Кружок "Логика для дошкольников"
материал (средняя группа) на тему
Программа кружка дополнительного образования «Логика»
Руководитель кружка: И.В. Пожидаева
Информационная часть программы
Вид программы – развивающая
Состав обучающихся воспитанников – постоянный
Используемые методы:
- практические (игровые);
- развития;
- исследования;
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Логика».
Развивающая среда:
Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры.
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.
Геометрические мозаики и головоломки.
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.
Простые карандаши.
Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.
2
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений , развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Цели и задачи
Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».
Задачи:
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов
(корова, лошадь, коза -домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный
- стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности
3. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
В работе используются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
ИКТ.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов; расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
проводить аналогию между разными предметами;
запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения
к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Учебно – тематический план обучения.
№ | Наименование темы программ | Количество часов |
п\п |
|
|
1. | День рождения колобка | 1 |
2. | Кубик – рубик | 1 |
3. | В гостях у Гнома. | 1 |
4. | Волшебные палочки. | 1 |
5. | Загадки осени. | 1 |
6. | Учимся рассуждать. | 1 |
7. | Поиск закономерностей. | 1 |
8. | Сказочный лабиринт. | 1 |
9. | Кот в сапогах. | 1 |
10. | Лесные животные. | 1 |
11. | Учимся сравнивать. | 1 |
12. | Веселый счет. | 1 |
13. | Собираем картинки. | 1 |
14. | Ориентирование в пространстве. | 1 |
15. | Геометрическое конструирование. | 1 |
16. | Чудесные превращения (геометрические | 1 |
| фигуры). |
|
17. | Витаминка путешествует. | 1 |
18. | Мы - изобретатели. | 1 |
19. | Логические цепочки. | 1 |
20. | Вверх или вниз. | 1 |
21. | Ученый кот. | 1 |
22. | Путешествие на поезде. | 1 |
23. | Незнайкины помощники. | 1 |
24. | Овощи и фрукты. | 1 |
25. | Пчелка Майя. | 1 |
26. | Животные из Африки. | 1 |
27. | Загадки - шутки. | 1 |
28. | Сказочный лабиринт. | 1 |
29. | Цвета радуги. | 1 |
30. | Раз ромашка, два ромашка ( веселый счет). | 1 |
31. | Поможем Золушке одеться. | 1 |
32. | Строим из цветных фигур. | 1 |
33. | Почемучка. | 1 |
34. | Загадки и ребусы. | 1 |
35. | Итоговое занятие «Все мы умеем». | 1 |
Всего: 35 часов.
Содержание программы кружка «Логика»
1. Считалки.
Считалки с математическим содержанием.
2. Математические загадки.
Математические загадки с числами в пределах 5.
3. Графическое рисование.
Развитие мелкой моторики рук, работа с трафаретами. Объекты природы; предметы быта; строения и машины.
4. Числа и цифры.
Цифры в стихах и сказках. Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.
Действия с числами в пределах 5. Решение задач с числами в пределах 5. 5. Математические стихи-шутки.
Способы разгадывания математических стихов – шуток. 6. Ребусы. Головоломки.
Ребусы – числа, дополнение картинок, нахождение логической пары. Головоломки с разными предметами, игры на исключение четвертого лишнего, собирание пазлов.
7. Геометрические фигуры.
Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия.
Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 8.Сравнение величин.
Понятия «меньше», «больше», «тяжелее», «легче», «длиннее», « короче», «выше», «ниже». Поиск противоположностей, поиск сходств и различий на картинках.
9.Задания с палочками.
Составление геометрических фигур, мозаика. Задания на добавление, изъятие палочек. Построение фигур по образцу и словесному описанию.
10. Задачи в стихах.
Задачи на сложение, увеличение, уменьшение числа не несколько единиц в пределах 5.
11. Решение топологических задач. Лабиринт.
Строительство лабиринтов, выход из лабиринтов. Действия с числами.
Сравнение чисел. Решение задач. Магический квадрат.
12. Геометрическое конструирование.
Треугольник. Условия его построения. Простейшее конструирование по образцу. Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами.
13. Решение задач на развитие пространственных представлений.
Ориентирование на плоскости. Ориентирование в пространстве. Понятия: «следует за», «предшествует», «выше», «ниже», «стоит между» и т. д.
14. Математика в сказках.
Математика в русских народных и авторских сказках.
15.Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой.
16. Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
17.Упражнения для развития речи
Придумывание историй по картинкам, логические цепочки.
18. Итоговое занятие.
Инсценированное представление с математическими героями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika_dlya_doshkolnikov_novaya1.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка дополнительного образования «Логика»
Руководитель кружка: И.В. Пожидаева
Информационная часть программы
Вид программы – развивающая
Состав обучающихся воспитанников – постоянный
Используемые методы:
- практические (игровые);
- развития;
- исследования;
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Логика».
Развивающая среда:
Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры.
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.
Геометрические мозаики и головоломки.
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.
Простые карандаши.
Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.
2
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений , развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».
Задачи:
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
- Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
- Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
- Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
- Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
- Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
- Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов
(корова, лошадь, коза -домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
- Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
- Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный
- стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
- Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
- Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
- Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
- работе используются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
ИКТ.
Ожидаемые результаты
- результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов; расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
проводить аналогию между разными предметами;
запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения
- сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Учебно – тематический план обучения.
№ | Наименование темы программ | Количество часов |
п\п | ||
1. | День рождения колобка | 1 |
2. | Кубик – рубик | 1 |
3. | В гостях у Гнома. | 1 |
4. | Волшебные палочки. | 1 |
5. | Загадки осени. | 1 |
6. | Учимся рассуждать. | 1 |
7. | Поиск закономерностей. | 1 |
8. | Сказочный лабиринт. | 1 |
9. | Кот в сапогах. | 1 |
10. | Лесные животные. | 1 |
11. | Учимся сравнивать. | 1 |
12. | Веселый счет. | 1 |
13. | Собираем картинки. | 1 |
14. | Ориентирование в пространстве. | 1 |
15. | Геометрическое конструирование. | 1 |
16. | Чудесные превращения (геометрические | 1 |
фигуры). | ||
17. | Витаминка путешествует. | 1 |
18. | Мы - изобретатели. | 1 |
19. | Логические цепочки. | 1 |
20. | Вверх или вниз. | 1 |
21. | Ученый кот. | 1 |
22. | Путешествие на поезде. | 1 |
23. | Незнайкины помощники. | 1 |
24. | Овощи и фрукты. | 1 |
25. | Пчелка Майя. | 1 |
26. | Животные из Африки. | 1 |
27. | Загадки - шутки. | 1 |
28. | Сказочный лабиринт. | 1 |
29. | Цвета радуги. | 1 |
30. | Раз ромашка, два ромашка ( веселый счет). | 1 |
31. | Поможем Золушке одеться. | 1 |
32. | Строим из цветных фигур. | 1 |
33. | Почемучка. | 1 |
34. | Загадки и ребусы. | 1 |
35. | Итоговое занятие «Все мы умеем». | 1 |
Всего: 35 часов.
Содержание программы кружка «Логика»
1. Считалки.
Считалки с математическим содержанием.
2. Математические загадки.
Математические загадки с числами в пределах 5.
3. Графическое рисование.
Развитие мелкой моторики рук, работа с трафаретами. Объекты природы; предметы быта; строения и машины.
4. Числа и цифры.
Цифры в стихах и сказках. Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.
Действия с числами в пределах 5. Решение задач с числами в пределах 5. 5. Математические стихи-шутки.
Способы разгадывания математических стихов – шуток. 6. Ребусы. Головоломки.
Ребусы – числа, дополнение картинок, нахождение логической пары. Головоломки с разными предметами, игры на исключение четвертого лишнего, собирание пазлов.
7. Геометрические фигуры.
Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия.
Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 8.Сравнение величин.
Понятия «меньше», «больше», «тяжелее», «легче», «длиннее», « короче», «выше», «ниже». Поиск противоположностей, поиск сходств и различий на картинках.
9.Задания с палочками.
Составление геометрических фигур, мозаика. Задания на добавление, изъятие палочек. Построение фигур по образцу и словесному описанию.
10. Задачи в стихах.
Задачи на сложение, увеличение, уменьшение числа не несколько единиц в пределах 5.
11. Решение топологических задач. Лабиринт.
Строительство лабиринтов, выход из лабиринтов. Действия с числами.
Сравнение чисел. Решение задач. Магический квадрат.
12. Геометрическое конструирование.
Треугольник. Условия его построения. Простейшее конструирование по образцу. Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами.
13. Решение задач на развитие пространственных представлений.
Ориентирование на плоскости. Ориентирование в пространстве. Понятия: «следует за», «предшествует», «выше», «ниже», «стоит между» и т. д.
14. Математика в сказках.
Математика в русских народных и авторских сказках.
15.Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой.
16. Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
17.Упражнения для развития речи
Придумывание историй по картинкам, логические цепочки.
18. Итоговое занятие.
Инсценированное представление с математическими героями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...