"Логика для дошкольников"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Программа дополнительного материала по программе "Логика для дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного

аппарата №87"

 

 

РАССМОТРЕНО:   УТВЕЖДЕНО:

на педагогическом советеЗаведующий

МБДОУ «Детский сад №87»                                                          МБДОУ «Детский сад №87»

Протокол №____                                                                             _____________А.Н.Сафина

от «____»_________2014 г.                                                                Приказ №____

от «____»__________2014 г.

 

 

 

 

Программа

                            организации платной дополнительной

                                                    образовательной услуги

                         по познавательному развитию

                           «Логика для дошкольников»

 

Составила:

Воспитатель МБДОУ №87

Красильникова Л.В

 

 

 

Нижнекамск


Пояснительная записка

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -  одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.   Организация педагогического процесса в разновозрастной группе ( дети 4 -6  лет)  имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Родители и профессионально подготовленные педагоги действительно заинтересованы в раннем развитии ребёнка.

Возрастные особенности детей среднего возраста

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых? », большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных? », ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов

Актуальность: Актуальность разработки программы кружка «Логика для дошкольников» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению  детей старшего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей. Занятия кружка строятся на принципах развивающего обучения, которые реализуются через организацию диалогового общения, освоение ребенком способов познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники  считают, вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий. В формировании у детей математических представлении широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая средних дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • Развивать умение детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале; 
  •  Совершенствовать произвольное внимание, память; 
  •  Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний; 
  •  Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений. 

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению в начальной школе. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом  в процессе реализации Программы,  подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. В работе кружка больше используются задачи-шутки, загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания, задания на развитие логического мышления и др. На изучение каждой темы отводится определённое  количество  времени, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.  Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля, за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам.

Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.

Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения. Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью. Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к обучению в школе.

Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4 -6 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения 58 занятий.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-30 мин. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

-  данных планового мониторинга  уровня  математического развития детей в МБДОУ (октябрь  и май);

- наблюдений за ребёнком ;

-  беседа с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.

Формы подведения итогов реализации программы:

 1 этап  –  выступление на родительском собрании,  открытое  занятие кружка, анкетирование;      

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, фоторепортаж  фрагментов занятий.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность  с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей и индивидуальных особенностей детей. Деятельность  строятся в занимательной, игровой форме.

Формы и методы проведения занятий: индивидуальная работа, работа в малых группах; коллективная работа; работа по образцу различной сложности; обобщение и сравнение; актуализация личностного опыта в беседе, побуждение к рефлексивной деятельности.

Условия реализации программы.

Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации.  Программа   способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность  начинается   в игровой форме,  в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.  

Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного и интеллектуального развития детей.  

Основная цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для дошкольников».

Задачи:

 1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора. 3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

 4. Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

 5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи

. 6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.

 7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза -домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

 8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. 5

 11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

 1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

В работе используются следующие технологии обучения:  здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

  проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

  технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 ИКТ.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

 выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

 сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы  окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

 ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

  разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

  сопоставлять части и целое для предметов и действий;

 называть главную функцию (назначение) предметов;

  расставлять события в правильной последовательности;

  выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

 описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

 проводить аналогию между разными предметами;

 запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.  работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Приложение 1

Критерии оценки усвоения программы: «Логика для дошкольников»

Высокий уровень. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах. 

Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе. 

Методики, диагностирующие уровень развития логического мышления

Проводя диагностическое исследование, предлагая ребенку тестовое задание необходимо учитывать некоторые психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Прежде всего, следует помнить о сравнительно низком уровне сознания и самосознания детей. Мышление, память, воображение, внимание находятся на сравнительно низком уровне развития. Проводя диагностику детей дошкольного возраста тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами, они должны быть рассчитаны одновременно и на непроизвольный и произвольный уровень регуляции познавательной сферы. Дошкольники только в том случае будут показывать результаты, достоверно отражающие уровень развития, когда предлагаемые ребенку задания вызывают и поддерживают интерес на протяжении всего времени исследования. Утратив интерес к выполняемым заданиям, ребенок перестает проявлять способности, которыми реально обладает.

Время выполнения тестового задания – 1-5 минут. Чем больше возраст ребенка, тем более коротким должно быть время

  1. «Объяснение сложных картин», Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Данный  прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное,  или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
  2. «Последовательность событий». Серия сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Выявляется понимание ребенком причинно – следственных связей.
  3. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия, может – по внешнему признаку, по ситуативным признакам.
  4. «Определение понятий». Ребенку предлагается один из наборов слов, в каждом из которых 5 слов. Ему необходимо дать определение каждому из предлагаемых слов
  5. «Нелепицы». С помощью этой методики можно оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой. Ребенку показывается картинка, на которой изображены несколько нелепых ситуаций с животными или с людьми. Ему предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, все ли здесь правильно. Найдя нелепицы, надо объяснить, почему это не так.

Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:

  • Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
  • Проведение бесед;
  • Организация совместных мероприятий. Открытых дверей;
  • Изготовление пособий;
  • «Методическая копилка».

Методическое  обеспечение

  1. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка»
  2. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»,
  3. Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет»,
  4. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников»,
  5. Т.А. Ткаченко «Обведи и объясни»,
  6. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»,
  7. И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»,
  8.  Л.Г.Петерсон «Игралочка»
  9. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников»
  10. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления», В.Г. Гоголева «Логическая азбука»,
  11.  З.А. Михайлова. «Игровые задачи для дошкольников»

Дидактический материал:

  1. Геометрические фигуры и тела.
  2. Наборы разрезных картинок.
  3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
  4. Полоски, ленты разной длины и ширины.
  5. Цифры от 1 до 9.
  6. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
  7. Фланелеграф, мольберт.
  8. Чудесный мешочек.

9.     Пластмассовый и деревянный строительный материал.

10.      Геометрическая мозаика.

11.      Счётные палочки.

12.      Предметные картинки.

13.      Конструктор «Лего».

14.      Знаки – символы.

15.      Конспекты.


Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

 1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

 5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

 В работе используются следующие технологии обучения:

  здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

  проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

 технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 ИКТ.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

 выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

 сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы  окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

 ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

  разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

 сопоставлять части и целое для предметов и действий;

 называть главную функцию (назначение) предметов;

 расставлять события в правильной последовательности;

  выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

 описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

 находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

 проводить аналогию между разными предметами;

 запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.  работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Учебно – тематический план обучения

месяц

№ занятия

Наименование темы программ

Цели

ноябрь

1-2

Цвета радуги

«Игралочка» стр 21 -24

1.Уточнить представление о цветах радуги. 2.Сформировать умение определять и называть цвет предметов, распределять предметы в группы по цвету.

3. Закрепить представление о цвете как о признаке.

4.Развивать воображение, артикуляционный аппарат, речь, логическое мышление.

3 -4

Оттенки цветов

«Игралочка» стр 36-38

1.Сформировать представление об оттенках цветов, сформировать опыт самостоятельного преодоления  затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода (фиксации затруднения, понимания его причины, самостоятельного построения способа выхода из него) и опыт самоконтроля;

2.Тренировать умение группировать предметы по цвету и оттенкам цветов, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, 3.развивать внимание, речь, логическое мышление.

5

Большой и маленький

«Игралочка» стр 35,36

1.Закрепить умение различать и называть размеры предметов, тренировать умение различать и называть размеры предметов –большой, поменьше, маленький.

2.Сформировать представление о взаимосвязи между плоскими и объемными предметами и о квадрате как плоском изображении кубика. 3.Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, сформировать опыт самоконтороля.

4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности, умение пользоваться мимическими мышцами, логическое мышление.

6

Введение в геометрию.

Цвет и форма

«Игралочка» стр 39

1.Сформировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, различная), тренировать умение, находить предметы одинаковые и различные по форме;

2.Ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур – квадрат, овал, треугольник, прямоугольник;

3. Закрепить умение определять и называть цвет предметов, группировать предметы по цвету.

4.Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности, умение пользоваться мимическими мышцами, логическое мышление.

декабрь

7

Один, много

«Игралочка» стр 40

1.Уточнить представление детей о понятиях «один», «много», умение определять, где много предметов, а где один.

2.Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода;

3.Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление.

8 - 10

Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества.

«Игралочка» стр 44-47

1.Сформировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, расширить словарный запас детей выражениями «столько же», «больше», «меньше». Построить способ уравнивания групп предметов.

2.построить под руководством воспитателя способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.

3. закрепить умения определять и называть цвета предметов, сформировать опыт составления простейшей закономерности изменения цвета;

4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности, умение пользоваться мимическими мышцами, логическое мышление.

11

Числа 1 и 2. Цифры 1 и 2.

«Игралочка» стр 58-63

1. познакомить с цифрами 1,2, сформировать умение соотносить цифры1 и 2 с количеством.

2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                                  3. закрепить счет до двух, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа.                4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.

12

Пространственные отношения: длиннее – короче. Сравнение по длине.

«Игралочка» стр 171-175

1.уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать  представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер.     2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.              3.закрепить умение определять и называть  свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до 6, порядок следования чисел 1-6.                                 4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.                                

январь

13

Представления о круге. Распознавание круга. Тележка для медведя.

«Игралочка» стр 66-71

1.сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.  2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.              3. закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам.

4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.                

14

Представление о шаре. Распознавание шара.

«Игралочка» стр 71-75

1. уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.

2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.               3.закрепить представления о круге, счет до двух, умение выделять свойства предметов и сравнивать предметы по свойствам.                                                4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику рук.        

15

Пространственные отношения : на – над- под. «Игралочка» стр 87-90

1.уточнить представления о пространственных отношениях на-над-под, тренировать умение понимать и правильно употреблять слова на,над,под в речи.                                                                             2.актуализировать представления о пространственных отношениях между,наверху,внизу, тренировать умение различать левую и правую руки. 3. закрепить счет до 3, умение соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов, умение выделять, называть свойства предметов.                                     4.тренировать мыслительные операции анализ,  сравнение и классификацию, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, сформировать опыт составления простейшей закономерности и опыт самоконтроля.

16

Пространственные отношения : выше – ниже. Сравнение по высоте. «Игралочка» стр 90-94

1.уточнить  представления о пространственных отношениях выше-ниже, тренировать умение понимать и правильно употреблять слова на,над,под в речи, сформировать представление о сравнении предметов по высоте.                                                   2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                                  3. закрепить счет в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов.                  4.  тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.      

17

Пространственные отношения : слева -  справа – посередине.«Игралочка» стр 95-97

1. уточнить пространственные отношения слева-справа-посередине, сформировать представление детей о положении предмета справа, слева , посередине.                                                                      2.закрепить умение выделять и называть свойства предметов.

3.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.      

февраль

18

Пространственные отношения : раньше -позже «Игралочка» стр 102-105

1.уточнить  представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях раньше-позже, тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова раньше- позже, составлять сериационный ряд по данным временным отношениям.                                                                   2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.      3.закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия один- много, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар.                                      4.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.      

19

Счет до четырех. Число и цифра 4.«Игралочка» стр 106-110

1.сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до 4, соотносить цифру 4 с количеством.

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                                  3.закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерность чередования фигур,отличающихся цветом.                                                        4.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.                                                                      

20

Квадрат. «Игралочка» стр 111-116

1. сформировать  представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата.                            2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                                3.закрепить счет до 4, представления о круге и треугольнике, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине.  4.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.      

21

Куб«Игралочка» стр 116-120

1.сформировать  представление о кубе как общей форме некоторых предметов, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.                                                            2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                           3.закрепить представление об изученных фигурах, счет до 4, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по высоте.            4.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.    

март

22

Пространственные отношения: вверху – внизу.«Игралочка» стр 120-123

1. уточнить пространственные отношения вверху-внизу, верхний-нижний, тренировать  умение понимать и правильно  использовать в речи слова, выражающие эти отношения.                                    2.закрепить счет до 4, умение соотносить цифры1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.                 3.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

23

Пространственные отношения: шире –уже. Сравнение по ширине.«Игралочка» стр 123-127

1. уточнить пространственные отношения шире-уже, сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова широкий-узкий. 2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                             3.закрепить счетные умения, умение определять,называть и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность чередования фигур по форме.

4.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

24

Счет до 5. Число и цифра 5.«Игралочка» стр 127- 132

1.сформировать представление о числе и цифре 5 с количеством.                                                                2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                                  3.закрепить счетные умения , умение выделять,называть и сравнивать свойства предметов,  умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.                                          4.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

25

Овал«Игралочка» стр 132-137

1.сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы.                                              2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.                                                                3.закрепить счет до 5, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.                                                              4.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

апрель

26

Пространственные отношения: внутри – снаружи.«Игралочка» стр 137-141

1.уточнить понимание смысла слов внутри-снаружи и грамотно употреблять их в речи.                                2.закрепить знания об овале, счетные умения в пределах 5,  умение соотносить цифру с количеством предметов, определять,называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру.                                                 3.тренировать мыслительные операции анализ,  развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, мелкую моторику и мимику лица.

27

Пространственные отношения: впереди – сзади – между.«Игралочка» стр 141-144

1. уточнить понимание смысла слов впереди-сзади-между и грамотно употреблять их в речи.          2. закрепить пространственные отношения справа-слева, закон сохранения количества, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру и количество предметов, умение упорядочивать предметы по заданному признаку, представление о круге, квадрате, треугольнике.                               3.тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание , речь, воображение, логическое мышление, творческие  способности, сформировать опыт самоконтроля и взаимоконтроля.

28

Пара«Игралочка» стр 144-148

1.уточнить понимание детьми значение слова »пара» как двух предметов,объединенных общим признаком;

2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

3.закрепитьсчетные умения,геометрические и прстранственныепредставления,умение преодолять,называть и сравниватьсвойства предметов,умение сравнивать предметы по длине;4.тренировать мыслительные операции анализ,синтез,сравнение и обобщение, развивать внимание ,память,речь,логическое мышление

29

Прямоугольник«Игралочка» стр 148-154

1.сформировать представление о прямоугольнике,умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки,выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода),закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того,кто знает»;3.закрепить геометрические и пространственные представления,счет до пяти,умение соотносить цифру с количеством,умение определять и называть свойства предметов и фигур,сравнивать предметы по свойствам;                                                             4.тренировать мыслительные операции анализ,сравнение и обобщение,развивать внимание,память,речь ,мелкую моторику рук,фантазию,воображение,смекалку,логическое мышление,творческие способности.

май

30

Числовой ряд «Игралочка» стр 154-159

1.Сформировать представление о числовом ряде,закрепить умение считать до пяти,соотносить цифры 1-5 с количеством,сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;2.сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя(на основе рефлексивного метода);3.закрепить представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях,умение выделять,называть и сравнивать свойства предметов,ориентироваться в пространстве;4.тренировать мыслительные операции анализ,сравнение,развивать память,речь логическое мышление сформировать опыт контроля.

31

Ритм (Поиск и составление закономерностей)«Игралочка» стр 159-163

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода

3. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, сформировать опыт контроля

32

Прогулка в лес

Игралочка стр.163-168

1. сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до 6 и обратно, соотносить цифру 6 с количеством. 2.закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур, упорядочивать группу предметов по высоте.

3. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, сформировать опыт контроля.

33

Порядковый счет

«Игралочка» стр.168-171

1.сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до 6, умение соотносить цифры 1-6 с количеством

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода)

3. закрепить умение определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (лево, право)

4. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, сформировать опыт контроля, инициативность.

34

Сравнение по длине

«Игралочка» стр.171-175

1.Уточнить понимание слов «длинный» и « короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине, развивать глазомер.

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода)

3. закрепить умение определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до 6, порядок следования цифр 1-6

4 тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, сформировать опыт контроля и взаимоконтроля.

35

 В гостях у Гномика

«Игралочка» стр 175-179

1.Совершенствовать навыки счёта в пределах 7 и обратно, а также навыки порядкового счёта;
2. Продолжать учить сравнивать 2 группы предметов, соотносить число с количеством предметов;
3. Закрепить знание геометрических фигур, умение выделять  сходства и отличия;
4. Упражнять в закреплении  о днях недели, развивать логическое мышление, познавательную активность.

36

В гостях у Белоснежки

«Игралочка» стр.179-182

1. сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством. 2.закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур, упорядочивать группу предметов по длине

3. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, сформировать опыт контроля.

37

Веселый счет

«Игралочка» стр.179

1.Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, находить место числа в числовом ряду

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода)

3. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, сформировать опыт контроля, инициативность.

38

Строим теремок

«Игралочка» стр.182

1.уточнить понимание слов «толстый» и тонкий, сформировать умение сравнивать предметы по толщине.

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода)

3. закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине.

4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и анлогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, сформировать опыт контроля

39

Сравнение по высоте

«Игралочка» стр.186

1.Уточнить  понимание слов «высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер.

2.Закрепить умение сравнивать численность групп предметов двумя способами, представление о числовом ряде, прямой и обратный счет до семи, умение определять и называть свойства предметов

3 тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, речь, вариативное и  логическое мышление, самостоятельность и коммуникативные умения.

40

План (карта путешествий)

«Игралочка» стр.190

1.сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве

2. сформировать опыт самостоятельного  преодоления затруднения под руководством воспитателя

3.закрепить умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления

4 тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, вариативное и  логическое мышление, фантазию.

41

Поездка на бал

«Игралочка» стр.194

1. сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством.

2. сформировать опыт целепологания и закрепить умение преодолевать затруднения способом « спросить у того, кто знает»

3.закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономрность.

4 тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию.

42

Поездка в магазин

«Игралочка» стр 199

1.закрепить умение выделять, называть и сравнивать предметы по длине, ширине и толщине.

2. закрепить порядковый счет до 8, знание цифр 1-8

3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое воображение.

43

Цилиндр

«Игралочка» стр 202

1. сформировать представление цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»

3.закрепить счет до 8, умение выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

4 тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое

44

Конус

«Игралочка» стр.207

1. сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»

3 тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое

45

Призма и пирамида

«Игралочка» стр.211

1. сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»

3.закрепить счет до 8, умение выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

4 тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

46

Геометрические тела

«Игралочка» стр216

1. закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане – карте.

2. Порядковый счет, представления о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.

3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

47

Итоговое занятие «Все мы умеем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логика для дошкольников.

Развитие логического мышления через дидактические игры...

Учебный план кружка "Логика для дошкольников".

Учебный план кружка для детей старшего возраста....

Кружок "Логика для дошкольников"

Программа кружка дополнительного образования «Логика»...

Картотека (игры направленные на развитие логики у дошкольников)

Картотека "Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста" (игры направленные на развитие логики у дошкольников)...

Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

Картотека развивающих игр для детей подготовительной группыИгры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы...

Презентация с заданиями для развития внимания, памяти и логики для дошкольников

Презентация с заданиями для развития внимания, памяти и логики для дошкольников...

Презентация с заданиями для развития внимания, памяти и логики для дошкольников

Презентация с заданиями для развития внимания, памяти и логики для дошкольников...