Консультация на тему: ""Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи."
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Акимова Елена Николаевна

Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация по теме:

 «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи»

         

 Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью. Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. 

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем детям. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия. 

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие трудности, как: 

  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр; 
  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; 
  • угадывание букв; 
  • возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
  • пропуск, добавление, перестановка букв;
  • затруднение понимания прочитанного;
  • возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).

Вышеизложенное позволяет  говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет. 

Опираясь на исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.М. Леушиной, Л.Г. Кобзарева, предлагаю систему упражнений и дидактических игр, которые направлены на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР. Предложенные в системе упражнения и дидактические игры обобщают и дополняют методику коррекционной работы по данному разделу и могут быть реализованы на практике воспитания и обучения детей с ОНР.

Цель: 

Предупредить возникновение дисграфии в школе через развитие зрительно-пространственного восприятия.

Система коррекционной работы состоит из следующих последовательных этапов:

1.Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину).

Развитие зрительного восприятия и узнавания, лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из главных направлений коррекционной работы с детьми. Дети испытывают сложности в зрительном анализе, в процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений предметов.

В работе используем упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т.д. При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала,идем от простого к сложному. Развитие зрительного восприятия начинаем со знакомства с изображениями реальных предметов или самих предметов, затем переходим к схематическим изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь используем материалы с наложенным изображением и зашумлением. Все проводится в игровой форме. Это способствует формированию сенсорных эталонов, развитию навыка зрительного анализа и синтеза, осуществляется профилактика и коррекция зрения.

2.Обучение ориентировке в схеме собственного тела.

Второй этап направлен на обучение ориентировке в схеме собственного тела. Дети испытывают сложности в выделении ведущей руки, дифференциации правой и левой стороны тела у себя и у сидящего напротив человека.

Задачи: сформировать умение ориентироваться в схеме собственного тела; сформировать умения определять пространственные направления правое-левое, направо-налево, справа-слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, расширить активный словарный запас пространственной терминологией.  Для решения поставленных задач предлагались три серии игр:

  • Первая серия игр направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка. Например, «Найди своё сердце», «Пожалуйста» и др.
  • Вторая серия игр обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя. Например, «Сосед подними руку», «Покажи» и др.
  • Третья серия игр направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении. Игры данного комплекса ориентированы на формирование осязания, зрительно-двигательной координации. Например, «Волшебное зеркало», «Кто внимательный» и др.

Также включаем такие упражнения: Кто сидит слева от тебя? За кем ты стоишь? Между кем ты стоишь? Элемент – подсказку (браслетик, ниточку) можно использовать на протяжении всего дошкольного и в младшем школьном возрасте. Рекомендуется вешать знак на левую руку);

3.Обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе).

Третий этап направлен на умение определять местоположение и удалённость предмета в пространстве. Дети испытывают сложности в понимании таких пространственных свойств предметов, как удаленность, местоположение, а также затрудняются в понимании изменчивости и относительности пространственных отношений. Задачи: сформировать умения ориентироваться в таких пространственных направлениях, как верх – низ, вперед – назад, вправо – влево, кругом, дальше – ближе. Обучение состоит из двух серий игр и упражнений:

  • Первая серия направлена на формирование пространственных понятий, характеризующих местоположения предмета в пространстве. 
  • Вторая серия направлена на определение удаленности предметов в пространстве.

Сначала даем задания с предметами: «Назови предметы, которые находятся ближе от тебя, дальше от тебя». Затем переводим эти представления в умственный план, без наглядной опоры. Например: Ты идешь по дороге из дома в сад. Что ближе от тебя: дорога или сад? Что дальше?

В доме три этажа. Какой этаж выше: первый или третий? Какой ниже? Какой этаж между?);

4.Обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а также изменчивости пространственных отношений.

На четвёртом этапе, для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры: «Найди игрушку», «Кто быстрее назовёт», в которых детей обучают организовывать и распознавать эти отношения. В качестве вспомогательного средства детям предлагаются карточки-схемы с изображением пространственных отношений между предметами, которые помогают детям в усвоении материала.

Применяем также упражнения:  расположи, как я скажу: «Поставь матрешку перед зайцем. Поставь матрешку между зайцем и слоном».

Во всех играх позиция ребенка выбирается таким образом, чтобы он сам являлся точкой отсчета. 

5.Обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу и только потом даем лист бумаги. 

У детей с ОНР существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной поверхности. Дети смещают рисунок относительно центра листа, не могут разместить предметы на листе в соответствии со словесной инструкцией.  В работе с детьми используют задания: найти верхнюю и нижнюю полоски карточки и разложить определённое количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Затем предлагают рассмотреть узор, на котором изображено от трёх до пяти геометрических фигур. Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре, а затем вверху и внизу или слева и справа от неё. Игры: «Нарисуй картинку из палочек», «Где бабочка?», «На лугу пасутся…» и другие. 

Используем игры «Самолет – диспетчер», «Робот и его хозяин», графические схемы,  графические диктанты.

  Пособие «Домик» используем на занятиях по обучению детей грамоте. Например:

- Открой третье окошко во втором ряду. Открой окошко в третьем ряду между первым и третьим окошками. Где находится звук «М» в этом слове?

- Открой окошко за автобусом, над вишенкой, перед слоном и т.д.

Можно использовать буквы, слоги для составления слов.

Идет усвоение понятий: ряд и столбик. Это тоже пропедевтическая работа.

На занятиях по развитию связной речи:

- Открой первое окошко в четвертом ряду и третье окошко в четвертом ряду. Составь с этими словами предложение.

- Придумай сказку, опираясь на открытые картинки.

На любом занятии можно расположить картинки на доске квадратом или прямоугольником. Даем задания:

- Назови картинку над пчелой, перед пчелой, под пчелой и т.д.

- Назови картинку слева от жука, выше от жука, ниже …, ближе, дальше).

Работа по развитию зрительно – пространственных представлений дает следующие результаты:

  • у детей формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
  • игры и игровые упражнения позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать зрительно-пространственное восприятие, но и в доступной интересной форме развивать познавательный процесс дошкольника;
  • у детей наблюдается повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что способствует активизации внимания и зрительной памяти;
  • целенаправленное, всестороннее восприятие предмета, сравнение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребёнка;
  • силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом;

Таким образом, реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи позволяют успешно подготовить детей к обучению в школе, улучшают социальную адаптацию детей к школьным условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Конспект авторского музыкально художественного представления для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи «Дюймовочка»

Тема:  логоритмическая сказка «Дюймовочка» (по мотивам произведения Г-Х. Андерсена)Образовательная область «Музыка» в интеграции с образовательными областями: «Художественная литература», «Социал...

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...

Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...

Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме: "Домашние животные и их детёныши"

Конспект подгруппового занятия, напрвленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР по теме:"Домашние животные и их детёныши"Подго...