Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Исследование слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями


        Для многих родителей совершенно не понятно, почему наши логопеды настаивают на обследование слуха ребёнка. Они не понимают, как связаны речевые нарушения с проблемами слуха. Сейчас всё объясним подробно.

Взрослые могут долгое время не замечать проблемы со слухом у ребёнка. А вот при проведении диагностики, логопед может уловить нюансы, свидетельствующие о нарушении слуха и отправить на проверку, что бы начать решать проблему как можно скорее. 

Слух очень важен для нормального развития речи ребёнка и мыслительных процессов, особенно в первые годы жизни. 

И если в роддоме при проведении скрининга новорожденного не выявили нарушение слуха, то оно может появится позже из-за факторов его провоцирующих. Например, отитов или антибиотиков.

Нарушение слуха, это не тотальная глухота. Слух может быть снижен незначительно, а так же нарушение может оказаться односторонние - моноуральные.

Важно понимать, что даже незначительные нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены снижением слуха.

Какие симптомы может демонстрировать ребёнок с нарушением слуха:
✔️нарушение понимания речи;
✔️дефицит внимания;
✔️особенности коммуникации;
✔️повышенная тревожность;
✔️множественные звуковые замены и
смешения.

Проверка проводится в сурдологическом центре, где есть специальное оборудование для проведения комплексного обследования, а не у лора.

Также проверка слуха не должна определяться каким-то одним исследованием. Это должен быть комплекс, включающий полное обследование слуха:
* осмотр наружного слухового прохода (отоскопия);
* тимпанометрия;
* ASSR (компьютерная аудиометрия).

С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи, сами речевые нарушения становятся сложными, сочетанными. При логопедическом обследовании обнаруживаются нетипичные речевые нарушения, охватывающие все стороны речи, требующие дополнительного расширенного обследования.

Вот некоторые из них:

• нарушено звукопроизношение, причем не только согласных, но даже и гласных звуков.

• страдает произношение не только артикуляторно сложных, но также и сравнительно артикуляторно простых согласных (губных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др., неправильное произношения звука может изменятся.

• свистящие и шипящие звуки заменяются гласным (звук средний между звуками «и» и «ы»).

• в основе нарушений произношения лежит неполноценность работы не только речеслухового, но одновременно и речедвигательного анализатора. Характерны замены одних звуков речи другими (особенно свистящих шипящих звуков).

• искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух (фонематические дислексии, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием).

• звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

• нарушения выражаются обычно в искаженном звучании звуков (картавое «р», межзубное или боковое «с» и т. д., из-за отклонений от нормы в строении или функционировании артикуляторных органов.

• смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной, и моторной недостаточностью.

• не дифференцируют на слух от 4 до 45 пар согласных звуков (особенно затруднена слуховая дифференциация свистящих «с» и «ц» в словах типа «свет — цвет»).

• формирование звукопроизношения протекает с отклонениями от нормы. Не воспринимая тот или иной звук речи на слух, или невозможность различить его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией.

• крайняя ограниченность словарного запаса (слово «табуретка» в речи ребенка может обозначать и «стул», и «стол», и «кресло», и «садиться», поскольку в его словарном запасе имеется лишь это слово).

• нечеткость восприятия безударных частей слова: окончания, суффиксы и приставки (смешение приставок, опущение приставки, лишние приставки, суффиксальные ошибки - «вниманительно» вместо «внимательно»).

• опускаются окончания слов («табира» вместо «собирает», а нередко и вообще сохраняется лишь ударная часть слова («за» вместо «коза»).

• употребление характерного признака вместо всего предмета («борода» вместо «дедушка»).

• называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей» или «краска» вместо «кисточка»).

• называние общей ситуации вместо предмета («болит» вместо «термометр»).

• называние предмета, сходного по назначению («замок» или «ключ» вместо «крючок»).

• называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» вместо «веник»).

• называние действия, которое может быть связано с данным предметом («садиться» вместо «кресло»).

• использование словосочетания для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо замок).

• неправильное употребление падежных окончаний («Он держа лапатка»).

• пропуск предлогов («Дети идут школу»).

• употребление лишних предлогов («Дети ушли в куда-то далеко»).

Эти речевые нарушения говорят о возможном нарушении слуха. Для постановки дифференцированного диагноза, расширяем логопедическое обследование детей, методами применяемыми при обследовании слабослышащих детей и уточняем – присутствует ли нарушение слуха.

Традиционная медицинская классификация методов диагностики слуха, предполагает две группы исследования слуховой функции у детей : субъективные и объективные.

1. Субъективные исследования, основанные на оценке реакции ребенка дошкольного возраста в ответ на звуковой раздражитель.

Это - словесный, двигательный или поведенческий отклик.

• регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;

• условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением (регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев, а также глаз в сторону- зрительной реакции при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны);

• игровая аудиометрия (выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют - бросание различных предметов в банку; надевание колец на пирамиду; или в ответ на звук нажимать кнопку);

• тональная аудиометрия (данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).

2. Объективные способы исследования— при проведении этих исследований не требуется активное участие ребенка. Их можно проводить под наркозом или в процессе сна.

• импедансометрию (методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук);

• аудиометрию со слуховыми вызванными потенциалами (сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность);

• регистрацию вызванной отоакустической эмиссии (при аудиологическом обследовании новорожденных представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора.)

Однако, данные обследования детей имеют свои недостатки:

- небольшую эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;

- не позволяют определить уровень поражения слуховой системы;

- не позволяют оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле;

- требуется специальная стационарная аппаратура;

- специальное помещение с заглушением от посторонних звуков;

- наличие специалиста владеющего методиками диагностики слуха с данной аппаратурой.

Логопедам и сурдопедагогам доступны педагогические методы выявления возможного нарушения слуха. Педагогические методы- доступны логопеду, доступны слуховому восприятию ребенком звуковых и речевых сигналов, учитывают возраст ребенка, а также его индивидуальные особенности. Они делятся в соответствии с возрастом ребенка: от рождения до полутора лет; от полутора до трех лет; от трех до семи лет; школьный возраст.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет:

• исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка;

• внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип;

• звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние).

• Для исследования используются :

- разночастотные неречевые звуки:

Набор для обследования 1 1. барабан – низкочастотный звук, 2. дудка – среднечастотный звук, 3. шарманка – высокочастотный звук;

Набор для обследования 2 - три пластмассовые коробочки из-под «киндер-сюрприза» заполненные:

1. на 1/3 горохом (источник звука 70—80 дБ на расстоянии 10—15 см от уха);

2. на 1/3 гречневой крупой (источник звука 50—60 дБ на расстоянии 10—15 см);

3. на 1/3 манной крупой (источник звука 30—40 дБ на расстоянии 10—15 см).

- речевые звучания - слоги, слова, звукокомплексы, произносимые ребенком;

• основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

- в слуховом сосредоточении;

- активизации или торможении общих или сосательных движений;

- в расширении глазных щелей;

- в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике.

Педагогическое исследование слуха у детей после полутора лет:

• речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости;

• выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот;

• Практически в обычных условиях исследования слуха считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 5—6 м.

• Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха.

• при исследовании используются неречевые звучания и 10 слов, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания;

• Для исследования используются :

- разночастотные неречевые звуки:

1. барабан – низкочастотный звук, 2. дудка – среднечастотный звук, 3. шарманка – высокочастотный звук,

- речевые звучания - слоги, слова (лепетные и усеченные слова или звуко-подражания);

• исследование шепотной речью начинают проводить от уха, и отходят до 5- 6 метров.

• в протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слово;

• исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка; записывает их.

Педагогическое исследование слуха у детей в дошкольном возрасте :

• при исследовании слуха речью применяется шепотная и нормальная разговорная речь.

• исследование шепотной речью начинают проводить от уха, и отходят до 5- 6 метров;

• практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 5-6м.

• восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха.

• полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

• при отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха разговорной речью;

• при исследовании слуха говорящих дошкольников используют знакомые им слова (низкой частоты – «дом, дым, доска, дед, голова», и высокой частоты – «солнышко, цветочек, одуванчик, зайчик, супчик, уточка»);

• при необходимости используются картинки, полученные результаты фиксируются в протоколе,

• исследования проводят на каждом ухе отдельно, второе закрывают пальцем. Ребенок не должен видеть губ говорящего.

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При выявлении нарушения функции слуха ребенок должен быть направлен на консультацию к специалисту сурдологу, который определит степень снижения слуха и показания к слухопротезированию. В дальнейшем занятия с ребенком должны проходить при использовании слухового аппарата.

Логопедическое обследование слабослышащих детей направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза с целью постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и обоснованные методы коррекционного воздействия. В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии.

Снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи, задержки психического развития ребенка. При этом степень нарушения речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени снижения слуха : чем тяжелее степень, тем хуже речь. Вовремя обнаруженное нарушение слуховой функции позволяет : принять специальные меры по сохранению и развитию речи, обеспечить сравнительно лучшее ее состояние, определить маршрут образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Консультация на тему: ""Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи."

Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно...

Конспект авторского музыкально художественного представления для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи «Дюймовочка»

Тема:  логоритмическая сказка «Дюймовочка» (по мотивам произведения Г-Х. Андерсена)Образовательная область «Музыка» в интеграции с образовательными областями: «Художественная литература», «Социал...

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В гости к Смешарикам"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В гости к Смешарикам"....