Кружок "Логика для дошкольников"
материал (средняя группа) на тему

Пожидаева Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка дополнительного образования «Логика»

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель кружка: И.В. Пожидаева

 

 

Информационная часть программы

 

Вид программы развивающая

 

Состав обучающихся воспитанников постоянный

 

Используемые методы:

 

-   практические (игровые);

-   развития;

-   исследования;

-     экспериментирование;

-     моделирование;

-   воссоздание;

-     преобразование;

-     конструирование.

 

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Логика».

 

Развивающая среда:

 

Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры.

 

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.

Геометрические мозаики и головоломки.

Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.

Простые карандаши.

Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.

 

2

 

 

Условия реализации программы естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

 

 

 

 

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

 

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений , развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

 

 

 

 

Цели и задачи

 

Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».

 

 

Задачи:

 

 

 

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

 

2.  Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

 

3.   Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

 

4.  Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

 

5.  Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

 

6.  Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.

 

7.  Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов

 

(корова, лошадь, коза -домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

 

8.  Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

 

9.  Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный

 

-   стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

 

10.  Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

 

 Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

 

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

 

1.      Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

 

2.     Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности

 

3.     Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 

 

 

 

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

 

В  работе используются следующие технологии обучения:

 

здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

 

проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 

ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

В  результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

 

 

 

выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

 

сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

 

разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

 

сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов; расставлять события в правильной последовательности;

 

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

 

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

находить ошибки в неправильной последовательности   простых

 

действий;

 

проводить аналогию между разными предметами;

 

запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

 

работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения

 

к  сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

 

 

Учебно тематический план обучения.

 

Наименование темы программ

Количество часов

п\п

 

 

1.

День рождения колобка

1

2.

Кубик – рубик

1

3.

В гостях у Гнома.

1

4.

Волшебные палочки.

1

5.

Загадки осени.

1

6.

Учимся рассуждать.

1

7.

Поиск закономерностей.

1

8.

Сказочный лабиринт.

1

9.

Кот в сапогах.

1

10.

Лесные животные.

1

11.

Учимся сравнивать.

1

12.

Веселый счет.

1

13.

Собираем картинки.

1

14.

Ориентирование в пространстве.

1

15.

Геометрическое конструирование.

1

16.

Чудесные превращения (геометрические

1

 

фигуры).

 

17.

Витаминка путешествует.

1

18.

Мы - изобретатели.

1

19.

Логические цепочки.

1

20.

Вверх или вниз.

1

21.

Ученый кот.

1

22.

Путешествие на поезде.

1

23.

Незнайкины помощники.

1

24.

Овощи и фрукты.

1

25.

Пчелка Майя.

1

26.

Животные из Африки.

1

27.

Загадки - шутки.

1

28.

Сказочный лабиринт.

1

29.

Цвета радуги.

1

30.

Раз ромашка, два ромашка ( веселый счет).

1

31.

Поможем Золушке одеться.

1

32.

Строим из цветных фигур.

1

33.

Почемучка.

1

34.

Загадки и ребусы.

1

35.

Итоговое занятие «Все мы умеем».

1

 

Всего: 35 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы кружка «Логика»

1. Считалки.

Считалки с математическим содержанием.

2. Математические загадки.

Математические загадки с числами в пределах 5.

3. Графическое рисование.

 

Развитие мелкой моторики рук, работа с трафаретами. Объекты природы; предметы быта; строения и машины.

4. Числа и цифры.

 

Цифры в стихах и сказках. Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.

 

Действия с числами в пределах 5. Решение задач с числами в пределах 5. 5. Математические стихи-шутки.

 

Способы разгадывания математических стихов шуток. 6. Ребусы. Головоломки.

 

Ребусы числа, дополнение картинок, нахождение логической пары. Головоломки с разными предметами, игры на исключение четвертого лишнего, собирание пазлов.

7. Геометрические фигуры.

Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия.

Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 8.Сравнение величин.

 

Понятия «меньше», «больше», «тяжелее», «легче», «длиннее», « короче», «выше», «ниже». Поиск противоположностей, поиск сходств и различий на картинках.

9.Задания с палочками.

 

Составление геометрических фигур, мозаика. Задания на добавление, изъятие палочек. Построение фигур по образцу и словесному описанию.

10. Задачи в стихах.

 

Задачи на сложение, увеличение, уменьшение числа не несколько единиц в пределах 5.

11. Решение топологических задач. Лабиринт.

Строительство лабиринтов, выход из лабиринтов. Действия с числами.

 

Сравнение чисел. Решение задач. Магический квадрат.

 

12. Геометрическое конструирование.

 

 

 

Треугольник. Условия его построения. Простейшее конструирование по образцу. Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами.

 

13. Решение задач на развитие пространственных представлений.

 

Ориентирование на плоскости. Ориентирование в пространстве. Понятия: «следует за», «предшествует», «выше», «ниже», «стоит между» и т. д.

14. Математика в сказках.

Математика в русских народных и авторских сказках.

 

15.Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики.

 

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой.

 

16. Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей.

 

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

 

17.Упражнения для развития речи

 

Придумывание историй по картинкам, логические цепочки.

 

18. Итоговое занятие.

 

Инсценированное представление с математическими героями.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logika_dlya_doshkolnikov_novaya1.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка дополнительного образования «Логика»

Руководитель кружка: И.В. Пожидаева


 

Информационная часть программы

Вид программы  развивающая

Состав обучающихся воспитанников  постоянный

Используемые методы:

  • практические (игровые); 
  • развития; 
  • исследования; 
  • экспериментирование; 
  • моделирование; 
  • воссоздание; 
  • преобразование; 
  • конструирование. 

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Логика».

Развивающая среда:

Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры.

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.

Геометрические мозаики и головоломки.

Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.

Простые карандаши.

Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.

2


Условия реализации программы  естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии  длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление  это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте  в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений , развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.


Цели и задачи

Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».

Задачи:

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

  1. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора. 

  1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 

  1. Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 

  1. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи. 

  1. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок. 

  1. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов

(корова, лошадь, коза -домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

  1. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д. 

  1. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный

  • стакан пустой, дерево высокое  дерево низкое, идти медленно  идти быстро, пояс узкий  пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный  чай горячий и т.д. 

  1. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. 

 Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

  1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс. 

  1. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности

  1. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

  • работе используются следующие технологии обучения: 

здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника); 

проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения); 

технологии личностно  ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию); 

ИКТ. 

Ожидаемые результаты

  • результате проведения занятий кружка дети будут уметь: 

выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; 

сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу; 

разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; 

сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов; расставлять события в правильной последовательности; 

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; 

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; 

находить ошибки в неправильной последовательности   простых

действий;

проводить аналогию между разными предметами; 

запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. 

работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения

  • сверстнику, выслушать, помогать по необходимости. 

Учебно  тематический план обучения.

Наименование темы программ

Количество часов

п\п

1.

День рождения колобка

1

2.

Кубик  рубик

1

3.

В гостях у Гнома.

1

4.

Волшебные палочки.

1

5.

Загадки осени.

1

6.

Учимся рассуждать.

1

7.

Поиск закономерностей.

1

8.

Сказочный лабиринт.

1

9.

Кот в сапогах.

1

10.

Лесные животные.

1

11.

Учимся сравнивать.

1

12.

Веселый счет.

1

13.

Собираем картинки.

1

14.

Ориентирование в пространстве.

1

15.

Геометрическое конструирование.

1

16.

Чудесные превращения (геометрические

1

фигуры).

17.

Витаминка путешествует.

1

18.

Мы - изобретатели.

1

19.

Логические цепочки.

1

20.

Вверх или вниз.

1

21.

Ученый кот.

1

22.

Путешествие на поезде.

1

23.

Незнайкины помощники.

1

24.

Овощи и фрукты.

1

25.

Пчелка Майя.

1

26.

Животные из Африки.

1

27.

Загадки - шутки.

1

28.

Сказочный лабиринт.

1

29.

Цвета радуги.

1

30.

Раз ромашка, два ромашка ( веселый счет).

1

31.

Поможем Золушке одеться.

1

32.

Строим из цветных фигур.

1

33.

Почемучка.

1

34.

Загадки и ребусы.

1

35.

Итоговое занятие «Все мы умеем».

1

Всего: 35 часов.


Содержание программы кружка «Логика»

1. Считалки.

Считалки с математическим содержанием.

2. Математические загадки.

Математические загадки с числами в пределах 5.

3. Графическое рисование.

Развитие мелкой моторики рук, работа с трафаретами. Объекты природы; предметы быта; строения и машины.

4. Числа и цифры.

Цифры в стихах и сказках. Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.

Действия с числами в пределах 5. Решение задач с числами в пределах 5. 5. Математические стихи-шутки.

Способы разгадывания математических стихов  шуток. 6. Ребусы. Головоломки.

Ребусы  числа, дополнение картинок, нахождение логической пары. Головоломки с разными предметами, игры на исключение четвертого лишнего, собирание пазлов.

7. Геометрические фигуры.

Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия.

Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 8.Сравнение величин.

Понятия «меньше», «больше», «тяжелее», «легче», «длиннее», « короче», «выше», «ниже». Поиск противоположностей, поиск сходств и различий на картинках.

9.Задания с палочками.

Составление геометрических фигур, мозаика. Задания на добавление, изъятие палочек. Построение фигур по образцу и словесному описанию.

10. Задачи в стихах.

Задачи на сложение, увеличение, уменьшение числа не несколько единиц в пределах 5.

11. Решение топологических задач. Лабиринт.

Строительство лабиринтов, выход из лабиринтов. Действия с числами.

Сравнение чисел. Решение задач. Магический квадрат.

12. Геометрическое конструирование.

Треугольник. Условия его построения. Простейшее конструирование по образцу. Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами.

13. Решение задач на развитие пространственных представлений.

Ориентирование на плоскости. Ориентирование в пространстве. Понятия: «следует за», «предшествует», «выше», «ниже», «стоит между» и т. д.

14. Математика в сказках.

Математика в русских народных и авторских сказках.

15.Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой.

16. Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

17.Упражнения для развития речи

Придумывание историй по картинкам, логические цепочки.

18. Итоговое занятие.

Инсценированное представление с математическими героями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...