"Маша готовится в школу"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Авраменко Галина Алексеевна

Конспект занятия по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия по ФЭМП83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №52 комбинированного вида г. Орла

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной логопедической группы на тему:

«Маша готовится в школу»

 Воспитатель подготовительной

логопедической группы

Авраменко Г.А

Орел

2015г


МБДОУ Детский сад №52 комбинированного вида г. Орла

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной логопедической группы на тему:

«Маша готовится в школу»

 Воспитатель подготовительной

логопедической группы

Авраменко Г.А


Цель: содействовать  всестороннему развитию детей: основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.  

Программные задачи:

 Образовательные: учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Развивающие: продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки «+»   и «=»,  закреплять умение делить целое на 4 равные части, закреплять  умение определять местонахождение предметов относительно друг друга, совершенствовать умение счета в пределах 20.

Воспитательные: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваясь  к мнению других, сохранять правильную осанку при письме, при выполнении физкультминутки согласовывать движения с речью.

Коррекционные:  

 Активизация словаря:  плюс, равно, условие, задача, инструменты, слева, справа, между, закреплять умение давать полный ответ на вопрос воспитателя, закреплять  словарь по теме «Инструменты».

Дидактический и  наглядный материал:

Демонстрационный материал:  карточки с цифрами, картинки, мешочек, игрушки – инструменты, игрушка кукла Маша.

Раздаточный материал: карточки для составления задач, тетради, ручки, ножницы, круги.

Предварительная работа: составление и решение арифметических задач на сложение, и вычитание, заучивание пальчиковой гимнастики «Стук, стук». Закрепление лексики и грамматики  по теме «Инструменты», дидактические игры «Четвертый лишний», «Подскажи словечко», «Угадай, что звучит».

Воспитатель: - Дети, сегодня к нам на занятие пришла  гостья, отгадайте загадку из какой она сказки? Сидит в корзинке девочка у Мишки за спиной. Он сам того не ведая, несет ее домой. (Маша).

Воспитатель: - молодцы, правильно. А вот и Маша.   Она мне рассказала,  что в этом году идет в школу. А к школе надо подготовиться. Потому что Маша хочет учиться на одни пятерки. Но у нее есть  такие задания, с которыми они пока справиться не может и просит вас помочь. Дети,  давайте мы ей поможем.  

Воспитатель: Захотела Маша  дом построить своим соседям зайцам. У нее есть целый мешок строительных инструментов,  только она не знает, как они называются и для чего  нужны.

Воспитатель:  - Наши дети с закрытыми глазами на ощупь могут их определить,  что это за  инструменты и для чего  нужны.   Игра «Чудесный мешочек» Я думаю, что мальчики помогут Маше справиться с этой задачей. Игрушки: плоскогубцы, отвертка, пила,  гаечный ключ.

 Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Загадки». Я вам буду  загадывать инструменты,  а отвечать будут девочки.

Воспитатель: Сам худ - голова с пуд.
На работу вышел – каждый меня услышал. (Молоток)

Я, мой друг,
Хоть и железный,
Но зато такой любезный,
Если попадется
Неровная доска, —
Вмиг подровняю ей бока. (Рубанок)

Железная голова поколола все дрова. (Топор)

Сожмем мы гвоздь клешней своей:

 Раз, - и никаких гвоздей! (Клещи)

Воспитатель: Маша, ты согласна с ответами?

Воспитатель: - давайте научим Машу определять местонахождение предметов. Это ей пригодится в школе. Воспитатель  дает словесную инструкцию, например: «Где  лежит молоток?» Что лежит слева от молотка? Какой инструмент находится между молотком и пилой? Дети соглашаются или нет с  ответом, обосновывая своё мнение, повторив словесную инструкцию  воспитателя. Воспитатель кладет  рядом с молотком пилу и просит определить, где находится молоток и пила по отношению друг к другу.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, кто такие строители и расскажем Маше? (версии детей) А что они строят? Поможем нашим героям построить домик для зайчат. Возьмем в руки воображаемые  молотки и начнем строительство:
Стук, стук, стук, раздается громкий звук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
Воспитатель: Вот еще  задание от Маши. Ручеек у нее на пути, как его ей пройти. Давайте мостик, сделаем, мостик не простой мостик цифровой.  Возьмите карточки с цифрами. Наш мост будет начинаться с числа,  которое я назову и тот, у кого эта цифра будет первой ступенькой моста, а остальные должны построиться  друг за другом по порядку. Только будьте внимательны, чтобы не пропустить ни одной цифры, а то мостик разрушится.

Воспитатель:  Вот так мы и построили мостик, по которому пойдем дальше, чтобы решить Машины задания. Дети садятся за столы.

Воспитатель: Маша решила создать свой музыкальный оркестр и побывала  в магазине. Она  купила 2 бубна и 3 маракаса. Сколько музыкальных инструментов  купила Маша?
Воспитатель: Из каких частей состоит задача? - Что означает число 3. - Что означает число 2. - А число 5? - Почему выбрали знак «плюс»? (Потому, что в результате стало больше.) — Давайте запишем решение задачи  на доске (2+3=5).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам показать Маше,  как составлять и решать задачи по картинкам. Самостоятельная работа. Воспитатель в ходе работы задает вопросы: назови условие задачи, назови решение задачи, задай вопрос к своей задаче, назови ответ в задаче. Запишите решение задачи в тетради.

Пальчиковая гимнастика: (в парах)

Мы писали, мы писали,  наши пальчики устали.

Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Маша  хочет зайцам устроить новоселье и угостить их пирогом, но не знают, как его разрезать на 4 части. Поможем?  А что больше часть или целое? Целое больше, чем части. Как вы это узнали?

Воспитатель: А теперь поиграем с Машей.

Раз – прыжок. Два – присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком вильнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало –

Начинайте все сначала!

Воспитатель: Какие задания мы сегодня выполняли с Машей. Как вы думаете, вы помогли ей подготовиться к школе?

Недаром в народе есть такая поговорка «Мастер своего дела» Как вы думаете, вы были ими, мастерами своего дела? Какого? Чему мы научили Машу? Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то нарисуйте в тетрадях  солнышко, которое улыбается. Если затруднялись, то нарисуйте обычное  солнышко.

Воспитатель: Маша предлагает вам поиграть на музыкальных инструментах. (Воспитатель раздает детям музыкальные инструменты и задает ритм для мелодии,  затем дети выполняют его на музыкальных инструментах самостоятельно)

Анализ занятия

Занятие, проведенное мною 29.01 2015 НОД по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной логопедической группы на тему: «Маша готовится в школу»  соответствует  общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития детей в подготовительной логопедической группе. На занятии были учтены возрастные и индивидуальные  особенности детей старшего дошкольного возраста. Для которого свойственно развитие произвольной, зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Это способствовало формированию способности детей выделять  существенные свойства и признаки предметов, формированию способности сравнения, обобщения. Предварительная подготовка, умения и навыки, приобретенные детьми ранее,  способствовали решению программных задач. Прослеживалась связь решаемых  программных задач данного занятия с пройденным материалом на предыдущих занятиях. В занятии были  отражены все поставленные программные задачи:

Образовательные: учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Развивающие: продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки «+» и «=»,  закреплять умение делить целое на 4 равные части, закреплять  умение определять местонахождение предметов  относительно друг друга, совершенствовать умение счета в пределах 20.

Воспитательные: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваясь  к мнению других, сохранять правильную осанку за столом, при выполнении физкультминутки согласовывать движения с речью.

Коррекционные: активизировать словарный запас по теме «Инструменты».  Активизация словаря:  плюс, равно, условие, задача, слева, справа, между, инструменты, закреплять умение давать полный ответ на вопрос воспитателя.

На занятии реализовался  комплексно – тематический принцип. Тема данного  занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы: «Инструменты». Подбор дидактического материала соответствовал теме занятия. Мною использовались простые визуальные средства обучения: картинки, карточки, символические - знаки, игрушки. Для решения программных задач на  занятии  я использовала   словесные (вербальные), наглядные,  практические и игровые  методы обучения: беседу, упражнения, дидактические игры и задания.  В результате используемых на занятии упражнений,  у детей формировались и закреплялись требуемые  навыки, необходимые для усвоения, и  применения их в практической деятельности (решение задач). Дидактические игры, игровые элементы включены мною с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.
Осуществлялся контроль максимально-допустимой нагрузки на детей с целью достижения баланса между разными видами деятельности детей. В рамках реализации здоровье сберегающих технологий проведены динамические паузы, пальчиковые игры, профилактика нарушений осанки. Кроме этого они поднимали у детей интерес к содержанию занятия и поддерживали эмоциональный настрой.   Структура  занятия состояла из чередования разных видов деятельности детей, сменой  приемов и дидактических средств. Все части занятия  достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом единым сюжетом. Это способствовало реализовать задачи из разных разделов программы, влияло на  активность отдельных детей, и всей группы в целом, на усвоение и закрепление  материала. В ходе занятия реализовывалась совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие. На занятии я использовала подгрупповую, групповую и фронтальную формы организации работы с детьми. Кроме этого мною была предпринята попытка  использовать самостоятельную работу детей для дальнейшего анализа и индивидуальной работы. В занятии использовалась игровая мотивация. Потребность своей значимости ребёнок мог реализовать, «помогая» Маше решать   практические и  интеллектуальные проблемы.
Часть занятия была  проведена в форме  игры, одной из функций которой является закрепление и применение умений детей, полученных на предыдущих занятиях. Во время работы все дети были активно задействованы, активность, и работоспособность на разных этапах сохранялась. Эмоциональное и благотворное  воздействие на детей  оказывали физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом.  Их содержание было связано с  тематикой занятия и формированию  у детей  желание выполнять упражнения красиво и с пользой для своего здоровья.

Анализ самостоятельной работы  по составлению и  решению задач в тетрадях, показал, что из 13 детей с работой справились 12детей.

На занятии реализовывалась интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями  детей. В области социально-коммуникативное развитие: «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие устной речи детей (лексической стороны),  игровое общение, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, духовно-нравственное и гендерное воспитание. А также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость,  формирование умений детей работать во взаимодействии, закрепление направлений (слева, между, справа). «Социализации»:  формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ.

В области «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку при работе в тетради, согласовывать движения с речью, необходимости двигательной активности и физического совершенствования, координации движений, развитию общей и  мелкой моторики обеих рук.

В области «Художественно-эстетическое развитие»- реализацию самостоятельной музыкальной - ритмической деятельности.

 В области «Речевое развитие»  - развитие активного словаря, развитие связной и  грамматически правильной  монологической речи.

Проведенное занятие оказало благотворное влияние на формирование познавательных интересов детей,  на их  взаимоотношения в коллективе. Ничто так не объединяет, как совместная деятельность. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный. Я думаю, что мне удалось реализовать не только поставленные задачи, но и продолжить развитие  в детях активности, любознательности, стремления к самостоятельности, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающую их  социальную успешность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического развлечения "Маша готовится в школу"для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Конспект развлечения подходит для использования в коррекционной работе логопеда как с  детьми 5-7 лет с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушения зрения), так и с воспитанниками обычных логопедических групп дошко...

Конспект интегрированной ООД по развитию речи : «Поможем Маше готовиться к школе» (с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий) в подготовительной группе.

Этот материал будет полезен  воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по развитию связной  речи, подготовке к школе.Конспект интегрированной ООД по развитию речи...

Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи «Маша готовится к школе»

Цель. Обогащать и активизировать речь детей.Задачи.• Закреплять умение составлять предложения, рассказа по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; образовывать уменьшите...

" Поможем Маше готовиться к школе"

Обогащать и активизировать речь детей...

Как Маша готовилась к Новому году

Конспект НОД по математике в старшей группе...

Итоговое открытое занятие для родителей по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Маша готовится к школе»

В материале представлена разработка конспекта заняьтя логопеда по подготовке к обучению шрамоте в старщей группею...

Конспект интегрированного НОД по развитию речи (с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий). Тема: «Поможем Маше готовиться к школе» Подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие.Цель: Обогащать и активизировать речь детей.Задачи:Образовательные: – Совершенствовать св...