Математика в числах, в пословицах и загадках, в узорах и орнаментах.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Заволока Виктория Викторовна

Введение

Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений

детей дошкольного возраста, ознакомлению детей с историей возникновения математической грамотности. Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста. Новизна состоит в работе с разновозрастными детьми группы от 4 до 6 лет в рамках единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения детского сада №124.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика в числах, в пословицах и загадках, в узорах и орнаментах.

Введение

Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений

детей дошкольного возраста, ознакомлению детей с историей возникновения математической грамотности. Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста. Новизна состоит в работе с разновозрастными детьми группы от 4 до 6 лет в рамках единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения детского сада №124.

Актуальность темы

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний. Это предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего.

Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений.

Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой, поэтому есть необходимость изучать цифры, историю их создания и учиться записывать их значками. А стихотворения о числах, поговорки, загадки и ребусы делают изучение чисел довольно интересным и познавательным, а, кроме этого, так цифры гораздо проще запоминаются.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений.

Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.

Цель проекта

1. Формирование математического мышления у детей дошкольного возраста.

 2.Создать картотеки  загадок, пословиц, стихов о каждом из чисел в пределах первого десятка.

 3.Использование геометрических форм в ближайшем окружении.

    Задачи: 1. Формировать у детей умение абстрагировать, выделять главное.

     2. Развивать высокую познавательную мотивацию.

     3.Формировать готовность детей к обучению в школе.

     4. Формировать широкую любознательность.

     5. Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться собственным открытиям.

     6. Выбрать наиболее интересный материал для создания картотеки стихов, ребусов, загадок, пословиц о цифрах.

Методы:

  1. Наглядно-образный метод.
  2. Словесный метод.
  3. Практический метод.

Формы работы:

  1. Слайдовая презентация.
  2. Дидактические игры.

Образовательная область: Познание.

Продолжительность: 1-2 недели.

Содержание проекта.

Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и уровень их развития.
  2. Взаимодействие «дети- математика» учитывает закономерности: чем меньше возраст детей, тем легче развить у них социальную компетентность и сформировать устойчивые привычки к математике.
  3. Социальная безопасность. Необходимость воспитывать соблюдение определенных норм и правил поведения в обществе.
  4. Самоорганизация и самовоспитание. Умение регулировать свое поведение и замечать нарушения правил сверстниками и взрослыми.

Основные направления реализации проекта:

  1. Отведено специальное пространство, где имеются столы и стулья на подгруппу детей;
  2. Материалы размещаются на открытых полках;
  3. Создание среды и материалов для реализации раскрытия логического мышления в группе детского сада;
  4. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования;
  5. Математическое просвещение родителей.

Исследовательская часть.

Интересное о числах.

В древности, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила их сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, люди учились из множества предметов вокруг, научились выделять отдельные, определенные предметы, необходимые в данное время. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зёрнами – одно зёрнышко.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящие из пары предметов (глаза, руки, уши, рога, крылья, лапы), привели человека к представлению о числе.

Немалую роль в истории счёта сыграли пальцы. Особенно когда люди стали обмениваться предметами труда. Кстати сказать, пальцы и сейчас являются для детей самыми главными помощниками при счёте.

В разных странах и в разные времена люди учились записывать цифры по-своему.  (Слайд №1)

Постепенно люди все больше и больше включали цифры в свою повседневную жизнь, пользовались счётом. Счёт был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю.

А несколько тысяч лет назад возникло мистическое отношение к числам, которое живёт и в наше время.

Например, число 7- хорошее, а 13- плохое.

Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только знать, какие из них хорошие а какие плохие.

До сих пор существует целая наука- нумерология, в которой каждое имя имело своё число, получаемое при переводе букв в цифры.

И в наше время, где только не встретишь разные числа: на зданиях, на транспорте, в книгах, в номерах телефонов, на часах, на ценниках, да всего и не перечислить.

При общении друг с другом мы тоже употребляем числа в речи.

А сколько стихов, загадок, сказок, пословиц, поговорок с числами мы слышали с самого детства.

Почему числа нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках?

Какова их роль в устном народном творчестве? (Слайд №2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Узоры и орнаменты на посуде".

Вокруг нас очень много предметов с геометрическими узорами. Эти узоры везде: на одежде, украшениях, посуде.Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней. Геом...

Творческий проект "Математика в числах, пословицах и поговорках" для детей подготовительной группы

Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений  детей дошкольного возраста, ознакомлению детей с историей возникновения математической грамотности. Представленн...

Дидактические игры, определяющие узоры мордовского орнамента

В данном материале представлены  дидактические игры по мордовской вышивке...

Проект по математике "Узоры и орнаменты на посуде"

Проект по математике "Узоры и орнаменты на посуде"...

Дидактические игры, определяющие узоры мордовского орнамента

В материале представлены узоры мордовского орнамента...

Числа в пословицах, загадках и поговорках

Материал представлен в ввиде страниц детской книги, которую можно распечатать и на пустых страничках сделать свои рисунки....