Образовательная область "Познание" - Математическое развитие - "Поможем сказочным героям" с использованием палочек Кюизенера в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Ломакина Светлана Евгеньевна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок»

Образовательная область «Познание»

Непосредственно образовательная деятельность

«Поможем сказочным героям»,

с использованием палочек Кюизенера

средняя группа

Ломакина Светлана Евгеньевна

                                                    воспитатель

                                                                             МБДОУ Детский сад №113

                              

Архангельск, 2015г.

Задачи:

        - совершенствовать умение выкладывать по схеме предметы из палочек    

          Кюизенера;

       - закреплять представление детей о длине;

       - учить детей составлять число 5 из двух меньших чисел;  

       - упражнять в количественном и порядковом счёте, пространственной    

         ориентировке;

       - развивать память, логическое мышление, воображение, внимание,  речь,    

         умение рассуждать, доказывать.

Материал:

       Объёмные и плоскостные палочки на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, карточки с жёлтой палочкой на каждого ребёнка; 2 карточки с решением примеров, большие палочки Кюизенера для постройки дорожки.

  Предварительная работа:

        Игры с палочками Кюизенера (плоскостные, объемные); чтение детям сказки «Маша и медведь», «Три медведя»; дидактические игры на упражнения в прямом и обратном счёте ("Лесенка для котенка", "Найди ошибку", "Грибная поляна").

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату.

В: Дети в наш лес залетела сорока, посмотрите-ка, что она нам принесла, письмо, а что же в нём, давайте узнаем. (Показ и чтение письма)

       «В стране сказок был сильный ветер, и теперь там такой беспорядок, помогите, пожалуйста, сказочным героям, навести порядок в их сказках. Фея сказок».

- Ребята, вы хотите помочь Фее?  - (Да)

- Я, тоже думаю, что вы с радостью придёте на помощь. Но на чем, же мы отправимся туда? Ой, подождите тут что-то написано,  оказывается, я не всё прочитала, сказочная фея хотела отправить за нами машину, но она сломалась, и предлагает её сделать вот по этой схеме.  (Большие плоскостные палочки Кюизенера).

результат:

- Почему взяли именно эти палочки, а не другие?

- Ребята, что ещё не хватает, для того чтобы отправится в путь? (колёс).

- Молодцы справились с заданием. Теперь отправляемся в путь.

( фонограмма «Весёлое путешествие»)

- Вот мы и приехали в сказку. А какая это сказка, вы догадаетесь, когда отгадаете загадку

             «Возле леса на опушке

             Трое их живут в избушке.

             Три кровати, три подушки,

             Угадайте без подсказки,

             Кто герои этой сказки?»         (Три медведя)

- Дети кто-то сломал их кровати, и надо им помочь отремонтировать и заправить кровати. У верхней кроватки нет ножки, её надо найти и поставить; у средней кровати нет матраса, его надо найти и положить; а у нижней кровати все месте.

- Какого цвета матрас подошёл к средней кровати?

- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:

           Сверху в одну линию положить «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.

- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на верхней кроватке?

на средней кроватке?

 на нижней кроватке?  (Ответы детей)

- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает?  (Подушки)

- А  подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.

- И с этим заданием мы справились. Медведи обрадуются, что мы им помогли. Отправляемся дальше. Повторяйте за мной.

       Физкультминутка:

                     Добрый лес, старый лес,  

                                  (Широко развести руки в стороны)

                     Полный сказочных чудес!

                                 (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

                     Мы идем гулять сейчас

                     И зовём с собою вас!

                                   (Ходьба вокруг себя)

                     Три шага налево – раз, два, три,

                                   (Повернуться налево)

                     Три шага направо – раз, два, три

                                    (Повернуться направо)

                      Шаг на месте левой, правой,

                      Раз, два, три.

                                     (Ходьба на месте)

                        Руки подняли и покачали –

                        Это деревья в лесу.

                                       (Поднять руки вверх и покачать)

                        Руками взмахнули, кисти встряхнули

                        Ветер сбивает росу.

                                      (Круг руками, встряхнуть кисти рук)

                        Плавно руками, дети, помашем –

                        Это к нам птицы летят.

                                     (Руки плавно поднять в стороны)

                        Как они сядут, мы тоже покажем –

                        Крылышки сложим назад.

                                     (Руки за спину, свести лопатки)

                        До свиданья, старый лес

                        Полный сказочных чудес!

                                     (Помахивание рукой, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

                        По тропинке мы гуляли,

                                     (Прыжки)

                        На поляну прискакали.

                                      (Широко развести руками в стороны)

Дети подходят к столам. На мольберте картина «Маши и медведь»

- Куда же мы с вами попали? В какую сказку? Посмотрите, а тут записка «Машенька хотела соткать коврик для медведя, но налетел ветер и почти все унёс цветные ниточки, но осталась одна жёлтая ниточка. Машенька так хотела порадовать медведя».

- Давайте мы с вами поможем Машеньке, сделаем  красивые коврики, из наших палочек, у нас с вами уже лежит жёлтая палочка, это будет основа коврика. Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.

- Сколько белых палочек поместится в жёлтой палочке? – (5)

- Чему равна жёлтая палочка? – (пяти)

-  «Прочитайте», пожалуйста, ковёр числами – (пять это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один).

- Чтобы коврик получился завершённым, надо его украсить бахромой, бахрома у нас будет из белых палочек, их мы положим на жёлтую палочку.

- Молодцы и с этим заданием справились!

- Ну, что в путь - дорогу.

- Ребята посмотрите, болото, нам надо осторожно через него пройти. (Прыжки по кочкам). 

-Кто тут сидит и грустит? (Буратино)

 -Мальвина попросила Буратино решить примеры, он выполнил задание, но ветер перепутал все цифры. Поможем Буратино найти ошибки?  (Да)

- Ребята, посмотрите на примеры, правильно ли они написаны?                

  4+1=5          3+1= 2  

- Дети, вспомните,  какое число, обозначает палочка белая? (1), Розовая?  (2), Голубая? (3), Красная? (4), Жёлтая? (5)

- Молодцы! А теперь будем, проверят:

- Берём палочку обозначающую цифру 4, какую палочку мы к ней должны присоединить – (Белую) 4и1будет 5                            

       

- Почему?  

- Берём палочку равную цифре пять? – (Жёлтую) 

- Подставляем её к этим палочкам снизу, подравняем с левой стороны, равна она длине этим двум палочкам? – (Да)

- Буратино пример решил правильно?

- Теперь будем проверять следующий пример. Какую палочку надо взять сначала, если первая цифра 3? – (Голубую)

- Какую цветную палочку к ней прибавим? – (Белую)

- Почему?  - (Потому, что это цифра 1)   

- Давайте проверим, у Буратино получилось 2, так ли это, найдем палочку соответствующую цифре 2.                       3 и 1будет2

- Какая это палочка? – (Розовую)

- Подставляем её к этим палочкам снизу, подравняем с левой стороны, равна она длине этим двум палочкам? Почему?– (Нет, она короткая)

- Давайте найдём палочку, равную по длине этим двум палочкам.

- Какая по цвету подошла палочка? – (Красная)                3и1будет 4

- Какую цифру она обозначает? – (4)

- Значит, пример у Буратино решён не правильно.

- Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

 - Отправимся дальше, может, кому-то еще нужна наша помощь. Ребята, да мы заблудились, что-то дорожки не видать, ой, смотрите на пеньке лежат дощечки-палочки. Давайте построим дорожку из этих дощечек.

Задание: от самой короткой до самой длинной.

          (Дети стоят вдоль дорожки)

- Сколько всего дощечек?

- Какая по порядку стоит голубая дощечка?

- Дощечка, какого цвета стоит четвёртой?

- Какая по порядку дощечка стоит между белой и голубой?

(Дети проходят по дощечкам)

- Посмотрите какой беспорядок, ветер всё разбросал.

Давайте-ка наведём здесь порядок, построим из этих палочек игрушки в подарок сказочным героям. - (Дети строят)

(звучит вальс, входит Фея)

- Спасибо, Вам ребята, что помогли сказочным героям. За это дарю Вам волшебную книгу сказок.

В: Фея сказок, спасибо тебе за книгу, мы с ребятами обязательно её прочитаем. Но как нам вернутся обратно домой?

Фея: У меня есть волшебная палочка, три раза вокруг себя повернитесь в детском саду окажитесь!

- Ребята вот и оказались мы в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

- Дети, кому мы с вами помогли?

- Что больше всего вам понравилось?

- А какое было самое трудное задание?

- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.

Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Конспект логико-математической игры «Веселые паровозики» с палочками Кюизенера в средней группе

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира...

Конспект занятия по математическому развитию с цветными счетными палочками Кюизенера в средней группе «Дорога к замку снежной королевы».

Конспект занятия по математическому развитию с цветными счетными палочками Кюизенера в средней группе«Дорога к замку снежной королевы».Задачи:1. Учить соотносить цвет и число, и число...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в средней группе «Путешествие на остров»

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в наибольшей степени способст...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера в средней группе.

В конспекте рассказывается о формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера...

Конпект ОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера в средней группе "В гостях у зверят".

Занятие для детей среднего возраста с использованием палочек Кюизенера....