Конспект НОД по РЭМП "Путешествие в волшебную страну математика"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matematike.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Иванова Валентина Арсентьевна.

Номинация: Образовательная ситуация с дошкольниками.

Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Путешествие в волшебную страну «Математика».

Основные цели:

1). Тренировать у детей познавательные  процессы,  навыки к выполнению различных видов деятельности и общению. 

2). Тренировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

3). Тренировать мыслительные операции – анализ,  сравнение, обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Дидактические материалы:

Демонстрационный материал:

- письмо от Королевы страны «Математика»;

- аудиозапись песни Э. Шаинского «Голубой вагон»;

-слайды;

Раздаточный материал:

- блоки Дьенеша;  карточки-схемы;

-  Карточки - билеты с символами, обозначающими признаки геометрических фигур для посадки в поезд;

- Цифры и знаки.

-- Тетрадь в клетку, простой карандаш.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Задачи: 

  • мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать и активизировать речь детей.

Воспитатель с детьми заходит в зал, останавливаются на ковре.

Воспитатель:

- Здравствуй, солнце золотое,

  Здравствуй, небо голубое,

  Здравствуйте, мои друзья,

  Всех вас рада видеть я!

- Ребята! Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. А вот куда мы отправимся,  вы поймёте, когда послушаете стихотворение:

Учит нас она считать

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать где лево, а где право

Знать длину и ширину.

Понимать значение: "равный",

"Больше", "меньше", высоту.

-О какой науке в нём говорится? Правильно, наука эта – математика. Вот какое письмо пришло в наш детский сад: «Дорогие ребята,  приглашаю вас в гости в прекрасную, волшебную страну «Математика». Я знаю, что вы скоро пойдёте в школу. Но, перед тем, как вы отправитесь в первый класс, я хочу посмотреть, чему вы научились в детском саду. В пути вас будут ждать трудности и препятствия, но я уверена, что вы легко всё преодолеете»

 -Ребята,  Королева  страны «Математика» приглашает нас к себе в гости.  

-Вы готовы отправиться в далёкое путешествие?

- В пути нас ждут сложные задания, вы уверены, что справитесь с трудностями?

-А почему вы так думаете? (Потому, что мы занимаемся математикой и уже много знаем и умеем, а если что – то не знаем, придумаем сами, а потом проверим себя по учебнику)

-Тогда в путь!

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

  • Актуализировать представления о свойствах предметов и их символьном обозначении;  закрепить  представления детей о составе числа 9;
  • тренировать  счётные умения детей в пределах 10 (прямой и обратный счёт, предыдущее и последующее число от заданного);
  • закрепить умение измерять объём предметов с помощью мерки;
  • закрепить умения детей выкладывать цепочку из объёмных геометрических фигур  опираясь на 3-4 признака (форма, цвет, размер и толщина), использовать карточки-схемы;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

-На каком транспорте нам будет удобнее добираться? (мнения детей).

-Поедим на поезде.

- У каждого поезда должен быть свой номер. Интересно, какой же номер у нашего поезда? Сейчас я загадаю число от 1 до 10, а вы попробуете его отгадать. Это число находится между числами 8 и 10.

 (Дети определяют, что номер поезда - 9).

1. –А вот и первое задание:

-Нам нужно купить билеты и занять свои места в вагоне. Подходите, получайте билеты и занимайте свои места.

-Билеты не простые, а математические: возьмите карточку, подумайте и определите, какая геометрическая фигура соответствует символам на вашей карточке. Это  номер вашего места в вагоне.

(Дети находят свои места и садятся за столы. Места обозначены геометрическими фигурами. «Билеты»  парные – одинаковые для двоих детей).

- Внимание! Наш поезд трогается! А пока он будет в пути, я предлагаю поиграть  в математическую игру «Размести пассажиров поезда».  Прошу всех сесть на свои места за столами и открыть тетрадь, ведь игра вас ждёт именно там. Не забывайте правило:

Чтоб уметь писать красиво,

надо правильно сидеть,

На пол ровно ножки ставить,

головою не вертеть!

 2. - Найдите поезд! На паровозе написан число, оно обозначает номер поезда. Давайте вспомним, какой номер у нашего поезда? Заселите вагончики нужными цифрами так, чтобы в каждом получилось  по 9 пассажиров (дети  выполняют задание).

-- А теперь, глядя на наш поезд, проверьте, не нарушил ли кто правила игры. Если вы правила не нарушили, поставьте около вашего поезда «+», а если ошиблись, « - « (самоконтроль).

 Игровая деятельность.

Наш поезд прибыл на станцию «Числовая».

-Посмотрите, ребята, все числа перепутались. 

-Злой волшебник заколдовала все числа, они забыли свои места. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку:  от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи карточек цифр от 1 до 10) .

- посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

- попробуй посчитать по- другому:

обратный счёт от10 до 1.

- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5; 7 и 9; 1 и 3; 4 и 6.

- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

- Назови число, которое больше числа 3 на 1; 5 на 1; 7 на 1.

- Молодцы, вы отлично справились. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

-Ну а мы отправляемся дальше. (звучит музыка из мультфильма «голубой вагон…»)

Следующая остановка «Загадочная»

- Жители этого города очень грустные и задумчивые.  Отчего бы это?

-Ответ прост: они никак не могут решить задачки. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь им? (ответы детей)

-Но задачки эти не простые, а хитрые:

1. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

2. Какие предметы окружающего нас мира существуют только в одном экземпляре? (Небо, солнце, луна, месяц, рот, мама, нос, голова, туловище.)

3. Любую цифру можно нарисовать в воздухе. Вы согласны? Нарисуйте цифру 1 в воздухе. Чем бы стал писать цифру 1 Буратино? дирижер? маляр? футболист? учитель?

4. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

5. На березе 3 толстые ветки. На каждой толстой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок?

-И с этим заданием мы справились. Наше путешествие продолжается! (звучит музыка)

Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим …
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сядь.

-Наш поезд отправляется (под музыку дети проходят на свои места за столами)

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) Актуализировать представления о смысле сложения групп предметов, создать мотивационную ситуацию для установления соответствия между сложением предметов и сложением чисел;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать внимание,   память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Остановка «Сказочная». 

-Ребята, отгадайте загадку:

Он - лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

-Вы узнали этого сказочного героя?

Дети: Это Доктор Айболит

 (слайд с изображением Доктора Айболита)

-Ребята, Д.А. приготовил для своих больных зверей лекарства, но никак не может правильно записать для них рецепт, чтобы звери сами могли его приготовить. Он просит вас ему помочь.

-Сможете написать для зверей рецепт Доктора  Айболита? (ответы детей)

(на экране фрукты,  ягоды: сливы, ананас, апельсины, груши, яблоки, малина и т.д. )

-Какие плоды принёс Доктор Айболит для приготовления лекарства?

-Доктор Айболит рассказал, что для приготовления лекарства он использовал плоды двух видов: один плод одного вида и три плода другого вида.

-Какие из плодов, которые он принёс, можно взять для приготовления лекарства?

(дети озвучивают разные варианты).

Воспитатель выслушивает все предложения детей, после чего решаем:  какие  плоды положить в  банку).

-Напоминаю вам, что лекарство должно состоять из плодов двух видов. Можно плоды комбинировать по-разному. У вас на столе  круги разного цвета, обозначающие цвет фруктов и ягод.

-Андрюша, как  ты  составил своё лекарства?

-Из скольких частей состоит твоё лекарство?

-Сколько плодов ты использовал для приготовления своего лекарства?

(воспитатель спрашивает 2-3 детей).

-Напишите рецепт приготовления  своего лекарства.

(возникает затруднение).

-Смогли вы записать рецепт? (нет, не смогли).

-Почему не смогли? (потому что не знаем, как его записать)

-Что нам нужно сейчас узнать? (как записать рецепт и помочь Доктору Айболиту).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать способ записи сложения с помощью мешков и установить соответствие между сложением мешков и сложением чисел;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, опыт взаимоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

-Попробуйте сами придумать, как можно записать рецепт лекарства. Хотите?

-Нарисуйте в мешках, как Доктор Айболит готовил своё лекарство.

-Что было в первой части?

-Что было во второй части?

-Что получилось в целом? (дети выкладывают в мешках геометрические формы разного цвета и формы).

-В рецепте надо указать количество плодов.

-Сколько плодов в первой части?

-Сколько плодов во второй части?

-Сколько всего в банке плодов? (дети пишут цифры под каждым мешком).

-Какой знак нужно поставить между цифрами 1, 3 и 4? (ответы детей)

-Прочитайте запись, которая у вас получилась (1+3=4 или  3+1=4).

Взаимопроверка: Я предлагаю вам, ребята, обменяться друг с другом «рецептами» и проверить правильность их написания

(Доктор Айболит благодарит детей за помощь в написании рецепта лекарства).

-Молодцы, ребята, ещё с одним заданием вы успешно справились! Отправляемся дальше.

5. Введение нового знания в систему знаний.

1) Тренировать умение переходить от сложения мешков к сложению чисел, счётные умения;

2). Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

-А вот и загадочная страна «Математика». 

Жители  этой волшебной страны приготовили для вас необычный сюрприз, который надежно спрятан. Я раздам вам план, на котором нарисованы дома. Внимательно его рассмотрите. Сюрприз вы найдёте, если правильно решите примеры.

(дети решают примеры: на листах бумаги нарисованы домики с примерами, под примером с ответом 7 в домике спрятана картинка - наклейка с игрушкой).

-А спрятан он в домике, под ответом с цифрой 7.

-Кто нашёл свой сюрприз?

-Молодцы ребята.

-А дальше мы отправимся пешком. Каждый из вас пойдёт по своей тропинке, которую он сам построит из объёмных геометрических фигур.  Помогать  вам будут вот эти карточки – схемы. Напоминаю вам, что начинать строить тропинку можно с любой фигуры.

(дети на ковре выкладывают цепочки из объёмных геометрических фигур, пользуясь карточками – схемами).

-Построили! Молодцы! Идём дальше.

-Посмотрите, нас встречает Королева страны «Математика»!

Королева:

-Дети, вы молодцы! Справились со всеми  заданиями,  и я дарю вам ключ к знаниям. Но получить его сможет тот, кто правильно соединит  по точкам все цифры по порядку, начиная с цифры 1.

-А теперь вы можете смело шагать в первый класс!

4. Итог занятия (рефлексия)

Дидактическая задача:  

1). Провести рефлексию деятельности детей на занятии.

-Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня побывали в гостях у королевы страны «Математика». Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

-Вам понравилось путешествие?

-Какие задания вам показались интересными?

-Какие сложными?

-С какими заданиями вы справились быстрее?

- А какое задание у вас не вызвало трудности?

Воспитатель: Было всё легко и интересно, потому что вы такие умные и сообразительные и очень старались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»

Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....

конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"

интересное познавательное занятие по математике....

Конспект НОД по математике для детей старшей группы «Волшебная страна-математика»

Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний обучающихся....

Конспект НОД по математике для детей старшей группы «Волшебная страна-математика»

Конспект НОД по математике для детей старшей группы«Волшебная страна-математика»...

Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в волшебную страну математики»

Конспект итогового мероприятия в старшей группе по математике...