Конспект НОД по ФЭМП на тему "Деление на равные части"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Прунчак Галина Николаевна

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Познание» (Формирование элементарных математических представлений) «Сказка про Геометрика» (для старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Деление на равные части"                                                                                                                                                                                                                                                           Цель: формирование представления о  делении  предмета на восемь  равных частей путем последовательного складывания плоских предметов пополам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Познание»

Формирование элементарных математических представлений

«Сказка про Геометрика»

(для старшего дошкольного возраста (6-7 лет))

Тема: Деление на равные части

Цель: формирование представления о  делении  предмета на восемь  равных частей путем последовательного складывания плоских предметов пополам.

Образовательный  аспект:

  • закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • сформировать представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей;
  • упражнять в способе сравнения частей, полученных при делении целого на равные части, путем наложения, уточнить значение слова равенство;
  •  отрабатывать навык складывания бумаги квадратной формы по диагонали, совмещая углы.

Развивающий аспект:

  • развивать логическое и образное мышление, пространственное воображение

Воспитательный аспект:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.

Материалы:

- демонстрационный материал: плоскостная кукла Геометрик; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, трапеция, ромб, прямоугольник, квадрат; 2 квадрата, разрезанных на 8 треугольников;

- раздаточный материал: по 4 квадрата разного цвета на каждого воспитанника, по 8 треугольников на каждого воспитанника.

 

Оборудование:

- мольберт (2 шт.);

- ноутбук;

- магниты (12 шт.);

- клей-карандаш (8 шт.);

- клеёнка (8 шт.);

- простой карандаш 8 шт.).

Ход деятельности:

1.Организационный момент.

(Воспитатель с детьми располагаются на ковре около мольберта)

                                                                                                                                                  Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже их люблю. Поэтому сейчас я вам расскажу одну необыкновенную  сказку. «Давным - давно жил на свете волшебник Геометрик. Он очень любил геометрические фигуры и бродил повсюду  в их поисках. Все найденные им фигуры селились в  стране под названием  Математика и даже, становились родственниками.                                               

(Повествуя, воспитатель выкладывает на магнитную доску геометрические фигуры)                                      

Так, круг породнился с овалом, треугольник с трапецией и  ромбом, а вот прямоугольник захотел породниться с квадратом. Однако квадрат был очень важным, потому как,  считал себя  особенной, выдающейся фигурой.  Он не захотел родниться с каким-то там прямоугольником, чем очень сильно обидел последнего.  Геометрику стало  жалко прямоугольник, и он решил преподнести квадрату небольшой урок. Чтоб доказать квадрату, что он ничем не лучше и не главнее других фигур, он его просто видоизменил». А как это, спросите вы? Да очень просто. Геометрик просто разделил его пополам, и вот что произошло?                                                                        

(Воспитатель загибает квадрат пополам)

-  Что значить разделить пополам? (на две равные части)

2. Основная часть:

Воспитатель: На столах перед вами лежат квадраты. Сколько их?  Какого они цвета? (4, синего, красного, жёлтого и зелёного цвета)

- Синий квадрат мы оставим без изменения, а вот красный квадрат я предлагаю вам разделить пополам так, как это сделал Геометрик. Для этого необходимо загнуть одну сторону квадрата так, чтобы верхний угол совпал с противоположным нижним углом квадрата.

- На сколько частей мы разделили красный квадрат? (на 2).                                       - Эти части  между собой одинаковые или разные? (одинаковые)                            - Почему их можно назвать одинаковыми? (потому что все углы совпали).      - Сколько раз мы сгибали квадрат, чтобы получить две равные части? (один). - Какой формы эти части? (треугольной формы).                                                       Итак, мы разделили квадрат на 2 равные половины, по-другому можно сказать на 2 одинаковые части треугольной формы.

 

- Как вы думаете,  можно ли продолжить деление на меньшие части? Давайте попробуем разделить жёлтый квадрат уже не на 2 , а на 4 равные части.                        - Что для этого мы должны сделать? (сгибаем жёлтый квадрат пополам и ещё пополам).                                                                                                                                      - Какой формы части жёлтого квадрата? (треугольной).                                                 - Посчитайте, на сколько частей вы разделили квадрат? (на 4).                                 - Эти части между собой одинаковые или разные? (одинаковые, равные).                 - Сколько раз вы сложили фигуру, чтоб получить 4 равные части? (2 раза).              Итак, мы разделили красный квадрат на 2 равные половины, а жёлтый квадрат на 4 равные части треугольной формы. Если в красном квадрате всего 2 части, то каждую из них мы можем называть половиной или одной второй части квадрата, а жёлтый  квадрат мы разделили на 4 равные части, поэтому  одна из его  частей называется одна четвёртая                           

 (По просьбе воспитателя дети повторяют понятия «одна вторая» и «одна четвёртая»).

Физкультминутка «Живые фигуры».

Дети встают в центре комнаты. Они получают верёвку со связанными концами. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, ребята называют эти фигуры, берутся за верёвку обеими руками и образуют их.

Загадки:

1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг).

2. Треугольник с полукругом

Круг дразнили "толстым другом".

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут? (овал).

 3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник).

 4. Все четыре стороны

 Одинаковой длины.

 Вам представиться он рад,

 А зовут его (квадрат).

5. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).

(Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами)

- Можно ли продолжить деление квадрата на большее количество частей? (можно)                                                                                                                             Перед вами лежит квадрат зелёного цвета, попробуем вместе его поделить на большее количество частей.                                                                                                      - Как это сделать? Складываем квадрат пополам 1 раз, сколько частей у нас получилось?(2)  Продолжаем складывать его дальше, снова загибаем пополам,  сколько частей у нас получилось? (4) И ещё раз сложим его пополам. Вы пока свои квадраты не разворачивайте, а посмотрите на мой квадрат.  Давайте посчитаем, на сколько одинаковых частей мне удалось его разделить? (Считает ребёнок) На 8 частей. Теперь проверьте, на сколько частей вы разделили свои зелёные квадраты? Итак, мы сумели разделить 1 целый квадрат на 2, 4 и 8 одинаковые между собой части треугольной формы.

- Как вы думаете, квадрат из нашей сказки после таких неожиданных превращений по-прежнему был гордым и заносчивым или он изменился? (изменился)

- Да, он изменился в лучшую сторону, и теперь он не один, у него есть большая семья и друзья в лице других геометрических фигур.

- Мы сегодня стали волшебниками, потому что, как Геометрик, совершили с квадратом разные превращения. Сейчас я предлагаю продолжить творить волшебство, но уже на скорость и в командах. Для этого вам необходимо не глядя вытянуть из моего «чудесного» мешочка фигуру. Фигуры в мешочке 2-х цветов: игроки в команду собираются по общему цвету. (Дети вытягивают фигуры)

Игра «Кто быстрее?)

- Я предлагаю каждой команде построить целый квадрат из 8-ми частей треугольной формы. Построить квадрат надо успеть за то время, пока играет музыка.

(Дошкольники работают в микро-группах, обсуждают результат своего труда)

- Из скольких частей получился квадрат? (8)                                                                      - Как называется одна часть из восьми? (одна восьмая)                                                                       -  Что больше часть или целое? Целое состоит из восьми частей.

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Для каждого из вас я приготовила конверт. Загляните в свои конверты, что в них находится? (треугольники)                                                                - Сколько треугольников в конвертах? (8)                                                                        - Это части какой фигуры? (квадрата)

Я предлагаю вам из этих треугольников создать силуэт любой фигуры. Это может быть самолёт, домик, кошка или что-то другое, на ваш выбор. Только у меня условие, во время аппликации вы должны использовать все 8 треугольников. Подумайте, что бы вам хотелось изобразить. Если кто-то испытывает трудности, поднимите руку, я к вам подойду и помогу.        

(Дети занимаются моделированием и аппликацией силуэтов, тем, кто испытывает трудность, воспитатель предлагает готовые варианты образцов силуэтов).

Рефлексия

- Из каких фигур вы сделали свои работы?  (ответы детей)                                    - Сколько треугольников вам понадобилось? (8)                                                     - Напомните, пожалуйста, какую фигуру  мы делили на части? (квадрат)                 - На сколько частей вы научились делить квадрат? (на 8)                                      

(Воспитатель предлагает украсить группу работами детей, чтобы создать праздничную обстановку, как в стране Математика. По окончании деятельности дети приводят в порядок рабочие места.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток»

Цель: Продолжать знакомить детей с временными понятиями: утро, день, вечер, ночь....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Множество. Части множеств".

Конспект занятия по ФЭМП  в старшей группе "Множество. Части множеств"....

Конспект НОД по ФЭМП "Больше,меньше и равно".

Конспект НОД  по ФЭМП "Больше,меньше и равно"....

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе <<Части суток>>

Цель: Продолжать знакомить детей с временными понятиями: утро, день, вечер, ночьЗадачи:1. Образовательная: Формировать элементарные математические представления. Продолжать знакомить детей с врем...

Конспект ОДД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток»

Материал служит для,  формирования элементарных математических представлений, продолжать знакомить детей с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Называть временные от...

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток»

знакомство детей с временными понятиями: утро, день, вечер, ночь...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе "Части суток"

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе "Части суток"...