело шагать».

1.Девочки берутся за один обруч, мальчики за другой.

Девочки и мальчики объединяются в круг, держась за веревочку.

Дети идут по кругу,  держась за веревочку, и поют песню «Вместе весело шагать»

Основная часть

1. Игровое упражнение «Покажи цифры».

У детей цифровые вееры.

- У меня 2 цифровые карточки, одна из них закрыта.

- Какая цифра спрятана, если вместе они составляют число восемь?

- Покажите на веерах, сколько желудей у меня в правой руке и сколько в левой руке, если их всего десять.

2. Игровое упражнение «Собираем год».

На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года.

Загадываю загадки:

            Дни стали короче.

Длинней стали ночи.

  Кто скажет, кто знает,

             Когда это бывает?

                                    (Осень)

     Хоть сама и снег, и лед,

   А уходит – слезы льет.

  Кто скажет, кто знает,

             Когда это бывает?

                      (Зима)

             Зазвенели ручьи.

             Прилетели грачи.

             В улей пчела

    Первый мед принесла.

    Кто скажет, кто знает,

             Когда это бывает?

                      (Весна)

              Солнце печет,

              Липа цветет.

              Рожь колосится,

              Золотая пшеница.

      Кто скажет, кто знает,

              Когда это бывает?

                     (Лето)

Уточняю

- Сколько всего времен года?

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Назовите осенние месяцы?

На доске вывешиваются картинки с изображением осенних месяцев.

Читаю стихи об осенних месяцах.

Предлагаю найти иллюстрации, соответствующие каждому месяцу.

          Сентябрь – златоцвет,

В золотой кафтан одет,

         Лес красуется листвой

Пышной, яркой, золотой.

        Октябрь – листопад,

        Листья падают, кружат,

        Укрывают лес ковром

        Перед долгим зимним сном.

        Ноябрь – грудень,

        Для прохожих труден.

      Смерзлись в груды снег и грязь,

        Не проедет даже князь!

Предлагаю назвать осенние месяцы по порядку.

3. Игровое упражнение «Мастерим геометрические фигуры».

Под запись стихов на магнитофоне, дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили - были два братца:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры, рассказывают. Как они их сделали (сколько счетных палочек взяли для каждой фигуры), и перечисляют их характерные особенности.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы.

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

- Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Уточняю у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг.)

Дети делают круги из веревочек и рассказывают о фигуре.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел…Стоит без слов…

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник.

Затем называют все сделанные

геометрические фигуры.

4. Работа в тетрадях.

Предлагаю детям нарисовать в клетках до конца строки, все геометрические фигуры, которые они моделировали.

2. После каждого задания дети обосновывают свои ответы, например: «Я показал два и восемь, так как эти числа вместе составляют десять».

Дети находят соответствующие иллюстрации и располагают их в определенном порядке.

Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности

Дети называют осенние месяцы по порядку

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры, рассказывают. Как они их сделали (сколько счетных палочек взяли для каждой фигуры), и перечисляют их характерные особенности.

Дети делают круги из веревочек и рассказывают о фигуре.

Дети составляют восьмиугольник.

Затем называют все сделанные

геометрические фигуры.

Дети рисуют в клетках до конца строки квадраты, треугольники, круги с интервалом в одну клетку.

Заключительная часть (рефлексия)

Итог занятия.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возрастная группа: подготовительная логопедическая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Семья»

Тема НОД: Познание. Формирование элементарных математических знаний.

Цель:

Формировать умственную деятельность, творческое и вариативное мышление.

Задачи:

  • Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
  • Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года.
  • Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
  •   Упражнять в умении объединять части в целое в множество, сравнивать целое и множества.

Виды деятельности: игровая, музыкально – художественная, чтение .

Формы организации: групповая.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: веревка. 2 обруча, карточки с цифрами, желуди, картинки с изображением разных времен года и месяцев.

Раздаточный материал: цифровые вееры, счетные палочки, веревочки, тетради, простые карандаши.

 Предварительная работа:

1.  Игровое упражнение «Моделируем фигуры».

2. Игровое упражнение «Назови соседей числа»

3. Прямой и обратный счет в пределах 10.

4. Игровое упражнение «Назови времена года»

5. Работа в календаре природы.

Ход НОД

Вводная часть (мотивация)

1. Игровое упражнение «Соберемся вместе»

   На полу 2 обруча. Предлагаю девочкам взяться за один обруч, а мальчикам за другой обруч.

- Сколько групп ребят получилось?

- Сколько ребят в каждой группе?

- Какая группа больше?

- Почему вы так думаете?

  Объединяю обе группы детей веревочкой.

- Сколько ребят теперь в общем круге?

- Что больше: целая группа ребят или группа мальчиков?

- Что меньше: группа девочек или целая группа ребят?

Обобщаю:

- Целая группа детей больше группы мальчиков (группы девочек). Группа мальчиков меньше целой группы детей, группа девочек меньше целой группы детей.

Предлагаю детям взяться за веревочку, сделать большой круг и спеть 1-2 куплета из песни «Вместе весело шагать».

Основная часть

1. Игровое упражнение «Покажи цифры».

   У детей цифровые вееры.

- У меня 2 цифровые карточки, одна из которых закрыта.

- Какая цифра спрятана, если вместе они составляют число восемь?

- Покажите на веерах, сколько желудей у меня в правой руке и сколько в левой руке, если их всего десять.

2. Игровое упражнение «Собираем год».

    На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года.

    Загадываю загадки, дети находят соответствующие картинки-отгадки и восстанавливают последовательность времен года.

           

Дни стали короче.

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осень)

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает

(Зима)

Зазвенели ручьи.

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весна)

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Лето).

 Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности

Уточняю:

- Сколько всего времен года?

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Назовите осенние месяцы?

 На доске вывешиваются картинки с изображением осенних месяцев.

 Читаю стихи об осенних месяцах. Предлагаю найти иллюстрации,

соответствующие каждому месяцу.

Сентябрь – златоцвет,

В золотой кафтан одет,

Лес красуется листвой

Пышной, яркой, золотой.

Октябрь – листопад,

Листья падают, кружат,

Укрывают лес ковром

Перед долгим зимним сном.

Ноябрь – грудень,

Для прохожих труден.

Смерзлись в груды снег и грязь,

Не проедет даже князь!

Предлагаю назвать осенние месяцы по порядку.

3. Игровое упражнение «Мастерим геометрические фигуры».

Под запись стихов на магнитофоне, дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили - были два братца:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры, рассказывают. Как они их сделали (сколько счетных палочек взяли для каждой фигуры), и перечисляют их характерные особенности.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы.

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

                                                         - Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Уточняю у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг.)

Дети делают круги из веревочек и рассказывают о фигуре.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел…Стоит без слов…

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные

геометрические фигуры.

4. Работа в тетрадях.

Предлагаю детям нарисовать в клетках до конца строки, все геометрические фигуры, которые они моделировали.

Заключительная часть (рефлексия)

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»

Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"

конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений В подготовительной группе "Сказочные герои на математической тропе"

Конпект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Сказочные герои на математической тропе" подходит для детей подготовительной гр...