Сенсорное воспитание
консультация по математике (старшая группа) на тему

Остапенко Маргарита Сергеевна

Сенсороное развитие (Чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и предметах окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. но это лищь предпосылки для восприятия окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_vospitanie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация " Сенсорное воспитание дошкольников "

Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения( цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.). Без такого обучения восприятие детей долго остается поверхостным, отрывочным и не создает необходимой основы для умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и др. ) , в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета.

Для того чтобы ребенок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Этот процесс длится несколько лет и включает  постепенный переход к более сложным формам восприятия.

В первые годы жизни ( до 3 лет ) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают внимание ребенка,приобретают для него то или иное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях.

Восприятие детей  раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающее в глаза свойство, не замечая других свойств. Обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий. В этот период нет необходимости вырабатывать у детей представления о каких-либо отдельных разновидностях формы или цвета.

С 3 лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка.Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важное место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения.

В области цвета эталонами являются цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ), которые называются хроматическими, и белый, серый и черный цвета - ахроматические.

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах и ахроматических и усвоения их названий.

Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета. Не нужно знакомить детей отдельно со светлотой, отдельно с насыщенностью цвета, так как светлота и насыщенность предметов изменяются обычно одновременно, создавая разную яркость оттенков. В обиходе мы обычно указываем только светлоту цвета( темно-красный, светло-красный).

В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Знакомить детей нужно с теми фигурами, которые отражают в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов. Это квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и многоугольник. Также необходимо обучение детей  использованию в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную  для восприятия форму предмета его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных, и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать  в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры.      

Особый  характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица.

   Определение величины предметов происходит обычно на основании установления места , занимаемого ими в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, величина которой больше величины других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. В качестве эталонов величины выступают представления  об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами , указывающими  на место предмета в ряду других ( большой, маленький, самый большой и т.д.).

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.При ознакомлении с цветами спектра и их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми. В ознакомлении с геометрическими формами  существенную роль играет обучение детей приему обведения контура  с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или  нарастающей величины. При этом ребенок сначала ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами.

Представления об основных разновидностях цвета, формы,о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Таким образом, можно определить основные задачи сенсорного воспитания дошкольников.

На втором-третьем году жизни дети должны уметь выдепять цвет, форму, величину предметов.

Начиная с четвертого года у детей нужно формировать сенсорные эталоны, учить способам обследования предметов.

В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.