Консультация на тему: «Развитие элементарных математических представлений на материалах технологии Л.Г. Петерсон»
консультация по математике (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Развитие элементарных математических представлений на материалах технологии
Л.Г. Петерсон»
Подготовила воспитатель
Вовк М.Ю.
Детство – тот уникальный период, когда закладываются черты характера, формируются основные модели поведения, отношение к себе и к окружающему миру. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные - творческие способности детей, которые позволяют легко освоить новое.
Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы.
Рассмотрим развитие элементарных математических представлений на материалах технологии Л.Г. Петерсон.
Людмила Георгиевна Петерсон – российский педагог-методист, доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, академик АПКиППРО. В 2002 году награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования. Петерсон является автором учебных курсов по математике для дошкольников и учеников начальной и основной школы, в частности, серий учебных пособий «Игралочка — ступеньки к школе» и «Учись учиться», а также научным руководителем Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» и учебно-методического комплекса «Перспектива».
Начиная с 1975 года, под руководством ведущих российских ученых (В.В. Давыдова, Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева) участвовала в разработке теоретических основ непрерывного математического образования в системе развивающего обучения. Результатом этой работы стал созданный Л.Г. Петерсон в 1991–1997 гг. широко известный непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной школы и 5–6 классов средней школы.
Основной целью программы дошкольной подготовки «Игралочка – раз ступенька, два ступенька» является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятeльностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе.
Развитие происходит на основе наглядно - образного и наглядно-действенного восприятия и мышления, свойственного дошкольникам.
Программа представляет собой первую ступень непрерывного курса математики, обеспечивающую содержательную преемственность в обучении на всех его этапах (школьное, начальное общее, среднее (полное) общее образование). Они объединены: общей целью; общими принципами; общей технологией.
Основные принципы программы: принципы деятельности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения, начиная с начальной подготовки.
Принцип целостности - предполагает формирование детьми обобщенного системного представления о мире.
Принцип минимакса - учебный материал предлагается детям по максимуму, а ребенок должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принцип вариативности - предполагает формирование детьми способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьмисобственного опыта творческой деятельности.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Общая схема организации образовательной деятельность по ФЭМП.
1. Введение в игровую ситуацию, создающая мотивацию к занятию (1-5 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (с детьми 3-4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи; дети 5-6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия).
Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие - четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации. (1-3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем ...). Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и его причины («не получилось», «почему не получилось?»). Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5-7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2-3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени. Возможно и включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям. Можно использовать развивающие игры авторских методик и технологий Никитина, Воскобовича. Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособия и в рабочих тетрадях.
6. Итог.
В завершение педагог совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности в процессе образовательной деятельности по ФЭМП с помощью вопросов: «Где были? Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Педагог отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ... узнали».
Во время образовательной деятельности по ФЭМП дети работают за столами от 5 до 10 минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного пространство в другое.
Продолжительность этапов зависит от того, на какой ступени обучения находятся дети (возрастные группы), и от дидактических целей время образовательной деятельности по ФЭМП.
Одной из важнейших деятельностных способностей является мотивация к игре, принятие ее правил на личностно значимом уровне. В рамках дошкольного образования при организации начала дидактической игры я организую мотивационные ситуации, формирующие у детей понимание ее смысла и желание в нее включиться.
Каждый раз создается ситуация, когда дети сталкиваются с каким-либо затруднением (личностно-значимым для каждого ребенка) и самостоятельно ищут способы преодоления этого затруднения, предлагают свои варианты решения, пусть даже самые неожиданные и фантастические. В случаях затруднения в игровой ситуации у детей развивается фантазия, воображение, тренируются природные задатки к самостоятельному творчеству и согласованию его результатов: они должны так или иначе преобразовать игру - придумать новое правило или способ действий, чтобы другие дети с ним согласились или принять их вариант.
Преобразуя игру, дошкольник вынужден выступать в роли автора некоторого текста.
Знания даются по принципу «слоеного пирога». В три, в четыре, в пять лет. Только с каждым разом меняется уровень восприятия и глубина проникновения в суть предмета. Таким образом, если малыш в четыре года не освоил, как это — выстраивать закономерность из трех зеленых кубиков и одного красного, он вернется к тем же закономерностям в пять лет. Правда, там уже придется догадываться, какой кубик выложить следующим в цепочке: два синих — два красных — один желтый. Но ребенок неожиданно для себя поймет, что все ведь просто! Начинай сначала и повторяй «ритм» пока кубики не кончатся!
Каждому ребенку дается шанс отложить слишком сложный для него материал на время, и затем освоить его на новом витке развития.
Мудрая китайская поговорка очень точно отражает идею наших отношений с детьми: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму на всю жизнь».
Использованные источники:
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка»: Практический курс математики для дошкольников 3-5 М., 2006.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П.«Раз – ступенька, два-ступенька…»: Практический курс математики для дошкольников. 5-6 лет М., 2006.
- http://doshkolnik.info
- http://doshkolnik.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: ""Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи."
Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно...
Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...
Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область...
Консультация на тему "Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии"
Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
Консультация на тему: «Развитие представлений детей 3-4 лет о времени и пространстве»
Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника....
Консультация на тему: «Развитие речи у детей с ОВЗ посредством CROP – ART технологии»
применение различных методов в CROP – ART технологии для развития речи у детей с ОВЗ, посредством развития мелкой моторики....