Игры и упражнения с логическими блоками
консультация по математике (старшая группа) на тему

Игры и упражнения этой группы помогут развить у малышей умения выделять в предметах от 1 до 4 различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни из них от других, называть их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_s_logicheskimi_blokami.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

Выявление и абстрагирование свойств

Игры и упражнения этой группы помогут развить у малышей умения выделять в предметах от 1 до 4 различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни из них от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знака- ми-символами, освоят умение строго следовать правилам

при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, • что нарушение правил не позволяет достичь верного результата.

Найди клад

Цель. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал. Логические блоки, круги из бумаги («клады»).

Содержание

I

Перед детьми 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Вначале сами выполните роль кладоискателя и по- кажите, как вести поиск клада. Называйте различные свойства блоков. Если вы правильно указываете свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если называете неверно – «нет». На- пример, спрашиваете: «Клад под синим блоком2э.

– Нет, – отвечают дети.

– Под желтыми

– Нет.

– Под большими

– Нет.

– Под толстыми

– Да.

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.

При повторении игры блоки меняются по форме и цвету (желтые и красные треугольники, синие и желтые прямо- угольники или синие и красные круги и т. д.), увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.

При повторении игры следует взять блоки другого цвета.

II

Количество блоков-камней увеличивается до 16. В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера, толщины. При поиске клада указываются сразу два свойства, например:

– Под красным большими

– Нет.

– Под красным маленькими

– Нет.

– Под маленьким желтыми

– Да.

III

Количество блоков – 24: все одинаковые но размеру, но разные но форме, цвету и толщине или все одинаковые но толщине, но разные но форме, цвету и размеру.

Когда кладоискателей ищут клад, они должны указывать сразу 3 свойства:

– Под красным большим кругом?

– Нет.

– Под красным большим квадратом?

– Нет.

– Под синим большим квадратом?

– Да.

Угадай-ка

Цель. Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный).

Материал. Логические блоки, игрушка Буратино.

Содержание

I

Буратино обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего – дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все что хотите. Я выбрал уже подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга, выбирает и прячет блок (пода- рок), говорит, какое его свойство надо угадать.

Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.

II

Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два его свойства (например, какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы).

При отгадывании дети обязательно должны каждый раз называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств Буратино подтверждает, что названо верно, а что неправильно («квадратный, но не синий», «желтый, но не треугольный»). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или другие).

Если дети потеряли интерес к игровой задаче (выбрать подарок для своего друга), предложите им игру с новой мотивацией, например строительство города из логических блоков. Главный строитель начинает возведение города. Он выбирает блок, который станет первым домом в этом городе, и просит детей угадать его цвет и размер.

Тот, кто угадывает, получает право продолжить строительство. Он выбирает блок для следующего дома и указывает какие два его свойства дети должны отгадать.

III

В этом варианте игры требуется угадать сразу три свойства блока, например, ведущий (Буратино, Главный строитель) берет блок и дает задание: угадать цвет, форму и размер блока, или его форму, размер и толщину, или же цвет, форму и толщину. Игроки при отгадывании должны обязательно называть три свойства. Если они угадывают одно или два из заданных свойств, ведущий говорит, что названо верно, а что – нет («красный, но не круглый и не большой», «красный маленький, но не квадратный »).

Здесь можно использовать как прежние игровые действия (выбор подарков, строительство города логических блоков), так и новые (помочь Маше заполнить пирожками короб, построить спасательную лестницу для Незнайки, открыть новые звезды на небе и другие);

В повторных играх следует усложнить задачу: нужно угадать все четыре свойства блока.

Помоги муравьишкам

Цель. Развитие устойчивой связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, умения выявлять и абстрагировать свойства.

Материал. Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Содержание

I

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Взрослый рассказывает детям историю о том, что у мамы-муравьихи много детей – веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дому, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама-муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (напри- мер, красные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. Домики открывают и проверяют, не попал ли туда блок (муравьишка) другого цвета. После проверки и исправления ошибок блоки возвращаются на место. Ведущий дает новую команду: спрятаться всем большим муравьишкам (всем круглым или всем не квадратным, не синим, толстым и т.д.

Сначала роль ведущего выполняет взрослый, затем – по очереди дети.

II

Ведущий называет сразу два свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые большие или маленькие красные, квадратные не красные, большие не треугольные и т. д.). Взрослый каждый раз поощряет стремление ребенка самостоятельно придумать новую комбинацию свойств.

III

Ведущий указывает сразу три свойства блоков (мура- вьишек), которые должны попасть в домики (круглые красные большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные, толстые не большие не синие, не желтые не тонкие не круглые и т. д.).

Взрослый каждый раз поощряет стремление детей при- думать новую комбинацию свойств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры  и упражнения с логическими блоками Дьенеша...

«Игры и упражнения с логическими Блоками Дьенеша».

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мысли...

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

«Организация развивающих математических игр. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и полочками Кюизенера».

В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить....

Круглый стол "Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

    Логические блоки Дьенеша – уникальная методика интеллектуального развития дошкольников, подготовки их к школе. Игры развивают математическое и логическое мышление, раскрываю...

,,Игры и упражнения с логическими Блоками Дьенеша,,

Золтан Дьенеш - венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать -,,новой математики,, выдающаяся фигура в детском образовании. Суть этого подхода заключается в том что дети математические знания...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША....