Технологическая карта игры – соревнования «Крестики – нолики».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Васильева Светлана Васильевна

Технологическая карта организованной учебной деятельности  с использование блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера и ИКТ по ФЭМП.

 Тема:  Игра – соревнование «Крестики – нолики».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Цель: развитие логического мышления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Задачи:  
  • Определить  способность детей к декодированию и кодированию информации; умение видоизменять свойства предметов;
  • o   Формировать представления о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
  • o   Умение оперировать предметами, знаками-символами, ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОУД "Крестики - нолики" 492.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің технологиялық картасы                                           Технологическая карта организованной учебной деятельности                                                            с использование блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера и ИКТ.

Топ: Ересек  -  Группа: Старшая                                                                                                                                          Тәрбиеші  -  Воспитатели:  Васильева С.В.                                                                                                                                           Білім беру бөлімі – Образовательная область:  Познание                                                                                                                 Бөлім – Раздел: ФЭМП                                                                                                                                                     Тақырыбы – Тема:  Игра – соревнование «Крестики – нолики».                                                                                 Мақсаты – Цель: развитие логического мышления.                                                                                        Задачи:  

  • Определить  способность детей к декодированию и кодированию информации; умение видоизменять свойства предметов;
  • Формировать представления о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
  • Умение оперировать предметами, знаками-символами, ориентироваться в пространстве и на плоскости.
  • Развитие логического мышления, творческого воображения, внимание, памяти, наблюдательности, способность к моделированию и конструированию.
  • Формировать самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей и обосновывать свои действия.
  • Развитие коммуникативных качеств: соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, действовать согласованно.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Жұмысқа дайындық – Предварительная работа: Игры с логическими блоками З. Дьенеша  «Мозаика цифр», «Логические кубики»  и палочками Х. Киюзенера «Логические цепочки», «Число головоломка».                                                                                                                  Сөздік қоры – Словарная работа: жюри, конкурс, игровое поле.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Полилингвальный  компонент: бір - one, екі - two, үш - three, төрт - four,  бес - five,  алты - six , жеті - seven,  сегіз - eight , тоғыз - nine, он - ten,  сан – число - number , цифр – цифра - figure, красный цвет – қызыл түс – red color, синий цвет - көк түс – blue color , жёлтый цвет -  сары түс – yellow color, прямоугольник – rectangle -тікбұрыш, квадрат – square - шаршы, круг – circie - шеңбер, треугольник – triangle – үшбұрыш, little – маленький - кішкентай, большой – үлкен – large, тонкий - жіңішке – thin; толстый – жуан – thick, белая – white – ақ, розовая – қызғылт – pink, голубая – көгілдір, фиолетовой - күлгін - violet, черная – қара - black, бордовая - күрең қызыл - claret.                                                                                                                                        

Іс – әрекет кезендері           Этапы    деятельности

Тәрбиешінің іс – әрекеті Действия воспитателя

Балалардың іс – әрекеті Деятельность  детей

Мотивациялық – қозғаушы  Мотивационно - побудительный

Воспитатель  предлагает  принять участие в соревнование, но не в спортивном, а математическом «Крестики-нолики».                                            Предлагает выбрать жюри, оно будет определять победителей.

Воспитатель обращает внимание на игровое поле. Объясняет правила игры:  в каждой его клетке есть картинка. Это задания.

Сообщает: Мы начинаем игру. (Фанфары)

 Дети заинтересовываются предложением.                                     Берут из шляпы эмблемы. По рисунку определяют, к какой команде относятся. Делятся на 2 команды: крестиков и ноликов.   Прикрепляют эмблемы.

Знакомятся с членами жюри.

                                                                       Дети рассматривают игровое поле. Слушают и запоминают правила игры. Узнают, что клетки игрового поля будут закрывать знаками выигравшей команды: или крестиками, или ноликами. Правильность выполнения задания определяет жюри. Выиграет та команда, чьих знаков на игровом поле окажется больше. Дополнительное очко присуждается той команде, которая закроет своими знаками игровое поле или по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали.

     Іздену - ұйымдастырушы

Организационно - поисковый

 Воспитатель показывает и поясняет задание в клетке №1«Конкурс художников». Предлагает соединить цифры от 1 до 10 по порядку, посчитать командам на английском или казахском языке до 10.

Жюри определяет, какая команда справилась лучше.

 Воспитатель объясняет задание в клетке №2. Предлагает «Украсить торт» используя блоки или цветные палочки, соблюдая правила, которые нарисованы на карточках.

                                                                                                      Оказывает помощь при возникновении затруднений.

Проверяет вместе с детьми правильность построения цепочек -  украшений торта.

Жюри определяет команду победительницу.

Предлагает проигрывающей команде выбрать клетку. Объясняет задание в клетке №3  «Число головоломка». Предлагает каждому ребёнку выбрать индивидуальное – командное задание, выполнить действия сложения палочек. Выбрать нужную цифру. Выложить командой числовой ряд и прочитать получившиеся слово.

                                                                 Жюри определяет команду победительницу.

Предлагает выигравшей команде выбрать клетку. Клетка № 4. Организует физминутку - спортивный конкурс «Самая худая команда».                                             Жюри определяет команду победительницу.

                                                        Предлагает проигравшей команде выбрать клетку. Воспитатель предлагает игру «Мозаика цифр» - работа с блоками Дьенеша из альбома «Давайте вместе поиграем».     Клетка №5. Раздаёт командам конверты с карточками – примерами и символами.  Повторяет с детьми правила игры. Интересуется, почему дети выбрали тот или иной блок и почему положили на этот предмет.

Жюри определяет команду победительницу.

Предлагает выигравшей команде выбрать клетку. Объясняет задание. Клетка №6 «Чёт – нечет» с использованием цветных палочек. 

                                  Жюри определяет команду победительницу.

Предлагает проигравшей команде выбрать клетку. Клетка №7. Организует малоподвижную игру   «Геометрический хоровод». 

Жюри определяет команду победительницу.                                

Предлагает выигравшей команде выбрать клетку. Клетка №8. Предлагает игру «Конструкторы» с блоками Дьенеша и кубиками. Объясняет правила. 

Жюри определяет команду победительницу.                                

Открывает последнюю клетку №9. Организует  «Музыкальный конкурс» с использованием ИКТ.

 Дети слушают и понимают цель первого задания. Берут листы с цифрами расположенными в разброс от 1 до 10. Оживляют космическое существо – соединяют точки по порядку. Порядок подсказывают цифры. Начинают с наименьшего. Определяют, что получилось. Считают от 1 до 10 на казахском и английском языке. Полилингвальный компонент: бір - one, екі - two, үш - three, төрт - four,  бес - five,  алты - six , жеті - seven,  сегіз - eight , тоғыз - nine, он – ten.   

Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.  

Дети узнают и запоминают задание. Команды выбирают для работы палочки или блоки. 1ая команда работает с блоками Дьенеша. 2ая команда работает с палочками Киюзенера. Выбирают для своей команды по «карточке последовательности изменения свойств», определяют последовательность и выстраивают логические цепочки – «украшения». Объясняют, правила построения. Рассказывают, чередуются блоки по форме и размеру: блок треугольный маленький, квадратный большой, маленький круглый. Делают вывод, на цвет и толщину внимания не обращаем. Вторая команда, объясняет принцип чередования цветных палочек. Расшифровывают, цифра – обозначает цвет палочки, чередуются 2 – розовая, 5 – жёлтая, 10 – оранжевая. Проверяют правильность украшения тортов. Цвет, форму, размер и толщину блоков и палочек называют на казахском и английском языках.

Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.  

Дети проигрывающей команды выбирают клетку игрового поля. Узнают, что задание выполняется с помощью палочек Киюзенера. Вспоминают игру «Число головоломка» и её правила. Выполняют индивидуальные задания, действия сложения – цветных палочек, определяют какое число закодировано. Рассказывают, комментируют свои действия. Например: если к розовой палочке, обозначающей число 2,  прибавить голубую, обозначающую число 3, получиться жёлтая – обозначающая число 5. Проверяют, прикладывая палочки. Анализируют. Каждый ребёнок выбирает из числового ряда нужную цифру.                                   Затем команда выкладывает числовой ряд из имеющихся цифр, от большего к меньшему. Переворачивают карточки с цифрами, если выполнили все правильно, должно получиться слово.  Читают слово.  (Математика)

Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.  

 Дети выигравшей команды, совещаются и выбирают нужную клетку поля. Участвуют в игре. Выполняют правила игры: чья команда быстрее окажется  в обруче, та команда и победит. Как только вся команда залезет в обруч, поднимают  руки.

Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.  

Право выбора следующей клетки игрового поля за проигравшей командой. Узнают название игры, вспоминают её правила. Каждая группа берёт конверт с предметными карточками и карточки с символами и примерами.

 D:\методическая тема 13 и 14 г\Давай поиграем картинки к альбому\Fayl0551.jpg   

                         

Вспоминают правила знакомой игры, рассказывают последовательность:                             - Решить пример на своей карточке;                                       - Расшифровать на ней информацию;                                           - Найти блок соответствующий шифру;                                - Найти место блока на изображении предмета.                                                 Самостоятельная работа. Объясняют. Например, берёт карточку, «декодирует» - блок надо взять красный, круглый, маленький и тонкий. 6-4, получиться 2, значит, положить его надо на фигуру человека, на деталь, обозначенную цифрой 2.                                                                             Проверяют, если все блоки выбраны правильно, заполняются все 15 изображений предметов.

Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.  

Право выбора следующей клетки игрового поля за выигравшей командой. Понимают и запоминают задание. Командой строят лесенки из нечётных и четных палочек. (Киюзенера) проверяют правильность выполнения задания командами.

Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.  

Право выбора следующей клетки игрового поля за проигравшей командой. Слушают правила игры. Команды образуют 2 круга. Пока звучит  музыка – танцуют. Музыка замолкает, воспитатель называет геометрическую фигуру  на казахском языке. Дети, держась за руки, образуют названную фигуру. Побеждает более быстрая и дружная команда.                                 Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.  

Право выбора следующей клетки игрового поля за выигравшей командой.                                     Дети узнают, что командой, быстро и правильно должна построить своего робота. Какие кирпичики - блоки потребуются для строительства роботов дети определяют с помощью «кубиков по Дьенешу». Кидают. Рассказывают, какие блоки можно использовать. Например: первый кубик показывает, что можно использовать все блоки квадратной формы. Второй кубик показывает, что можно использовать все блоки, кроме красных. Делают вывод: можно использовать блоки синего, жёлтого цвета, квадратные. Уточняют, толщину и размер блоков не учитываем.  Выбирают нужные блоки. Фантазируют. Советуются командой. Строят робота.  Рассматривают получившиеся у команд роботы.  Проверяют правильность выбора блоков для строительства, исправляют ошибки. Выигравшая команда ставит в открывшейся клетке, крестик или нолик.                              

Выполняют движения за героями музыкальной  физминутки – презентации, повторяют слова песенки на английском языке.     

Рефлексивтік – коррекциялаушы

Рефлексивно - коррегирующий

Жюри подводит итоги: выявляется команда – победительница.

Команды получают призы.                      

Анализ: наша игра закончилась, и подумайте, что вы хотите сказать.         Продолжите предложение …

Считают количество ноликов и крестиков. Определяют, каких фигур больше. Дополнительное очко получают команды, которые закрыли своими значками игровое поле по вертикали, по горизонтали или по диагонали.

Слушают, задумываются и продолжают:                                            Мне больше всего удалось ...

Я  могу себя похвалить за…

Меня удивило…

На мой взгляд, не удалось…,                                          потому что…

На будущее я учту…

Күтілітн  нәтиже – (ожидаемый результат).                                                                                   Айтады – (Воспроизводят): правила игры.                                                                                 Түсінеді – (Понимают): декодированную информацию.                                                                                              Қолданады – (Применяют): навыки вычислительной деятельности. Выбирают блоки по заданным свойствам.                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра-соревнование "Крестики-нолики" в старшей группе

Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ "СФЕТОФОР"

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ "СВЕТОФОР" ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ "ГНОМИКИ"

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ИГРЫ  "ГНОМИКИ"  ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ "ВОРОБЬИШКИ"

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ИГРЫ "ВОРОБЬИШКИ"...

Технологическая карта игры-драмматизации русской народной сказки «Теремок"

Программное содержание1. Формировать интерес детей к театрализованной деятельности.2.Учить детей имитировать характерные действия персонажей.Совершенствовать умение передавать эмоциональное сост...

Технологическая карта игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста, которое способствует закреплению понятий «профессия» и «орудия труда».

Игра-викторина "ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ" может быть организована как педагогами, так и родителями, специальных условий не требуется...

Технологическая карта игры-путешествия «По дороге в сказку»

Технологическая картаигры-путешествия «По дороге в сказку»...